Научная статья на тему 'Изучение КПД машины Стирлинга в условиях, близких к реальным'

Изучение КПД машины Стирлинга в условиях, близких к реальным Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
1939
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КПД МАШИНЫ СТИРЛИНГА / БЛИЗКИЕ К РЕАЛЬНЫМ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Абрамян Р. М.

Получен абсолютный внутренний КПД двигателя Стирлинга без регенератора и с регенератором в условиях, когда рабочим телом является Ван-дер-Ваальсовый газ. Показано, что при учете собственного объема молекул термический КПД двигателя Стирлинга зависит от числа молей рабочего вещества и несколько увеличивается по сравнению со случаем идеального газа. Рассмотрен вопрос учета теплопотерь при работе машины Стирлинга с регенерацией теплоты. Получена зависимость степени регенерации от времени теплообмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of Stirling Engine Efficiency Coefficient under Conditions Being Close to Real Ones

An absolute internal efficiency coefficient of the Stirling engine has been obtained without regenerator and with regenerator under conditions when van der Waals gas serves as a working medium. The paper reveals that while taking into account own volume of molecules thermal efficiency coefficient of the Stirling engine depends on mole number of the working medium and it is slightly increasing in comparison with the case of an ideal gas. The paper gives consideration to heat losses while the Stirling machine operates with heat regeneration. Dependence of regeneration rate on time of heat transfer has been obtained in the paper.

Текст научной работы на тему «Изучение КПД машины Стирлинга в условиях, близких к реальным»

УДК 621 (41988.8)

ИЗУЧЕНИЕ КПД МАШИНЫ СТИРЛИНГА В УСЛОВИЯХ, БЛИЗКИХ К РЕАЛЬНЫМ

АБРАМЯН Р. М.

Государственный инженерный университет Армении

Интерес к машинам Стирлинга обусловлен их большими возможностями и экологическими требованиями времени [1-3]. В [4] изучен КПД идеального двигателя Стирлинга в установившемся режиме работы в зависимости от характеристики регенерации. В более реальных условиях необходимо учесть неидеальность рабочего тела (газа), а также теплопотери. Для анализа работы технологических систем термодинамическими методами часто применяют эксергетический подход [5]. При таком подходе можно указать, в каких элементах системы происходят наибольшие потери эксергии. Если также учесть связь диссипации энергии с кинетикой процесса и коэффициентами тепло- и массообмена, то можно получить представление о предельных возможностях тепловой машины. Такой подход принято называть термодинамикой конечной скорости или конечного времени. Основная особенность реальных процессов - это их необратимость. Важную роль в макросистемах играют специального типа подсистемы -посредники, которые могут уменьшить необратимость процессов. Таким посредником в машинах Стирлинга является регенератор. Поскольку в идеальной тепловой машине нет потерь на трение и продолжительность процесса (цикла) не ограничена, идеальная тепловая машина будет работать обратимо. Если же продолжительность процессов теплообмена между рабочим телом и регенератором ограничена, то процесс будет сопровождаться потерей эксергии. В [6] рассмотрен термический КПД цикла Карно, когда рабочим телом является Ван-дер-Ваальсовый газ, где также отмечается, что согласно теореме Карно, КПД не должен зависеть от рода рабочего вещества. В [7] рассмотрен вопрос получения КПД цикла Карно для любого вида уравнения состояния рабочего вещества.

Цель настоящей работы - исследовать двигатель Стирлинга в условиях, приближенных к реальным, и попытаться учесть теплопотери при регенерации теплоты, связанные с конечным значением времени теплообмена.

Рассмотрим работу двигателя Стирлинга в случае, когда рабочее тело -Ван-дер-Ваальсовый газ. Отклонение поведения реального газа от идеального (описываемого уравнением Клапейрона - Менделеева) зависит не только от природы газа, но и от тех условий, в которых находится данный газ: чем более он разрежен и чем выше его температура, тем менее заметны эти отклонения. Основным уравнением, учитывающим качественные особенности взаимодействия молекул на расстоянии и конечный размер самих молекул, является уравнение Ван-дер-Ваальса для рабочего тела (газа) массой то

(1)

где V = то/ц, - количество газа или число молей; р, V, Т - соответственно давление, объем и температура газа; Я - универсальная газовая постоянная; а, Ь - поправки, учитывающие взаимодействие и собственный объем молекул; ц - молярная масса газа.

