Научная статья на тему 'Изучение математических наук и изобразительного искусства будущими учителями начальной школы'

Изучение математических наук и изобразительного искусства будущими учителями начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ МАТЕМАТИКИ / ЧУВСТВЕННОСТЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акчермушева О. В., Каримов М. Ф.

Рассмотрены дидактические элементы изучения студентами высшей школы рациональных математических наук и чувственного изобразительного искусства, преподаваемых в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение математических наук и изобразительного искусства будущими учителями начальной школы»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.14

О. В. Акчермушева

студент БФ БГУ, г. Бирск, РФ М. Ф. Каримов

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ , г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]

ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Рассмотрены дидактические элементы изучения студентами высшей школы рациональных математических наук и чувственного изобразительного искусства, преподаваемых в начальной школе.

Ключевые слова

Рациональность математики, чувственность изобразительного искусства.

Для творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных школьников, студентов, учителей и преподавателей познавательным является вопрос об общем и отличительным между наукой и искусством [1]. Будущим учителям начальной школы необходимо ответить на поставленный вопрос не только на уровне методологии познания, но и на уровне методики обучения так, как основы математики - фундаментальной науки и рисование - основа изобразительного искусства являются учебными предметами для учащихся младших классов средней общеобразовательной школы.

В этой связи преподаватели высшей школы на занятиях по математике и изобразительного искусства перед будущими учителями начальной школы выделяют относительно общего и отличительного между наукой и искусством нижеследующее.

1. И наука и искусство являются средствами познания и преобразования окружающего нас материального и духовного мира.

2. И в науке и в искусстве для постановки и решения соответствующих задач можно применять метод информационного моделирования действительности с таким этапами - элементами, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].

3. Основными моделями науки являются понятия, категории и законы, инвариантные по отношению к человеческому познанию действительности, а искусство отражает материальный и духовный мир посредством художественных образов.

4. Построенные модели и полученные выводы науки носят объективный, общезначимый и коллективный характер, а ценность произведений искусства имеют субъективный и индивидуальный характер.

5. Наука - это строгая, непротиворечивая система знаний о действительности в виде четких и однозначных законов и правил, а искусство представляет собой образное и интуитивное отражение материального и духовного из окружения людей.

Рациональные математические науки в начальной школе [3], ориентированные на развитие логического типа мышления учащихся, представлены арифметикой, геометрией и алгеброй.

Будущие учителя начальной школы в этой связи овладевают в совершенстве методикой преподавания нижеследующих учебных тем.

1. Понятия - модели о натуральном числе, натуральном ряде чисел, об обыкновенных и десятичных дробях.

2. Представления - модели о длине отрезка, о массе и стоимости предметов, о площади фигур, о емкости и объеме тел, об отчете времени.

3. Правила - алгоритмы производства четырех основных арифметических действий с многозначными

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

числами и дробями.

4. Алгоритмы построения основных геометрических фигур с помощью измерительных и чертежных фигур.

5. Использование буквенной символики алгебры для решения уравнений первой степени с одним неизвестным.

Базовый учебный предмет начальной школы «Изобразительное искусство», развивающий эмоционально-образный тип мышления детей [4], ориентирован на постановку и решение следующих задач.

1. Воспитание у учащихся чувства и отзывчивости на прекрасное и безобразное, имеющееся в жизни и в искусстве.

2. Овладение школьниками образным языком изобразительного искусства с помощью графического моделирования действительности.

3. Формирование у младших школьников основ художественно - творческой деятельности. Дидактический опыт изучения в высшей школе математических наук и изобразительного искусства

будущими учителями начальной школы показывает на эффективность сочетания рационального и чувственного в едином учебно-воспитательном процессе, проектируемом и реализуемом в высшем учебном заведении.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что синхронное изучение будущими учителями начальной школы методологии и методики рациональной науки и эмоционального искусства студентами высшей школы способствует повышению уровня их интеллектуального и творческого потенциалов. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

3. Каримов М.Ф., Сайсанова Г.Д. Изучение школьниками дробных числительных при арифметическом моделировании действительности // Инновационное развитие. - 2018. - № 1(18). - С. 85 - 86.

4. Каримов М.Ф., Габдулисламова Л.М. Компьютер в подготовительной к школе группе // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 55 - 57.

© Акчермушева О.В., Каримов М.Ф., 2018

УДК 378.22

Востриков В. Н.

канд. истор. наук, доцент СибУПК, г. Новосибирск, РФ

E-mail: [email protected] Лищук Е. Н.

канд. эконом. наук, доцент СибУПК, г. Новосибирск, РФ

E-mail: [email protected] Савченко Н.В.

канд. геогр. наук, доцент, НГАУ, г. Новосибирск, РФ E-mail: [email protected]

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Цель статьи - показать роль Болонского соглашения в интернационализации европейского

1 51 }

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.