Научная статья на тему 'Изучение личности студента в процессе социализации и воспитания в языковом вузе'

Изучение личности студента в процессе социализации и воспитания в языковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМООЦЕНКА / СТИЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / STUDY OF PERSONALITY / STUDENTS / SOCIALIZATION / SELF-ESTEEM / STYLE OF EDUCATIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Анастасия Николаевна, Попова Сахая Афанасьевна

Статья посвящена проблеме изучения личности студента в процессе социализации и воспитания в языковом вузе. Процесс социализации личности студента в условиях иноязычного образования сложный процесс, которому необходима педагогическая поддержка со стороны преподавателей и кураторов. Автором изучались самооценка и другие личностные качества. В работе основными методами явились методы опроса и беседы. Выбор методов производился на методологической основе системных педагогических исследований. Личность студента рассматривалась через систему ее отношений, проявлявшихся в различных видах деятельности: учении, общении с преподавателями и студентами. С помощью опросов, организованных как на основе стандартизованных опросников, так и основанных на самооценке, были выявлены некоторые особенности личности студентов языкового вуза. Выяснилось, что у студентов с высокой познавательной способностью недостаточный уровень самоорганизации, низкая познавательная активность. Выявлено значительное количество студентов со слабой нервной системой, им нужно обратить особое внимание выработке индивидуального стиля деятельности. Студенты 1 курса, обнаруживая языковые способности, интерес к иностранным языкам, более напряжены, более тревожны, чем студенты 3 курса. Успешные студенты не уверены, что позиция их сохранится, а у менее успешных студентов нарастает тревожность из-за неудачных попыток улучшить свое положение. Эти и другие данные указывают на необходимость педагогической поддержки студентов младших курсов как в обучении (как части социализации личности), так и в выработке определенных качеств личности. Изучение личности студентов в процессе социализации позволяет оказывать педагогическую поддержку социализации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying the personality of a student in the process of socialization and education in a language university

The article examines the problem of studying the personality of students in the process of socialization and education in the context of linguistic training on the university level. The process of socialization of the student studying a foreign language is a complex process that requires pedagogical support from teachers and curators. The author examines the concept of self-esteem and other personal qualities. The methods utilized are survey and interview. The choice of methods was made on the methodological basis of systematic pedagogical research. The student’s personality was examined through the system of its relations, manifested in various types of activity: studying, interactions with teachers and fellow students. With the use of surveys conducted both as standardized questionnaires and based on self-assessment, some personality traits of students pursuing linguistic degrees were identified. The study shows that students with high cognitive ability have an insufficient level of self-organization and low cognitive activity. A significant number of students displayed characteristics of a weak nervous system, which requires a special attention to develop their individual style of educational activity. First-year students, while discovering their linguistic abilities and finding interest in foreign languages, felt more stressed and more anxious than the third-year students. Successful students worried that their position would not be maintained, while less successful students had increased anxiety due to unsuccessful attempts to improve their position. These and other data indicate the need for pedagogical support of junior students both in teaching (as part of the socialization of the individual) and in the development of certain personality traits. Studying the personality of students in the process of socialization allows us to provide pedagogical support for the socialization of students.

Текст научной работы на тему «Изучение личности студента в процессе социализации и воспитания в языковом вузе»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 104PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Яковлева А.Н., Попова С. А. Изучение личности студента в процессе социализации и воспитания в языковом вузе // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/104PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Yakovleva A.N., Popova S.A. (2019). Studying the personality of a student in the process of socialization and education in a language university. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/104PDMN619.pdf (in Russian)

УДК 37.378 ГРНТИ 14.35

Яковлева Анастасия Николаевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Якутск, Россия

Заведующая кафедрой «Немецкой филологии» Доктор педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4372-2789 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=488788

Попова Сахая Афанасьевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Якутск, Россия

Ассистент кафедры «Немецкой филологии» E-mail: [email protected]

Изучение личности студента в процессе социализации и воспитания в языковом вузе

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения личности студента в процессе социализации и воспитания в языковом вузе. Процесс социализации личности студента в условиях иноязычного образования - сложный процесс, которому необходима педагогическая поддержка со стороны преподавателей и кураторов. Автором изучались самооценка и другие личностные качества. В работе основными методами явились методы опроса и беседы. Выбор методов производился на методологической основе системных педагогических исследований. Личность студента рассматривалась через систему ее отношений, проявлявшихся в различных видах деятельности: учении, общении с преподавателями и студентами.