Уточним размерности перечисленных величин в интернациональной системе СИ:

[ Я]* =

Ш

К • Мо1

; [а] =

М4

М3

[Ь] = . Мо12 Мо1

где N - ньютон; Dj - джоуль.

Значения постоянных а и Ь для каждого газа выбираются таким образом, чтобы уравнение (1) наилучшим образом описывало поведение рабочего тела. Кроме уравнения Ван-дер-Ваальса, было предложено более двухсот эмпирических уравнений состояния реальных газов. Некоторые из них имеют лучшее согласование с опытом за счет большего числа входящих в них феноменологических постоянных. Однако при качественном рассмотрении удобно использовать именно уравнение Ван-дер-Ваальса благодаря его простоте и ясному физическому смыслу [8].

Предварительно рассмотрим работу машины Стирлинга без регенератора, где рабочим телом является Ван-дер-Ваальсовый газ. Применяемый подход аналогичен подходу [4]. Термический цикл для двигателя Стирлин-га, состоящий из двух изотерм и двух адиабат, изображен на рис. 1. Если предположить, что массовая удельная теплоемкость газа при постоянном объеме Су не зависит от температуры, то внутренняя энергия такого газа выразится формулой

2 а

и = ио +тоСуТ у.

(2)

Р.

3 1

Г-

Т- 4

2 - Т.

Т2 ---- Г1 -►

V У2 V

Рис. 1. Термический цикл для двигателя Стирлинга

Термический КПД такой машины Стирлинга определится формулой

. А2 + ^34

П =

Я+& '

(3)

где Ь\2 - работа сжатия газа в изотермическом процессе при температуре Т2; Ьз4 - работа расширения рабочего тела при температуре Т1; Я - теп-

лота в процессе подвода энергии 2-3, а О' - энергия, полученная рабочим телом в процессе 3-4. Имеем:

Ц7 =чКГЛп ^ ХЬ +у2а

М2 2 V

(\_ - О

V V> у

(4)

£34 =\КТЛп + У2а

34 1 У2-vЪ

Г1 -

V V >2 у

(5)

0 = т0СУ (Т1 - Т2).

(6)

С помощью первого закона термодинамики для процесса 3-4 можно записать

0' = А^34 + Lз4 = ^1п ^ уЪ

У2 -\Ъ

(7)

Подставляя (4)-(7) в (3), получим

(Т -Т^Я 1п ^ хЪ

1 2 V - vЪ

Т - Т — 11 2

т0с¥ (Т - Т2) + Т^Я 1п

V;-vЪ Т + 5''

V ^Ъ

где

5'= тоСГ (Т1- Т2 ) _ Мт (Т1- Т2)

V« 1п

V - vЪ

Я 1п

V ^ъ

(8)

Мы воспользовались тем, что су для идеального и Ван-дер-Ваальсового газа имеет одинаковое значение [9].

Для КПД идеального цикла Стирлинга, т. е. для цикла, где не рассматривается теплообмен с окружающей средой, пренебрегают силами трения, а рабочим телом является идеальный газ, имеется выражение

П =

Т - Т

11 2

Т - Т

11 2

Т то Су (Т - Т2) Т +5'

Т + у

V« 1п^

V

(9)

где

5 =

МСГ (Т1 - Т2) Я 1п

V

Из неравенства V > следует, что 5 < 5, а следовательно, и п' > п Сопоставление п' и п показывает, что чем меньше объем рабочего тела V (при одинаковой степени сжатия РУ^У, тем заметнее будут поправки

Ван-дер-Ваальса. Возможно, поэтому машины Стирлинга эффективнее будут работать при меньших начальных объемах рабочего тела (т. е. при больших давлениях). Этот эмпирически отмеченный факт [10] здесь получен аналитически.

Перейдем теперь к рассмотрению работы машины Стирлинга с регенератором при условии, что при теплообмене регенератора с рабочим телом теплопотерями, которые возникают за счет конечного времени теплообмена, нельзя пренебречь. Рассмотрим теплообмен между рабочим телом и регенератором как теплообмен между двумя теплоизолированными телами, которые непосредственно обмениваются теплотой через поверхность соприкосновения площадью S. Действие регенератора сводится к выигрышу энергии в количестве 02.

