СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.14
О. В. Акчермушева
студент БФ БГУ, г. Бирск, РФ М. Ф. Каримов
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ , г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Рассмотрены дидактические элементы изучения студентами высшей школы рациональных математических наук и чувственного изобразительного искусства, преподаваемых в начальной школе.
Ключевые слова
Рациональность математики, чувственность изобразительного искусства.
Для творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных школьников, студентов, учителей и преподавателей познавательным является вопрос об общем и отличительным между наукой и искусством [1]. Будущим учителям начальной школы необходимо ответить на поставленный вопрос не только на уровне методологии познания, но и на уровне методики обучения так, как основы математики - фундаментальной науки и рисование - основа изобразительного искусства являются учебными предметами для учащихся младших классов средней общеобразовательной школы.
В этой связи преподаватели высшей школы на занятиях по математике и изобразительного искусства перед будущими учителями начальной школы выделяют относительно общего и отличительного между наукой и искусством нижеследующее.
1. И наука и искусство являются средствами познания и преобразования окружающего нас материального и духовного мира.
2. И в науке и в искусстве для постановки и решения соответствующих задач можно применять метод информационного моделирования действительности с таким этапами - элементами, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].
3. Основными моделями науки являются понятия, категории и законы, инвариантные по отношению к человеческому познанию действительности, а искусство отражает материальный и духовный мир посредством художественных образов.
4. Построенные модели и полученные выводы науки носят объективный, общезначимый и коллективный характер, а ценность произведений искусства имеют субъективный и индивидуальный характер.
5. Наука - это строгая, непротиворечивая система знаний о действительности в виде четких и однозначных законов и правил, а искусство представляет собой образное и интуитивное отражение материального и духовного из окружения людей.
Рациональные математические науки в начальной школе [3], ориентированные на развитие логического типа мышления учащихся, представлены арифметикой, геометрией и алгеброй.
Будущие учителя начальной школы в этой связи овладевают в совершенстве методикой преподавания нижеследующих учебных тем.
1. Понятия - модели о натуральном числе, натуральном ряде чисел, об обыкновенных и десятичных дробях.
2. Представления - модели о длине отрезка, о массе и стоимости предметов, о площади фигур, о емкости и объеме тел, об отчете времени.
3. Правила - алгоритмы производства четырех основных арифметических действий с многозначными
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
числами и дробями.
4. Алгоритмы построения основных геометрических фигур с помощью измерительных и чертежных фигур.
5. Использование буквенной символики алгебры для решения уравнений первой степени с одним неизвестным.
Базовый учебный предмет начальной школы «Изобразительное искусство», развивающий эмоционально-образный тип мышления детей [4], ориентирован на постановку и решение следующих задач.
1. Воспитание у учащихся чувства и отзывчивости на прекрасное и безобразное, имеющееся в жизни и в искусстве.
2. Овладение школьниками образным языком изобразительного искусства с помощью графического моделирования действительности.
3. Формирование у младших школьников основ художественно - творческой деятельности. Дидактический опыт изучения в высшей школе математических наук и изобразительного искусства
будущими учителями начальной школы показывает на эффективность сочетания рационального и чувственного в едином учебно-воспитательном процессе, проектируемом и реализуемом в высшем учебном заведении.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что синхронное изучение будущими учителями начальной школы методологии и методики рациональной науки и эмоционального искусства студентами высшей школы способствует повышению уровня их интеллектуального и творческого потенциалов. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
3. Каримов М.Ф., Сайсанова Г.Д. Изучение школьниками дробных числительных при арифметическом моделировании действительности // Инновационное развитие. - 2018. - № 1(18). - С. 85 - 86.
4. Каримов М.Ф., Габдулисламова Л.М. Компьютер в подготовительной к школе группе // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 55 - 57.
© Акчермушева О.В., Каримов М.Ф., 2018
УДК 378.22
Востриков В. Н.
канд. истор. наук, доцент СибУПК, г. Новосибирск, РФ
E-mail: [email protected] Лищук Е. Н.
канд. эконом. наук, доцент СибУПК, г. Новосибирск, РФ
E-mail: [email protected] Савченко Н.В.
канд. геогр. наук, доцент, НГАУ, г. Новосибирск, РФ E-mail: [email protected]
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
Цель статьи - показать роль Болонского соглашения в интернационализации европейского
1 51 }