Научная статья на тему 'Изучение мотивации студентов к научно-исследовательской работе в вузе'

Изучение мотивации студентов к научно-исследовательской работе в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
630
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / RESEARCH WORK OF STUDENTS / МАГИСТРАНТЫ / UNDERGRADUATES / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / TEACHERS / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Супрун Н. Г., Халикова Д. А., Маметьева О. С.

Интенсивное развитие международных контактов, процессы глобализации и интеграции в мировом сообществе существенно влияют на систему российской высшей школы. Изменения направлены на создание единого образовательного пространства с целью подготовки специалиста, способного к активной творческой деятельности, самореализации, самостоятельности, конкурентоспособности, социальной и профессиональной мобильности. Динамика спроса на квалифицированные кадры в России вступила в противоречие со сложившейся системой их подготовки. Актуальность настоящего исследования продиктована изменениями в системе высшего профессионального образования. Переход к компетентностному подходу, введение многоуровневых программ высшего профессионального образования дают возможность отказаться от традиционной когнитивной модели обучения, когда у обучающихся формируется в основном готовность к репродуктивному воспроизведению информации. Ориентация процесса профессиональной подготовки в университете на формирование профессиональной компетентности в единстве с системой ценностных ориентаций предполагает кардинально новые подходы к научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Научно-исследовательская деятельность в вузе представляет собой важную составляющую профессиональной подготовки, является многоуровневым процессом в контексте непрерывного образования, строится на междисциплинарной основе и предусматривает формирование всесторонне развитой интеллектуальной личности, обладающей высокой общей и профессиональной культурой. В рамках данной статьи будет представлен анализ результатов исследования, проведенного в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г. И. Носова среди студентов, магистрантов и преподавателей. Его целью было выявления актуального состояния научно-исследовательской работы обучающихся: степени осмысленности научной подготовки студентов технического университета на современном этапе; доли и характера участия студенческой молодежи и преподавателей в научно-исследовательской работы студентов; наличия организационных проблем и трудностей; необходимости разработки соответствующей концепции преподавания учебных дисциплин в системе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Супрун Н. Г., Халикова Д. А., Маметьева О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение мотивации студентов к научно-исследовательской работе в вузе»

УДК 378.147.88

Н. Г. Супрун (Магнитогорск, Россия) Д. А. Халикова (Магнитогорск, Россия) О. С. Маметьева (Магнитогорск, Россия)

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЕ В ВУЗЕ

Аннотация. Интенсивное развитие международных контактов, процессы глобализации и интеграции в мировом сообществе существенно влияют на систему российской высшей школы. Изменения направлены на создание единого образовательного пространства с целью подготовки специалиста, способного к активной творческой деятельности, самореализации, самостоятельности, конкурентоспособности, социальной и профессиональной мобильности. Динамика спроса на квалифицированные кадры в России вступила в противоречие со сложившейся системой их подготовки. Актуальность настоящего исследования продиктована изменениями в системе высшего профессионального образования. Переход к компетентностному подходу, введение многоуровневых программ высшего профессионального образования дают возможность отказаться от традиционной когнитивной модели обучения, когда у обучающихся формируется в основном готовность к репродуктивному воспроизведению информации. Ориентация процесса профессиональной подготовки в университете на формирование профессиональной компетентности в единстве с системой ценностных ориентаций предполагает кардинально новые подходы к научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Научно-исследовательская деятельность в вузе представляет собой важную составляющую профессиональной подготовки, является многоуровневым процессом в контексте непрерывного образования, строится на междисциплинарной основе и предусматривает формирование всесторонне развитой интеллектуальной личности, обладающей высокой общей и профессиональной культурой. В рамках данной статьи будет представлен анализ результатов исследования, проведенного в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г. И. Носова среди студентов, магистрантов и преподавателей. Его целью было выявления актуального состояния научно-исследовательской работы обучающихся: степени осмысленности научной подготовки студентов технического университета на современном этапе; доли и характера участия студенческой молодежи и преподавателей в научно-исследовательской работы студентов; наличия организационных проблем и трудностей; необходимости разработки соответствующей концепции преподавания учебных дисциплин в системе высшего профессионального образования.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, магистранты, преподаватели, компетенции.