В установившемся режиме в процессе 4-1 регенератор аккумулирует энергию, доведя свою температуру до какого-то значения Т*, затем отдает некоторое количество теплоты рабочему телу в процессе 2-3, охлаждаясь при этом до Т* (рис. 1). Так как при решении отдельных задач теплообмена неизбежно приходится вводить упрощения и условности, предположим, что теплопроводность обоих тел очень велика и выравнивание температур между различными частями тел происходит мгновенно, т. е. в каждый момент времени ^ регенератор (а также рабочее телo) во всех своих точках имеет одинаковую температуру, зависящую только от времени. Поток теплоты от рабочего тела к регенератору в соответствии с законом Ньютона (или Ньютона - Рихмана) [11, 12] запишем в виде

= -кБ(Т - Т*), (10)

&

где к - коэффициент теплообмена, Дж/(с-м2-К); Ж01 - энергия, переданная рабочим телом регенератору за время Т, Т* - соответственно температуры рабочего тела и регенератора в момент времени ^ (в момент ^ = 0 имеем соответственно Т1 и Т*).

ГТ1 ГГ1* ГТ!

Таким образом, Т и Т* - максимальная и минимальная температуры регенератора в установившемся режиме. Следовательно, абсолютный внутренний КПД машины Стирлинга с учетом конечности времени теплообмена составит

/12+!'3\), (11)

01 + 0 - 02

подставляя Ж01 = т0су& в (10), будем иметь

ЖТ кБ (Т - Т *)

(12)

& т0су

Такой же поток теплоты получает регенератор, т. е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тС&Т- = кБ(Т - Т•), (13)

Ж

где т - масса регенератора; с - удельная теплоемкость его вещества.

Складывая (10) и (13), получим

m0cVT + mcT = const = m0cv T— + mcT*.

Обозначая а = тС (характеристика регенератора), придем к выра-

тоСу

жению

Т + аТ * =Т +аТ*. (14)

Уравнение (14) соответствует сохранению энергии в данном процессе. Вычтем почленно из (12) уравнение (13). Тогда приходим к соотношению

"(Т - Т '> -ЩТ - г/ 1 1 '

v mocv mc j

Обозначив — = hS т

( 1 1 >

v mc mc j

получим Т - Т = (Т1 - Т,)е т, или же

Т - Т = (Т - Т*)К, (15)

г

где К = е т - характеризует время установления теплового равновесия и называется временем релаксации или временем выравнивания температур.

Теперь рассмотрим процесс передачи теплоты от регенератора, имеющего температуру Т*, рабочему телу, имеющему температуру Т2 в момент г = 0. Рабочее тело получит за время г от регенератора теплоту

О2 = т0 ¿V (Т^

где Т - температура рабочего тела в момент времени г.

Этот процесс в конечном итоге увеличит КПД машины Стирлинга. Поступая аналогичным образом (как при получении формул (14) и (15)), для такого теплообмена получим:

Т ' + аТ. =Т2 +аТ *; (16)

Т. - Т ' = (Т* - Т2)К. (17)

Используя уравнения (14)-(17), выразим Т *- Т. через Т1- Т2

Т. - Т = (1 - к)(Т - Т2) * 1 + 2а + К

и с помощью формулы (16) будем иметь

О2 = ,а(\ К\ (Т1 -Т2) = т0¿VРК(Т1 -1 + 2а + К

где Рк - степень регенерации в рассматриваемых условиях.

Подставляя в (11), окончательно получим

_ т - т2

Т +ЪК(Т -т2)

где

. _ т0су (1 ) °К _ У-хЬ ■

1п-

У2 -\Ь

В идеальном двигателе Стирлинга t ^ да, К = 0, поэтому получится

а

следующее значение для Ря: Ря-_р [4].

2а+ 1

Таким образом, для значения абсолютного внутреннего КПД двигателя Стирлинга при работе в стационарном режиме, с Ван-дер-Ваальсовым рабочим газом, с учетом конечного времени теплообмена можно пользоваться формулой

Т - т

_ (Т-Т2Х1 -1Я) <18)

^ я 1п У-Ь

У2 -\Ь

Из формулы (18) видно, что двигатели Стирлинга будут работать тем эффективнее, чем больше молярная масса рабочего тела. Этот опытным путем подтвержденный результат здесь получен аналитически. Сказанное подтверждает точку зрения, что в качестве рабочего тела можно рекомендовать аргон, углекислый газ или криптон [10].

