Научная статья на тему 'Изучение методик самоотношения, саморефлексии, самопознания личности'

Изучение методик самоотношения, саморефлексии, самопознания личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2146
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / САМООЦЕНКА / САМОРЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОПОЗНАНИЕ / МЕТОДИКИ САМООЦЕНКИ / САМООТНОШЕНИЯ / РЕФЛЕКСИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарова Н. Г.

В статье выражена проблема самоотношения, саморефлексии, самопознания, отмечены ее важные характеристики. Представлен теоретический аспект рассматриваемой проблемы. Проведена взаимосвязь между исследуемыми характеристиками личности. Выделены некоторые методики по изучению самопознания, самоотношения и саморефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение методик самоотношения, саморефлексии, самопознания личности»

3. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - С. 40-111.

4. Корницкая С.В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка: автореф. канд. дисс. - М., 1975.

5. Мозг и поведение младенца. - М., 1993.

6. Развитие личности ребенка. - М., 1987.

7. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М., 1989.

8. Ainsworth M.D.S., Bowlby J. An etiological approach to personality development // Amer. Psychologist. - 1991. - V 46. - P. 331-341.

9. Bowlby J. Attachment and loss: Loss, sadness and depression. - L.: Hogarth, 1980. - V 3.

10. Gassidy J. The ability to negotiate the environment: An aspect of infant competence as related to quality of attachment // Child Devel. - 1986. - V 57. -P. 331-337.

11. Klaus M., Kennel J. An infant bonding: 2-d ed. - St. Lois, 1982.

12. Scheffer H.R. The child's entry into the social world. - Orlando, FL: Acad. Press, 1984.

ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИК САМООТНОШЕНИЯ, САМОРЕФЛЕКСИИ, САМОПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

© Макарова Н.Г.*

Российский университет дружбы народов, г. Москва

В статье выражена проблема самоотношения, саморефлексии, самопознания, отмечены ее важные характеристики. Представлен теоретический аспект рассматриваемой проблемы. Проведена взаимосвязь между исследуемыми характеристиками личности. Выделены некоторые методики по изучению самопознания, самоотношения и саморефлексии.

Ключевые слова самоотношение, самооценка, саморефлексия, рефлекторная активность, самопознание, методики самооценки, самоотношения, рефлексии.

В последние годы все чаще возникает вопрос самоотношения, самопознания и саморефлексии, однако мало отражен в психологической литературе. Важно отметить, что именно самопознание способствует выработке определенного эмоционально-ценностного самоотношения личности к себе, а помогает определиться ей в этом - самооценка.

Самоотношение отражается в отношении человека к себе самому и частично другим людям, которые же и помогают формировать его личность. С

* Доцент кафедры Психологии и педагогики, кандидат психологических наук.

точки зрения гуманистической психологии, как отмечает Ю.В. Александрова: «В отношениях с другими людьми необходим контроль и осознание чувств, а также соблюдение четкой границы чужой индивидуальности. Отношение к себе - исследовательское, но не с целью обнаружить у себя тот или иной бессознательный комплекс, а позитивное, принимающее. Трудности взаимоотношений с миром считаются отражением трудностей со своим глубинным «Я». Поэтому улучшение взаимоотношений с внешним миром является следствием работы над собой с целью стать «интегрированным и цельным» [1, с. 13]. Иными словами, данное высказывание автора показывает, что отношение человека к себе формируется через отражение глазами «других». И допустим, если другой человек указывает нам на некоторые черты, и порой они нам вовсе не нравятся, стоит внимательнее задуматься над их содержанием. Зачастую нам не нравится именно то, на что указывают другие, и что мы не готовы в себе принимать. А благодаря защитным механизмам психики личности либо вытесняем, либо отрицаем, либо рационализируем полученную от других информацию. Более того, если человек в других видит негативные черты, которые его раздражают, выводят из себя, значит, ими он и обладает точно. Это как «отзеркаливание» в других «собственного Я».

Самоотношение тесно граничит с понятием самооценки и во многом, именно последняя определяет отношение личности к самому себе и другим людям. Как правило, если человек адекватно себя оценивает, то и на других людей он будет ориентироваться с позиции здоровой конкуренции, проявлять адекватные ситуации эмоции относительно побед или неуспехов соперника. А подобное отношение сильно влияет на характер взаимодействия с окружающими людьми, что в дальнейшем сказывается и на всей жизнедеятельности человека.

Саморефлексия означает отражение собственной психики личностью с помощью самонаблюдения, самоосознания. То есть способность к саморефлексии дает возможность человеку увидеть себя со стороны, наблюдая, анализируя и размышляя над собственным «Я», включая психические состояния, эмоции и чувства, мысли, поступки по отношению к людям. Саморефлексия дает уникальный шанс человеку сосредоточить внимание на собственных проявлениях психики, внутреннем мире.