Сегодня в условиях современного информационного общества и постоянного обновления знаний способности быстро ориентироваться в потоке информации, анализировать ее, выделять нужное, проводить самостоятельные исследования и доказывать их эффективность на практике являются профессионально важными компетенциями. Ключевая роль научно-исследовательской работы в формировании профессиональных компетенций студентов отражена в федеральных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВО) по многим направлениям подготовки.

Переход к компетентностному подходу, введение многоуровневых программ высшего образования предоставляют возможность отказаться от классической познавательной модели обучения, когда у обучающихся формируется и развивается в основном готовность к воспроизводству знаний. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов обусловлено остротой образовывающихся в мире социальных, культурных и экономических проблем. Современное высшее образование направленно на поиск приемлемых путей подготовки компетентных специалистов с новым мышлением, обладающих всесторонними знаниями, готовых к самостоятельному решению профессиональных задач, профессионально маневренных. В условиях нашей страны реализация компетентностного подхода становится фактором сохранения единого

образовательного, профессионального, культурного и ценностного пространства и фактором слияния с мировым образовательным пространством.

Нацеливание процесса кадровой подготовки в высшей школе на формирование профессиональной компетентности в системе ценностных ориентаций предполагает решительно новые подходы к научно-исследовательской деятельности студентов в вузе, которая становится инструментом профессиональной коммуникации, повышает мотивацию к изучению будущей специальности. Научно-исследовательская деятельность в университете представляет собой важную часть кадровой подготовки, многоуровневым процессом в системе непрерывного образования. Она образуется на междисциплинарной основе и предусматривает формирование многогранно развитой интеллектуальной личности, обладающей высокой социальной и профессиональной культурой. Научно -исследовательская подготовка при этом позволяет обеспечить максимальный учет индивидуальных особенностей обучающихся; позволяет использовать такие организационно-педагогические формы и методы обучения, которые адекватны целям обучения, социально-психологическим особенностям обучающихся и специфике содержания обучения. Эти цели выражаются в изменении системы знаний, в парадигме ценностей, в комплексе личностных качеств, в поведении людей.

Неразрывной частью сегодняшнего высшего образования является участие студентов в научной работе. С. И. Гессен утверждал: «Овладение методом научного исследования - эта последняя цель научного образования - может быть достигнута только путем вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу. Высшая научная школа должна быть поэтому, прежде всего очагом научного исследования, преподаватель - активным исследователем, студент - участник научной работы, место занятий - аудитория, лаборатория - место, где открываются новые научные истины. Высшая научная школа -место, где соединяются преподавание и исследование» [Цит. по: 1, с. 174]. Таким образом, в университете обучение и исследование должны быть неразрывно связаны друг с другом.

В рамках нашего исследования речь будет идти об осмыслении научно-исследовательской работы (далее - НИР) современными студентами технического университета; о разработке концепции преподавания учебных гуманитарных и технических дисциплин в системе высшего профессионального образования; об иерархии компетенций, составляющих профессиональную компетентность выпускников технических вузов.

Статья демонстрирует результаты социологического исследования, проведенного в декабре 2016 г. на базе Магнитогорского государственного технического университета им Г. И. Носова с целью выявления мотивации и отношения участников образовательного процесса к НИР. Методом сбора информации послужил анкетный опрос. В опросе приняли участие 400 студентов 1-6 курсов университета, а также 395 магистрантов 1-2 курсов МГТУ.

Формирование выборочной совокупности происходило в несколько этапов. Генеральная совокупность была поделена на страты в соответствии с непропорциональным отбором (исходя из процентного соотношения численности страт в генеральной совокупности). Страты были сформированы на основе признаков «курс» и «институт /факультет».

На первом этапе отбора, в каждой страте случайно были отобраны студенческие группы, в которых проходил сплошной опрос респондентов.

