Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ'

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
субъективное благополучие / психологическое благополучие / мотивация / гедонистический подход / эвдемонистический подход / subjective well-being / psychological well-being / motivation / hedonistic approach / eudaimonistic approach

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Непомнящая В.А., Черенева Е.А.

Рассматривается мотивация к достижению субъективного благополучия. Раскрыта сущность субъективного благополучия как части психологического благополучия Рассмотрены основные подходы субъективного благополучия в исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Непомнящая В.А., Черенева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF MOTIVATION FOR ACHIEVING SUBJECTIVEWELL-BEING OF INDIVIDUAL

The motivation to achieve subjective well-being is considered. The essence of subjective well-being as a part of psychological well-being is revealed, the main approaches of subjective well-being in the study are considered.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ»

УДК 159 Непомнящая В.А., Черенева Е.А.

Непомнящая В.А.

магистрант

Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева (г. Красноярск, Россия)

Научный руководитель: Черенева Е.А.

доцент, доктор психологических наук Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева (г. Красноярск, Россия)

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: рассматривается мотивация к достижению субъективного благополучия. Раскрыта сущность субъективного благополучия как части психологического благополучия Рассмотрены основные подходы субъективного благополучия в исследовании.

Ключевые слова: субъективное благополучие, психологическое благополучие, мотивация, гедонистический подход, эвдемонистический подход.

Введение.

На протяжении нескольких последних десятилетий в психологических исследованиях значительно возрос интерес к проблеме субъективного благополучия. Так, понимание природы счастья исследовалось многими авторами, которые внесли значительный вклад в изучение данной проблематики.

Субъективное благополучие - это исчерпывающее понятие, отражающее восприятие и самоощущение, которое человек испытывает относительно своей жизни, личности и общей удовлетворённости жизнедеятельностью.

Начиная с античности, самосовершенствование и самопринятие рассматривались как некоторые из множественных способов достижения счастья, что в современной психологии является одной из составных частей субъективного благополучия. А.А. Кроник и Р.А. Ахмеров, исследуя различные подходы к стремлению и мотивам достижения счастья, выделили четыре компонента жизни людей: гедонистический, эвдемонистический, аскетический, деятельный, созерцательный. В своём исследовании мы будем опираться на два основных из них - гедонистический и эвдемонистический подходы. [8, с. 56]

Теоретические аспекты исследования мотивации достижения субъективного благополучия.

В современной психологии все более часто встречается термин «субъективное благополучие». Американский психолог Норман М. Бредбёрн ввел термин "психологическое благополучие" в своей работе "Структура психологического благополучия" в 1969 году, рассматривая его как динамическое равновесие между двумя типами эмоций, которые складываются в течение жизни - положительных и отрицательных аффектов, возникающих в ответ на события внешней среды. [14, с. 31]

Автор термина "психологическое благополучие" Н. Бредберн считал, что его структура включает в себя два компонента: положительный и отрицательный аффект. Позднее Э. Динер добавил третий компонент -«удовлетворенность жизнью», который является более абстрактным и когнитивным фактором, и назвал благополучие субъективным, подчеркнув, что для понимания благополучия необходимо рассматривать не только эмоциональный аспект, но и целостное благополучие.

Однако, К. Рифф отказалась от точки зрения Э. Динера, заключив, что субъективное благополучие и его компоненты обладают чрезмерной

изменчивостью и не отражают общей картины благополучия в долгосрочной перспективе. [18, с. 26]

Согласно Эдварду Динеру, в его работе "Субъективное благополучие" (1984), идеи Н. Бредберна были расширены за счет включения когнитивного аспекта отношения к себе и окружающей реальности. В частности, Динер ввел понятие "субъективное благополучие", которое образуется из трех элементов: удовлетворенность жизнью, позитивный аффект и негативный аффект. Согласно Динеру, эти три компонента формируют определенный уровень субъективного благополучия. [16, с. 255]

