Научная статья на тему 'Изучение личности студента как условие обучения иностранному языку в медицинском вузе'

Изучение личности студента как условие обучения иностранному языку в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГУМАНИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ДИАЛОГ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / COMPETENCE / HUMANIZATION / CULTURE / DIALOGUE / LINGUISTIC AND VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Францева, Анисимова Наталия Александровна, Финенко Татьяна Николаевна

В статье рассматривается проблема изучения личности студента как одного из условий обучения иностранному языку в медицинском вузе; представлены экспериментальные результаты исследования; актуализируется формирование социокультурных и профессиональных коммуникативных компетенций у студента медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Францева, Анисимова Наталия Александровна, Финенко Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the individual student as a condition for foreign language teaching in medical school

The article deals with the problem of studying of the student?s personality as one of the conditions of foreign language teaching in medical school; the experimental results of the study are presented; the socio-cultural and professional formation of communicative competence of the student of medical school is updated.

Текст научной работы на тему «Изучение личности студента как условие обучения иностранному языку в медицинском вузе»

I

О UJ

92

THE STUDY OF THE INDIVIDUAL STUDENT AS A CONDITION FOR FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN MEDICAL SCHOOL

Frantseva Margarita Vladimirovna, PhD of Psychological sciences, Lecturer, Department of Foreign Languages, Stavropol State Medical University, Stavropol E-mail: annaxenia@maii.ru

Anisimova Nataliia Alexandrovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Stavropol State Medical University, Stavropol E-mail: nata7.00@inbox.ru

Finenko Tatiana Nikolaevna, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Stavropol State Medical University, Stavropol

E-mail: fo_reign@maii.ru

The article deals with the problem of studying of the student?s personality as one of the conditions of foreign language teaching in medical school; the experimental results of the study are presented; the socio-cuiturai and professional formation of communicative competence of the student of medical school is updated.

UJ Keywords: competence; humanization; culture; dialogue; linguistic and vocational training.

<

CI UJ

УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.08

© Францева М.В., 2017 © Анисимова Н.А., 2017 © Финенко Т.Н., 2017

ФРАНЦЕВА Маргарита Владимировна, кандидат психологических наук, преподаватель, кафедра Иностранных языков, Ставропольский государственный медицинский университет, Ставрополь annaxenia@maii.ru

АНИСИМОВА Наталия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Иностранных языков, Ставропольский государственный медицинский университет, Ставрополь nata 7.00@inbox.ru

ФИНЕНКО Татьяна Николаевна, старший преподаватель, кафедра Иностранных языков, Ставропольский государственный медицинский университет, Ставрополь fo_reign@maii.ru

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается проблема изучения личности студента как одного из условий обучения иностранному языку в медицинском вузе; представлены экспериментальные результаты исследования; актуализируется формирование социокультурных и профессиональных коммуникативных компетенций у студента медицинского вуза.

Ключевые слова: компетентность; гуманизация; культура; диалог; лингвистическая и профессиональная подготовка.

I

В современном обществе заметно возрос интерес к изучению иностранных языков. Это, прежде всего, связано с изменившейся социокультурной ситуацией, возможностями современного сервиса и туризма, установлением партнерских международных отношений в разных сферах функционирования общества, с одной стороны, и мировыми тенденциями в развитии образования, в котором признаются и возрастают требования к владению современным специалистом иностранными языками, с другой стороны.

Обеспечение компетентности медика в области овладения иностранным языком - не только гуманизация медицинского образования, но и необходимая составная часть профессиональной подготовки медика. Это находит отражение в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения программы специалитета по специальностям: 31.05.01 Лечебное дело, 31.05.02 Педиатрия и 31.05.03 Стоматология [7]. Учитывая интегративный характер целостного подхода к обучению, мы отмечаем большие возможности многогранного по содержанию образовательного процесса в медицинском университете с разветвленной системой межпредметных связей, вообще, и обучающего, развивающего и воспитательного ресурса иностранного языка, в частности. Для раскрытия этого ресурса в полной мере необходимо изучение личности студента [1; 3].

