уровня ХС ЛПВП, повышение уровня ХС атерогенных ЛПНП и нарушение толерантности к глюкозе, что в совокупности является фактором клинического риска 2-2382 при ишемической болезни сердца.
Экспериментально установлено, что возникающая при стрессорном воздействии, обусловленном голоданием, дистрофия массы тела и органов сопровождается снижением концентрации общего белка, усилением процессов перекисного окисления липидов, активацией функции гипофизарно-адреналовой системы, угнетением гонадотропной функции гипофиза и для устранения этих нарушений целесообразно использование препаратов метаболического типа действия в сочетании с диетой, обогащенной белком.
Целью данного исследования явилось изучение влияния производных таурина, синтезированных в отделе нейрофармакологии НИИЭМ РАМН, на показатели липидного обмена при реабилитации крыс из состояния алиментарной дистрофии.
В опытах на крысах установлено, что при терапии животных с алиментарной дистрофией производными таурина в сочетании с диетой, обогащенной белком сои, сниженные уровни холестерина и триглицеридов увеличивались, а концентрация неэтерифицированных жирных кислот (НЭЖК) снижалась до значений наблюдаемых у интактных крыс. Выявленное нами свойство производных таурина снижать содержание НЭЖК при стрессорной ситуации, обусловленной голоданием, свидетельствует о способности этих соединений восстанавливать цикл трикарбоновых кислот, препятствовать развитию ацидоза и накоплению недоокисленных продуктов, устраняя тем самым повреждающее влияние недоокисленных продуктов НЭЖК на мембраны.
Психонейроэндокринный статус женщин с риском невынашивания беременности
Ходаревская Т.Н.1, Губарева Л.И.2
1Краевой клинический перинатальный центр; Ломоносова ул., 44, Ставрополь, 355002 2Ставропольский государственный университет; Пушкина ул., 1, Ставрополь, 355009
В последнее время наметился значительный прорыв перинатальной психотерапии в акушерскую практику, и эта тенденция прослеживается во всем мире. Связана она с нарастающей потребностью в психотерапевтическом сопровождении беременности как со стороны врачей, так и со стороны пациенток. С учетом этого важное значение имеет поиск наиболее валидных методов психодиагностики патологии течения беременности.
Исследования проводились на базе гинекологического отделения № 2 Краевого клинического перинатального центра. Обследовано 216 женщин 18—40 лет со сроком беременности от 6 до 38 недель. В исследовании приняли участие пациентки с диагнозом «Угроза
прерывания беременности». Контрольную группу составили женщины с нормальным течением беременности.
У беременных методом иммуноферментного анализа определяли содержание эстриола (Э), прогестерона, хорионического гонадотропина (ХГЧ) в крови. Психологическое тестирование проводили с использованием следующих методик: клинический опросник для выявления оценки невротического состояния (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич, 1978), уровень формирования доминанты беременности (Г.Г. Филиппова, 2002), уровень тревожности (УТ) по Спилбергеру.
Результаты исследования показали, что у женщин опытной группы уровень Э снижен по сравнению с контрольной в 1,4 раза (Р < 0,05), уровень прогестерона — в 1,5 раз (Р < 0,01), содержание ХГЧ — в 1,7 раза (Р < 0,01). Нарушение гормонального статуса сочеталось с отклонениями психоэмоциональной сферы — повышением уровня общей, личностной и ситуативной тревожности, обсессивно-фобическими и вегетативными нарушениями. У женщин с риском невынашивания беременности отмечали незрелость или значительное отставание формирования доминанты беременности.
Анализ коэффициентов корреляции выявил выраженные и тесные связи между уровнем Э, прогестерона и уровнем личностной тревожности, астенией, истерическим типом реагирования и обсессивно-фобическими нарушениями.
Таким образом, функциональные нарушения генеративной системы женского организма, детерминируют нарушение в психической сфере и как следствие — нарушение формирования доминанты беременности и ее невынашивание. С другой стороны, не исключено, что нарушения психической сферы обусловливают нарушения эндокринного статуса беременной женщины и риск невынашивания беременности.
Полученные нами данные дают возможность рекомендовать для прогнозирования течения беременности методы психологического тестирования.
Изучение метеоадаптогенных свойств антигипоксантов в условиях быстрой сменяемости климатических факторов
Шабанов П.Д., Ганапольский В.П., Прокопенко С.М.
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова; акад. Лебедева ул., 6, Санкт-Петербург, 194044
Метеоадаптогены представляют собой средства срочной адаптации к быстро меняющимся метеорологическим условиям внешней среды.
В задачу исследования входило изучение новых средств с потенциальными метоадаптогенными свойствами из группы антигипоксантов. Исследование проводили в климатической камере «Табай» (Япония) Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова.
Психофармакология и биологическая наркология / том 8 / выпуск 1-2, часть 2 / 2008
ISSN 1606-8181
В исследование были включены 106 добровольцев, мужчин в возрасте от 18 до 22 лет, по состоянию здоровья годных к военной службе. Для психологического исследования использовали бланковые методики «дифференциальной самооценки функционального состояния», самооценки состояния по Спилбергеру-Ханину, «арифметический счет». Проводили также оценку изменений состояния основных функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной) при воздействии различных метеорологических факторов внешней среды.
