Научная статья на тему 'Изучение малообеспеченных слоев населения в Российской Федерации'

Изучение малообеспеченных слоев населения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1371
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сагаева Э.З.

В данной статье рассматриваются основные статистические показатели, характеризующие социальное неравенство и бедность населения в РФ и регионах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сагаева Э.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение малообеспеченных слоев населения в Российской Федерации»

ИЗУЧЕНИЕ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Сагаева Э.З.*

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В данной статье рассматриваются основные статистические показатели, характеризующие социальное неравенство и бедность населения в РФ и регионах страны.

Ключевые слова: малообеспеченные слои населения, социальное неравенство.

Сложная экономическая ситуация в нашей стране на современном этапе объясняется высокой степенью зависимости отечественной экономики от внешних факторов. Это привело к росту циклической безработицы, повышению уровня инфляции и девальвации рубля.

Комплексное влияние ряда факторов привело к росту численности бедного населения, а также населения, находящегося за чертой бедности. Наряду с неблагоприятными факторами, проблему бедности в России усиливает существующая социальная дифференциация населения.

Величина прожиточного минимума за изучаемый период увеличилась на 1234 руб. (на 38 %). Минимальный уровень прожиточного минимума был зафиксирован в 2014 г. в Пензенской области и составил 6571 руб., а максимальный - 15428 руб. в Камчатском крае (табл. 1).

Таблица 1

Динамика уровня прожиточного минимума

Федеральный округ 2012 г. 2014 г. Темп прироста, %

Центральный 6039 7672 27,04

Северо-Западный 7040 8873 26,04

Северо-Кавказский 5508 7040 27,81

Приволжский 5767 7114 23,36

Уральский 6221 7812 25,57

Сибирский 6364 8103 27,33

Дальневосточный 9904 12293 24,12

* Студент.

Условно, регионы РФ можно разделить на 3 группы:

- благополучные регионы, в которых средний уровень доходов населения превышает уровень прожиточного минимума более чем в 4 раза;

- регионы со средним уровнем благополучия, в которых средний уровень доходов населения в 2,5-4 раза превышает уровень прожиточного минимума;

- неблагополучные регионы, в которых средний уровень доходов менее чем в 2,5 раза превышает уровень прожиточного минимума [4].

В Центральном Федеральном округе наибольший уровень прожиточного минимума за 2014 г отмечается в Москве - 12180 руб., что на 27,65 % больше, чем в 2012 г. Наименьший размер прожиточного минимума - 6695 руб., в Тамбовской области. В Северо-Западном Федеральном округе один из наименьших уровней прожиточного минимума приходится на Санкт-Петербург, который составил 8015 руб., увеличившись по сравнению с 2012 г на 23,65 %. Однако, это не может свидетельствовать об уровне бедности в Санкт-Петербурге, поскольку уровень прожиточного минимума характеризует только цены на товары минимальной потребительской корзины.

В Южном Федеральном округа размер прожиточного минимума для всех регионов практически на одном уровне. Так, в Краснодарском крае он составил 7701 руб., что на 24,89 % больше, чем в 2012 г.

Для Северо-Кавказского Федерального округа значения прожиточного минимума нестабильны. Так, в Чечне отмечено понижение уровня прожиточного минимума на 1,16 % по сравнению с 2012 г., а в Ингушетии, наоборот, зафиксирован самый высокий прирост - 44,13 %.

В Приволжском Федеральном округе один из самых невысоких уровней прожиточного минимума, в республике Марий-Эл в 2014 г. он составил 7014 руб., увеличившись на 32,24 %.

Уральский Федеральный округ также находится примерно на среднем уровне по величине прожиточного минимума. Однако, если выделять отдельные округа, такие как Ямало-Ненецкий АО, то уровень прожиточного минимума там составил 13617 руб.

В Сибирском Федеральном округе один из наиболее высоких уровней прожиточного минимума в Красноярском крае - 8987 руб. при росте в 21,02 %.

Камчатский край в Дальневосточном округе имеет самый высокий уровень прожиточного минимума в 15428 руб. (рост на 18,6 %).

Исходя из представленной группировки, в 40 регионах РФ уровень прожиточного минимума составляет от 6571 до 7678 руб., в 24 регионах от 7678 до 8785 руб. и в 16 регионах свыше 8785 руб.

По размеру прожиточного минимума на душу населения субъекты условно разделены на 3 группы.

По данным в 2014 г. в первую группу с размером прожиточного минимума на душу населения 6,5-9,5 тыс. руб. вошли 64 субъекта: Белгородская, Амурская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тамбовская, Тульская, Ярославская, Волгоградская, Ленинградская, Калининградская, Новгородская, Псковская, Астраханская, Ростовская, Оренбургская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская Ульяновская, Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская; Республики Адыгея, Дагестан, КБР, КЧР, РСО-Алания, Ингушетия, Чеченская, Удмуртская, Марий Эл, Чувашская, Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Калмыкия, Карелия, Алтай, Бурятия, Тыва, Хакассия, г. Санкт-Петербург, Алтайский, Забайкальский, Красноярский, Пермский и Ставропольский край.

