Научная статья на тему 'Изучение культовых мест Алтая и Западной Монголии в XIX – начале XXвв. '

Изучение культовых мест Алтая и Западной Монголии в XIX – начале XXвв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение культовых мест Алтая и Западной Монголии в XIX – начале XXвв. »

Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Энеолитические объекты Уркошского и Кур-Кечуского археологических микрорайонов (Центральный Алтай) // Афанасьевский сборник 2. Барнаул, 2012. С. 196-203

Тишкин А.А., Чекрыжова О.И. Сцена охоты лучников с писаницы святилища Большой Яломан-Ш (Горный Алтай) // Комплексные исследования древних и традиционных обществ Евразии. Барнаул, 2004. С. 394-398.

Тюрина Е.А. Опыт классификации погребальных сооружений афанасьевской культуры // Известия Алтайского государственного университета. Серия: История, политология. 2009. №4/2 (64/2). С. 237-242.

A.A. тишкин, Е.в. Шелепова

Алтайский государственный университет, Барнаул

изучение культовых мест АЛТАЯ и ЗАПАДНОЙ Монголии в XIX - НАЧАЛЕ ХХвв.1

За последнее время интерес к древним, средневековым и современным памятникам культовой деятельности существенно вырос. Это находит отражение в монографиях, сборниках статей и сообщениях (Молодин В.И., Ефремова Н.С., 2010; Алтай сакральный..., 2010; Древние и современные., 2011; Клешев В.А., 2011; Методика исследования., 2012; Тишкин А.А., Шелепова Е.В., 2012; Кирюшин К.Ю. и др., 2012; и др.). Сейчас одной из актуальных проблем является разработка адекватных мероприятий по сохранению сакральных территорий. Обозначилась вполне справедливая тенденция рассматривать святилища как элементы культурных ландшафтов и заповедных зон (Воробьева Е.А., 2007; Занданова Б.А., 2007; и др.). Внимание к указанной проблеме стали проявлять региональные власти. В частности, в Республике Алтай поставлен вопрос о создании карты священных мест (В Горном Алтае составят карту...URL: http://www.ded-altai.ru/news/v-gornom-altae-sostavjat-kartu-svjashhennykh-dlja-altajjtsev-mest/).

Тем временем в научной среде предпринимаются попытки решения комплекса задач, связанных с изучением культовых памятников. Среди них наиболее важными стали такие: использование адекватной терминологии и методики, хронология и культурно-локальное своеобразие объектов, определение их границ, структуры и др. (Шелепова Е.В., 2011; 2012).

Большое количество наскальных рисунков, изваяния, выкладки и разные сооружения, являвшиеся показателями крупных святилищ, открыты в XVIII-XIX вв. и начале XX в. на территории Центральной

1 Работа выполнена при частичной финансовой поддержке РГНФ-МинОКН Монголии (проект №13-21-03003 «Систематизация, анализ и комплексное изучение археологических памятников Монгольского Алтая») и РГНФ «Изучение историко-культурного наследия Западной Монголии в XIX - начале XX вв.» (№12-31-01222а/2).

Азии. Ученые и путешественники обследовали такие памятники в основном визуально. Они не воспринимали их как комплексы взаимосвязанных природных и рукотворных объектов. При этом исследователи имели возможность наблюдать и фиксировать мировоззренческие представления и особенности традиционной культуры местных этносов. Собранные материалы имеют значительную ценность, так как касаются верований скотоводов в XVIII-XIX вв., то есть до того, как они подверглись сильной трансформации и утрате значительного числа исконных элементов в следующем столетии (Тишкин А.А., Шелепова Е.В., 2012).