С помощью опросов, организованных как на основе стандартизованных опросников, так и основанных на самооценке, были выявлены некоторые особенности личности студентов языкового вуза. Выяснилось, что у студентов с высокой познавательной способностью недостаточный уровень самоорганизации, низкая познавательная активность. Выявлено значительное количество студентов со слабой нервной системой, им нужно обратить особое внимание выработке индивидуального стиля деятельности. Студенты 1 курса, обнаруживая языковые способности, интерес к иностранным языкам, более напряжены, более тревожны, чем студенты 3 курса. Успешные студенты не уверены, что позиция их сохранится, а у менее успешных студентов нарастает тревожность из-за неудачных попыток улучшить свое положение. Эти и другие данные указывают на необходимость педагогической поддержки студентов младших курсов как в обучении (как части социализации личности), так и в выработке определенных качеств личности.

https:// mir-nauki. com

Изучение личности студентов в процессе социализации позволяет оказывать педагогическую поддержку социализации студентов.

Ключевые слова: иноязычное образование; изучение личности; студенты; социализация; самооценка; стиль учебной деятельности; педагогическая поддержка

Исследование проблем социализации студента в условиях иноязычного образования связано с задачами совершенствования подготовки студентов в языковом вузе. Перед современными языковыми вузами стоит задача формирования личности, способной на основе своей культуры осваивать культурные ценности других лингвокультурных сообществ, готовой к эффективному межкультурному взаимодействию. Специфика обучения в языковом вузе состоит в том, что в данном процессе осуществляется не только предметная подготовка обучаемых, но и создается социокультурная среда, в которой происходит взаимодействие культур. В целях решения этой задачи значимое место в иноязычном образовании отводится вопросам социализации [1; 2]. Социализация в языковом вузе - это система приобщения студента к ценностям иноязычной культуры путем овладения межкультурным опытом, основанная на ценностях, правилах и нормах, реализуемых в общении и деятельности в специально созданных лингвопедагогических условиях [3-5]. Социализация студента в условиях иноязычного образования: формирование вторичной языковой личности, освоение иноязычной культуры, приобретение межкультурного опыта (стажировки в зарубежном вузе, семестровое обучение и др.) - сложный процесс, успешному осуществлению которого должны способствовать преподаватели и кураторы.

В студенческом возрасте личность, осознавая себя в разнообразных проявлениях, формирует адекватное представление о себе, задается целью изменить в себе что-либо, корректировать, совершенствовать. Если для студента не характерна такого рода деятельность, то можно говорить о социальной незрелости личности. Студент, зная себя с определенной стороны, дает себе оценку, многие самооценки образуют структуру, которая представляет собой оценку в целом.

И.С. Кон отмечал, что самооценки могут рассматриваться как непосредственные компоненты «Образа Я» или как индикаторы каких-то неосознаваемых личностных качеств [6]. Б.Г. Ананьев писал о том, что отношения к самому себе являются наиболее поздним образованием личности, однако именно эти качества, которые завершают структуру характера, обеспечивают целостность личности, «выполняют функции саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности» [7, с. 315].

Выявление особенностей личности студента позволяет наметить стратегию индивидуальной учебной и воспитательной работы, оказывать педагогическую поддержку социализации личности.

В нашем исследовании, объектом которого стали студенты-филологи 1 и 3 курсов (36 студентов) института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ, изучались личностные свойства. Основными методами явились наблюдение: прямое и опосредованное, методы опроса и беседы. Некоторые индивидуальные характеристики были выявлены с помощью опросника Р.Б. Кэттела.

Введение

Методы

Для выявления особенностей самооценки и оценивания однокурсников использовался опросник, где надо было оценить себя, свой идеал и одного из однокурсников. С целью выявления особенностей самооценки использовался опросник - шкалирование. Студентам надо было оценить себя, свой идеал и одного из однокурсников по шкале от 0 до 5 по личностным качествам: коммуникабельность, сила воли, интеллектуальные характеристики, самостоятельность и др.