Целью данной статьи является обсуждение результатов эмпирического исследования по определению портрета активного субъекта образовательного процесса в вузе - студента, изучающего иностранный язык.

Логика изучения была построена нами по схеме: что изучают (содержание предметной области) - кто изучает (готовность студента к изучению иностранного языка) - как обучать (технологии обучения).

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения программы специалитета по специальностям: 31.05.01 Лечебное дело, 31.05.02 Педиатрия и 31.05.03 Стоматология показал, что результаты изучения иностранного языка отражены в требованиях к выпускникам медицинского вуза и сформулированы в общекультурных и общепрофессиональных компетенциях [4; 7]. Содержание этих компетенций определяет направления преподавания иностранного языка, которые условно можно обозначить как:

- знание иностранного языка в системе "специалист - общение",

- знание иностранного языка в системе "специалист - информация".

По нашему убеждению, оба направления, несмотря на их разное содержательное наполнение, объединяет то, что приоритетной целью языковой подготовки в системе медицинского образования является владение иностранным языком, во-первых, как средством выражения мыслей, чувств и действий в сфере межличностного общения, во-вторых, средством профессионального общения и взаимодействия в области, соответствующей медицинской специальности, и, в-третьих, условием и средством формирования саморазвивающейся личности и профессионала. В этой связи задачей обучения иностранному языку в медицинском вузе является формирование навыков применения знания иностранного языка в таких видах деятельности, как теоретическая, практическая, профессиональная и др.

Продолжительность изучения иностранного языка на первом и втором курсах медицинского вуза не является достаточным для реализации цели и задач обучения. За этот период необходимо посредством содержания дисциплины "Иностранный язык" и методов обучения создать условия, при которых:

- у студентов первого года обучения должно произойти переосмысление в понимании иностранного языка как внешнего источника информации и средства коммуникации на усвоение и применение иноязычного средства для понимания и взаимодействия между людьми;

- у студентов второго года обучения формируются умения коммуникации в профессиональной сфере на иностранном языке;

- независимо от года обучения - подтверждения значимости и ценности иностранного языка как средства познания культуры в формировании у студента интереса к культуре

страны изучаемого языка и расширении кругозора, овладении общекультурными способами коммуникации для включения в диалог культур, т.е. формирование не просто специа-листа-профессионала,а, прежде всего, культурного, образованного, интеллигентного, творческого человека - личности, обладающей социокультурными компетенциями.

Итак, единство общекультурного, социального и профессионального развития личности студента, будущего специалиста, позволило определить лингвистическую подготовку в медицинском вузе как целостную, относительно устойчивую систему.

Система лингвистической подготовки включает в себя следующие содержательные блоки [5, С. 8-11]:

1. Гуманитарный блок, основной задачей которого является развитие личности посредством приобретения студентами нового язы-, кового и культурного опыта.

2. Лингвистический блок, основной задачей которого является формирование коммуникативных языковых компетенций для осуществления деятельности с использованием собственно языковых средств.

3. Профессиональный блок, основной задачей которого является формирование навыков взаимодействия на иностранном языке в рамках профессиональной деятельности.

Таким образом, развитие у студентов общей коммуникативной и профессиональной компетентности осуществляется на основе интеграции социокультурных, гуманитарных и профессиональных знаний, которыми овладеют студенты в процессе изучения иностранного языка [4].

Следующим шагом в исследовании заявленной проблемы стало проведение анкетирования и тестирования студентов. Целью анкетирования было выявление представлений студентов о степени и характере владения ими иностранными языками, об их потенциальных потребностях и интересах в данной сфере.

В анкетировании приняли участие студенты Ставропольского государственного меди-цинскогоуниверситета первого и второго года обучения по специальностям "Лечебное дело", "Педиатрия" и "Стоматология", общая численность 128 человек.