В первой половине XVIII в. Г.Ф. Миллер одним из первых описал наскальные рисунки Сибири. В их большой древности он сомневался, но считал, что изображения необходимо тщательно изучать (Элерт А.Х., 1999, с. 37-38). Культовые комплексы и отдельные объекты подобного плана в ходе своего путешествия по Сибири отмечал П.С. Паллас (1786, с. 206, 209, 284-285, 288, 291). В конце 90-х гг. XVIII в. древностями Алтая заинтересовался горный инженер П.К. Фролов. Он собирал произведения искусства, сделал ряд чертежей и рисунков с остатками разнообразных сооружений. Отдельный вклад в обозначение проблем охраны древнего искусства Сибири внес Г.И. Спасский. В наскальных рисунках он видел глубокое смысловое содержание и рассматривал их в качестве важнейших исторических источников. Исследователь считал, что изображения необходимо тщательно копировать, фиксировать особенности топографии местности, где они находятся, и по возможности рассматривать памятники в связи друг с другом (Демин М.А., 1989, с. 48).

Внимание других краеведов было приковано к необычным памятникам, выделявшимся на фоне природного ландшафта: изваяниям, курганам, выкладкам, ярким наскальным композициям и т.д.

В 1860-е гг. археологические и этнографические исследования в Южной Сибири проводил В.В. Радлов (1989). Во время второй поездки по Алтаю ученый впервые отметил крупный петроглифический комплекс у бома Бичикту-кая. Подробных описаний данного места он не дал, однако отметил, что там имеются «...монгольские и китайские надписи, которые теперь уже едва ли можно различить, так как низ скалы почернел от дыма» (Радлов В.В., 1989, с. 33). В разных уголках Алтае-Саянской горной страны В.В. Радлов видел культовые места, сакрализованные современным населением. Например, коренные жители чтили древние скульптуры из камня, что проявлялось в смазывании их жиром и даже своеобразном ритуале «кормления» (Радлов В.В., 1896, с. 24-26).

В 1876 г. первые самостоятельные обследования в Западной Монголии осуществлял Г.Н. Потанин. Он также неоднократно отмечал, что местные жители поклоняются каменным средневековым скульптурам. Рядом с оз. даян-нуур исследователь нашел изваяние, вокруг которого

местные жители соорудили своеобразный деревянный сруб и повязали на шею ленточки (яламы) (Потанин Г.Н., 1881, с. 72-73, фиг. 34). Спустя более чем столетие, В.Д. Кубарев (2004, с. 112) в ходе осмотра этого же изваяния деревянной конструкции не зафиксировал, но обратил внимание на другие элементы культового характера. Например, хорошо сохранились следы краски на губах каменной скульптуры, а также остатки жира или масла на правом плече (Кубарев В.Д., Цэвээн-дорж Д., 2000, с. 53, 55).

В 1879 г. путь Г.Н. Потанина пролегал по Алтаю в направлении Западной Монголии. В центральной части горной страны, по р. Чуе, на правом берегу Катуни и в долине Урсула им были обнаружены «олен-ные» камни и другие изваяния (Потанин Г.Н., 1885, с. 52-53, табл. 1.-11, 13). Важным результатом поездки стало то, что исследователь открыл и описал знаменитое Чуйское изваяние (Потанин Г.Н., 1885, с. 53, рис. 1, 12-14). скала с петроглифами поблизости также привлекла его внимание, но связь скульптуры с рисунками не рассматривалась. Кроме того, Г.Н. Потанин (1881, с. 46) обнаружил святилища, которые ныне обозначаются как Калбак-Таш-1 и Калбак-Таш-П (Чуй-Оозы). В ходе обследований там крупных местонахождений петроглифов была проанализирована техника нанесения рисунков: сначала древний художник делал эскиз фигуры острым предметом, а уже потом заполнял ее силуэтной выбивкой (Потанин Г.Н., 1885, с. 51).

Во время очередной поездки на Алтай в 1907 г. Г.Н. Потанин интересовался не только древностями. Он обращал внимание на традиционные, новые и синкретичные верования местного населения. Например, была возможность увидеть, в каком направлении развивается бурханизм после событий 1904 г. (Данилин А.Г., 1993, с. 27).

