_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация С.С.Беляева
студент факультета физики и математики г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Выделены и описаны элементы классификации физических экспериментов на занятиях с учащимися старших классов средней общеобразовательной школы.
Ключевые слова Классификация экспериментов, типы физических экспериментов
Учебное и научное познание объектов, процессов и явлений природной и технологической действительности основывается на постановке и реализации физических экспериментов будущими и настоящими исследователями в системе непрерывного образования учащейся молодежи [1].
Фундаментальная и прикладная наука физика имеет наиболее развитое множество собственных экспериментов, проектируемых и реализуемых в учитываемых условиях, позволяющих выявлять свойства исследуемых объектов, процессов и явлений и проверить справедливость выдвинутых рабочих гипотез или построенных моделей фрагментов действительности [2].
Ориентирующие старшеклассников средних общеобразовательных школ на учебу в высших учебных заведениях [3] учителя физики на лекционных, практических и лабораторных занятиях выделяют нижеследующую по различным основаниям классификацию физических экспериментов:
1. По цели исследования (поисковый, преобразующий, контролирующий );
2. По способу формирования условий ( естественный, искусственный );
3. По организации осуществления ( лабораторный, натурный, производственный );
4. По структуре исследуемых объектов, процессов или явлений ( простой, сложный );
5. По характеру взаимодействия средства с объектом исследования (классический, модельный );
6. По типу используемых моделей ( материальный, идеальный );
7. По числу изменяемых факторов ( однофакторный, многофакторный).
В физике поисковый эксперимент проводится в случае отсутствия классификации факторов, влияющих на изучаемый объект, процесс или явление. Преобразующий физический эксперимент предполагает изменение структуры или функций объекта исследования. Контролирующий эксперимент сводится к изучению результатов внешних физических воздействий на объект исследования.
Естественный физический эксперимент ставится в условиях, максимально приближенных к натуральному существованию объекта исследования. Искусственный эксперимент проводится в специально созданных для изучения физического объекта условиях.
Учебный лабораторный эксперимент, проводимый в строго учитываемых условиях, является неотъемлемой составляющей школьного курса физики и служит для учащихся источником знаний и критерием истинности изучаемых ими теорий. Натурный физический эксперимент является чрезвычайно интересным источником развития логического мышления обучающихся в средней школе и помогает им закрепить приобретенные ранее знания и умения в области физики. Производственный эксперимент проводится в стандартных технологических условиях с внесением в них определенных физических изменений для улучшения качества продукции.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
Простой физический эксперимент используется старшеклассниками для изучения объектов, не имеющих разветвленной структуры, с небольшим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих простейшие функции. В сложном физическом эксперименте исследователями изучаются объекты, процессы или явления с разветвленной структурой и большим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих сложные функции.
В классическом физическом эксперименте средства познания старшеклассника непосредственно взаимодействуют с объектом исследования. В модельном эксперименте она входит в состав установки, замещая не только объект исследования, но часто и условия; в которых изучается объект.
Основное отличие материального эксперимента от идеального или мысленного в том, что реальный физический эксперимент представляет собой форму материальной связи сознания человека с внешним миром, а мысленный эксперимент является формой теоретической деятельности субъекта.
Однофакторный физический эксперимент основывается на допущении о возможности варьировать факторы, участвующие в исследовании, по одному. В многофакторном эксперименте исследователь варьирует независимые переменные или факторы одновременно сразу несколько и каждый участвующий фактор оценивается по специальному статистическому анализу.
Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в необходимости изучения старшеклассниками в средней общеобразовательной школе всех разновидностей эксперимента.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф., Васьковский В.О. Параметры доменной структуры аморфных пленок Gd-Co разного состава // Физика твердого тела. - 1981. - Т.23. - Вып.3. - С. 720 - 723.
3. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
© Каримов М.Ф., Беляева С.С., 2018
УДК 376
С.Н. Кулясова
социальный педагог
ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ
И.Н. Гончарова социальный педагог
ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ И ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Аннотация
В статье говорится о формах работы по развитию мелкой моторики рук у детей, имеющих диагноз детский церебральный паралич (ДЦП). Предлагаются разработанные и опробованные авторские игры для детей, имеющих отклонения в развитии.
Ключевые слова
Игра, лепка, многофункциональный тренажер, реабилитация