Научная статья на тему 'Изучение качества жизни ребенка в практике педиатра-ревматолога'

Изучение качества жизни ребенка в практике педиатра-ревматолога Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
381
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ / ДЕТИ / QUALITY OF LIFE / RHEUMATOID ARTHRITIS / CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Людкевич О. М., Бабикова И. В., Макарова В. И.

Изучение качества жизни детей актуальная проблема педиатрии. Качество жизни ребенка с патологией опорно-двигательного аппарата недостаточно изучено в силу малочисленности исследований и отсутствия унифицированного инструмента. В статье представлен обзор имеющихся опросников для изучения качества жизни детей с суставной патологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Людкевич О. М., Бабикова И. В., Макарова В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF QUALITY OF CHILD LIFE IN PRACTICE OF PEDIATRICIAN-RHEUMATOLOGIST

Studying of child quality of life is an urgent problem of pediatrics. Quality of life of children with the locomotor system pathology has not been sufficiently studied owing to small number of studies and absence of a unified instrument. In the article, a review of available questionnaires for studying quality of life of children with articular pathology has been given.

Текст научной работы на тему «Изучение качества жизни ребенка в практике педиатра-ревматолога»

УДК 616.72-002.77-053.2

ИЗУЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ РЕБЕНКА В ПРАКТИКЕ ПЕДИАТРА-РЕВМАТОЛОГА

© 2006 г. О. М. Людкевич, И. В. Бабикова, В. И. Макарова

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Медицина сегодня представлена множеством разделов и направлений, исследующих отдельные виды патологии с использованием сложных медицинских технологий, часто на клеточном и молекулярно-генети-ческом уровне [2, 17]. Обычно в поле зрения врача оказываются фи-зикальные, лабораторные и инструментальные данные, описывающие физическое состояние больного. Столь же важной научной тенденцией является поиск общих закономерностей реагирования человека на заболевание. И если о самом заболевании, например об этиологии и патогенезе, методах диагностики, клиническом течении и способах лечения, врач знает достаточно, то что же он знает о самом больном? Какова точка зрения больного на болезнь, эффективность проводимой ему терапии [2, 20, 23]?

Эволюция представлений о здоровье как о категории сложной и многогранной, понимание необходимости учета не только общих законов физиологии и психологии при изучении проблем больного, но и индивидуальных особенностей каждого пациента (возрождение принципов «лечить не болезнь, а больного») послужили основой для формирования нового понятия в клинической медицине, в том числе и педиатрии, а именно понятия «качество жизни» (КЖ) больного [18]. Качество жизни — это интегральная характеристика физического, психологического и социального функционирования человека, основанная на его субъективном восприятии [9, 12, 21, 34].

Важным фактором, обусловившим развитие методологии исследований КЖ, стало понимание того, что эффективный контроль за состоянием здоровья ребенка и успешное лечение невозможны только на основании данных клинического и лабораторного обследования. Субъективная оценка здоровья самим ребенком и его родителями имеет несколько аспектов: она отражает особенности восприятия ребенком окружающего мира и самого себя, дает представление об отношении к собственному здоровью, болезни, лечению, а также к семье, школе, жизни в целом; позволяет понять закономерности возникновения в жизни ребенка и его семьи характерных психологических и социальных проблем в условиях развития заболевания [18, 25].

В качестве инструментов оценки КЖ используют опросники, среди которых различают общие и специальные. Общие опросники могут использоваться в большом диапазоне областей медицины у пациентов с разными нозологическими формами. Они позволяют сравнить КЖ в группах пациентов с любыми заболеваниями, а также с популяционным контролем. Специальные опросники ориентированы на проблемы, связанные с конкретным заболеванием. Они являются более чувствительными для выявления различий между пациентами с определенной нозологией и изучения их состояния на определенном отрезке времени [2, 4, 9, 19, 32].

Изучение качества жизни детей — актуальная проблема педиатрии. Качество жизни ребенка с патологией опорно-двигательного аппарата недостаточно изучено в силу малочисленности исследований и отсутствия унифицированного инструмента. В статье представлен обзор имеющихся опросников для изучения качества жизни детей с суставной патологией.

Ключевые слова: качество жизни, ревматоидный артрит, дети.

Учитывая, что в России пока не существует общепринятых национальных инструментов оценки КЖ, обязательным условием при проведении исследований по нему является наличие апробированной национальной версии. Недопустимо применение переведенных опросников без предварительного изучения их валидности и согласования с авторами [12, 27].