Вместе с Г.Н. Потаниным в первой монгольской экспедиции работал впоследствии известный востоковед А.М. Позднеев. Поездка продолжалась до 1879 г. (с 1877 г. без Г.Н. Потанина) и была инициирована Министерством народного просвещения. В Архиве востоковедов Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН (СПбФ ИВР РАН) хранится дневник с путевыми заметками А.М. Позднеева, которые датируются, скорее всего, 1879 г. Часть информации из указанного сочинения касается описания пути по Алтаю из Западной Монголии: «.. .по дороге от Кош-Агача к Онгудаю верстах в 50 от последнего, находится скала с ойратскими письменами. Скала носит имя «Бичикая» и находится на устье Чуи по Катуни» (Архив востоковедов СПбФ ИВР РАН. Ф. 44. Оп. 1. Д. 37. Л. 1, 17).

В Западной Монголии (в Цаган сара) А.М. Позднеев зафиксировал традицию поклонения таким культовым памятникам, как обо. Местные жители строили их на вершинах, украшали ленточками (Архив востоковедов СПбФ ИВР РАН. Ф. 44. Оп. 1. Д. 37. Л. 9). Еще в одном дневнике,

не имеющем даты, А.М. Позднеев пишет о сооружении калмыцких обо (видимо, на Алтае) прямо на могилах (Архив востоковедов СПбФ ИВР РАН. Ф. 44. Оп. 1. Д. 210. Л. 7об.).

С ситуациями использования археологических объектов современным населением неоднократно встречался Д.А. Клеменц (1895, с. 267, 270) в ходе поездок по Западной Монголии в 1894-1896 гг. В 1894 г. южнее Улясутая он увидел херексуры, превращенные в обо (Архив востоковедов СПбФ ИВР РАН. Ф. 28. Оп. 1. Д. 88. Л. 125об.). В 1895 г. было сделано фото подобного обо на могильнике близ Улангома (МАЭ РАН, колл. 574-28). Недалеко от этого населенного пункта исследователь зафиксировал тюркское изваяние, подобное тому, которое описал Г.Н. Потанин. Над камнем была выстроена глинобитная избушка, и весь он увешан лоскутами (Архив востоковедов СПбФ ИВР РАН. Ф. 28. Оп. 1. Д. 89. Л. 21об.).

На Алтае Д.А. Клеменц имел уникальную возможность соприкоснуться с «живой» религиозной культурой и проследить трансформацию традиционных верований в начале XX в. Свое впечатление от поездки 1904 г. он изложил на специальном заседании Императорского Русского Географического общества (ИРГО) в г. Санкт-Петербурге. В докладе подчеркивалось, что движение носит чисто религиозный характер и ничего общего с политикой не имеет. Тем самым Д.А. Клеменц опровергал одну из популярных точек зрения (Бурханизм..., 2004, с. 52-53). В 1906 г. ученый вновь побывал на Алтае, где выступал в качестве эксперта в судебном процессе над бурханистами (Данилин А.Г., 1993, с. 26-27).

Неоднократно бывал на Алтае А.В. Адрианов. В 1881 г. во время своего путешествия он обследовал археологические памятники Чулыш-мана и Башкауса, описал курганы, изваяния. По его мнению, археологические работы следует сосредоточить на небольшой территории, чтобы все объекты изучить более подробно (Демин М.А., 1989, с. 89). Во время путешествия по Алтаю в составе второй экспедиции Г.Н Потанина в Монголию А.В. Адрианов обратил внимание на современные свидетельства культовой деятельности: специальные постройки-жертвенники, ленточки на жердочках и деревьях. Некоторые из культовых мест он сфотографировал (Дэвлет М.А., 2004, с. 46).

