Научная статья на тему 'Изучение математики студентами направления «Социальная работа»'

Изучение математики студентами направления «Социальная работа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1035
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / РЕЙТИНГ / КОМПЕТЕНЦИИ / MATHEMATICS / EDUCATION / STUDENTS / RATING / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перькова Наталья Владимировна

В работе представлены требования к построению процесса изучения дисциплины математика для студентов 1 курса направления «Социальная работа» (профиль социальная работа в системе социальных служб) и выдержки из рабочей программы по дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перькова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF MATHEMATICS BY STUDENTS OF “SOCIAL WORK” PROGRAM

In this work requirements to the planning of the study process of the discipline Mathematics for the first-year students of “Social work” program (training “Social work in the system of social services”) and some fragments of the study program of this discipline are presented.

Текст научной работы на тему «Изучение математики студентами направления «Социальная работа»»

УДК 378.14

Н. В. Перькова

ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ СТУДЕНТАМИ НАПРАВЛЕНИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

В работе представлены требования к построению процесса изучения дисциплины математика для студентов 1 курса направления «Социальная работа» (профиль — социальная работа в системе социальных служб) и выдержки из рабочей программы по дисциплине.

Ключевые слова: математика, обучение, студенты, рейтинг, компетенции.

Изменение целей и задач в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования требует совершенствования педагогических образовательных технологий и преобразований в области контрольно-оценочной деятельности на всех уровнях управления образовательным процессом в вузе. На первый план выходит задача создания условий для организации продуктивной учебной деятельности студентов, которые позволяли бы контролировать успешность продвижения студента в образовательном пространстве и оценивать качество его подготовки.

Студенты направления подготовки 040400.62 «Социальная работа» (профиль — социальная работа в системе социальных служб) изучают дисциплину «Математика» на 1 курсе в первом семестре. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с основами аналитической геометрии, линейной алгебры, математического анализа (основы дифференциального и интегрального исчисления функции одной переменной).

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования прописывает результаты изучения математики студентами направления «Социальная работа»: «знать — основы аналитической геометрии, линейной алгебры, дифференциальных и интегральных исчислений; уметь — использовать математические модели явлений и процессов в социальной работе; владеть — математическими методами исследования в социальной работе».

Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций студентов данного направления: 1) владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); 2) уметь использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10).

Таким образом, студенту-гуманитарию математику необходимо изучать, по крайней мере, по двум причинам: первая — общекультурная, вторая — практическая.

Математике по праву отводится важное место в общечеловеческой культуре. Как способ описания действительности математика занимает промежуточное положение между точными науками и искусством. Математика представляет собой ту

связь между естественными и гуманитарными науками, без которой картина мира распадается на отдельные части. С этой точки зрения качественное гуманитарное образование должно включать в себя обязательное изучение математики.

С другой стороны, многие гуманитарные науки в качестве инструмента для своих исследований используют математические методы. Эти методы опираются на результаты таких математических дисциплин, как алгебра, математический анализ, теория вероятностей и др.

Целью изучению дисциплины «Математика» является подготовка студентов направления «Социальная работа» в области фундаментальной и прикладной математики, формирование готовности к использованию полученных знаний в профессиональной деятельности. При этом ставятся следующие задачи:

1. Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов.

2. Овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения естественнонаучных дисциплин, для профессионального образования.

3. Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для самостоятельной деятельности в области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности.

4. Воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

Особенности изучения математики:

1. Своеобразие математического языка. Математический язык насыщен специальными терминами, используются разнообразные символы.

2. Высокая степень абстрактности, предъявляющая повышенные требования не только к уровню логического развития студента, но и к «геометрической интуиции».

3. Использование идеи бесконечности.

4. Большая общность методов.

Эти особенности следует учитывать при изучении математики и организации учебной деятельности студентов направления «Социальная работа». Основной теоретический материал дается без доказательства, акцент делается на практическое применение, на лекциях рассматривается много примеров, используется геометрическая интерпретация и исторические сведения.

Изучение алгебры начинается с новых математических объектов, таких как матрица, определитель, формулы Крамера и т. п. В аналитической геометрии студенты повторяют школьный материал о векторах, действиях с ними, уравнениях прямых на плоскости, условия взаимного расположения прямых. Новым является материал о кривых 2-го порядка (эллипс, окружность, гипербола, парабола). Эти разделы математики не вызывают трудности у студентов.

