Научная статья на тему 'Изучение конструкции гибридного автомобиля'

Изучение конструкции гибридного автомобиля Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
660
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ГИБРИДНЫЙ АВТОМОБИЛЬ / НАКОПИТЕЛИ ЭНЕРГИИ / ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ / ИНВЕРТОР / БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГИЕЙ / РЕКУПЕРАТИВНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Еровенко В. Н., Науменко С. М.

В работе проанализированы первоначальные сведения о современных гибридных автомобилях. Кратко изложена история развития электромобиля и гибридного электромобиля, Рассмотрены проблемы эксплуатации автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, принцип действия и анализ конструкций различных гибридов (пневмо, гидравлических, маховичных) и наконец, гибридов в качестве накопителя энергии использующих аккумуляторную батарею.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Еровенко В. Н., Науменко С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение конструкции гибридного автомобиля»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

УДК 629.331

Еровенко В.Н

К.п.н, доцент, Южный федеральный университет

Науменко С.М.

Студент 3 курса, Южный федеральный университет ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ ГИБРИДНОГО АВТОМОБИЛЯ

В работе проанализированы первоначальные сведения о современных гибридных автомобилях. Кратко изложена история развития электромобиля и гибридного электромобиля, Рассмотрены проблемы эксплуатации автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, принцип действия и анализ конструкций различных гибридов (пневмо, гидравлических, маховичных) и наконец, гибридов в качестве накопителя энергии использующих аккумуляторную батарею.

Ключевые слова: Окружающая среда, гибридный автомобиль, накопители энергии, планетарный механизм, инвертор, блок управления энергией, рекуперативная тормозная система.

На современном этапе развития экономики России, автомобильный транспорт, как и в большинстве развитых стран, играет важную роль в обеспечении экономического роста и процветания государства. Автомобильный транспорт является одной из важнейших составляющих транспортного обеспечения безопасности страны. В то же время развитие автомобильного транспорта сталкивается с проблемами, требующими комплексного решения.

Начало второй половины XX столетия ознаменовалось интенсивным процессом автомобилизации общества. Развитие автомобильного транспорта предопределило две четко выраженные и противоречивые тенденции:

- первая, достигнутый уровень автомобилизации, отражая технико-экономический потенциал развития общества, способствовал удовлетворению социальных потребностей населения;

- вторая, обусловила увеличение масштаба негативного воздействия на окружающую среду, приводя к нарушению экологического равновесия на уровне биосферных процессов.

Имея возможности для модернизации двигателей внутреннего сгорания (ДВС), человечество не поспевает за предъявляемыми к ним требованиями. Потребитель мечтает о мощном и экономичном моторе, экологи, ужесточают нормы токсичности. Сегодня можно сказать: эпоха ДВС как основного источника энергии на автомобиле подходит к логическому завершению. Подтверждение этому серийные модели с гибридными силовыми установками.

Удивительно, но самым первым автомобилем на Земле был электромобиль, ведущие колеса его получали привод от электромотора и электрической батареи, и появился он в Англии в 1838 году. Но есть и еще конкурент, гибридный автомобиль, который представлял собой пару ДВС — электродвигатель и изобретен он был Фердинандом Порше.

Автомобиль Порше не имел аналогов в Мире, электромоторы автомобиля, их было два, располагались в ступицах передних ведущих колес, питались током аккумулятора, который заряжался от генератора, а энергию для него вырабатывал бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Так была изобретена гибридная силовая установка, состоящая из двигателя внутреннего сгорания, аккумуляторов и электродвигателей. Летом 1900 года машина «Лонер-Порше» взяла Гран-при Парижской выставки.

Принцип работы современного гибридного двигателя мало чем отличается от аналогов того времени.