Анкета содержала 21 вопрос с вариантами ответов. Ответы на вопросы позволили нам сделать заключение:

- об общей осведомленности в вопросах изучения иностранного языка;

- о личностном аспекте мотивации к изучению иностранного языка;

О си

к

0-<

си си

кк" С

Ё

93

¥

ш S

О ш

<

С1 ш

94

- о языковом аспекте мотивации к изучению иностранного языка.

Анализируя полученные данные, мы констатируем следующее.

80% студентов, участвующих в анкетировании, указали, что они заинтересованы в изучении иностранного языка. При этом 16% заявили, что изучение иностранного языка в вузе их мало интересует, 4% из возможных вариантов выбрали ответ "Мне это безразлично". Несмотря на то, что большинство выразили заинтересованность в изучении иностранного языка, каждого пятого студента (16% и 4%) не волнуют вопросы продолжения собственной лингвистической подготовки в вузе. Это указывает на имеющийся разрыв в проявлении интереса к изучению иноязычного средства межличностной и профессиональной коммуникации и взаимодействия.

Наиболее частыми ответами на вопрос "Считаете ли вы хорошее знание иностранного языка необходимым для современного человека?" были:

- да, свободное владение иностранным языком необходимо каждому - 38%;

- да, свободное владение иностранным языком желательно, но не обязательно - 32%;

- нет, свободное владение иностранным языком не является необходимостью - 30%.

При этом, отвечая на вопрос "Какие преимущества дает человеку свободное владение иностранным языком?", были получены следующие ответы:

- владение иностранным языком поможет получить более высокооплачиваемую работу -66%;

- владение иностранным языком помогает в повседневной жизни - 20%;

- не даёт никаких преимуществ - 14%.

Следует отметить, что многие связывают

изучение иностранного языка с будущей сферой профессиональной деятельности (42%) и имеющейся на начальном этапе обучения стратегической целью продолжить образование или сделать карьеру за границей (8%); возможностью свободного общения с носителями языка во время путешествий (35%); наличием познавательного интереса к другой культуре и усвоение ее через язык, образование и общение (13%).

В целом, студенты продемонстрировали достаточный уровень общей осведомленности в вопросах изучения иностранного языка. Вместе с тем, обозначена необходимость более подробного рассмотрения и изучения проблемы, на что указывают ответы "Затрудняюсь" на несколько вопросов.

Понимание личностных смыслов, которые вкладывают студенты в процесс изучения иностранного языка, позволяет определить их готовность к активному включению в аудиторную и внеаудиторную работу в рамках дисциплины "Иностранный язык".

Студентам предлагалось по 5-балльной шкале оценить, насколько им интересно изучать иностранный язык. У студентов-первокурсников независимо от специальности средний балл оказался равен 4,0. У студентов второго года обучения была отмечена зависимость среднего балла от специальности: у студентов специальности "Лечебное дело" средний балл

- 4,8; у студентов специальности "Педиатрия"

- 4,6; у студентов специальности "Стоматология" - 4,2. Полученные результаты подтверждают объективную тенденцию в изменении отношения студентов к изучению иностранного языка от курса к курсу: от принятия иностранного языка как источника и средства межличностного взаимодействия до активного его усвоения и применения как средства понимания и профессиональной коммуникации. Различия по специальностям, на наш взгляд, объясняются тем, насколько студенты смогли установить межпредметные связи при изучении гуманитарных и клинических дисциплин в системе профессиональной подготовки в медицинском вузе.

Выражая личностное отношение к необходимости знания иностранного языка по частоте полученных ответов, они распределились следующим образом:

(1) - хочу отлично знать иностранный язык;;

(2) - считаю, что в современном мире знание иностранного языка необходимо, но возникает достаточно много трудностей в процессе его изучения, которые надо преодолевать;

(3) - считаю, что для меня достаточно школьной программы иностранного языка, поэтому не считаю возможным выделять время на его изучение в вузе или за пределами вуза;

(4) - считаю, что в современном мире знание иностранного языка необходимо, но возникает достаточно много трудностей в процессе его изучения, которые не вижу смысла преодолевать;

(5) - считаю, что знание иностранного языка мне не пригодится, следовательно, не вижу смысла его изучать;

(6) - считаю, что необходимо углубленно изучать иностранный язык, и буду этим заниматься за пределами вуза.

