Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ РАЗНЫХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
БАЙШАГИРОВА ДИНАР КАИРБЕКОВНА
преподаватель языковой подготовки общеобразовательных дисциплин Кокшетауского
Аннотация. Современному обществу необходим педагог, обладающий высоким профессиональным уровнем коммуникативной культуры, способный общаться, работать с информацией, давать грамотные развёрнутые ответы на вопросы, осуществлять поисковый вид работы с информацией. Поэтому проблема формирования коммуникативной культуры будущего педагога в условиях кредитной системы обучения является актуальной для современной казахстанской педагогической науки.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная культура, компетентность, культура, модель, педагог, педагогическое общение, профессиональная этика, идентификация, эмпатия, рефлексия, модель, социально-психологический тренинг, высшее образование, специальности.
Система образования в нашей стране - это один из наиболее влиятельных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства. Образованность, интеллект, духовное здоровье человека, стремление к творчеству и умение ориентироваться в изменяющихся условиях являются важнейшими факторами прогресса страны. Эти условия объективно порождают необходимость решения проблемы профессиональной подготовки будущего специалиста в контексте личности и деятельности педагога, его самоопределения в общей и профессиональной культуре. В этой связи важное место занимает коммуникативная культура педагога
Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.
Исследование специализированной литературы по проблематике коммуникативной культуры и педагогического общения показало высокий уровень заинтересованности данным вопросом в среде специалистов - педагогов и психологов. По общему мнению коммуникативная культура педагога является одной из основ грамотного построения педагогического процесса и стабильного процесса обмена информацией.
Сегодня определение термина «коммуникативная культура педагога» вращается вокруг его отождествления с понятием «педагогическое общение» и «педагогическая культура». Этот феномен воспринимается наряду с профессиональными познаниями (знанием специальности) как важнейший критерий установления стабильных отношений по схеме «учитель - ученик», а так же гарантирует установление понимания между субъектами общения такого типа.
Исследование классификаций типов педагогического общения, наиболее широко представленных в современной специализированной литературе, показал, что существующее классификационное изобилие в основном сводится к двум системам, наиболее популярным на сегодняшний день: системе А. Кан-Калика и М. Талена. Они описывают многообразие профессиональных сценариев педагога, выделяя наиболее предпочтительные и наименее
высшего медицинского колледжа
КАБИЕВА АИНУР АИДАРОВНА
преподаватель социально-экономических дисциплин Кокшетауского высшего медицинского колледжа
Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
уместные модели поведения. Рассмотрение терминологической базы, сопряженной с понятием «коммуникативная культура», привело к выявлению феномена «компетентностного подхода» к данному вопросу. Суть этого подхода заключается в выделении нескольких ключевых компетенций, на основе которых и осуществляется формирование целостной картины коммуникативной культуры, что является синонимом педагогического профессионализма.
1. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 30 ноября 2015 г.
2. Аксенова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса. - М., Рязань - 1998. - 176 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 ч. - М., 1980. - 256 с.
4. Андреев В.И. Конфликтология: (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - М., 1995. - 360 с.
ЛИТЕРАТУРА