В 1878 и 1880 гг. Западно-Сибирским отделением ИРГО на Алтай были снаряжены экспедиции Н.М. Ядринцева. Практически на всем пути продвижения по Чуйскому тракту исследователь занимался фиксацией изваяний («кожи-таш») и петроглифов (Ядринцев Н.М., 1883, с. 193-195, 197, 200; 1882, с. 32). Осмотрев Чуйский «оленный» камень, Н.М. Ядрин-цев оценил размеры и внешний вид изваяния; побывал на святилище Калбак-Таш. Скалу с надписями он назвал «Пичикту-кая» (по названию бома). В последующем материалы по древним «письменам» Н.М. Ядрин-

цев обобщил в отдельной статье. В ней сказано, что петроглифы «.дают понятие об образе жизни дикарей и первых попытках увековечивать изображениями события» (Ядринцев Н.М., 1885, с. 1).

Существенная работа по изучению культовых мест Алтая проделана членами статистической экспедиции, направленной в 1897 г. управлением Алтайского округа для изучения «калмыцких» стойбищ (С.П. Швецов, М. Швецова, П.М. Юхнев и Н.Я. Никифоров). Члены экспедиции еще раз опубликовали копии Чуйского «оленного» камня и впервые сделали подробный рисунок изваяния «Кезер» из Курайской степи. Оба памятника, по мнению В.Д. Кубарева (1984, с. 6-7), были зафиксированы для своего времени отлично.

В течение нескольких лет (1887-1889 гг.) изучением археологических памятников Южной Сибири и Северной Монголии занимался финский ученый И.-Р. Аспелин (Ак-АИ^Ле Kunstdenkmaler..., 1931; Тишкин А.А., 2000, 2002). Продвигаясь по Алтаю, он опрашивал местных жителей об археологических находках и изображениях на скалах, собирал сведения о курганах. Есть данные, что на правом берегу Ча-рыша, близ с. Тюдрала путешественник отметил наскальные рисунки. Но, судя по всему, к настоящему времени они утрачены (Тишкина Т.В., 2010, с. 60-61). Изваяния обнаружены у Ильгуменя и в долине Чулыш-мана (Тишкина Т.В., 2010, с. 63).

Кроме археологических памятников, исследователем производился осмотр культовых мест аборигенов. Чаще всего они представляли собой деревья с повязанными на них ленточками, небольшие кучи камней с воткнутыми ветками и др. В одном из своих писем И.-Г. Аспелин написал следующее: «Далее мы натолкнулись на следы шаманизма калмыков. В кустарнике на берегу реки Улгумен (Ильгумень. - Авт.) на ветвях висели две головы коровы и бычьи челюсти; недалеко от этого места мы увидели натянутую между двумя деревьями веревку, с которой свисали узкие (примерно тридцатисантиметровые) обрывки платков. Похожие ленты висели также на дереве у парома через Катунь, и Хабаров утверждал, что калмыки почитали эту реку как божество. На возвышениях по пути мы встречали небольшие кучки камней, откуда торчали украшенные тонкие ветки; проходя мимо, я отломил веточки от двух священных лиственниц с веревочками и конскими волосами.».

В Туве и Минусинском крае И.-Г. Аспелин наблюдал особое отношение местного населения к каменным скульптурам эпохи средневековья. Некоторые из культовых мест оказались размещенными на древних курганах. Таким образом, наблюдения за традиционной культурой народов Тувы и Минусинского края позволили финскому специалисту обозначить элементы почитания древних скульптур, выявить современные культовые места и святилища (Alt-Altaische Kunstdenkmaler..., 1931).

