Изучение метода очистки масел адсорбентами
1 2 Сатторов М. О. , Ортиков Ж. Ж.
1Сатторов Мирвохид Олимович /Sattorov Mirvohid Olimovich - преподаватель;
2Ортиков Журабек Жалилович / Ortiqov Jurabek Jalilovich - магистрант, кафедра технологии нефтехимической промышленности, факультет химической технологии, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются характеризующие влияния расхода отбеливающей глины на снижение содержания асфальтенов в автомобильном масле. Ключевые слова: масло, адсорбент, очистка, фильтрование, перемешивание.
Большое значение при адсорбционной очистке отработанных масел имеет температура и продолжительность обработки масла адсорбентами. Теоретически с повышением температуры эффективность адсорбции должна понижаться, так как при этом возрастает тепловое движение молекул извлекаемых (адсорбируемых) веществ и последние с большим трудом задерживаются на поверхности адсорбента. Однако при низких температурах контактирования молекулы вещества слишком медленно диффундируют к поверхности адсорбента из-за высокой вязкости масла. Поэтому контактную обработку вязких моторных масел проводят при температурах порядка 150—200° С.
Окончательная обработка масла по схеме масло — глина — вода адсорбентом проводится при температуре отгона горючих фракций в токе перегретого водяного пара. Температура обработки трансформаторных масел 70—75° С [1].
Важным условием эффективности очистки является также продолжительность и интенсивность контакта (перемешивания) масла с адсорбентом (порошкообразным). Если адсорбент и масло оставить в спокойном состоянии, то слои жидкости, непосредственно соприкасающиеся с адсорбентом, очищаются, а нежелательные примеси из более удаленных слоев будут весьма медленно проникать к поверхности адсорбента. Поэтому контактная очистка отработанных масел проводится обычно при интенсивном перемешивании (1000—1400 об/мин). Продолжительность перемешивания 30 мин.
Расход адсорбентов зависит от их активности. В табл. 1. приведены данные, характеризующие влияние расхода отбеливающей глины на снижение содержания асфальтенов в автомобильном масле.
Таблица 1. Влияние расхода отбеливающей глины на содержание асфальтенов в регенерированном автомобильном масле
1 Содержание асфальтенов, % р 1 Содержание асфальтенов, % р
я § § £ 5 ю н о « о X о й СМ в отработанном масле в регенерированном масле Снижение содержа асфальтенов, % Я § § ^ 5 ю т о д о с а СМ в отработанном масле в регенерированном масле Снижение содержа асфальтенов, %
- 0,3120 0,2132 31,6 5 0,3720 0,0062 98,5
1 0,1976 0,1136 42,5 6 0,1976 Отсутствие 100
1 0,3120 0,1588 52,3
3 0,1976 0,0424 79,0 6 0,2628 То же 100
3 0,2628 0,0536 79,5 6 0,3720 » 100
3 0,3120 0,0600 80,7 7 0,3720 » 100
5 0,1976 0,0041 98,0 10 0,3720 » 100
На практике установлено, что расход отбеливающей глины при регенерации автомобильных и дизельных масел составляет 3—7 % в зависимости от степени их отработанности.
Контактный способ очистки получил широкое распространение из-за простоты технологического оформления, легкости осуществления и сравнительно высокой эффективности.
Существует другой способ адсорбционной очистки отработанных масел — фильтрование через слой крупнозернистого адсорбента (метод перколяции). Адсорбент в виде крупки с зерном размером 1,5—7 мм помещают в цилиндрическую емкость. Масло фильтруется через слой адсорбента самотеком или под давлением. Такой способ фильтрования широко применяется при регенерации энергетических масел, слитых с оборудования, и при непрерывной регенерации масел в термосифонных фильтрах, а также в адсорберах (стационарных и передвижных).
Адсорбенты, применяемые при перколяционном фильтровании, особенно искусственные, целесообразно многократно регенерировать методом обжига в специальных аппаратах [3].
Литература
1. Сайдахмедов Ш. М. Развитие технологий производства смазочных масел в Узбекистане, Ташкент, 2004, 112 с.
2. Топливо, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. М., Химия, 199, 432 с.
3. Мирзаев С. С., Ортиков Ж. Ж., Яминов Ф. Ф. Основные химмотологические требования к смазочным нефтяным маслам и улучшение их качеств. // Молодой ученый. № 2 (60) 2016. С. 180-182.