Для анализа были использованы антигипоксанты мексидол, гипоксен, цитофлавин и реамберин. Найдено, что все исследованные препараты обладают высокими метеоадаптогенными свойствами у человека, что проявлялось в ускорении адаптации при перемещении испытуемых в другую климатическую зону (переохлаждение до -10 °С — гипоксия при подъеме до 3000 м над уровнем моря — перегревание до +45 °С). Это свойство антигипоксантов довольно уникально, поскольку позволяет использовать данную группу препаратов для уменьшения негативных последствий акклиматизации при быстром перемещении людей в иную климатическую зону (зима-лето, горная местность-равнина, дождливый климат- пустыня).
Следует отметить, что для антигипоксантов характерно значительное улучшение состояния психоэмоциональной сферы и умеренное повышение физической работоспособности. Их действие наиболее выражено при воздействии низких температур и гипок-сической гипоксии.
Среди препаратов выделялся гипоксен, который оказывал мягкий психоактивирующий эффект, повышая умственную работоспособность, скорость мыслительных процессов, перцептивное внимание, процессы оперативной и кратковременной памяти, субъективное самочувствие и настроение. Действие препарата в большей степени выявлялось при выраженных умственных нагрузках и оценивалось как про-тивоастеническое. При воздействии высоких температур у гипоксена (в большей степени) и мексидола отмечен выраженный анксиолитический эффект, не характерный для субстратных антигипоксантов (реамберин, цитофла-вин). Гипоксен сохранял умеренный анксиолитический эффект при действии низких температур и в условиях гипоксии. В последнем случае к спектру его фармакологической активности присоединился антитреморогенный эффект.
Показано, что в основе метеоадаптогенного действия антигипоксантов лежит активация клеточного (тканевого) обмена веществ, оптимизация энергетического обмена и синтеза белков, особенно выраженная в клетках защитных систем организма (нейроэндокринной, иммунной).
Работа относится к исследованиям в области фундаментальной, военной,спортивной и экстремальной медицины. Полученные в ней данные принципиально важны для решения проблемы ускорения адаптации к меняющимся природным факторам окружающей среды.
Экспрессия мРНК кортиколиберина и вазопрессина в гипоталамусе и миндалине крыс при введении дексаметазона и психоактивных веществ
Шабанов П.Д.1, Лебедев А.А.2
1 Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, акад. Лебедева ул., 6, Санкт-Петербург, 194044 2НИИ экспериментальной медицины РАМН, акад. Павлова ул., 12, Санкт-Петербург, 197376
Крысы-самцы Wistar в течение 4 дней подряд вну-трибрюшинно получали в возрастающих дозах: 1) физиологический раствор (контроль; 0,1 — 0,2 — 0,4 — 0,8 мл/крысу), 2) фенамин (0,5— 1,0 — 2,0 — 4,0 мг/кг);
3)фентанил (0,00625 — 0,0125 — 0,025 — 0,05 мг/кг),
4) этанол (0,5 —1,0—2,0—4,0 г/кг), 5) этаминал натрия (2,5—5—10—20 мг/кг) или 6) дексаметазон (0,5 —1,0 — 2,0—4,0 мг/кг). Форсированный режим введения препаратов обеспечивает градуальную нагрузку организма препаратом и препятствует развитию толерантности. Данный способ активно применяется для формирования зависимости (или отдельных ее признаков) от ряда наркогенов. Наибольшие значения в экспрессии мРНК кортиколиберина в миндалине регистрировали после введения дексаметазона (0,46 усл. ед. в сравнении с Р-актином) и существенно более низкие значения — после введения этаминала натрия (0,07) и фентанила (0,037). В гипоталамусе повышенную экспрессию мРНК определяли после ведения этаминала натрия (0,8 усл. ед.), этанола (0,37) и фентанила (0,039). Фенамин не активировал экспрессии мРНК ни в миндалине, ни в гипоталамусе. Экспрессию мРНК вазо-прессина не определяли ни в одной группе животных, ни в одной структуре. Следовательно, подкрепляющая система гипоталамуса обеспечивает однотипную реакцию на ведение наркогенов, тогда как система расширенной миндалины включает элементы как собственно подкрепления, так и стресс-реактивности.
Поддержано грантом РФФИ № 07 — 04 — 00549а.
Кортиколиберин, астрессин и действие наркогенов
Шабанов П.Д.1, Лебедев А.А.2
1 Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, акад. Лебедева ул., 6, Санкт-Петербург, 194044
2НИИ экспериментальной медицины РАМН, акад. Павлова ул., 12, Санкт-Петербург, 197376
Ранее нами (П.Д. Шабанов и др., 2006) показано, что в механизмах подкрепления, стресса и действии наркогенов участвует система кортиколиберина (кортико-тропинрилизинг-гормона, или КРГ), локализованная преимущественно в миндалине и гипоталамусе. При этом КРГ миндалины выполняет побудительную функцию в отношении дофаминергической системы подкрепления латерального гипоталамуса. Центральное ядро миндалины входит в систему так называемой расширенной миндалины (extendedamygdala), которая лока-
2-2383
Психофармакология и биологическая наркология / том 8 / выпуск 1—2, часть 1 / 2008
ISSN 1606-8181