УДК 377(740.5) В. Ю. Козмерюк, преп. Профессионального
училища № 67 (ПУ № 67), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: prof67@inbox.ru Г. В. Карташова, преп. ПУ № 67, Челябинская обл., г. Магнитогорск Н. Т. Ибрагимова, педагог доп. образования ДУМ «(Магнит», Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: rizalya@list.ru
ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЮЖНОГО УРАЛА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ
В статье рассмотрены вопросы воспитательной работы в профессиональном училище по формированию этнической толерантности с использованием возможностей учебных курсов по краеведению. Автор, используя личный педагогический опыт, обосновывает мысль о возможности национального согласия при многонациональном контингенте учащихся при условии воспитания уважения как к собственной культуре, так и к культуре других народов.
Ключевые слова: толерантность, краеведение, воспитание.
История Южного Урала — это прежде всего история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Исследователи отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обусловлено тем, что Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось «великое переселение народов», а впоследствии прошли волны этнических миграций. Исторически сложилось так, что на этой обширной территории формировались, соседствовали и развивались три мощных слоя — славянский, тюркоя-зычный и угро-финский. Территория Южного Урала с незапамятных времен являлась ареной взаимодействия двух ветвей цивилизаций — оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Следствием их взаимодействия на протяжении тысячелетий явился неоднородный этнографический и антропологический состав местного населения [1].
Следует подчеркнуть, что при всем разнообразии этнического состава Южного Урала на этой территории сложилась традиция особой культурной идентичности, позволяющей населению края называть себя «уральцами», подчеркивая тем самым общность исторических судеб всех народов Южного Урала. Отметим один важный аспект проблемы народонаселения. В строгом соответствии с определением понятия «абориген» («коренной народ») нет оснований считать, что какой-либо народ края является коренным. Все живущие ныне на территории Южного Урала народы — пришлые. Народы, поселившиеся здесь в самое разное время, из-
брали Урал местом своего постоянного жительства. Сегодня невозможно, да и не нужно, делить народы на коренные и некоренные. На сегодняшний день на Южном Урале живут представители 152 национальностей: русские, татары, башкиры, украинцы, казахи, немцы, белорусы, мордва, армяне, нагайбаки, таджики, азербайджанцы, чуваши и узбеки и др.
Прежде чем начать разговор о межнациональных и межкультурных отношениях, определимся с дефинициями используемых понятий. Дадим определение нации и межнациональных отношений. Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре. Межнациональные отношения — многоуровневая система отношений между всеми субъектами этнокультурного процесса. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. Одним из путей решения этой проблемы является воспитание толерантности к другим нациям через музыку, историю, обществознание.
Влияние изучения истории края на формирование этнической толерантности. Формирование этнической толерантности есть одна из актуальных воспитательных целей курса «История родного края». Краеведение в мак-
симальной степени позволяет реализовать ведущие направления развития отечественного образования. Гуманизация образования, реализуемая через культурологический и личностно ориентированный подходы, предполагает прежде всего ориентацию на интересы ребенка, на возможности развития личности, на постоянное взаимодействие человека и конкретной культурно-образовательной среды. Образование сегодня призвано помочь конкретному человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях. Курс краеведения полностью соответствует современной нормативно-правовой базе профессионального образования.
Наиболее адекватным способом решения актуальных задач социально-культурного развития региона и модернизации областного образования представляется развертывание краеведческого образования как специально организованного процесса формирования и проявления позитивно-ценностного отношения учащихся к своему краю через овладение систематизированными знаниями и их практическое применение1. Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры).
Основными образовательными задачами курса являются:
1) ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России;
2) формирование представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта (края) и его населения, изучение его сложной структуры, проблем развития;
3) развитие масштабного взгляда на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности.
Наряду с образовательными, курс решает и воспитательные задачи:
1) развитие гражданских качеств, формирование личностно-ценностного, патриотического отношения к России и своему краю, пробуждение деятельной любви к малой родине;
2) воспитание этнической толерантности, уважения к народам, проживающим на территории родного края;
3) укрепление семейных связей, отношений между представителями разных поколений в семье:
1 Рабочая программа учебной дисциплины «Об-ществознание» (2012 г.) / сост. Г. В. Карташова.
- стремление заинтересовать содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
- изучение истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников, через беседы, совместное чтение краеведческой литературы и книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
- общая работа родителей и детей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
- совместное решение задач, стоящих перед местными жителями.
Развивающие задачи курса следующие:
1) развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
2) формирование видения своей роли в решении этих проблем сегодня и в будущем, установки на внесение личного вклада в совершенствование жизни своего края;
3) адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социально-культурной ситуации.