Структура выборки выглядит следующим образом:

а) пол: мужской - 44,6 %, женский - 55,4 %;

б) институт /факультет: институт горного дела и транспорта - 14,5 %; институт энергетики и автоматизированных систем - 18,0 %; институт строительства, архитектуры и искусства - 11,8 %; институт металлургии, машиностроения и материалообработки - 13,8 %; институт естествознания и стандартизации - 12,0 %; институт гуманитарного образования -20,3 %; институт экономики и управления - 7,3 %; факультет физической культуры и спортивного мастерства - 2,5 %;

в) курс обучения: первый - 25,0 %, второй - 24,5 %, третий - 21,5 %, четвертый -22,3 %, пятый - 5,5 %; шестой - 1,3 %.

Предметом исследования являлась мотивация студентов и отношение их к НИРС в МГТУ им. Г. И. Носова. Исследование показало низкую степень активности студентов в научно-исследовательской деятельности, большинство опрошенных не принимают участия в ней.

Студенты института гуманитарного образования чаще, чем в целом по массиву, принимают участие во внутривузовских, региональных конференциях, публикуют свои статьи. Опрошенные дают среднюю оценку активности преподавателей своей кафедры в привлечении студентов к участию в научной деятельности - 42,8 %. Обучающиеся института гуманитарного образования чаще, чем в целом по массиву, высоко оценивают активность преподавателей в этом направлении (на 13,2 % чаще). Основными видами НИРС, к которым преподаватели вовлекают студентов, согласно полученным данным, являются написание и публикация статей, а также участие в конференции.

Число студентов, выразивших желание заниматься научно-исследовательской деятельностью в МГТУ, доходит, согласно данным опроса, до 39,5 % опрошенных. При этом следует отметить, что среди тех, кто указал на наличие интереса к научной деятельности, 36,7 % не определили, каким именно направлением научной деятельности они хотели бы заниматься. Данный показатель составляет 14,5 % от числа всех опрошенных. Таким образом, число студентов, кто осмысленно мог быть вовлечен в НИРС, составляет 25,0 % опрошенных.

Отдельно рассмотрим мотивацию и отношение магистрантов к НИР. Основной формой участия магистрантов в научно-исследовательской деятельности так же, как и студентов, является участие во внутривузовских конференциях и публикация статей.

Магистранты института энергетики и автоматизированных систем (направление «Автоматизированные системы») больше, чем в целом по массиву, принимают участие в выполнении хоздоговорных и научно-исследовательских работ (на 23,7 % чаще: доля участвующих в хоздоговорных НИР магистрантов данного института составляет 46,5 %). Магистранты института металлургии, машиностроения и материалообработки (направление «Металлургия») чаще, чем в целом по массиву, принимают участие в получении патента на изобретение, полезную модель (на 9,9 % больше: доля участвующих в получении патента среди магистрантов данного института составляет 15,0 %).

Более половины опрошенных дают высокую оценку активности преподавателей своей кафедры в привлечении магистрантов к участию в научной деятельности - 51,9 %. Число магистрантов, указавших на то, что они хотели бы заниматься научно-исследовательской деятельностью в МГТУ, составляет, согласно данным опроса, 61,8 % опрошенных. При этом среди последних 25,8 % не указали, каким именно направлением научной деятельности они хотели бы заниматься. Данный показатель по вузу составляет 16,0% от числа всех опрошенных. Таким образом, число магистрантов, желающих быть вовлеченными в НИРС, составляет 45,8 %.

Другими участниками НИР являются и преподаватели университета. Рассмотрим мотивацию и отношение преподавателей МГТУ к НИРС. Исследование проводилось методом анкетного опроса. Анкета была размещена на корпоративном портале МГТУ им Г. И. Носова. В опросе приняли участие 135 преподавателей.

Структура выборки: пол: мужской - 31,9 %, женский - 68,1 %; возраст: до 30 лет -7,8 %, 30-40 лет - 28,9 %, 40-50 лет - 42,2 %, 50-60 лет - 18,0 %, старше 60 лет - 3,1 %; ученая степень: доктор наук - 11,1 %, кандидат наук - 75,6 %, нет ученой степени - 13,3 %; должность: ассистент - 4,4 %, старший преподаватель - 10,4 %, доцент - 67,4 %, профессор -7,4 %, заведующий кафедрой - 4,4 %, директор института, декан - 0,7 %, другое - 5,2 %.