В исследовании также был использован опросник, разработанный Н.С. Копеиной, с помощью которого можно изучить стиль учебной деятельности [8]. Он оценивает два показателя: силу нервной систему и регулярность учебной деятельности.

Изучение личности студента с помощью опроса и стандартизованных методик правомерно, так как более эффективный дифференцированный подход к студентам позволяет учитывать их позиции в различных сферах жизнедеятельности личности. В литературе отмечается, что часто преподаватель воспринимает студента не как целостную личность, а лишь как обучающегося, лучше или хуже справляющегося с усвоением образовательной программы. Нередко студенты, успешно справляющиеся с образовательной программой, представляются преподавателям благополучными личностями, а студенты, обучающиеся не столь успешно - бесперспективными. Как известно, студентов с хорошей успеваемостью характеризует развитие многих позитивных качеств, но в то же время стремление к получению высоких баллов иногда бывает связано с негативными моментами. Получение высоких баллов фетишизируется, что приводит к повышенной тревожности студентов. Неудачи в учебной деятельности оказывают большое влияние на студента. Ощущение эмоционального неблагополучия распространяется на все основные сферы жизни. Жизненный опыт, формирующейся на основе не успешности в учебной деятельности, является основанием для субъективного ограничения перспектив в различных сферах жизни. Поэтому изучение личности студента в процессе социализации и воспитания в языковом вузе с использованием научно-практических методов: опросов, стандартизованных методик, может позволить выявить влияние отдельных педагогических процессов на личность, корректировать отношение к учебной деятельности, межличностную сферу и др.; способствовать оптимизации развития ценностей.

Результаты

Выявленные с помощью опросника Кэттела индивидуальные характеристики свидетельствуют о том, значительная часть студентов 1 курса достаточно активны и мотивированы. Но они более напряжены, более тревожны. Студенты 3 курса характеризуются оптимальным уровнем напряженности, довольно активны, но уже менее мотивированы.

Студенты, низко оценившие свои коммуникативные качества, что соответствует показателям по опроснику Кэттела, низко оценили также и интеллектуальные характеристики, хотя, по мнению преподавателей и по объективным показателям, они выше. Таким образом, студенты с низкой познавательной активностью обладают высокой познавательной способностью. Данные студенты низко оценили свои волевые качества, что также соответствует показателям по опроснику Кэттела.

Сравнение средних баллов самооценки, оценки идеала и оценки однокурсника не выявили значительных различий. Средний балл самооценки немного ниже оценки идеала. В среднем по всем опрошенным студентам самооценка ниже оценки однокурсника и идеала.

Понятие «индивидуальный стиль деятельности» был разработан В.С. Мерлиным [9]. Стиль учебной деятельности исследовался Копеиной Н.С. [10]. По ее мнению, особого внимания в процессе учебной работы требуют студенты со слабой нервной системой.

Использование нами методики Копеиной Н.С. выявило значительное количество студентов со слабой нервной системой (16, 17 баллов), среди которых оказались студенты с низким уровнем самоорганизации.

Проведенный нами опрос студентов показал, что проводимые традиционные мероприятия института обладают обучающей функцией. По мнению студентов, на такие мероприятия, как «Неделя иностранных языков», «Праздники стран изучаемых языков», «Фонетик-шоу» и др. способствуют становлению межкультурного опыта, чем занятия. Студенты считают, что на этих мероприятиях они получают не только «хорошее представление о культуре изучаемых стран, но и развивают организаторские компетенции». Факторами, повышающими самооценку студентов, явились опорные мероприятия института, а также обучение в зарубежном вузе, даже кратковременные (летние школы, сопровождение поездок студентов технических специальностей и др.). Опрос студентов и наблюдения показали, что студенты стали более уверенны в себе, самооценка повысилась: «...я стала более уверенной, стала более адекватно реагировать на критику и, конечно же, самостоятельность», «.не думаю, что я растеряюсь, если потеряю все свои вещи, путешествуя в одиночку в незнакомой стране. Я с детства привык быть пассивным в быту и общении, но в Германии мне пришлось первым идти на контакт, если я сталкивался с трудностями, что поначалу было очень непривычно, но вскоре привык».