В рамках этих задач осуществляется работа с учащимися по курсу «История родного края». Одним из компонентов курса краеведения является тема «Народонаселение Челябинской области», в рамках которой изучаются такие темы, как: «История заселения края»; «Многонацио-нальность как специфика края (сравнительные данные динамики полиэтничности по всем переписям)»; «Особенности коренных народов»; «Доля каждой народности в различных районах (районы компактного проживания отдельных народностей)»; «Национально-культурные особенности каждой народности»; «Демографическая картина края».
В профессиональном училище № 67 г. Магнитогорска обучаются ребята разных национальностей: башкиры, татары, казахи, армяне, азербайджанцы. В последнее время в связи с новыми миграционными тенденциями появились обучающиеся таджики и узбеки. Поэтому проблема этнической толерантности очень актуальна в наши дни. Важно воспитывать у ребят уважение к людям каждой национальности и каждого вероисповедания, ведь в современном развитом обществе важны личные качества и поступки человека, а не то, к какой нации он принадлежит.
На уроках родного края по теме «Народы Южного Урала» учащиеся изучают быт, обычаи, культуру башкир, татар, казахов, армян
и других народов, выступают с сообщениями, обмениваются знаниями. Такие занятия проходят очень интересно, ведь ребята сами рассказывают о своем народе, обмениваются мнениями и информацией, учитель лишь помогает обобщить материал и сделать выводы по теме. Эти уроки сближают детей и дают им почувствовать гордость за свою нацию, воспитывают этническую толерантность. Также учащиеся ведут исследовательскую работу по теме «История моей семьи»: составляют генеалогическое дерево, выступают с рассказами о своих дедах, прадедах, узнают много нового о своей семье.
В училище действует научное общество учащихся под руководством педагога Б. Ф. Головина. Ребята исследуют быт и обычаи башкирского народа. Обучающиеся неоднократно становились победителями городских и областных конференций НОУ, на которых представляли работы по следующим темам: «Декоративно-прикладное искусство башкирского народа», «Башкирское семейно-бытовое обрядовое творчество», «Народные традиции убранства башкирского дома», «Традиционный башкирский этикет».
Педагогический коллектив считает необходимым вовлекать учащихся в практическую деятельность по изучению края, стимулировать их интерес к краеведению через тематические акции НОУ и национально-культурных центров, конкурсы, олимпиады.
Влияние обществознания на формирование уважения к другим нациям. Одной из целей дисциплины «Обществознание» является воспитание национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Содержание учебной дисциплины «Обще-ствознание» предусматривает изучение тем, связанных с вопросами межнациональных отношений. Эти вопросы чрезвычайно актуальны для нынешней реальности. Национальный состав контингента обучающихся в системе СПО представляет собой реальную картину национального состава населения Южного Урала. Большую часть обучающихся составляют представители русской национальности, далее в порядке убывания по численности идут украинцы, башкиры, татары, казахи, таджики, армяне. Они являются представителями не только разных национальностей, но и разных вероисповеданий, поэтому в повседневном общении неизбежно возникают ситуации непонимания или незнания национальных особенностей, что затрагивает национальные чувства и требует чуткости
и осмотрительности в вопросах межэтнического общения как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателей.
В этой ситуации преподаватели видят свою задачу в том, чтобы воспитывать культуру межэтнического общения, уважительное отношение к национальному достоинству, к прогрессивным обычаям и традициям, национальным культурам и языкам. Эта задача воспитания неразрывно связана с задачей просвещения, т. е. с необходимостью давать обучающимся знания в области национальных культур, обычаев, традиций, религий.
Помимо аудиторных занятий, в структуре учебного процесса на современном этапе большая роль отводится внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся. Остановимся на том, какие формы внеаудиторной самостоятельной работы применяются в курсе дисциплины «Обществознание» при изучении тем, связанных с вопросами национальных культур и межэтнический отношений.
1. Подготовка реферата по теме, например, «Праздник урожая». Задание дается нескольким обучающимся различных национальностей из одной группы. Готовые рефераты зачитываются на учебном занятии. Затем проводится беседа по прочитанному, обсуждение, сравнение, обмен мнениями. В конце подводится итог, обучающиеся говорят, что нового узнали об этом празднике, чем отличается проведение праздника у разных народов и т. д. У них формируются знания о народных традициях.
