УДК 331.101.3
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ЗАНЯТИЯМ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Аннотация. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом - научное направление, отклик на потребности и интересы студентов в плане организации воспитательно-образовательного процесса. Современные условия жизнедеятельности требуют от молодого специалиста обладать рядом личностных качеств, таких как целеустремленность, стрессоустойчивость, настойчивость и др., формировать которые помогают занятия физической культурой и спортом. В связи с этим учет мотивационно-потребностной сферы личности студента вуза становится все более актуальным. Ключевые слова: мотивация, формирование, методика, реализация методики, спорт, студенты вуза.
STUDY OF THE MOTIVATION OF UNIVERSITY STUDENTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Annotation. Motivation to participate in physical activity and sport - scientific direction, requiring a response to the needs and interests of students in terms of organization of educational process. Modern conditions of life require a young professional, having a number of personal qualities such as motivation, stress tolerance, persistence, and others, which help to form classes in physical culture and sports. In this regard, the accounting motivational and consumerism sphere of personality of students is becoming increasingly important.
Keywords: motivation, formation, methods, implementation techniques, sports, students of university.
Общеизвестно, что студенческий возраст связан с рядом трудностей - это увеличение учебной нагрузки, малоподвижный образ жизни, низкий уровень двигательной активности, социальное и межличностное общение [1]. Поэтому изучение мотивации студентов высшего учебного заведения к занятиям физической культурой и спортом обуславливает учет их возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, желаний и потребностей.
В научной литературе понятие мотив (франц., ед. ч. motif, от лат. moveo — двигаю) трактуется как побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности [4]. В современной науке термин «мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы [3].
Мотивацию можно рассматривать как совокупность мотивов, а также процесс, методы, средства, побуждающие человека к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования [2]. В научно-исследовательской литературе авторами дается множество определений понятий «мотивация»; относительно нашего исследования мотивация - соотношение внешних и внутренних факторов поведения личности [5], которые являются двигательной силой его физкультурно-оздоровительной или спортивной деятельности.
Анализ научных исследований мотивационно-потребностной сферы студентов представлены в трудах ученых О.С. Васильевой, Е.А. Волбушко, С.В. Гусева, Н.А. Добровольской, А.А. Касаткина, И.А. Ларичевой, Т.Г. Трефиловой, О.В. Якубовской. В исследованиях авторов доказано, что будущие выпускники имеют не один, а несколько мотивов для занятий физической культурой и спортом:
— укрепление здоровья;
— развитие физических качеств (силы, выносливости, гибкости и т.д.);
— стремление быть лидером в группе;
А.Д. Мальченко Е.А. Куницына
Alla Malchenko Elena Kunitcina
© Мальченко А.Д., Куницына Е.А., 2014
— красивая фигура;
— стремление нравиться противоположному полу;
— получение зачета;
— коррекция лишнего веса;
— рекреационные формы физической культуры (отдых, развлечения и т.п.);
— отвлечение с умственной работы на физическую.
Формирование мотивации нами воспринимается как процесс становления себя как личности, а в данном случае как личности, осуществляющей двигательную активность с целью здоровьесбере-жения, красоты, самоутвержения и др. Целью нашего исследования является определение мотивации к занятиям физической культурой и спортом студентов вуза.
Для определения основных мотивов нами была составлена и предложена студентам анкета, раскрывающая отношение к занятиям физической культурой и спортом. Число респондентов составило 100 студентов.
Проведенный нами анкетный опрос показал, что у большинства студентов высшего учебного заведения отсутствует устойчивая мотивация к занятиям физическими упражнениями, кроме того, многие студенты занимаются спортом от случая к случаю. Причиной слабой мотивации может служить отсутствие знаний о пользе физических упражнений или наличие поверхностных знаний воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Повышение знаниевого компонента при формировании мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом — важный аспект образовательного процесса. Участие в конференциях, выступление с докладами, подготовка статей и тезисов способствует повышению когнитивных способностей студентов и, соответственно, развивает интерес к занятиям физической культурой и спортом, мотивационно-потребностную сферу личности.
Изучение мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом основывалось на анализе результатов анкетирования, который представлен в таблице 1.