По территории Алтая проходила часть маршрута экспедиции еще одного финского исследователя Й.-Г. Гранё - географа, путешественника и стипендиата Финно-угорского общества (г. Хельсинки). Самыми результативными можно считать три его поездки на территорию Большого Алтая (1906, 1907 и 1909 гг.). Наряду с подробными картами местности, на которые даже наносились типы археологических объектов, изучалась традиционная культура народов, населявших Южную Сибирь и Западную Монголию (Grano I.G., 1910а, б). В 1907 г. из г. Бийска Й.-Г. Гранё направился в Горный Алтай, прошел вдоль Чуи к Кош-Агачу. Дальнейший маршрут экспедиции пролегал по Западной Монголии в направлении г. Улангома.

На Алтае финский исследователь отметил множество древних объектов, ряд из которых были выявлены впервые (например, на плато Укок, в долине Канаса и Калгуты). Й.-Г. Гранё зафиксировал могильники, выкладки, ряды тюркских оградок с изваяниями и другие памятники (Grano I.G., 1910а, p. 13-14, Та£ I, fig. 2, VI, fig. 1-2, VIII, fig. 2-4, X, fig. 2). далее исследования были продолжены в Монгольском Алтае, в долине Цаган-гола, где Й.-Г. Гранё (1910а, p. 19-20, ТаГ I, fig. 4-6, II, fig. 1) обнаружил несколько курганов-херексуров. В устье Мусту-Булака был найден херексур и курган неясной культурной атрибуции, а также «наскальные рисунки», в композицию которых входили изображения лошадей, оленей, собак, людей (Grano I.G., 1910а, p. 20-21, Та£П, fig. 2-3, XI, fig. 2-3).

На основании полученных материалов экспедиционных исследований Й.-Г. Гранё пытался реконструировать древние верования и их влияние на устройство святилищ. Он справедливо полагал, что раньше при строительстве культовых мест ориентировались на движение солнца и природные объекты (священная гора и др.). В древности человек сравнивал день с жизнью, ночь - со смертью (Grano I.G., 1910б, p. 18). Наблюдения за движением солнца, по мнению Й.-Г. Гранё, отражены в изображениях на «оленных» камнях. «Кружок», например, помещался на той стороне камня, на которую падало солнце в момент изготовления изваяния и его установки (Grano I.G., 1910б, p. 41). «Поясок» показывает горизонт, другие изображения могли символизировать звезды. Кроме того, ряды каменных стел возле могил указывали направление в сторону нахождения потустороннего мира.

Исследования финского ученого затронули и современные верования. Так, в своих поздних работах Й.-Г. Гранё писал о бурханизме и его влиянии на культуру и религиозную жизнь народов Алтая (Гранё Й.Г., 2012, с. 44).

Значимый вклад в изучение прошлого Алтая внесли С.И. и Н.С. Гуляевы (Тишкина Т.В., 2010). С.И. Гуляев был знаком с информацией о петроглифах Алтая. Исследования на правом берегу Иртыша (Западный

Алтай) позволили ему выявить новые свидетельства. Среди них можно идентифицировать рисунки хорошо известного в настоящее время святилища Ак-Баур (Тишкина Т.В., 2010, с. 36). С.И. Гуляев писал также об изображениях, встреченных по Аную и Чарышу (Демин М.А., 1989, с. 67).

Благодаря Г.И. Чорос-Гуркину древние памятники и разные сюжеты из традиционной культуры алтайцев получили отражение в изобразительном искусстве. Художником скопированы наскальные рисунки Алтая, правда, особым способом: фиксировались наиболее понравившиеся изображения. В 1902-1903 гг. Григорий Иванович предпринял специальную поездку на Алтай, чтобы найти новые изображения (Ку-барев В.Д., 2004, с. 26). Были обследованы петроглифы на левом берегу Катуни, напротив устья р. Сумульты. Во время поездок 1908 и 1912 гг. Г.И. Чорос-Гуркин осмотрел и зарисовал петроглифические композиции на памятниках Калбак-Таш, Бичикту-Бом, а также наскальные рисунки в долине Аргута (Кубарев В.Д., Маточкин Е.П., 1992). В 1911 г. он впервые скопировал петроглифы скалы Кок-Кан в устье Урсула (левый приток Катуни) и рисунки у с. Каянча. В.Д. Кубарев (2004, с. 26) отмечал, что даже такие зарисовки «на глаз» весьма ценны, так как к настоящему времени часть из них погибла. В своих картинах Г.И. Гуркин постоянно подчеркивал взаимосвязь древних сооружений с окружающим ландшафтом (Кубарев В.Д., 2004, с. 27).