Эти ответы носят субъективный характер, но вместе с тем позволяют преподавателю оп-

ределить, во-первых, какие возможности и риски есть и могут возникнуть в лингвистической подготовке студентов, во-вторых, какие особенности необходимо учитывать в организации индивидуального и дифференцированного подходов.

Для понимания личностного аспекта мотивации представляется интересным, как оценили студенты свои способности к изучению иностранного языка. Самооценка способности к изучению иностранного языка показала, что студенты (11 %) уверены в наличии способностей к изучению английского языка, 47% опрошенных почти уверены в наличии способностей, 34% не уверены, что обладают данными способностями, 8% полагают, что не обладают способностями к изучению иностранного языка. При этом следует отметить, что более критичны в своихоценках оказались студенты второго года обучения, а по специальностям -студенты специальности "Педиатрия", независимо от курса обучения.

Практически все студенты утверждают, что изучение иностранного языка оказывает положительное влияние на формирование личности студента, отмечая, прежде всего, когнитивный и коммуникативный аспект в лингвистической подготовке.

Существенным в нашем эмпирическом исследовании является определение языкового аспекта мотивации студентов к изучению иностранного языка. Результаты ответов по этому аспекту представлены следующим образом.

Студенты по 5-балльной шкале оценивали уровень своих знаний изучаемого ими иностранного языка. Если сравнивать полученные результаты с ответами студентов о том, насколько им интересно изучать иностранный язык, то нами выявлено противоречие между имеющимся интересом к усвоению языка и уровнем знания иностранного языка. У студентов-первокурсников средний балл по интересу к изучению иностранного языка (4,0) оказался на 0,4 выше среднего балла по самооценке уровня знания (3,6), т.е. у студентов первого года обучения в большей степени проявился непосредственный интерес к изучению иностранного языка (интерес к процессу), чем опосредованный интерес(интерес к результату). У студентов второго года обучения непосредственный и опосредованный интерес сбалансированы и выражены практически в равной степени независимо от специальности: 4,5 и 4,4.

Студентами отмечены трудности, которые они испытывают при изучении дисциплины

"Иностранный язык". Они связаны, по мнению студентов, во-первых, с недостаточной общеобразовательной подготовкой по предмету, во-вторых, с недостаточными навыками работы по основным направлениям обучения иностранному языку: формирование фонетических навыков, формирование грамматических навыков, обучение устным видам речевой деятельности, обучение письменным видам речевой деятельности. Наибольшие сложности вызывают у студентов устные и письменные виды речевой деятельности, основу которых составляетзнание грамматики. Эти эмпирические данные подтверждаются практикой преподавания в вузе и ставят вопросы об использовании современных технологий обучения иностранному языку в вузе.

Для обозначения перспектив в лингвистической подготовке студентов медицинского вуза являются ответы на вопрос о том, как сту-: денты предпочитают изучать иностранный язык, планируют ли изучать другие иностранные языки.

Таким образом, представленный анализ эмпирического материала рассматривается нами как поиск ресурсов для обучения студентов медицинского вуза иностранному языку. При этом следуетучитывать такую закономерность: только через глубокое погружение в языковую межличностную и профессиональную среду "здесь и сейчас" можно прогнозировать удовлетворенность как процессом обучения, так и учебными результатами и достижениями, овладение каждым студентом общекультурными и общепрофессиональными компетенциями, формирование личностно-смысловой позиции к процессу профессиональной подготовки в медицинском вузе через изучение иностранного языка.