Несмотря на то, что концепции структуры психологического и субъективного благополучия имеют схожие черты, Динер не считает их прямыми аналогами. Он утверждает, что субъективное благополучие - это только компонент психологического благополучия, требующего дополнительных характеристик для описания. Субъективное благополучие -это совокупность положительных переживаний и когнитивной оценки субъективного характера общих условий жизни, а также качества жизни в целом. Данный подход Динера называется гедонистическим, подчеркивая важность удовлетворения индивидуальных потребностей и предпочтений в поиске субъективного благополучия. [16, с. 262]

Мартин Селигман в своей работе в отрасли позитивной психологии выделяет пять основных элементов субъективного благополучия: положительные эмоции, вовлеченность, отношения, настойчивость и смысл. [12, с. 49]

Соня Любомирски, в своей работе «Психология счастья. Новый подход» изучает факторы, влияющие на счастье и благополучие, включая признательность, позитивное мышление и социальные отношения. Автор также упоминает о том, что предпосылка «Как достичь счастья» заключается в том, что 50 процентов долгосрочного уровня счастья каждой личности определяется генетически, на 10 процентов влияют жизненные обстоятельства и ситуация, а

оставшиеся 40 процентов счастья зависят от самоконтроля самого человека.

[11, с. 3]

В научной литературе синонимичными определениями субъективного и психологического благополучия являются такие понятия как "оптимизм", "удовлетворенность жизнью" и "счастье", как указывает исследование Р.М. Шамионова. Однако, эти определения отражают содержание изучаемого нами явления не одинаково, поскольку субъективное благополучие личности включает в себя различные установки, реализация которых зависит от совокупности факторов, таких как условия социализации и реализация потребностей. [13, с. 52]

Кроме того, американская исследовательница Кэрол Рифф внесла значительный вклад в изучение психологического благополучия, основываясь на исследованиях Н. Бредберна. Она разработала свою структуру благополучия, которая включает шесть основных компонентов: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономию, управление окружающей средой, цель в жизни и личностный рост. Это исследование, опубликованное в 1995 году, стало важным шагом в понимании психологического благополучия и его факторов. [17, с. 1073]

Ричард М. Райан выделяет два основных направления в понимании благополучия: гедонистическое (от греч. hedone - удовольствие) и эвдемонистическое (от гpeч. eudaimonia - блаженство, счастье). Такие представители гедонистического направления, как Д. Канеман, Н. Бредбёрн, Э. Динер определяют благополучие в основном в терминах удовлетворенности-неудовлетворенности. В свою очередь, К. Рифф и А. Уотерман считают, что достижение личностно роста является ключевым аспектом личностного благополучия.

Два основных подхода к пониманию благополучия в психологии -гедонистический и эвдемонистический - представляют собой фундаментально отличные перспективы на это понятие.

Гедонистический подход основан на поиске удовольствия и избегании боли, а также отрицательных эмоций и переживаний. Он связывает психологическое благополучие с наслаждением, комфортом и удовлетворением физических потребностей. Целью является направленность на положительные эмоции и минимизация негативных, что позволяет человеку чувствовать себя лучше и более счастливым.

С другой стороны, эвдемонистический подход ориентирован не на моментальное наслаждение, а на достижение более высокого качества жизни. Он утверждает, что истинное благополучие достигается через процесс саморазвития, самореализации, установления смысла и целей в жизни. Эвдемонистический подход подчеркивает важность гармонии между разумом, чувствами и действиями, что позволяет человеку достичь более высокого уровня личного роста и счастья. [16, с. 264]

В основе субъективного благополучия лежит гедонистический подход, который имеет глубокую историческую традицию. Одним из его основоположников стал Аристипп, греческий философ IV века до н. э., который провозгласил, что цели жизни - это максимизация удовольствий и счастье - это сумма гедонистических моментов человеческой жизни. Вслед за ним последовали многие психологи, которые считают, что благополучие состоит из субъективного счастья и связано с переживанием удовольствия или неудовольствия в широком смысле, включая все оценки положительных и отрицательных сторон жизни.

