СЕКЦИЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
ИЗУЧЕНИЕ ЛОКУС КОНТРОЛЯ И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Кузнецова Ирина Геннадьевна
магистрант, направления подготовки: «Психолого-педагогическое образование», ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», РФ, Республика Хакасия, г. Абакан E-mail: irina2910@lenta.ru
Миндибекова Людмила Анатольевна
д-р социол. наук, проф., ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный
университет им. Н. Ф. Катанова», РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
STUDY OF LOCUS CONTROL AND AGGRESSION IN TEENAGERS WITH DELINQUENT BEHAVIOR
Irina Kuznetsova
master's Degree Student, of major "Psychological and Pedagogical Education ", FSBEIHPE "Khakass State University named after N.F. Katanov",
Russia, Republic of Khakassia, Abakan
Lyudmila Mindibekova
doctor, of Sociology, Professor, FSBEI HPE "Khakass State University named after N.F. Katanov",
Russia, Republic of Khakassia, Abakan
АННОТАЦИЯ
В статье представлен краткий анализ психо лого-педагогической литературы по проблеме делинквентного поведения. Особое внимание в исследовании уделялось изучению взаимосвязи локус контроля и агрессивности у подростков с делинквентным поведением.
ABSTRACT
In the article a short analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of delinquent behavior is presented. Special attention in research is paid to the study of correlation between locus control and aggression in teenagers with delinquent behavior.
Ключевые слова: локус контроля, агрессивность, подростковый возраст, делинквентное поведение.
Keywords: locus of control, aggression, adolescence, delinquent behavior.
Стремление выделиться, добиться успеха, приводит подростков на дорожку, которая ведет от девиантного поведения к делинквентному.
А.И. Кравченко, В.Ц. Анурин под «делинквентным поведением понимают не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, а чаще расцениваемые как правонарушения, за которые наступает административная ответственность» [3, c. 213]. Согласно данных отечественных и зарубежных ученых, в перечень делинквентных проступков несовершеннолетних входят: употребление ПАВ (алкоголь, табакокурение, наркотические вещества), нанесение незначительных телесных повреждений, пропуски школьных занятий, нарушение общественного порядка, вымогательство и отбирание денег у школьников, невозвращение ночью домой, порча общественного имущества и другие. К делинквентным поступкам, совершаемых как взрослыми, так и несовершеннолетними, также можно отнести большинство административных правонарушений.
Проблема делинквентного поведения изучается во многих исследованиях, как в нашей стране (E.H. Кондрат, А.Е. Личко, В.Д. Менделевича, Г.Г. Бочкарева, В.А. Гурьевой, В.Г. Степанов, М.А. Алемаскин) так и за рубежом (П. Хейвена, А. Коэна, А. Айхорна, А. Фернхейма и др.).
По мнению М.Г. Дмитриева, В.Г. Белова, Ю.А. Парфенова: «наиболее важным, «переломным» моментом пубертатного криза, который сопровождается резким подъемом делинквентности подростков, является возраст 14-15 лет. Рано возникшее (до 10 лет) систематическое агрессивное поведение наблюдается у 6 % мальчиков-
подростков общей популяции. Из них около половины в подростковом возрасте имели агрессивно-делинквентное поведение» [1, с. 57].
В психологической литературе выделяют следующие виды делинквентного поведения, как:
• агрессивно-насильственное (драки, поджоги, оскорбления -действия, направленные против личности человека);
• корыстное (кражи, вымогательство, угоны автотранспорта -поступки, связанные со стремлением получить материальную выгоду);
• распространение и продажа наркотиков [5, с. 27].
Как утверждает А.И. Кравченко, В.Ц. Анурин: «агрессивное поведение, для общества в целом недопустимое, может оказаться непременным условием членства в определенной молодежной группировке. Или же то, что может служить причиной дурной репутации в обычной средней школе (драчливость, антиобщественные поступки, сексуальная распущенность, преступные склонности), способно поднять авторитет подростка внутри какой-нибудь группы малолетних правонарушителей» [3, с. 217].
Результаты наблюдения за подростками, отличавшимися повышенной агрессивностью и драчливостью по отношению к тем, кто был слабее их самих или младше, показало, что драчуны пользуются наибольшей популярностью среди подростков, по сравнению с их жертвами.
Делинквентное поведение проявляется не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда в подростковом возрасте происходит переосмысление ценностных ориентаций (убеждений, предпочтений, установок), ведущих к ослаблению контроля системы внутренней регуляции поведения. По мнению О.П. Елисеева: «подростки с интернальным типом локуса контроля чаще всего позитивно относятся к взрослым, в том числе к учителям, чем подростки с экстернальным типом локуса контроля. Экстерналов, особенно в подростковом возрасте, отличает, конформность, повышенная тревожность, меньшая терпимость по отношению к другим, и меньшая популярность. Имеются данные о большей склонности подростков-экстерналов к обману и совершению аморальных поступков» [2, с. 78].
В «Психологическом словаре» под редакцией Л.А. Карпенко, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, под локус контролем понимают «качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний локус контроля) либо собственным
С
СибАК
www.sibac.info
способностям и усилиям (интернальный или внутренний локус контроля)» [4].