Одним из таких ресурсов является организация педагогического сопровождения личности студента на разных этапах его обучения в вузе [6], которая будет включать в себя изучение личности студента; создание образовательного пространства для раскрытия личностного потенциала студента и его профессионального развития на этапе обучения в медицинском вузе; применение активных методов обучения в современном процессе лингвистической подготовки [2]; оказание педагогической поддержки в формировании профессиональной коммуникативной компетенции.

Примечания:

1. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмо-

лов.-М., 2007.-528 с.

2. Вербицкий A.A. Кросс-культурные контексты в контекстном обучении // Высшее образование в России. - 2007. - № 4. - С. 16-20.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. - М., 2009. - 240 с.

4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 34-42.

5. Раздорская О.В. Лингвистическая подготовка студентов медицинского вуза с применением рефлексивно-креативного подхода : монография. - М. : Издательский дом Академии естествознания, 2015,- 128 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MATHEMATICS LEARNING AND TEACHING IN JAPANESE KINDERGARTENS: EXPERIENCE OF MATHEMATICS IMPLEMENTA TION IN DAIL YA CTIVITIES OF THE CHILD

Chertkoeva Valentina Grigorievna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Chair of Primary and Рге-schooi Education, North-Ossetian State Pedagogical institute, Vladikavkaz E-mail: valgrich50igimail.ru

The aim of this paper is to analyze the approaches to teaching math in Japanese kindergarten in the aspect of formation at preschool children early mathematical abilities. The author uncovers the content of an alternative approach to learning, the potential effectiveness of which is to provide active support for the teacher of young children through the introduction of mathematical activity into their daily-life practice. The findings may be taken into account by teachers in improving the development programs of mathematical abilities of preschool children in some educational complexes for the development of mathematical interests of preschool children.

Keywords: preschoolers; development; mathematics; an alternative approach; daily activities; Japan.

ОБУЧЕНИЕ MA ТЕМА ТИКЕ В ЯПОНСКИХ ДЕТСКИХ САДАХ: АНАЛИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯМА ТЕМА ТИКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Цель статьи - анализ подходов к обучению математике в детских садах Японии в аспекте формирования у дошкольников ранних математических способностей. Раскрывается содержание альтернативного подхода к обучению, потенциальная эффективность которого состоит в обеспечении педагогом активной поддержки детей и развития их интереса к математике путем внедрения математической деятельности в их повседневные практики. Выводы исследования могут быть учтены педагогами при совершенствовании программ развития математических способностей дошкольников, в отдельных образовательных комплексах для развития математических интересов дошкольников. Ключевые слова: дошкольники; развитие; математика; альтернативный подход; повседневная деятельность; Япония.

ш

На сегодняшний день несколько стран Юго-Восточной Азии -Китай, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Япония и Южная Корея - являются самыми быстрорастущими экономиками. Также стремительно развиваются системы дошкольного, школьного и университетского образования этих стран, имеющие глубокие культурные традиции.

Япония демонстрирует опережающее развитие национальной системы образования, занимая 2-е место в образовательном рейтинге. Согласно рейтингу PISA (Programme for International Student Assessment) Япония входит в топ-стран международной программы оценки школьного образования по математике. Лидерство страны в PISA означает, что большинство 15-летних учащихся имеют высокий и очень высокий уровень математических достижений.

Высокие оценки математических достижений учащихся начальной и средней школы в Японии исследователи связывают с различи-

6. Рукавишникова Е.Е. Изучение личности студента как условие его психологического сопровождения на этапе обучения в вузе // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России : материалы IV Международной научно-практической конференции (8-10 октября 2015 г.). Ч. 2. -Кисловодск-М.: "ГЭСЭРА, 2015. - С. 183-187.

7. ФГОС по специальностям : Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /fgosvo.ru/fgosvo/94/91/6/76

УДК 373.2 ВАК РФ 13.00.02

' Черткоева В.Г., 2017

ЧЕРТКОЕВА Валентина Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Начального и дошкольного образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ valgпch50lS>mail. г и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.