В рамках гедонистического подхода, психологическое благополучие определяется как достижение субъективного ощущения счастья и удовлетворения, которое не ограничивается только телесными ощущениями, но также включает в себя чувство достижения важных целей и реализации своих возможностей. Это понимание благополучия близко к когнитивной теории психики, согласно которой субъективное благополучие является ключевым индикатором психологического комфорта и удовлетворения. Сторонники гедонистического подхода считают, что переживание счастья и субъективное

благополучие человека - это наиболее общий индикатор психологического благополучия, которое может быть измерено через самооценку и субъективное ощущение удовлетворения.

Эвдемонистический подход в гуманистической психологии подчеркивает важность полноты самореализации человека в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах. Это понимание психологического благополучия как процесса нахождения некого «творческого синтеза» между соответствием запросам социального окружения и развитием собственной индивидуальности.

В рамках этого подхода исследователи, такие как Дж. Бюдженталь, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и Г. Оллпорт, разработали теории и модели, которые помогают понять факторы, влияющие на психологическое благополучие. Одним из наиболее известных исследований в этом направлении является многомерная модель психологического благополучия, разработанная К. Рифф и М. Яходой.

Данная модель включает шесть основных составляющих: наличие цели в жизни, положительные отношения с другими, личностный рост, управление окружением, самопринятие и автономия. Разработанный на основе этой модели инструментарий для проведения исследований, называемый «Шкалы психологического благополучия К. Рифф», получил широкое распространение за рубежом. [18, с. 67]

Эти и другие ученые внесли значительный вклад в понимание того, как личностные факторы, такие как общественная среда, культурные различия и другие аспекты влияют на субъективное (психологическое) благополучие людей. Их исследования помогают не только углубить наше понимание данного понятия, но и разработать методы дальнейшего улучшения качества жизни и благополучия индивидуумов.

Исследование субъективного благополучия личности в трудах учёных.

Одним из наиболее сложных этапов эмпирического исследования субъективного благополучия личности является определение конкретного направления для начала исследования. Поскольку понятие в современной науке еще не имеет четкого определения, и не существует устоявшейся методологии, которая бы определила основные критерии и параметры этого исследования, исследователи начинают свой труд с разработки эмпирических показателей, связанных с уже существующими и более или менее надежными индикаторами. В результате, сравнительный анализ, который является проверкой результатов, полученных на основе субъективного описания испытуемыми своего состояния, может быть рассмотрен как подтверждение понимания того, что конкретные показатели, используемые для исследования конструкта "субъективное благополучие", на самом деле отражают интуитивное (т.е., субъективное) самоощущение испытуемых в отношении изучаемого явления, и согласуются с другими связанными данными, которые предполагают существование этого конструкта.

Одним из первых способов измерения удовлетворенности жизнью является вопрос, используемые М. Аргайлом и соавторами: «Насколько вы сейчас удовлетворены своей жизнью в целом?», где испытуемому необходимо было выбрать один из соответствующих его самоощущению. [1, с. 86]

В последние годы проведено значительное количество исследований, цель которых - определить факторы, влияющие на благополучие человека. Некоторые из этих исследований были гигантскими по масштабу, привлекая к участию более 160 000 респондентов. Вначале исследователи изучали долю счастливых и несчастных людей в населении, а затем фокусировались на статистических связях между уровнем счастья и другими факторами, такими как возраст, семейное положение, род деятельности и т.д. Один из первых примеров такого исследования - исследование Д. Кэмпбелла, которое получило

широкое признание. Позже исследователи выявили, что некоторые факторы взаимосвязаны, и одна из них может иметь прямое влияние на другую.

Для изучения независимого влияния различных факторов ученые начали широко использовать метод множественной регрессии. Например, в исследованиях, переработанных Венховеном, использовались именно такие методы. Из этих исследований следует, что фактор национальности имеет незначительное влияние на показатели субъективного благополучия, если учитывать уровень дохода, образование и другие факторы. [19, с. 26]

Кроме того, существуют и другие способы проверки гипотез о причинах высокого уровня субъективного благополучия. Например, Кларк и Освальд установили, что удовлетворенность доходом не связана с его фактическим уровнем, но данный критерий был выше у тех, кто, учитывая свои возраст, образование, характер работы и другие составляющие, ожидал меньше, но получил больше, чем ожидал [15, с. 7].