Предметом исследования являлась мотивация, отношение преподавателей к НИРС в МГТУ. В структуре ответов преподавателей на вопрос о состоянии научной деятельности в МГТУ преобладают отрицательные ответы - более 45,0 % опрошенных отметили, что наука

в МГТУ находится в состоянии застоя, переживает кризис или находится в упадке. Около 37,0 % респондентов указали на то, что наука в МГТУ хорошо развивается или наблюдается ее подъем. Большинство преподавателей, согласно данным опроса, не принимали участие в таких видах научно-исследовательской работы, как хоздоговорные НИР, работа по гранту (государственному контракту), получение патента на изобретение, регистрация программных продуктов. Этим, прежде всего, может объясняться нежелание преподавателей вовлекать студентов в НИР.

Соотношение показателей привлечения студентов к участию в научной деятельности и факта участия в ней преподавателей позволило выявить зависимость, согласно которой занятость преподавателей в научно-исследовательской деятельности прямо пропорциональна привлечению обучающихся к НИРС.

Большинство преподавателей, принимавших участие в таких видах научно -исследовательской деятельности, как подача заявок на участие в грантах, конкурсах, участие в хоздоговорных работах, в качестве руководителя НИР, получение патента на изобретение, регистрация программных продуктов, пытались привлекать студентов к научным исследованиям, но безуспешно. Данный факт означает наличие других причин неучастия студентов в таких видах НИР, кроме факта неучастия в них самих преподавателей.

Преподаватели МГТУ в целом считают, что привлекать студентов к участию в научно -исследовательской деятельности необходимо - так считают 83,0 % опрошенных. Но при этом, большинство преподавателей видят основной формой участия студентов в науке только участие в конференциях и написание статей/тезисов (63,0 %). Число преподавателей, убежденных в низком научном потенциале студентов, составляет около 46,0 %. Эти два момента считать причиной того, что преподаватели, задействованные в разнообразных по видам научно-исследовательских проектах, не привлекают к участию в них студентов.

Мы посчитали, что необходимо выявить источники формирования уверенности вузовских педагогов в том, что статьи и конференции - это основные (если не единственные) формы НИРС. Результаты анализа показывают, что на убежденность преподавателей в том, что главной формой участия студентов науке должно быть участие в конференциях и написание статей, повлияли два фактора:

1) участие студентов в серьезных научно-исследовательских проектах отнимает у исследователей дополнительное время;

2) участие студентов в серьезных научно-исследовательских проектах не имеет смысла по причине отсутствия серьезного научного вклада с их стороны.

При этом обе эти позиции зависят друг от друга. Кроме того, высказывалась позиция, что исследователь не должен делиться своими научными разработками с другим лицами, в том числе со студентами.

Одной из задач нашего исследования было выявление причин низкой активности преподавателей в сфере научной деятельности.

Большинство опрошенных обнаружили внутреннее желание заниматься научной деятельностью, при этом они не имели в виду работу над диссертацией. Доля таких преподавателей 67,4 %. Преподаватели высоко оценивают уровень своих способностей для занятия научной деятельностью - 72,6 %. А среди факторов, которые отрицательно влияют на эффективность НИР самих преподавателей, были отмечены: объем аудиторной нагрузки (77,0 %), размер заработной платы (65,9 %), отсутствие финансирования на работу в интересующем преподавателей направлении (38,5 %), неуверенность в продолжении дальнейшей трудовой деятельности в МГТУ (36,3 %), техническая обеспеченность вуза для научно-исследовательской деятельности (29,6 %).

