Научная статья на тему 'Изучение классификации физических экспериментов старшеклассниками средней общеобразовательной школы'

Изучение классификации физических экспериментов старшеклассниками средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ / ТИПЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Беляева С. С.

Выделены и описаны элементы классификации физических экспериментов на занятиях с учащимися старших классов средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов М. Ф., Беляева С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение классификации физических экспериментов старшеклассниками средней общеобразовательной школы»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация С.С.Беляева

студент факультета физики и математики г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Выделены и описаны элементы классификации физических экспериментов на занятиях с учащимися старших классов средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова Классификация экспериментов, типы физических экспериментов

Учебное и научное познание объектов, процессов и явлений природной и технологической действительности основывается на постановке и реализации физических экспериментов будущими и настоящими исследователями в системе непрерывного образования учащейся молодежи [1].

Фундаментальная и прикладная наука физика имеет наиболее развитое множество собственных экспериментов, проектируемых и реализуемых в учитываемых условиях, позволяющих выявлять свойства исследуемых объектов, процессов и явлений и проверить справедливость выдвинутых рабочих гипотез или построенных моделей фрагментов действительности [2].

Ориентирующие старшеклассников средних общеобразовательных школ на учебу в высших учебных заведениях [3] учителя физики на лекционных, практических и лабораторных занятиях выделяют нижеследующую по различным основаниям классификацию физических экспериментов:

1. По цели исследования (поисковый, преобразующий, контролирующий );

2. По способу формирования условий ( естественный, искусственный );

3. По организации осуществления ( лабораторный, натурный, производственный );

4. По структуре исследуемых объектов, процессов или явлений ( простой, сложный );

5. По характеру взаимодействия средства с объектом исследования (классический, модельный );

6. По типу используемых моделей ( материальный, идеальный );

7. По числу изменяемых факторов ( однофакторный, многофакторный).

В физике поисковый эксперимент проводится в случае отсутствия классификации факторов, влияющих на изучаемый объект, процесс или явление. Преобразующий физический эксперимент предполагает изменение структуры или функций объекта исследования. Контролирующий эксперимент сводится к изучению результатов внешних физических воздействий на объект исследования.

Естественный физический эксперимент ставится в условиях, максимально приближенных к натуральному существованию объекта исследования. Искусственный эксперимент проводится в специально созданных для изучения физического объекта условиях.

Учебный лабораторный эксперимент, проводимый в строго учитываемых условиях, является неотъемлемой составляющей школьного курса физики и служит для учащихся источником знаний и критерием истинности изучаемых ими теорий. Натурный физический эксперимент является чрезвычайно интересным источником развития логического мышления обучающихся в средней школе и помогает им закрепить приобретенные ранее знания и умения в области физики. Производственный эксперимент проводится в стандартных технологических условиях с внесением в них определенных физических изменений для улучшения качества продукции.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_

Простой физический эксперимент используется старшеклассниками для изучения объектов, не имеющих разветвленной структуры, с небольшим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих простейшие функции. В сложном физическом эксперименте исследователями изучаются объекты, процессы или явления с разветвленной структурой и большим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих сложные функции.

В классическом физическом эксперименте средства познания старшеклассника непосредственно взаимодействуют с объектом исследования. В модельном эксперименте она входит в состав установки, замещая не только объект исследования, но часто и условия; в которых изучается объект.

Основное отличие материального эксперимента от идеального или мысленного в том, что реальный физический эксперимент представляет собой форму материальной связи сознания человека с внешним миром, а мысленный эксперимент является формой теоретической деятельности субъекта.

Однофакторный физический эксперимент основывается на допущении о возможности варьировать факторы, участвующие в исследовании, по одному. В многофакторном эксперименте исследователь варьирует независимые переменные или факторы одновременно сразу несколько и каждый участвующий фактор оценивается по специальному статистическому анализу.

Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в необходимости изучения старшеклассниками в средней общеобразовательной школе всех разновидностей эксперимента.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

2. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф., Васьковский В.О. Параметры доменной структуры аморфных пленок Gd-Co разного состава // Физика твердого тела. - 1981. - Т.23. - Вып.3. - С. 720 - 723.

3. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

© Каримов М.Ф., Беляева С.С., 2018

УДК 376

С.Н. Кулясова

социальный педагог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

И.Н. Гончарова социальный педагог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ И ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация

В статье говорится о формах работы по развитию мелкой моторики рук у детей, имеющих диагноз детский церебральный паралич (ДЦП). Предлагаются разработанные и опробованные авторские игры для детей, имеющих отклонения в развитии.

Ключевые слова

Игра, лепка, многофункциональный тренажер, реабилитация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.