В своих картинах известный художник запечатлел и элементы религиозной жизни Алтая начала XX в. Во время поездки 1908 г. Г.И. Чорос-Гуркин зарисовал представителей бурханизма, жертвенник «Сан» выше бома Кынырар и др. (Еркинова Р.М., 2004, с. 259). Сейчас эти рисунки хранятся в фондах Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина (г. Горно-Алтайск) и Художественного музея Алтайского края (г. Барнаул). В дальнейшем, путешествуя по Алтаю, художник привезе ряд новых зарисовок бурханистских святилищ (Ер-кинова Р.М., 2004, с. 259). Среди них - комплекс возле с. Шашикман нынешнего Онгудайского района (Бурханизм..., 2004, с. 132).

Различные древние памятники в Горном Алтае выявил и обследовал один из сотрудников Алтайского подотдела ЗСО ИРГО В.И. Верещагин. Он несколько раз бывал на Алтае в период 1905-1908 гг., занимался фиксацией разнообразных древностей. «Чудские» памятники (курганы со стелами, оградки с изваяниями и др.) Был также сфотографирован знаменитый «Кезер» (Тишкина Т.В., 2010, рис. 47).путешественник выявил в Теньгинской степи, в долине Ян-Улагана, на правом берегу Башкауса и в других местах (Тишкина Т.В., 2010, с. 107-108); обратил внимание на письмена скалы Бичикту-Кая (Демин М.А., 1989, с. 65-66). Отдельные замечания путешественника касаются бурханизма. Он писал о районах его распространения, особенностях и атрибутах новой веры, отождествлял их с «ламаизмом» (Бурханизм., 2004, с. 61).

Несколько раз бывал на Алтае известный российский географ В.В. Сапожников (1895, 1897-1899, 1905-1906 гг.). В 1895 г. он посетил гору Алтын-Туу, западнее Телецкого озера. Со слов провожатого, ученый записал следующее: «.распространено поверье, что вершина Алтын-ту священна и при всякой попытке взобраться на нее духи скрывают ее от дерзких глаз, укутывая в облака» (Сапожников В.В., 1949). Ученый проходил через места «Кор-Кечу», «Юр-Кош» («Уркош»), но сведений об имеющихся там археологических памятниках не оставил.

Интересные данные получены во время поездки 1905 г. через Алтай в Монголию. После с. Иня была отмечена скала с рисунками Бичикту-кая. По этому поводу В.В. Сапожников (1911, с. 7) написал: «Название это скала приобрела от древних писаниц, которые на ней были прежде, но теперь, кажется, утрачены». Далее по пути к Юстыду он отметил курганы (Сапожников В.В., 1911, с. 11).

В 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии на Алтае работал А.В. Анохин. Итоговым трудом предпринятых им этнографических изысканий стал труд «Материалы по шаманству алтайцев» (1924), в котором охарактеризованы особенности традиционных верований. Представлен пантеон, обрисована культовая практика. Исследователя интересовали и новые верования (типа бурханизма). Позднее, в 1925 г. А.В. Анохин участвовал в экспедиции по Онгудайскому району. Работы производились в урочищах Туякта, Янчет, Каракольской долине (Бурханизм..., 2004, с. 66).