К опросникам предъявляются весьма строгие требования. Они должны быть универсальными (охватывать все параметры здоровья); надежными (фиксировать индивидуальные уровни здоровья у разных респондентов); чувствительными к клинически значимым изменениям состояния здоровья каждого респондента; воспроизводимыми (тест — ретест); простыми в использовании и краткими; стандартизованными (предлагать единый вариант вопросов и ответов для всех групп респондентов); оценочными (давать количественную оценку параметров здоровья) [12].

Методы оценки качества жизни достаточно хорошо разработаны для взрослой практики, некоторые из них применяются для детей (в основном адаптированные опросники). Однако такой подход не вполне корректен из-за недостаточной достоверности методов для детской практики и различий в процессе выполнения, так как дети должны осознавать наличие у них заболевания, смысл задаваемых вопросов, что является особенностью для каждой возрастной группы [21, 25]. Кроме того, повседневная активность детей значительно отличается от таковой у взрослых. Как показали результаты исследований, основное значение для ребенка имеют такие стороны жизни, как игра, уровень благополучия в семье, общение с друзьями, самооценка, отсутствие или наличие боли, недомогания, голода [1, 3, 37]. Игровая активность, характер общения со сверстниками и школьное обучение — для детей важные показатели социальной и физической активности, аналогами которых у взрослых являются профессиональная деятельность, работа, поведение в обществе [18]. К тому же существуют трудности адаптации письменной формы опросника для школьников и подростков к форме опроса, подходящей для детей младшего возраста. Альтернативой, учитывая познавательные навыки, поведенческие и функциональные характеристики маленьких детей, является использование картинок, пиктограмм и визуальных аналоговых шкал вместо слов (например, картинки с изображением «человечков» с выражением лица от максимально негативного до максимально позитивного) [12, 27].

Следует отметить особенность исследования качества жизни в педиатрии: до пятилетнего возраста КЖ ребенка оценивают родители, после достижения ребенком пяти лет в оценке участвуют как родители, так и дети.

В последние годы в мировой педиатрии количество опросников по оценке КЖ у детей значительно возросло, однако в России в педиатрической ревматологии исследования и публикации на эту тему по-прежнему немногочисленны, несмотря на высокую социальную

значимость ревматических болезней, занимающих одно из лидирующих мест среди причин инвалидности [2, 10, 11, 16, 22].

Ювенильный хронический артрит (ЮХА) относится к категории наиболее значимых в социальном и медицинском аспектах заболеваний в силу своей широкой распространенности, поражения лиц молодого, наиболее трудоспособного возраста, прогрессирующего течения, отчетливой тенденции к ранней инвалидизации в связи с нарушениями не только функции суставов, но и нередким вовлечением в патологический процесс внутренних органов и глаз [5]. Хронический характер болезни, деформации суставов, постоянные боли, становящиеся фоном всей жизни и деятельности пациентов, значительная утрата или полная потеря трудоспособности часто приводят к снижению сферы самовыражения, самореализации, нарушению социальных связей, значимых для функционирования личности, вынужденной смене работы и профессии, нарушению нормальной семейной жизни с проявляющимся чувством зависимости [6, 9, 13, 14, 15]. Эти обстоятельства имеют целый ряд психологических последствий, что, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на качестве жизни больных ревматоидным артритом.

В настоящее время среди общих опросников, широко применяющихся как в педиатрии в целом, так и в педиатрической ревматологии, обладающих высокими психометрическими качествами и удовлетворяющих международными требованиями к инструментам оценки КЖ, можно выделить Child Health Questionnaire, PedsQL 4,0 Generic Core Scales, TNO-AZL Child Quality of Life [4, 12, 18].

Child Health Questionnaire (CHQ) был разработан для оценки и сравнения состояния здоровья в популяции здоровых детей и в группах детей с различными заболеваниями. В основе опросника 14 концептуальных положений, определяющих КЖ ребенка: физическое функционирование, физическая боль или дискомфорт, социальные ограничения из-за физических проблем, социальные ограничения из-за эмоциональных проблем, социальные ограничения из-за поведения, восприятие здоровья в целом, самооценка, психологическое здоровье, поведение, жизнь семьи, зависимость личного времени родителей от состояния здоровья ребенка, зависимость эмоционального благополучия родителей от состояния здоровья ребенка, изменения состояния здоровья. Общее количество баллов после процедуры перекодирования рассчитывается в итоге по 100-балльной шкале; чем выше итоговая величина, тем хуже показатели КЖ ребенка [7, 23, 24].