Обсуждение

Результаты о том, что значительная часть студентов 1 курса достаточно активны и мотивированы, говорит о том, что большинство поступили, правильно выбрав языковой вуз. У данных студентов обнаруживаются языковые способности, интерес к иностранным языкам. Но они более напряжены, более тревожны, чем студенты 3 курса. Это можно объяснить тем, что успешные студенты не уверены, что позиция их сохранится, а у менее успешных студентов нарастает тревожность из-за неудачных попыток улучшить свое положение.

Студенты 3 курса характеризуются оптимальным уровнем напряженности, довольно активны, но уже менее мотивированы. Это, видимо, свидетельствует о том, что они утвердились в своих позициях, знают свои возможности, но интерес к обучению снижается из-за не оправдавшихся ожиданий.

Обнаружилось, что у студентов, низко оценивших свои коммуникативные качества, что соответствует показателям по опроснику Кэттела, низкая самооценка и интеллектуальных характеристик, хотя, по мнению преподавателей и по объективным показателям, они выше. Это можно объяснить тем, что у данных студентов еще недостаточно развиты лингвистические компетенции, и из-за этого они пассивны на занятиях по иностранному языку и по рейтингу получают низкие баллы. Преподаватели знают, что данные студенты могут учиться хорошо (проявляют догадку, справляются с семантизацией слов и др.), но в целом, студенты еще не успешны на занятиях. Таким образом, студенты с низкой познавательной активностью обладают высокой познавательной способностью.

У ряда студентов низкая самоорганизация сочетается с высокими познавательными способностями. Наблюдения и параметры по опроснику Кэттела показали, что у данных студентов дефицит волевых качеств.

Вместе с тем, те же студенты проявляют интерес и довольно успешны по предметам социально-гуманитарных наук, особенно, если преподаватели данных предметов используют нетрадиционные формы и методы обучения. Это говорит о том, что в обучении аспектов иностранного языка необходимо использовать инновационные методы обучения. Это подтверждает и опрос студентов о затруднениях в учебной деятельности. 14 % опрошенных

студентов отмечают неэффективную деятельность на занятиях по аспектам иностранного языка: «Скучные прохождения грамматики...»; «...пересказы по тексту считаю не нужным»; «...не совсем эффективно постоянное выполнение письменных заданий, монотонность»; «хотелось бы, чтобы чаще проводили занятия в форме игр, а не в форме делания упражнений, в процессе игры легче запоминается материал». Вместе с тем, студенты предлагают эффективную деятельность на занятиях по иностранному языку, которую они представляют таким образом: «Общение на языке эффективнее, чем выполнение упражнений». «Наиболее эффективным является диалог (преподаватель и студенты), не нужным является большое количество упражнений». «Говорение, устная практика», «Больше заданий на говорение». «Устные выступления, практика». «Больший упор делать на лексику, которая используется носителями языка, общаться на иностранном языке; не совсем эффективно постоянное выполнение письменных заданий».

Таким образом, здесь студентами высказывается критика в адрес преподавателей, недостаточно реализующих коммуникативно-деятельностный подход к обучению. Но, видимо, не этот фактор является главным в не успешности студентов в учебной деятельности. Реализация своих возможностей подразумевает адекватное представление о них. Опрос выявил, что более 40 % опрошенных студентов не удовлетворены системой своей самостоятельной работы. Студенты указывают на неумение систематически самостоятельно работать в течение семестра, в неспособности мобилизовать свои силы, откровенно признаваясь: «.часто бывает лень», «Мешает лень». Мобилизация возможностей студентов зависит в первую очередь только от них самих. Однако здесь важно, осознает ли студент и учитывает свои индивидуальные способности, специфику нервной системы. От силы-слабости нервной системы зависит продолжительность активной умственной деятельности, тип нервной системы требует определенного стиля учебной деятельности.

Значительная часть опрошенных студентов оказалась со слабым типом нервной системы, многие из них часто ссылаются на лень, не имея сформированных навыков автономии в учении, не осознавая своих природных особенностей, не утруждая себя самоанализом и попытками выбора оптимального стиля учебной деятельности. У них длителен адаптационный период на 1 курсе. Главным условием их успешности является обязательная выработка систематичности в работе, соблюдение режима, выработка привычки к умственному труду. Однако зачастую наблюдается несистематичность, нерегулярность в работе, работа за сном перед экзаменами. Им необходимо учитывать свои природные особенности при выработке стиля учебной деятельности.