Обобщая все наблюдения путешественников и ученых, побывавших на Алтае и сопредельных территориях до начала XX в., следует сказать, что в это время было зафиксировано и описано большое количество памятников культовой деятельности, выявлены элементы традиционной культуры, обозначены возможности и перспективы их дальнейшего изучения. Отмечалось современное отношение коренных жителей к некоторым объектам (особенно изваяниям) в пределах древних и средневековых святилищ. Все эти сведения важны, так как многие из описанных в XIX и начале XX в. культовых объектов утрачены или сильно пострадали в ходе антропогенного и природно-климатического воздействия.

Библиографический список

Alt-Altaische Kunstdenkmaler. Briefe und Bildermaterial von J.R. Aspelins Reisen in Sibirien und der Mongolei 1887-1889. Hrsg. von Hjalmar Appelgren-Kivalo. Hfors, 1931.47 s. + 76 kuvas.

Gräno J.G. Archäologische Beobachtungen von meiner Reise in Südsibirien und der Nordwestmongolen Jahre 1909 // Journal dela Societe Finno-Ougrienne. XXVIII. Helsinki, 1910а.

Gräno J.G. Nordwestmongolei. Formen der Altertümer. Helsingfors, 1910б.

Алтай сакральный: культовые и археоастрономические смыслы святилищ: сб. ст. Барнаул, 2010. 144 с.

Бурханизм - Ак-JaH: документы и материалы. Горно-Алтайск, 2004. 144 с.

В Горном Алтае составят карту...иКЬ: http://www.ded-altai.ra/news/v-gomom-allae-sostavjat-karlu-svjashhemykh-dlja-allajjtsev-mest/ (Дата обращения: 12.03.2013)

Воробьева Е.А. Культурный ландшафт как фактор бытийности пространства культуры (на примере этнической картины мира эвенков Восточного Забайкалья): Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Чита, 2007. 26 с.

Данилин А.Г. Бурханизм (из истории освободительного движения в Горном Алтае). Горно-Алтайск, 1993. 208 с.

Демин М.А. Первооткрыватели древностей. Барнаул, 1989. 120 с.

Древние и современные культовые места Алтая: сб. ст. Барнаул, 2011. 124 с.

Дэвлет М.А. А.В. Адрианов (к 159-летию со дня рождения). Кемерово, 2004. 64 с.

Еркинова Р.М. Бурханизм в документальных рисунках и живописи Г.И. Чорос-Гуркина // Движение Ак Jанг (белая вера) - бурханизм на Алтае: взгляд через столетие: мат. конф. Горно-Алтайск, 2004. С. 257-260.

Занданова Б.А. Культовые места как элементы культурных ландшафтов (на примере национального парка «Тункинский»): Автореф.. дис. канд. география. наук. Улан-Удэ, 2007. 23 с.

Кирюшин К.Ю., Тишкин А.А., Семибратов В.П. Культовый объект бур-ханизма в предгорьях Алтая // Методика исследования культовых комплексов. Барнаул, 2012. С. 37-41.

Клеменц Д.А. Краткий отчет о путешествии Д. Клеменца по Монголии за 1894 г. // Известия Императорской Академии Наук. СПб., 1895. Т. III. С. 261-274.

Клешев В.А. Народная религия алтайцев: вчера, сегодня. Горно-Алтайск, 2011. 246 с.

Кубарев В.Д. Древнетюркские изваяния Алтая. Новосибирск, 1984. 230 с.

Кубарев В.Д. Петроглифы Калбак-Таша-I (Российский Алтай). Новосибирск, 2011. 444 с.

Кубарев В.Д. Путешествие в страну «стерегущих золото грифов»: Из полевого дневника археолога. Новосибирск, 2004. 130 с.

Кубарев В.Д., Маточкин Е.П. Петроглифы Алтая. Новосибирск, 1992. 123 с.

Кубарев В.Д., Цэвээндорж Д. Terra incognita в центре Азии // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. №1. С. 48-56.

Методика исследования культовых комплексов: сб. ст. Барнаул, 2012. 144 с.