Вторую группу с объемом ВРП в расчете на душу населения 9,5-12,5 тыс. руб. составляют 8 субъектов: Мурманская, Сахалинская, Еврейская автономная, Архангельская области; Республика Коми; Хабаровский, Приморский край; г. Москва.

В третью группу с объемом ВРП в расчете на душу населения 12,5-15,5 тыс. руб. вошли 3 субъекта: Магаданская область; Республика Саха (Якутия); Камчатский край.

Проведем аналогичный анализ бедности в регионах, исходя из величины коэффициента бедности (он рассчитывается как отношение числа населения с величиной доходов ниже прожиточного минимума к общему населению в регионе). Дадим некоторые пояснения. В ЦФО коэффициент бед-

ности составил 10,8 %. в СЗФО данный показатель несколько выше, и составляет 12,89 %. ЮФО достиг отметки в 15,85 %. Города Приволжского федерального округа имеют коэффициент бедности 12,8 %, что в целом можно связать с достаточно непростой ситуацией в стране. Жители Уральского федерального округа также сталкиваются с проблемой бедности. Данный показатель в 2014 году составил соответственно 11,1 %. Наконец, для Сибирского федерального и Дальневосточного округов характерен рост коэффициентов безработицы, которые составили 18,39 % и 14,2 % соответственно.

В целом можно заметить, что по России среднее значение коэффициента бедности составило 11,2 % (незначительный, но все же рост на 0,4 % в сравнении с 2013 годом). Минимальное значение данного показателя зафиксировано в республике Татарстан (7,1 %), максимальное - в республике Тыва (35,2 %). В среднем по России коэффициент бедности составляет 11,2, то есть 11,2 % населения имеют совокупные доходы ниже уровня прожиточного минимума. Самые благополучные регионы в этом плане - Татарстан, Санкт-Петербург, Белгородская область; самые неблагополучные - Калмыкия и Тыва.

Выводы по результатам статьи относительно рассмотренных регионов РФ:

1. Уровень прожиточного минимума в подавляющем большинстве регионов вырос в 2014 г. по сравнению с 2012 г. в среднем на 25-30%. Это означает, что товары первой необходимости для минимального удовлетворения потребностей человека (проще говоря, для его нормального жизнеобеспечения) подорожали на те же 25-30 % (расчет произведен по данным Росстата исходя из уровня цен на продовольственные товары).

2. В то же время средние месячные доходы по отношению к величине прожиточного минимума значительно сократились за изучаемый период. Это означает, что увеличилось количество малообеспеченного населения с низким уровнем соотношения доходов к прожиточному минимуму.

3. Наиболее благополучными можно признать крупнейшие города России - Москву и Санкт-Петербург, а также такие мегаполисы как

Екатеринбург (Свердловская область) и Казань (Татарстан). Величина их средних совокупных доходов превышает уровень прожиточного минимума более чем в 4 раза. Самые благополучные федеральные округа - Центральный и Уральский.

4. Наиболее неблагополучные регионы - Калмыкия и республика Тыва, а округ - Сибирский ФО.

В масштабах всей страны отношение доходов к уровню прожиточного минимума составляет 344,8 %, это означает, что, в среднем, население страны занимает промежуточное положение между обеспеченностью и бедностью.

Определяющее значение в поддержке малообеспеченных категорий населения имеет государственная экономическая и социальная политика. Данную проблему решают новыми методами. Главными из них являются индексация и компенсация. Индексация - механизм автоматической корректировки доходов. Обычно индексация осуществляется двумя способами: путем увеличения доходов на определенный процент через определенное время или путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. Выплаты по индексации проводятся в основном за счет средств государственного и местного бюджетов. Индексируются все виды денежных доходов граждан, а именно заработная плата, пенсия, стипендия, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных.

Определяющее значение в поддержке малообеспеченных категорий населения имеет государственная экономическая и социальная политика. Помимо индексации существует Федеральный закон «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Государственная социальная помощь - система мер по оказанию действительно нуждающимся лицам (малоимущим семьям и отдельным малоимущим гражданам) помощи в виде денежных выплат, натуральной, гуманитарной помощи, а так же в виде услуг и льгот, для преодоления или смягчения жизненных трудностей, для поддержания их социального статуса и полной жизнедеятельности, а также адресного и рационального использования бюджетных средств [1].

Список литературы:

1. Кадомцева С.В. Социальная защита населения. - М.:РАГС, 2003. -С. 264.

2. ФЗ «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.17.1999 г.

3. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 114-ФЗ от 24.12.1995 г.

4. ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» № 134-ФЗ от 24.10.1997 г.

5. Устав Новосибирской области № 282 - ОЗ от 18.04.2005 г.

6. ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области» № 253. - ОЗ от 29.12.2004 г.

7. ОЗ «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области» № 45-ОЗ от 12.03.1999 г.

8. Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. - Казань: Белка, 2004. - С. 268.

9. Байгереев С.А. Бедность и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям. - М.: Человек и труд, 1999. - С. 197.

10. Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. - М.: Гелиос-АРВ, 2000. - С. 336.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.