Рассматривая рефлексивную активность, М.С. Титкова выделяет ее проявления в: «готовности к взаимодействию с собственным Я, фокусировании сознания на собственном Я, актуализации процесса самоанализа в личност-но значимых жизненных ситуациях, широте диапазона и когнитивной сложности самоописаний, эмоциональной вовлеченности в процесс взаимодействия с собственным Я, трансформации жизненных ценностей и ценности Я» [2, с. 9]. Данный процесс достаточно сложен и многолик, достичь которого возможно на определенных этапах своего развития. Верное употребляется слово «готовность», наиболее подходящее в данном случае, появляю-

щаяся в том, что человек достиг такого уровня развития собственного Я, способный воспринимать себя самого, а самое главное принимать и одобрять. Ведь каждый человек, несмотря ни на что, обладает как положительными, так и отрицательными характеристиками, и последние, как правило, не всегда уместны в ситуациях презентации «Я» в социуме.

Самопознание определяется желанием человека узнать свой внутренний мир психики, разобраться в нем. Самопознание личности проявляется в ее исследовании самой себя, индивидуально-психологических ее особенностей, в сравнении с другими людьми, его окружающими, в выявлении в себе все новых и новых сторон и граней личности. Более того для самопознания необходимо уметь наблюдать за своими внутренними процессами и состояниями, протекающими в личности и за собственными поступками, проявляющимися в поведении. В самопознании человеку помогает самоанализ, которому подвергается любой внутренний процесс или внешний поступок, имеющие отношение к личности в той или иной степени. Кроме этого, путем долгих размышлений, человек осознает свои лучшие стороны личности, худшие аспекты собственной личности, выявляя их для дальнейшей обработки: либо для принятия и одобрения, либо для отвержения и порицания. В довершение ко всему сказанному, в процессе познания собственного Я человек прибегает к различного рода мыслительным операциям: синтезу, анализу, сравнению, обобщению; к вниманию; к памяти; к воображению и представлению. А это и указывает на плотную взаимосвязь самопознания и саморефлексии человека.

По мнению П. Тейяр де Шарден, как подчеркивает в своей работе М.С. Титкова, теснейшую связь между самопознанием и рефлексией: «Рефлексия, - писал П. Тейяр де Шарден - это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, - способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь. Путем этой индивидуации самого себя внутри себя живой элемент, до того распыленный и разделенный в смутном кругу восприятий и действий, впервые превратился в точечный центр, в котором все представления и опыт связываются и скрепляются в единое целое, осознающее свою организацию» [2, с. 16]. Безусловно, невозможно себе представить отражение внутреннего мира без самопознания, и поэтому, на наш взгляд, эти два понятия очень тесно связаны между собой. В данном случае большая роль отводится процессу самоорганизации личности, выражающаяся в регуляции и управлении психикой.

Итак, немного зондируя теоретическую почву рассматриваемых понятий, следует перейти к практическому их применению, в частности выделить психодиагностический инструментарий их исследования.

Первой методикой, на которой есть смысл заострить свое внимание, это опросник В. Стефансона, направленный на изучение представлений личности о самой себе в группе, состоит из 60 вопросов, на которые испытуемому следует ответить либо «да», либо «нет», в самых затруднительных - «сомневаюсь». Данный опросник по результатам подсчетов приводит респондентов к обладанию наиболее ярко выраженных противоположных тенденций: зависимость - независимость; общительность - необщительность; принятие борьбы - избегание борьбы. В то время как зависимость дает возможность выразить в человеке его ведомые характеристики личности, в соответствии с которыми он придерживается социально-групповых норм и ценностей группы. Независимость в свою очередь характеризует человека как умеющего отстаивать собственную позицию, автономно принимать решения. Общительность показывает в человеке способность взаимодействовать с окружающими, налаживать эмоциональные отношения с людьми, контактировать с ними. Необщительность демонстрирует желание уйти от контактов, уединиться подальше от окружающих людей. Тенденция к борьбе проявляется в активной позиции личности достигать поставленных целей, решать любые проблемы, даже при существовании трудностей, встречаемых на пути, быть лидером в группе. Тенденция к избеганию борьбы характерна тем людям, которые пассивны в своих проявлениях, спокойны, уравновешены, не идут на конфликт, а пытаются решить все мирным путем. Данная методика акцентирует внимание на том, что люди обладают определенными тенденциями в обществе, демонстрируя их в группе, тем самым выражая свое отношение к людям и самому себе. Особое внимание важно уделить тому, что при равных баллах по противоположным тенденциям набирают те люди, у которых возник внутриличностный конфликт.

Вторая методика, заслуживающая внимание на самоотношение, имеет название «Личностный дифференциал» и представляет собой исследование личности собственного отношения к себе и другим людям, выражающееся в трех показателях: оценке, силе и активности. После сверки ключа с ответами испытуемых по данной методике можно обнаружить уровень уважения человека к собственному «Я» - от принятия себя и одобрения собственного поведения и социально-личностных характеристик до негативного отношения, что снижает ценность личности в обществе для нее самой же. Показатель «силы» выражается в волевых проявлениях личности - от высокой регуляции поведения, мыслей и эмоций - до отсутствия контроля, зависимости от разных обстоятельств жизни и внешних факторов. Активность в данном случае является синонимом экстраверсии и поэтому степень ее выявления характеризует то, как человек общается, взаимодействует с внешним миром.