Изучение сложного для студентов математического анализа начинается с повторения школьных понятий функции, области определения функции, свойств

функций. Затем происходит более осознанное знакомство с теорией пределов и переход к определениям понятий производной и интеграла. Рассматриваются основные простейшие методы вычисления неопределенных интегралов, вырабатывается техника дифференцирования и применение производной при исследовании функций и построении графиков.

Опыт работы со студентами направления «Социальная работа» показал, что при организации процесса обучения целесообразно использовать информационно-развивающие методы. Основные формы обучения: информационная лекция и лекция в форме эвристической беседы. Из методов, направленных на закрепление и совершенствование знаний, используются репродуктивные методы. К формам контроля относятся самостоятельные, контрольные работы, защита индивидуальных заданий, итоговое теоретическое тестирование.

Для формирования мотивации учебной деятельности студентов используются следующие формы самостоятельной работы:

- групповые формы работы;

- 10-ти и 20-ти минутные самостоятельные работы (задания, позволяющие развивать конструктивные способности);

- математические диктанты;

- индивидуальные задания, которые позволяют самостоятельно решить проблему и проявить свои творческие способности, умение работать с математической литературой.

Успешность изучения математики определяется с помощью балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов. Для этого составляется технологическая карта дисциплины:

№ Тема, задание или мероприятие текущего контроля Виды текущей аттестации Ауд./ внеауд. Мин. кол-во баллов Макс. кол-во баллов

1 Множества, операции над множествами, подмножества Самост. работа № 1 Ауд. 4 8

2 Матрицы, действия над матрицами Определитель матрицы. Вычисление определителей 2-го и 3-го порядков. Миноры и алгебраические дополнения Самост. работа № 2 Ауд. 4 8

3 Решение простейших матричных уравнений: решение систем линейных уравнений в матричной форме, формулы Крамера, метод Гаусса Самост. работа № 3 Ауд. 4 8

4 Векторы и действия над ними. Длина вектора, расстояние между двумя точками на плоскости. Деление отрезка в данном отношении. Скалярное произведение векторов Самост. работа № 4 Ауд. 4 8

5 Уравнение прямой линии на плоскости. Исследование взаимного расположения прямых Самост. работа № 5 Ауд. 3 6

6 Кривые второго порядка: окружность, эллипс, гипербола, парабола Индивид. задание №1 Внеауд. 5 10

7 Область определения функции. Свойства и графики функций. Предел функции в точке Самост. работа № 6 Ауд. 5 10

8 Вычисление производных функций. Геометрический смысл производной Самост. работа № 7 Ауд. 5 10

9 Исследование функции и построение графиков функции Индивид. задание №2 Внеауд. 5 10

10 Основные методы вычисления неопределенных интегралов Самост. работа № 8 Ауд. 5 10

11 Итоговый теоретический контроль Тест Ауд. 11 20

Итого 55 108

Рейтинг строится на основе баллов, накапливаемых студентом за выполнение текущих работ (самостоятельных, контрольных, индивидуальных заданий и т. д.), т. е. предполагает оценку и учет всех видов деятельности обучаемого в семестре. По сумме баллов в семестре студенту может быть выставлена досрочно оценка за экзамен по дисциплине математика.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что большинство авторов сходятся во мнении, что рейтинговый контроль активизирует познавательный интерес, развивает самостоятельную работу студентов, переводит обучение в планомерный процесс, позволяющий равномерно распределить силы, как студента, так и преподавателя. Рейтинговая система, в свою очередь, направлена на развитие личности студента через принятие ответственности за полученный балл, качество и сроки выполнения задания, за самомотивацию к обучению и самооценку своих знаний.

Литература

1. Сазонов Б. А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 28-40.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр»). [Электронный ресурс]: URL: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/1906 (дата обращения: 23.11.2014)

N. Per 'kova

STUDY OF MATHEMATICS BY STUDENTS OF "SOCIAL WORK" PROGRAM

In this work requirements to the planning of the study process of the discipline Mathematics for the first-year students of "Social work" program (training — "Social work in the system of social services ") and some fragments of the study program of this discipline are presented.

Key words: mathematics, education, students, rating, competences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.