Приведем несколько численных оценок для КПД машины Стирлинга, когда рабочим телом является азот. Пусть то = 2,8 • 10-2 кг, т. е. число молей V = 0,1 моль; Ь = 3,9 • 10-5 м3/моль; су = 1040 Дж/(кг-К); Ух = 2 • 10-4 м3;

У2 = 4 • 105 м3 при Т1 = 600 К и Т1 = 300 К. Примем также максимальное значение для коэффициента регенерации р _ 0,5. Тогда для КПД машины Стирлинга с регенератором получим при идеальном газе 32,4 %, а для Ван-дер-Ваальсового газа - 33,0 %. Если в тех же условиях взять V = 1 моль, то получим для азота КПД, равный 42,7 %. В аналогичном случае цикла Карно КПД равен 50 %.

Если в тех же температурных пределах в машине Стирлинга рабочим телом будет гелий, то для таких же изменений объема получим КПД, равный 36,3 % при V = 0,1 моль, а при V = 1 моль - 39,6 %. Если же гелий рассматривать как идеальный газ, то КПД будет равен 36,0 %.

Таким образом, из рассмотрения подсчета ясно, что двигатели Стир-линга будут работать более эффективно при малых объемах и больших перепадах давления.

В Ы В О Д

Получен абсолютный внутренний КПД двигателя Стирлинга без регенератора и с регенератором в условиях, когда рабочим телом является Ван-дер-Ваальсовый газ. Показано, что при учете собственного объема молекул

термический КПД двигателя Стирлинга зависит от числа молей рабочего вещества и несколько увеличивается по сравнению со случаем идеального газа. Рассмотрен вопрос учета теплопотерь при работе машины Стирлинга с регенерацией теплоты. Получена зависимость степени регенерации от времени теплообмена.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Р и д е р, Г. Т. Двигатели Стирлинга: пер. с англ. / Г. Т. Ридер, Ч. Хупер. - М.: Мир, 1986. - 464 с.

2. У о к е р, Г. Машины, работающие по циклу Стирлинга: пер. с англ. / Г. Уокер. -М.: Энергия, 1978. - 151 с.

3. У о к е р, Г. Двигатели Стирлинга: пер. с англ. / Г. Уокер. - М.: Машиностроение, 1985. - 405 с.

4. А б р а м я н, Р. М. О максимальном значении КПД регенеративного идеального цикла Стирлинга / Р. М. Абрамян // Изв. НАН Армении. Сер. Физика. - 2010. - Т. 45, № 3. -

C. 210-214.

5. Ц и р л и н, А. М. Необратимые оценки предельных возможностей термодинамических и микроэкономических систем / А. М. Цирлин. - М.: Наука, 2003. - C. 348.

6. A g г a w a l, D. C. The Camot cycle with the van der Waals equation of state /

D. C. Agrawal, V. J. Menon // European Journal of Physics. - 1990. - Vol. 11. - No 2. -http://iopscience.iop.Org/0143-0807/11/2/004.

7. P a u l u s, C. Tjiang and Sylvia H. Sutanto / C. Paulus // Efficiency of Carnot Cycle with Arbitrary Gas Equation of State. - http://arxiv:org/abs/physics/ 0601173, 2006.

8. Вукалович, M. П. Уравнение состояния реальных газов / M. П. Вукалович, И. И. Новиков. - М.; Л.: Гос. энергетич. изд-во, 1948. - 340 с.

9. П р и г о ж и н, И. Современная термодинамика / И. Пригожин, Д. Кондепуди. -М.: Мир, 2002. - 461 с.

10. Д в и г а т е л и Стирлинга: c6. ст.: пер. с англ. / под ред. В. М. Бродянского. -М.: Мир, 1975. - 446 с.

11. Ми х е е в, М. А. Основы теплопередачи / М. А. Михеев, Н. М. Михеева. -М.: Энергия, 1977. - 343 с.

12. Ш о р и н, С. Н. Теплопередача / С. Н. Шорин. - М.: Высш. шк., 1964. - 490 с.

Представлена кафедрой

общей физики Поступила 28.08.2012

УДК 501.22:621.763

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ С МАКРОГЕТЕРОГЕННОЙ СТРУКТУРОЙ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ТЕПЛОМЕХАНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПАРОВЫХ ТУРБИН

Инж.| КОБЗАРЬ Ю. В., докт. техн. наук, проф. КАЛИНИЧЕНКО А. С.1', инж. ВОРОНОВ Е. О.2'

1Белорусский национальный технический университет, 2)РУП «МИНСКЭНЕРГО»

При эксплуатации многоцилиндровых паровых турбин возникает ряд проблем, связанных с тепловыми перемещениями узлов турбоагрегатов, поэтому устранение этих проблем является важной задачей для теплоэнергетики. Следует отметить, что нормализация тепловых перемещений паро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.