Таблица 1
Отношение студентов вуза к занятиям физической культурой
Вопросы анкеты Ответы «Да» (%) Начальный этап эксперимента/итоговый этап эксперимента Ответы «Нет» (%) Начальный этап эксперимента/итоговый этап эксперимента Ответы «Не всегда» (%) Начальный этап эксперимента/итоговый этап эксперимента
Я всегда с нетерпением жду занятий физической культуры, потому что они укрепляют мое здоровье 23/53 19/17 58/30
Я всегда нахожу возможность заниматься физкультурой, потому что движение доставляет мне радость 25/58 22/23 53/19
Мне приходится ходить на занятия физической культуры, чтобы получить оценку 59/47 24/43 17/10
Вопросы анкеты Ответы «Да» (%) Начальный этап эксперимента/итоговый этап эксперимента Ответы «Нет» (%) Начальный этап эксперимента/итоговый этап эксперимента Ответы «Не всегда» (%) Начальный этап эксперимента/итоговый этап эксперимента
Интерес к физической культуре у меня не пропадает даже во время каникул 31/70 28/9 41/21
Занятия физическими упражнениями приносят мне пользу, улучшают мое настроение и самочувствие 48/81 15/11 37/8
Мне хочется заниматься физическими упражнениями, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы 37/65 30/11 33/24
Результаты исследования показали, что у современных студентов можно выделить целый ряд мотивов к занятиям физической культурой и спортом:
— быть трудоспособным и стрессоустойчивым;
— иметь социальную значимость в коллективе;
— иметь хороший уровень спортивной подготовки;
— нравиться противоположному полу;
— иметь красивую фигуру.
Также студентами отмечено то, что компетентность преподавателя физической культуры играет большую роль в формировании мотивации. Для них важно, чтобы занятие физической культурой было интересным, разнообразным, эмоциональным. Некоторые студенты отметили, что хотели бы видеть перед собой преподавателя, обладающего достойным количеством личных примеров здорового образа жизни, красивого, умного человека, способного адекватно общаться с молодежью, слушать и слышать их проблемы в области физической культуры и спорта, быть готовым помочь в достижении поставленной здоровьесберегающей цели.
Мотивационная сфера личности, широта и глубина теоретических и методико-практических знаний, умений и навыков в области физической культуры и ее видов позволяет студенту разносторонне развиваться. С целью изучения мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности студентов вуза в процессе аудиторной работы мы провели анкетирование, позволяющее определить место мотива в укреплении и сохранении здоровья в ряде других мотивов в процессе аудиторных занятий физической культурой (см. табл. 2). Среди предложенных нами мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности студенты выделили первостепенные.
Таблица 2
Мотивы студентов в процессе занятий физической культурой
№ Мотивы Количество студентов (%)
1. Укрепление здоровья 20,0
2. Развитие физических качеств (силы, выносливости, гибкости и т.д.) 14,6
№ Мотивы Количество студентов (%)
3. Стремление быть лидером в группе 12,8
4. Красивая фигура 12,2
5. Стремление нравиться противоположному полу 10,0
6. Получение зачета 9,2
7. Коррекция лишнего веса 8,1
8. Рекреационные формы физической культуры (отдых, развлечения и т.п.) 6,8
9. Отвлечение с умственной работы на физическую 6,3
Определение мотивов занятий физической культурой в вузе позволило нам сделать вывод о том, что большое значение играет процесс организации занятий физической культурой, а также целесообразное использование физических упражнений, которые соответствуют индивидуальным особенностям студентов, их мотивыационно-потребностной сфере, состоянию здоровья. В совокупности, учет вышеизложенного помогает актуализировать формирование мотивации будущих специалистов в здоровом образе жизни.
Библиографический список
1. Вергунова В.М., Горшенин В.М., Лейфа А.В. Мотивация студентов Дальневосточного государственного аграрного университетеа к физической активности // Современные проблемы физической культурой и спорта: матер. IX науч. конф. - Хабаровск: ДВГАФК, 2006. - С. 25-27.
2. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2001. - 468 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 1999. - 384 с.
4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студентов высших учеб. завед.: В 2 кн. / И.П. Подла-сый. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 576 с.
5. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб., 2004. - 421 с.