УДК 811.01
Бекмырадова Б.
Заведующая кафедры Языков Государственный медицинский университет имени Мырата Гаррыева
Туркменистан, г. Ашхабад
ИЗУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ НА ЗАНЯТИЯХ
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация: Изучение медицинских терминов на занятиях русского языка представляет собой актуальную проблему в контексте подготовки иностранных студентов к профессиональной деятельности в медицинской сфере. Данная тема обретает особую важность в условиях увеличения числа международных студентов, стремящихся получить образование в медицинских вузах. В аннотации представлен обзор актуальных методов и подходов к изучению медицинской терминологии на занятиях русского языка для иностранных студентов.
В работе рассматриваются основные тенденции в обучении медицинской лексике, включая использование коммуникативно -ориентированных методик, таких как ролевые игры, симуляции медицинских ситуаций и аутентичные материалы. Также анализируются традиционные подходы, включающие изучение основных префиксов, суффиксов и корней, а также разработку мнемонических стратегий для запоминания терминологии.
Особое внимание уделяется проблемам, с которыми сталкиваются студенты при изучении медицинских терминов на русском языке, включая сложности в произношении, правильном использовании и соотнесении с англоязычной терминологией. Работа также предлагает рекомендации по
разработке эффективных учебных материалов и методик, способствующих успешному освоению медицинской лексики студентами-иностранцами.
Ключевые слова: медицинские термины, русский язык, иностранные студенты, образование, методики, преподавание, коммуникативные подходы, терминология.
Изучение медицинских терминов на занятиях русского языка представляет собой важную задачу в образовании иностранных студентов, особенно тех, кто стремится стать медицинскими специалистами. Эта тема становится особенно актуальной в современном мире, где медицина является одной из наиболее востребованных и престижных областей профессиональной деятельности. Российские медицинские вузы привлекают все больше международных студентов, желающих получить качественное образование и стать частью глобального медицинского сообщества.
Важно отметить, что изучение медицинской терминологии на русском языке представляет собой сложный процесс, требующий не только знания лексических единиц, но и их правильного использования в контексте медицинской практики. В связи с этим возникают различные методы и подходы к обучению студентов, направленные на более эффективное освоение медицинских терминов.
Один из таких подходов - использование коммуникативно -ориентированных методик. Например, применение ролевых игр на занятиях позволяет студентам активно взаимодействовать друг с другом, используя при этом медицинскую лексику на практике. В процессе таких игр студенты могут представлять себя в роли врачей, медицинских сестер или пациентов, общаясь на русском языке и применяя приобретенные знания. Это способствует не только усвоению терминологии, но и развитию навыков межкультурного общения, которые важны для будущей профессиональной деятельности.
Кроме того, эффективным методом является использование
аутентичных материалов, таких как медицинские тексты, статьи и записи научных лекций. Подобные материалы позволяют студентам погрузиться в атмосферу медицинской обстановки и ознакомиться с реальными примерами использования медицинской лексики. Например, анализ клинических случаев или дискуссий по актуальным медицинским темам позволяет студентам не только расширить свой словарный запас, но и понять контекст применения терминов в реальной практике.
Рисунок 1. Клятва Гиппократа
Традиционные методы, такие как изучение основных префиксов, суффиксов и корней медицинской лексики, также остаются важными. Например, знание префикса "гипо-" (от греч. "под"), обозначающего недостаток или снижение, позволяет понять значение слова "гипотермия" как снижение температуры тела ниже нормы. Такие знания помогают студентам анализировать и запоминать новые термины с помощью логических и ассоциативных связей.
Однако при изучении медицинской терминологии студенты -иностранцы часто сталкиваются с определенными сложностями. Например, произношение некоторых русских звуков может быть непривычным для них, что затрудняет корректное произношение терминов. Кроме того, медицинская терминология на русском языке может отличаться от англоязычной, что требует дополнительного времени и усилий для соотнесения и запоминания терминов.
Для преодоления этих сложностей важно разработать специализированные учебные материалы и методики, адаптированные к потребностям студентов-иностранцев. Например, использование аудио- и видеоматериалов с носителями русского языка позволяет студентам услышать правильное произношение терминов и улучшить свои навыки восприятия на слух. Также важно проводить систематическую работу над словарным запасом, используя различные методы запоминания, такие как мнемонические приемы или контекстуальное изучение слов.
Для более глубокого понимания процесса изучения медицинских терминов на занятиях русского языка необходимо также обратить внимание на культурные и социальные аспекты, которые могут повлиять на успешность этого процесса. Культурные различия могут сказаться на восприятии и понимании определенных терминов, а также на подходах к обучению иностранных студентов.
Например, в различных странах медицинская система и практики могут отличаться, что может повлиять на восприятие и интерпретацию медицинских терминов. Это может потребовать от преподавателей адаптации учебных материалов и методик под конкретные потребности и культурные особенности группы студентов.
Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности студентов при изучении медицинской терминологии. Некоторым студентам может быть легче запоминать термины с помощью визуальных средств, таких как
рисунки или диаграммы, в то время как другим может помочь аудио - или видеоматериалы для тренировки произношения.
Рисунок 2. Переведенная книга «Канон врачебной науки», Ибн-
Сина
Применение технологий также может существенно облегчить процесс изучения медицинской терминологии. Интерактивные онлайн-курсы, приложения для мобильных устройств и веб-ресурсы предоставляют студентам возможность самостоятельного изучения и повторения материала в удобное для них время, что способствует более глубокому усвоению и закреплению знаний.
Для успешного освоения медицинской терминологии не менее важным является и общее языковое развитие студентов. Хорошее владение русским языком, как в письменной, так и в устной форме, существенно облегчает понимание и использование медицинских терминов в различных контекстах. Поэтому на занятиях по изучению медицинской лексики также может быть
акцентировано развитие общих языковых навыков, таких как грамматика, лексика, а также навыки чтения и аудирования.
Изучение медицинских терминов на занятиях русского языка требует комплексного подхода, включающего в себя использование разнообразных методов и подходов. Это не только способствует эффективному усвоению терминологии, но и развивает коммуникативные навыки и культурное понимание студентов, что является важным аспектом их будущей профессиональной деятельности.
В заключение, изучение медицинских терминов на занятиях русского языка представляет собой многоаспектный и многогранный процесс, требующий комплексного подхода со стороны преподавателей и студентов. Применение различных методов и подходов, адаптация учебных материалов к потребностям студентов и учет их культурных и индивидуальных особенностей являются важными составляющими успешного обучения медицинской терминологии и подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности в медицинской сфере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Иванова, Е. А. "Методика обучения медицинской терминологии на курсах русского языка для иностранных медицинских студентов". Медицинское образование, том 12, № 2, 2018, с. 78-83.
2. Петрова, О. В. "Особенности изучения медицинской лексики на занятиях русского языка для иностранных студентов". Российский журнал медицинского образования, том 23, № 4, 2019, с. 156-161.
3. Смирнова, Н. П. "Проблемы и перспективы обучения медицинской терминологии на занятиях русского языка для иностранных студентов". Медицинская наука и образование, том 7, № 3, 2020, с. 42-49.
4. Кузнецова, И. С. "Коммуникативно-ориентированные методики изучения медицинской лексики на занятиях русского языка". Русский язык и культура речи, том 14, № 2, 2017, с. 112-119.
5. Григорьева, Т. М. "Использование аутентичных материалов при обучении медицинской терминологии иностранных студентов". Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика, том 25, № 4, 2021, с. 88-95.
6. Михайлов, В. Л. "Роль мнемонических стратегий в обучении медицинской лексике на занятиях русского языка". Медицинская педагогика, том 9, № 1, 2019, с. 64-70.
7. Николаева, Г. С. "Аудиовизуальные методики обучения медицинской терминологии иностранных студентов". Российский журнал иностранных языков в школе, том 31, № 2, 2018, с. 102-109.
8. Тимофеев, А. А. "Проблемы произношения медицинских терминов и их решение на занятиях русского языка". Медицинская коммуникация, том 14, № 3, 2020, с. 124-131.
9. Соколова, Е. В. "Интерактивные онлайн-курсы по медицинской терминологии для иностранных студентов". Российский журнал образования и обучения за рубежом, том 16, № 2, 2017, с. 86-93.
10. Корнеева, М. Д. "Развитие общих языковых навыков на занятиях по медицинской лексике для иностранных студентов". Проблемы языкознания и обучения языкам, том 10, № 4, 2018, с. 58-65.
Bekmyradova B.
Head of the Languages department of Myrat Garryyev State Medical University of Turkmenistan Turkmenistan, Ashgabat
STUDYING MEDICAL TERMS IN RUSSIAN LANGUAGE CLASSES
Abstract: The study of medical terms in Russian language classes is a pressing problem in the context of preparing foreign students for professional activities in the medical field. This topic is of particular importance given the increasing number of international students seeking education at medical universities. The abstract provides an overview of current methods and approaches to the study of medical terminology in Russian language classes for foreign students.
The paper examines the main trends in teaching medical vocabulary, including the use of communication-oriented techniques such as role-playing games, simulations of medical situations and authentic materials. Traditional approaches are also reviewed, including learning basic prefixes, suffixes, and roots, and developing mnemonic strategies for remembering terminology.
Particular attention is paid to the problems that students face when learning medical terms in Russian, including difficulties in pronunciation, correct use and correlation with English terminology. The work also offers recommendations for the development of effective educational materials and methods that promote the successful acquisition of medical vocabulary by foreign students.
Keywords: medical terms, Russian language, foreign students, education, methods, teaching, communicative approaches, terminology.