Методика, отражающая индивидуальную меру рефлексивности, разработанная А.В. Карповым и В.В. Пономаревой, дает возможность вскрыть у человека понимание собственного внутреннего мира и умение анализировать внутренний мир другого человека. Авторы методики выделяют виды

рефлексии, в зависимости от объекта самого отражения, либо человек в большей степени ориентирован на собственные чувства, эмоции, переживания и мысли, либо человек направлен на исследование внутреннего мира другого человека, пытаясь встать на его место и понять мысли, чувства, эмоции и переживания другого.

Методики, посвященные самооценке, безусловно, уместны в данном изучении затрагиваемой темы и очень актуальны для самоотношения, самопознания и саморефлексии. Подобных методик на исследование самооценки достаточно много, рассчитаны на разные возрастные категории, однако остановимся только на одной из них - тест М.К. Тутушкиной. Перед испытуемыми представлены 50 черт характера, из которых нужно составить два вида списков: «Мой идеал» и «Антиидеал», а затем на выбранных составленных характеристиках личности отметить те, которые подходят, на их взгляд респонденту. После подсчета полученных результатов выделяется либо завышенная самооценка, либо заниженная, либо адекватная оценка себя личностью, что отражает его отношение к себе и презентует себя обществу именно таким образом, в соответствии со своей степенью оценки. И, как правило, люди с каждым из данных типов самооценки имеют ряд черт, присущих им. К примеру, заниженная самооценка проявляется в таких личностных характеристиках как ранимость, застенчивость, скованность, нерешительность, отчужденность. При завышенной самооценке у человека наблюдается жесткость, агрессивность, неуживчивость, высокомерие, конфликтность.

Тест-опросник самоотношения Ч.В. Столина и С.Р. Пантелеева направлен на изучение трех уровней самоотношения: глобальное; дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий в отношении к своему «Я». После полученных ответов на 76 поставленных вопроса обрабатываются результаты по выделенным шкалам: самоинтересов, самопринятия, самоуважения, аутосимпатии, самоуверенности, самопоследовательности, самообвинения, самопонимания, отношения других. В соответствии с ключом методики выводятся уровни самоотношения: высокий, средний и низкий.

Заключительной методикой в данной статье будет указана Т. Лири, рассчитанная на исследование межличностных отношений между людьми, а самое главное, выявляющей представления человека о себе, своем «идеальном Я», отношение к себе самому. Результатом подсчетов ответов испытуемых является выделение типа межличностных отношений, отражающего отношение человека к людям и самому себе. Затем выкристаллизовывается октант испытуемого, каждый из которого характеризуется своими качествами. Кроме того, можно выделить лидерские качества и доминирование, конфликтность или проявляется зависимость, склонность к компромиссам, конформность.

Итак, подводя итог, можно заключить, что, несмотря на огромное количество приведенных методик по исследованию самопознания, самоотношения и саморефлексии, существует главная проблема, заключающаяся в по-

лучении самих результатов, основанных на самоотчетах испытуемых, которые могут давать социально желательные ответы. И если методики, направленные на познавательные процессы, дают более или менее точные результаты, которые показывает испытуемый на измеряемый отрезок времени, то подобного рода тесты дают иллюзорное представление о личности в целом. Безусловно, что часть испытуемых дает реальные ответы, одна такая категория людей имеет определенные личностные характеристики, проявляющиеся в желании познать себя, увидеть себя в реальной интерпретации, в существующем интересе и повышенной мотивации изучения собственного «Я». Однако не следует забывать о другой категории людей, заинтересованных в демонстрации себя с наилучших позиций и презентабельных ответов, характеризующих их как успешных личностей.

Таким образом, приведенные выше данные методики стоит использовать для исследования самопознания, саморефлексии и самоотношения личности с практической точки зрения, основываясь на теоретическом аспекте изучаемого вопроса. В будущих исследованиях есть смысл заострить внимание на подобных методиках, продиагностировать испытуемых с их помощью. А для решения возникшей и указанной проблемы, можно провести исследование не только на респондентах, выражающих собственное отношение к самим себе, но и выделить возможные варианты методик для измерения подобных характеристик личности глазами «Другого», выявляющих их отношение к личности, используя социометрический аспект диагностики.

Список литературы:

1. Александрова Ю.В. Динамика самоотношения и отношения к другому у взрослого человека (25-35 лет): дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Ю.В. Александрова. - М., 1999. - 196 с.

2. Титкова М.С. Рефлексивная активность в структуре адаптационного потенциала личности: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / М.С. Титкова. -СПб., 2007. - 224 с.

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ1

© Печеркина А.А.*

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье представлена постановка проблемы психологического насилия в образовательной среде и его влиянии на ее безопасность. Дано

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 13-16-66016.

* Доцент кафедры Акмеологии и психологии управления, кандидат психологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.