Техническая обеспеченность вуза стала препятствием для продвижения научно-исследовательской деятельности около 1/3 всех опрошенных преподавателей. Заметим, что

преподаватели, чей исследовательский интерес находится в технической области, чаще других указывали на это препятствие. Среди данной категории преподавателей указанный фактор выбрала половина респондентов. Анализируя ответы преподавателей по различным параметрам технической обеспеченности вуза, мы пришли к следующим выводам:

- преподаватели чаще высоко оценивают такой показатель технической обеспеченности вуза, как обеспеченность помещениями;

- неоднозначно оценивается обеспеченность вуза лабораториями или полигонами для испытаний: в структуре ответов преобладают средние оценки, число негативных оценок незначительно меньше;

- оснащенность специальными приборами для экспериментов, испытаний и оснащенность вычислительной техникой чаще получают низкую оценку преподавателей;

- информационное обеспечение научных работ, а также доступ к отраслевым, специализированным базам данных оцениваются удовлетворительно.

Анализ эмпирических данных проведенного исследования позволил определить социально-демографические характеристики респондентов, установить уровень мотивации к занятиям научно-исследовательской деятельностью, получить общее представление о преобладающих формах участия студентов и преподавателей в НИР и соотнести все эти показатели с субъективным отношением участников образовательного и научно-исследовательского процессов, с объективными проблемами НИР в вузе. Проведенное исследование затронуло многие аспекты организации научной работы студентов, что обусловлено разнообразием и многогранностью социальных детерминант научно -исследовательской деятельности студентов в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрова С. Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый. 2011. № 10. Т. 2. С. 173-175.

2. Супруненко Г. А. Магистратура как элемент образовательной системы современной России // Символ науки. 2015. № 9-2. С. 194-196.

N. G. Suprun (Magnitogorsk, Russia) D. A. Halikova (Magnitogorsk, Russia) O. S. Mameteva (Magnitogorsk, Russia)

STUDIES OF STUDENTS' MOTIVATION IN THE RESEARCH WORK IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Abstract. Intensive development of international contacts, globalization and integration processes in the world community influence the system of the higher education in Russia significantly. So, these changes are aimed at creating the single educational space, with the purpose of training a specialist capable of creative activity, self-realization, independence, competitiveness, social and professional mobility. Evolution of the demand for qualified personnel in Russia came into conflict with the existing system of their training. The changes in the system of higher professional education reveal the relevance of this research. Transition to the competence building approach, introduction of multilevel programs of higher education give the chance to give up the traditional cognitive model of training when, on the whole, just readiness for a reproductive activity is formed and developed in students. The process of vocational training at university is aimed at the formation of professional competence in unity with the system of value orientations. It implies absolutely new approaches to university students' research work. Research work at the u niversity is an important component of vocational training. It is a multilevel process in the context of continuous education, it is based on the cross-disciplinary basis and provides the formation of a fully developed intellectual personality with a high general and professional culture. The article presents the results of the study carried out at the

Nosov Magnitogorsk State Technical University among students, undergraduates and teachers in order to identify the real state of the research work of students: understanding of scientific training of technical university students at present, the extent and nature of the participation of students and teachers in the students' research work; problems and difficulties of organization, the necessity to work out a concept of teaching academic subjects in the system of higher professional education.

Keywords: Research work of students, undergraduates, teachers, competences.

REFERENCES

1. Petrova S. N. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov kak faktor povysheniya kachestva podgotovki spetsialistov //Molodoi uchenyi, 2011, No 10, T. 2, pp. 173-175.

2. Suprunenko G. A. Magistratura kak element obrazovatel'noi sistemy sovremennoi Rossii, Simvol nauki [Symbol of science], 2015, No 9-2, pp. 194-196.

Супрун Н. Г., Халикова Д. А., Маметьева О. С. Изучение мотивации студентов к научно-исследовательской работе в вузе // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С.55-60

Suprun N.G., Halikova D.A., Mameteva O. S. Studies of students' motivation in the research work in a higher education institution. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research]. 2017, Vol. 1, No 1, pp. 55-60

Authors:

Nelli G. Suprun - associate professor, PhD in Philosophy, associate professor at the Department of Social Work and Psycho-Pedagogical Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, [email protected]

Dzheni A. Halikova, assistant of the Department of Social Work and Psycho-Pedagogical Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, [email protected]

Olga S. Mameteva, PhD in Pedagogy, associate professor at the Department of Social Work and Psycho-Pedagogical Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.