Сегодня имеются различные варианты «гибридного» автомобиля:

Таврический научный обозреватель

www.tavr.science

многотопливные моторы обладают достаточно сложной конструкцией и работают на чрезвычайно высоких степенях сжатия;

гибридные автомобили с маховично- вариаторным накопителем энергии двигатель использовался только на оптимальном, по расходу топлива и экологичности режиме и выработанная им при этом энергия запасалась в накопителе и параллельно шла на движение автомобиля[3];

- механические бесступенчатые передачи — вариаторы, в последнее время находят себе все большее применение на автомобилях. На наш взгляд, в этом качестве перспективны планетарные дисковые вариаторы, имеющие большую долговечность, КПД на высших передачах, простоту и компактность;

гибриды с ДВС, электродвигателем и электроаккумуляторами; агрегат с маховичным накопителем и электромеханическим приводом.

оригинальную схему гибридного силового агрегата с маховичным накопителем и электромеханическим приводом предложила, изготовила и испытала фирма "BMW" (Германия)[1]. Несомненным преимуществом данного технического решения является наличие только одной электромашины, что снижает массу и приближает его к автомобильным схемам;

гибридные установки с пневматическим аккумулятором в виде ресивера-накопителя воздуха другим способом аккумулирования энергии может служить пневматический аккумулятор в виде ресивера-накопителя воздуха высокого давления. Эффективным способом применения накопленного сжатого воздуха является использование его в системе наддува ДВС. В такой конструктивной схеме возможно аккумулирование энергии сжатого воздуха в ресивере[4].

Гибридный автомобиль сегодня

Сегодня производителям удалось обеспечить автомобиль самой современной системой управления расходом энергии, механизмом рекуперации, оптимизировать связи, сделать батареи легче и эффективнее, а электромоторы мощнее, так же нашли отражение ключевые элементы защиты окружающей среды, безопасности и удовольствия от вождения автомобиля[5].

Существуют различные силовые установки: последовательная, парарелльная и параллельно — последовательная схемы[2].

Параллельно — последовательная схема

Объединяет в себе две предыдущие. Здесь, в зависимости от условий движения, используется тяга электромотора или ДВС

Устройством, управляющим процессом взаимодействия (распределением энергии) бензинового двигателя, электромотора и генератора является хорошо известный

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

специалистам планетарный механизм. Кроме того, есть так называемый энергетический центр — система, управляющая созданием и распределением запасов электрической энергии, хранящейся в батарее. Основные компоненты энергетического центра: мощная высоковольтная батарея (NiMH), блок управления энергией, полупроводниковое коммутационное устройство, рекуперативная (регенеративная) тормозная система.

Блок управления энергией и полупроводниковое устройство переключения управляют потоком энергии между генератором, батареей и электромоторами. Данные устройства осуществляют преобразование электроэнергии в соответствии с потребностями системы. Инвертор — блок, преобразующий постоянный ток, поступающий от аккумуляторной батареи, в переменный, используемый для питания электромоторов.

Преимуществом гибридной установки являются:

- экономная эксплуатация. Чтобы достичь её, необходимо было уравновесить все технические показатели машины, сохранив полезные параметры обычного автомобиля: мощность, скорость, способность к быстрому разгону;

- способность накапливать кинетическую энергию, и не терять её во время торможения, а заряжать аккумуляторные батареи (рекуперация);

- полная остановка ДВС и возможность движения только на электродвигателях;

- большой пробег на одной заправке;

- малый вес и объем источника энергии (топливный бак и аккумуляторная батарея);

- максимальный момент доступный при 0 об/мин;

- работа двигателя в оптимальном и равномерном режиме, в гораздо меньшей зависимости от условий езды;

- высокий средний коэффициент полезного действия;

- снижение объема и мощности двигателя;

- меньший износ тормозных колодок.

Главное преимущество гибридного автомобиля — экономичная эксплуатация. Экономия достигается снижением объема и мощности двигателя, работой двигателя в равномерном и оптимальном режиме.

Литература

1. Electric & hybrid vehicle technology' 95. The international review of electric and hybrid vehicle design and development. UK & International press. — 1995. — 304с.

2. http://www.n-t.org/

3. Гулиа Н.В. Накопители энергии. — М.: Наука, 1980. — 150с.

4. Отрохов В.П., Гулиа Н.В., Петракова Е.А., Юрков С.А. Бесступенчатая коробка передач для ЗиЛ-5301 // Автомобильная промышленность. — 1998. — №7.

5. Садаката (0. Sadakata), главный инженер Lexus RX400h

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.