Молодин В.И., Ефремова Н.С. Грот Куйлю - культовый комплекс на реке Кучерле (Горный Алтай). Новосибирск, 2010. 264 с. + 2 вкл.

Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства по повелению Санкт-Петербургской Императорской Академии наук / Пер. с нем. Ф. Томанский. СПб., 1786. Ч. 2, кн. 2. 1770 год.

Потанин Г.Н. Памятники древности в Северо-Западной Монголии // Древности. М., 1885. Т. X. С. 50-57.

Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии (Результаты путешествия, исполненного в 1876-1877 гг. по поручению Императорского Русского Географического Общества): В 3-х вып. СПб., 1881. Вып. II.

Радлов В.В. Сибирские древности (из путевых записок по Сибири). СПб., 1896. 70 с. + табл.

Радлов В.В. Из Сибири: Страницы дневника. М., 1989. 718 с.

Сапожников В.В. Монгольский Алтай в истоках Иртыша и Кобдо. Путешествия 1905-1909 г. Томск, 1911. 408 с.: ил., карты.

Сапожников В.В. По Русскому и Монгольскому Алтаю. М., 1949. 580 с.

Тишкин А.А. И.-Р. Аспелин - исследователь древностей Сибири (краткий биобиблиографический очерк) // Актуальные вопросы истории Сибири: Вторые научные чтения памяти проф. А.П. Бородавкина. Барнаул, 2000. С. 66-72.

Тишкин А.А. О пребывании И.-Р. Аспелина на Алтае // Актуальные вопросы истории Сибири: Третьи научные чтения памяти проф. А.П. Бородавкина. Барнаул, 2002. С. 124-130.

Тишкин А.А., Шелепова Е.В. Актуальные вопросы изучения современных культовых мест Алтая // Сибирь и Центральная Азия: актуальные вопросы политического и социокультурного развития. Барнаул, 2012. С. 88-94.

Тишкина Т.В. Археологические исследования на Алтае (1860-1930-е гг.). Барнаул, 2010. 288 с.

Шелепова Е.В. Актуальные вопросы изучения святилищ Алтая и сопредельных территорий // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири: материалы III Международной научной конференции (Улан-Батор, 05-09 сентября 2012 г.). Улан-Батор, 2012. Т. 2. С. 540-546.

Шелепова Е.В. Теоретические аспекты изкучения памятников культовой деятельности Алтая // Древние и современные культовые местаАлтая. Барнаул, 2011. С. 100-108.

Элерт А.Х. Народы Сибири в трудах Г.Ф. Миллера. Новосибирск, 1999. 239 с.

Ядринцев Н.М. Древние памятники и письмена в Сибири. СПб., 1885. 21 с.

Ядринцев Н.М. Отчет о поездке в 1880 г. в Горный Алтай к Телецкому озеру и в вершины Катуни // Записки ЗСО ИРГО. Омск, 1882. Книжка IV. С. 1-46.

Ядринцев Н.М. Описание сибирских курганов и древностей // ТИМАО. М., 1883. Т. 9. Вып. II и III. С. 181-205.

О.А. Федорук, А.С. Федорук, Д.В. Папин

Алтайский государственный университет, НПЦ «Наследие», Барнаул к ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПАРНЫХ

захоронений разнополых индивидов в Андроновской культуре верхнего приобья

(по материалам раскопок могильника Фирсово-XIV 2010-2011 гг.)1

Совместные захоронения мужчин и женщин, несмотря на свою малочисленность, являются одной из наиболее ярких черт погребальной обрядности андроновской культуры. Подобные погребения встречаются практически на всем ареале распространения андроновской культурно-исторической общности (Хлобыстина М.Д., 1989, с. 119-120). И, хотя данный способ захоронения и не являлся ведущим, совместные погребения, несомненно, представляют особый интерес для исследователей.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ - проект №12-01-00159 Этнокультурная характеристика населения андроновской культуры Алтая (по материалам погребальных комплексов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.