2. Подготовка презентаций по теме, например, «Национальный костюм». Одна тема дается представителям разных национальностей в группе. Свои презентации обучающиеся демонстрируют на занятии. Сравнивая национальные костюмы, ребята делают выводы о том, как меняется костюм в процессе исторического развития, чем отличаются и чем похожи костюмы разных национальностей, как сказывается на одежде проживание рядом различных народов и т. д. Так у обучающихся развивается умение анализировать факторы, влияющие на формирование национальной культуры.
3. Подготовка сообщения по материалам СМИ. Этот вид работы проводится с обучающимися, показывающими высокие результаты в обучении. Например, предлагается тема «Проблема миграции рабочей силы на Южном Урале». Обучающиеся готовят сообщения, опираясь на материалы региональной прессы. На занятии они зачитывают свои сообщения, далее проводится обсуждение возникших вопро-
сов: причины миграции, отношения мигрантов с местным населением, стремление приезжих к ассимиляции или обособлению и др. Сообщение может подготовить либо один, либо группа обучающихся, в зависимости от уровня подготовки. Для этого вида работы берется тема проблемного характера, касающаяся межнациональных отношений, например, «Межэтнические конфликты на Южном Урале: латентные или открытые», «Этика мигранта: в гостях или дома?» и т. п. Сильным ученикам предлагается самостоятельно выбрать и сформулировать тему, она должна быть связана с актуальной проблемой межэтнических отношений.
4. Преподаватель подбирает фрагменты произведений по вопросам межнациональных отношений мыслителей прошлого и настоящего и дает вопросы по тексту этих фрагментов. Обучающиеся должны прочесть фрагменты и ответить письменно на вопросы разного уровня — от простых (на понимание текста) до проблемных.
Таким образом, перечисленные виды деятельности обучающихся развивают у них умение работать с источниками информации, способствуют формированию гуманистической жизненной позиции.
Влияние музыки на формирование толерантности. Рассмотрев ряд практических вопросов, можно предложить научное определение толерантности, используемое в педагогическом процессе. Этимология термина «толерантность» восходит к лат. «tolero» — «нести, держать», а также «переносить, сохранять». Таким образом, все, что мы «несем» в своей жизни, требует от нас определенных усилий и умения выносить, терпеть. Такая позиция подтверждается пониманием толерантности в разных национальных культурах. Переводы термина с различных языков подчеркивают следующие смысловые оттенки понятия «толерантность»: устойчивость, выносливость, терпимость (английский язык); уважение свободы другого, его образа мысли, поведения (французский язык); великодушие в отношении других людей (китайский язык); милосердие, терпение, сострадание (арабский язык); терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительное отношение к чему-либо или к кому-либо (русский язык).
Библиографический список
В культуре любой нации особое место занимает музыка. В 2000 г. на базе Профессионального училища № 90 был организован молодежный вокальный ансамбль «Тулкын» (в переводе с башкирского «Волна») из студентов башкирской и татарской национальности. Музыкальное сопровождение осуществляется под фортепиано. В репертуаре ансамбля присутствуют башкирские песни современных исполнителей и народные произведения.
Занимаясь музыкальным творчеством, учащиеся осваивают важные компоненты национальной культуры. На музыкальных занятиях решаются такие задачи, как изучение родного языка в процессе разучивания песен; знакомство с музыкальной техникой исполнения песен; подготовка к отчетным выступлениям.
На первом этапе работы над музыкальными произведениями студенты учатся правильно произносить слова, заново учат родной язык. На втором этапе студенты учатся петь слова, фразы, куплеты, соединяя их в песню, а также держать темп, правильно брать дыхание, петь на два голоса. С подготовленными произведениями ансамбль выступает на районных и городских конкурсах самодеятельного искусства. Участники одеваются в национальные костюмы. В конкурсах принимают участие коллективы других национальных диаспор: немецкой, еврейской, армянской, русской, казачества и др. Во время выступлений студенты приобретают бесценный опыт знакомства с культурой других наций.
Таким образом, мы видим, что воспитание этнической толерантности является актуальной проблемой в современном образовательном процессе. Преподаватели музыки, гуманитарных дисциплин на своих занятиях ставят перед собой воспитательные цели и задачи, достигаемые в процессе обучения. Определяющим признаком формирования толерантных межличностных отношений выступает не только терпимость, сострадание, взаимопонимание, но и максимально развитое национальное самосознание, гордость за свою культуру, что дает возможность выстраивать отношения на равных. Все эти качества студенты приобретают на уроках истории, обществознания и музыки, приходя к мысли, что не существует «больших» и «малых» народов, что все народы равны.
1. История Урала с древнейших времен до наших дней [Текст] : учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / под общ. ред. И. С. Огоновской, Н. Н. Попова. — Екатеринбург : ИД «Сократ», 2004.