Данные о том, что студенты считают эффективным, если они «учат слова, записывая их», «повторяют слова», «учат слова одни в тишине», совпадает с тем, что значительная часть студентов обладают слабой нервной системой. Они затрудняются работать в читальных залах, им мешают в общежитии, они предпочитают заниматься в тишине.

Таким образом, изучение личности студентов в процессе социализации и воспитания в языковом вузе необходимо, так как предоставляет большие возможности для выявления особенностей личности студента и их коррекции. Изучение личности студентов является основой для разработки педагогических мероприятий с целью оказать педагогическую поддержку социализации в условиях иноязычного образования.

Преподаватели, кураторы групп в индивидуальной работе со студентами должны учитывать особенности личности студента, не активным студентам и студентам с низкой самооценок предоставлять возможность участвовать в мероприятиях института, оказывать поддержку в социализации. На основе активности и заинтересованности студентов в общих делах института, помощи со стороны преподавателей, деканата создается система педагогической поддержки социализации студентов.

Студентам младших курсов необходима помощь в выборе приемов учебной работы, в самоопределении в жизни института, соответствующих их индивидуальным особенностям.

Важная задача исследования студентов - помочь студенту активно управлять собой, сформировать высокий уровень социализированности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Терехова Г.В., Социализация личности студента в билингвальном образовании: дис...канд. пед. наук, Оренбург 2007. 16 с.

2. Дмитриева О.В. Социализация личности студента в образовательном пространстве вуза: дис...канд. пед. наук, Оренбург 2004. 16 с.

3. Яковлева А.Н. Лингвопедагогика как проблема междисциплинарного исследования // Образование и наука. 2012. № 7 (96). С. 125-134.

4. Yakovleva A.N., Ikonnikova A.N. Teaching a second foreign language as a linguistic and pedagogical problem // 4-th International Multidisciplinary.

5. Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM Conference / Bulgaria. 2017. pp. 977-981.

6. Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М.: ПЕР СЭ, Логос, 2004. С. 550.

7. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. 367 с.

8. Ананьев Б.Г. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.1. М., 1980. 230 с.

9. Копеина Н.С. Реализуй свои возможности // Методические указания для студентов по самоорганизации. Л., 1985. 101 с.

10. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Под ред. Е.А. Климова. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 448 с.

11. Копеина Н.С. Самоорганизация и становление индивидуальности // Интегральное становление индивидуальности. Пермь, 1988. С. 50-59.

https:// mir-nauki. com

Yakovleva Anastasia Nikolaevna

North-Eastern federal university named after Maxim Ammosov, Yakutsk, Russia

E-mail: [email protected]

Popova Sakhaya Afanas'evna

North-Eastern federal university named after Maxim Ammosov, Yakutsk, Russia

E-mail: [email protected]

Studying the personality of a student in the process of socialization and education in a language university

Abstract. The article examines the problem of studying the personality of students in the process of socialization and education in the context of linguistic training on the university level. The process of socialization of the student studying a foreign language is a complex process that requires pedagogical support from teachers and curators. The author examines the concept of self-esteem and other personal qualities. The methods utilized are survey and interview. The choice of methods was made on the methodological basis of systematic pedagogical research. The student's personality was examined through the system of its relations, manifested in various types of activity: studying, interactions with teachers and fellow students.

With the use of surveys conducted both as standardized questionnaires and based on self-assessment, some personality traits of students pursuing linguistic degrees were identified. The study shows that students with high cognitive ability have an insufficient level of self-organization and low cognitive activity. A significant number of students displayed characteristics of a weak nervous system, which requires a special attention to develop their individual style of educational activity. First-year students, while discovering their linguistic abilities and finding interest in foreign languages, felt more stressed and more anxious than the third-year students. Successful students worried that their position would not be maintained, while less successful students had increased anxiety due to unsuccessful attempts to improve their position. These and other data indicate the need for pedagogical support of junior students both in teaching (as part of the socialization of the individual) and in the development of certain personality traits.

Studying the personality of students in the process of socialization allows us to provide pedagogical support for the socialization of students.

Keywords: foreign language education; study of personality; students; socialization; self-esteem; style of educational activity; pedagogical support

104PDMN619

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.