С целью выявления локус контроля у подростков с делин-квентным поведением, нами была проведена методика «Локус контроля» Дж. Роттера, направленная на выявление интернальности-экстернальности [2, а 263-266] и опросник Басса-Дарки [6, а 273-276], направленный на выявление форм агрессивности у подростков с делинквентным поведением.
В исследовании принимали участие 30 подростков с делинк-вентным поведением состоящие на учете в отделении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Центра социальной помощи семье и детям «Ермаковский». Возраст испытуемых 14-17 лет.
Наше исследование проводилось несколько этапов:
На первом этапе: архивным методом были выявлены подростки с делинквентным поведением.
На втором этапе: изучили локус контроля у подростков с делин-квентным поведением с помощью методики «Локус контроля» Дж. Роттера.
На третьем этапе: изучение проявляемых форм агрессивности подростками по опроснику Басса-Дарки.
Исследование показало, что среди подростков с делинквентным поведением, преобладает экстернальный тип локуса контроля 58 % (18 человек), 42 % (13 человек) имеют интернальный тип локус контроля.
Подростки с делинквентным поведением и экстернальным типом локус контроля (58 %) полагают, что большинство событий в их жизни является результатом случая или действия людей, они склонны объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств, ответственность за свое поведение, подростки, приписывают исключительно внешним условиям.
13 человек (42 %) подростков с делинквентным поведением и интернальным типом локус контроля, считают ответственными за свои поступки только самих себя.
По опроснику Басса-Дарки, направленного на выявление форм проявления агрессивного поведения, у исследуемых подростков, с разным типом локус контроля, получены следующие результаты:
60 50 40 30 20 10 О
123456789 10 ■ экстернальный я интернальный
I
Рисунок 1. Проявления различных форм агрессивного поведения у подростков с разным типом локус контроля
Условные обозначения:
1 - физическая агрессия; 2 - косвенная агрессия; 3 - раздражение; 4 - негативизм; 5 - обида; 6 - подозрительность; 7 - вербальная агрессия; 8 - чувство вины; 9 - индекс враждебности; 10 - индекс агрессивности.
Анализ рисунка 1, дает нам следующие результаты: среди подростков с экстернальным типом локуса контроля, 43 % (13 человек) используют физическую силу против другого лица; 10 % (3 человека) проявляют косвенную агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (злобные шутки, сплетни), так и агрессия, которая ни на кого не направлена - проявляющаяся в крике, битьем кулаками по столу, топании ногами и т. д., данная агрессия характеризуются целенаправленностью и неупорядоченностью; 30 % (9 человек) проявляют вербальную агрессию, выражают негативные чувства как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия,); 17 % (5 человек) проявляют негативизм - используют такую манеру поведения, которая обычно направлена против авторитета или руководства; 27 % (8 человек) испытывают раздражение; 7 % (2 человека) испытывают обиду; 27 % (8 человек) проявляют подозрительность; 13 % (4 человека) испытывают чувство вины.
Среди подростков, с интернальным типом локус контроля, 20 % (6 человек) используют физическую силу против другого лица; 3 % (1 человек) проявляет косвенную агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессия, которая ни на кого не направлена - проявляющаяся в крике, битьем кулаками по столу, топании ногами и т. д., данная агрессия
С
СибАК
www.sibac.info
характеризуется целенаправленностью и неупорядоченностью; 7 % (2 человека) проявляют вербальную агрессию, выражают негативные чувства как через форму (визг, крик, ссору), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия,); 13 % (4 человека) проявляют негативизм - используют такую манеру поведения, которая обычно направлена против авторитета или руководства, это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; 3 % (1 человек) проявляет раздражение; 7 % (2 человека) испытывают обиду; 3 % (1 человек) проявляет подозрительность и 10 % (3 человек) испытывают чувство вины.
50 % (15 человек) подростков, с экстернальным типом локус контроля, проявляют враждебность и 57 % (17 человек) подростков проявляют агрессивность. Среди подростков, с интернальным типом локус контроля, 30 % (9 человек) подростков проявляют враждебность и 13 % (4 человека) подростков проявляют агрессивность.
Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что большинство подростков с разным типом локус контроля проявляют различные формы агрессивности.
В результате математической обработки полученных результатов, с помощью критерия Манна-Уитни, статистически значимыми являются взаимосвязи локуса контроля подростков по таким шкалам как: вербальная агрессия U = 54,5; физическая агрессия U = 52 и раздражение U = 48.
Таким образом, у подростков с делинквентным поведением и экстернальным типом локуса контроля преобладает физическая агрессия, вербальная агрессия и раздражение.
Список литературы:
1. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением. - СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2008. - 207 с.
2. Елисеев О.П. Локус Контроля: практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2003. 568 с.
3. Кравченко А.И., Анурин В.Ц. Социология: Учебник для вузов: Питер; СПб.; 2004.
4. Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «Феникс». Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. 1998.
5. Левшунова Ж.А. Психология девиантного поведения: учебно-методическое пособие / Ж.А. Левшунова. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т., 2012. - 116 с.
6. Психологические тесты: т. 2 / под ред. А. Карелина. - М.: Наука, 2000. - 389 с.