Заключение.

Таким образом, большинство авторов сходятся в том, что благополучие личности — это сложная многогранная структура переживания субъектом отдельных аспектов своего существования, а также жизни в целом. Данная проблематика формируется в связи с тем, насколько в жизнедеятельности реализованы индивидуальные личностные потребности, учитывая различные индивидуальные представления, потребности, ценности и уровень притязаний. Поэтому, проблема изучения субъективного благополучия является актуальной, поскольку данная тема обладает высокой новизной и, следовательно, остаётся до конца не изученной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аргайл М. Психология счастья / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с;

2. Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия. Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве. - Екатеринбург: УрГПУ, 2013 - С. 30 - 35;

3. Бочарова Е.Е. Структурная организация саморегуляции в зависимости от уровня субъективного благополучия личности. Саратов: Известия Саратовского университета. Философия. Психология. Педагогика, 2011. - С. 64 - 69;

4. Доверие и субъективное благополучие как основание психологической безопасности современного общества / Донцов А.И, Перелыгина Е.Б, Зотова О.Ю. [и др.] / - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018. - 578 с;

5. Лактионова Е.Б., Матюшина М.Г. Теоретический анализ подходов к исследованию проблемы позитивного функционирования личности: счастье, психологическое благополучие, субъективное благополучие. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, Серия «Психология», 2018. Т. 26. С. 77 - 88;

6. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2011. - 701 с;

7. Карапетян Л.В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия. -Екатеринбург: Известия Уральского федерального университета. Проблемы образования, науки и культуры, 2014. № 1 (123). - С. 171 - 182;

8. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. - М.: Смысл, 2022. - 303 с;

9. Кученкова А.В. Этап жизненного цикла как детерминанта субъективного благополучия личности. - М.: Социологические исследования, 2019. № 8. С. 30 - 43;

10. Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля. - М.: Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2020. № 1. С. 14 — 37;

11. Любомирски С. Психология счастья. Новый подход. - СПб.: Питер, 2014. - 352 с;

12. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. - Киев: София, 2006. - 368 с;

13. Шамионов Р.М., Бескова Т.В. Методика диагностики субъективного благополучия личности. - Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2018. Т. 11, № 60. - 12 с;

14. Bradburn N. The structure of Psychological well-being. - Chicago: Aldine Pub. Co, 1969. -320 p;

15. Clark A.E., Oswald A.J. The curved relationship between subjective well-being and age. -Paris: HAL, 2006. 14 p;

16. Diener E., Biswas-Diener R. Happiness: unlocking the mysteries of psychological wealth. -Malden: Blackwell Publishing, 2008. P. 254 - 277;

17. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological wellbeing. - Madison: Journal of Personality and Social Psychology, 1989. Vol. 57. - P. 10691081;

18. Ryff C.D., Singer B. Psychological well-being: Meaning, measurement, and implications for psychological research. - Madison: Psychotherapy and Psychosomatics, 1996. 104 p;

19. Veenhoven R., The Concept of Happiness. Conditions of Happiness. - Erasmus University Rotterdam, The Netherlands, 1984. 477 p

Nepomnyashchaya V.A., Chereneva E.A.

Nepomnyashchaya V.A.

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev

(Krasnoyarsk, Russia)

Scientific advisor: Chereneva E.A.

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev

(Krasnoyarsk, Russia)

STUDY OF MOTIVATION FOR ACHIEVING SUBJECTIVE WELL-BEING OF INDIVIDUAL

Abstract: the motivation to achieve subjective well-being is considered. The essence of subjective well-being as a part of psychological well-being is revealed, the main approaches of subjective well-being in the study are considered.

Keywords: subjective well-being, psychological well-being, motivation, hedonistic approach, eudaimonistic approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.