PedsQL 4,0 Generic Core Scales разработан для определения КЖ здоровых детей и детей с хроническими заболеваниями. Содержание основных шкал PedsQL 4,0 оценивает такие составляющие определенного ВОЗ понятия «здоровье», как физическое, эмоциональное, социальное и дополнительно ролевое функционирование (школьная деятельность). Вопросы затрагивают

отношения со сверстниками, повседневные трудности и влияние заболевания на активность в школе. Вопросы ревматологического модуля опросника более специфичны относительно таких аспектов педиатрической ревматологии, как наличие боли и утренней скованности, связанных с активностью основного заболевания, влияние постоянного приема препаратов, контролирующих заболевание, влияние болезни на повседневную активность. Литературных данных о существовании валидной русской версии ревматологического модуля нами не найдено [12, 20].

TNO-AZL Child Quality of Life разработан для детей 8—15 лет и родителей детей 6—15 лет для оценки КЖ и функционального статуса. Дети и родители сами оценивают физические нарушения, моторные функции, самостоятельность, познавательные навыки, социальные функции, положительные или отрицательные эмоции. В России публикации о применении данного инструмента единичны [25].

В течение десяти лет активно разрабатываются методы оценки качества жизни детей с ревматическими заболеваниями. Идеальный инструмент по оценке КЖ должен удовлетворять следующим критериям: практичность и легкость использования, возможность заполнения родителями или ребенком за короткое время, определение физического состояния, а также возможность определения психологического и социального статуса, включая отношения в школе, семье, и особенности поведения [26, 30]. Кроме того, опросник должен включать шкалу по измерению боли.

На основании указанных выше критериев в мировой педиатрической ревматологии разработано свыше десятка опросников. Наиболее используемыми из них являются шесть специфических опросников: CHAIMS, CHAQ, JAFAR, JASI, JAQQ и CAHP [23, 31, 37].

CHAiMS (Childhood Arthritis Impact Measurement Scales) — первый специальный опросник для пациентов, страдающих ювенильным артритом. Инструмент позволяет определить функциональное состояние ребенка по 4 шкалам (подвижность, физические возможности, ловкость и повседневная активность) и уровень боли по 1 шкале. Каждая шкала содержит 4—5 вопросов, на которые предполагается от 2 до 6 ответов. Обрабатываются данные путем суммирования баллов каждого ответа. Чем больше сумма баллов, тем хуже функциональная способность пациента. К сожалению, было проведено единственное исследование по оценке психометрических свойств опросника, в связи с чем он не нашел широкого применения в России [25, 36].

CHAQ (Childhood Health Assessment Questionnaire) определяет функциональный статус и уровень боли у больного. С его помощью оцениваются функциональные возможности пациента по 8 разделам: одевание и уход за собой, подъем, еда, ходьба, гигиена, возможность достать что-либо, сжатие, возможность выполнения дополнительных функций. В каждом разделе должен быть хотя бы один вопрос, относящийся к любой возрастной

(от 1 года до 19 лет) группе, чтобы устранить возможную необъективность при исследовании детей разных возрастных групп. Опросник заполняют самостоятельно дети старше 8 лет или родители детей младше 8 лет. На каждый вопрос существует 4 варианта ответов (без затруднений, умеренные затруднения, серьезные трудности, не может выполнить). Значения ранжируются от 0 до 3; чем выше значение, тем хуже функциональная способность. Дискомфорт определяется измерением боли по визуально-аналоговой шкале (ВАШ). Кроме того, с помощью 100-мм ВАШ дают общую оценку состояния ребенка. В исследованиях было показано, что CHAQ обладает хорошими психометрическими свойствами, прошел процесс культуральной адаптации на многие языки мира, включая русский. Несмотря на то, что настоящая версия опросника не измеряет психосоциальных характеристик, хорошие психометрические свойства по оценке функционального статуса обусловливают целесообразность его применении для оценки прогноза заболевания при долгосрочных наблюдениях [11, 23, 29].

JAFAR (Juvenile Arthritis Functional Assessment Report) используется для оценки функционального статуса пациента: оценивается выполнение ребенком на время 10 физических тестов. Основным недостатком его является необходимость наличия обученного методике медицинского работника и стандартизованного оборудования для выполнения заданий. Опросник показал себя надежным и валидным, однако исследований чувствительности инструмента не проводилось. Было установлено, что JAFAR обладает хорошими психометрическими свойствами, но при сравнении с CHAQ он уступил последнему [33].

JASI (Juvenile Arthritis Self-report Index) разработан специально для определения физических возможностей больных ювенильным артритом 8—17 лет. В первой части опросника оцениваются 5 категорий физического функционирования ребенка — в сферах самообслуживания, подвижности, взаимоотношений в семье, школе, внеучебной деятельности. На каждый вопрос необходимо выбрать 1 из 7 вариантов ответов. Меньшее количество баллов указывает на более высокую степень функциональных нарушений. Во второй части ребенка просят перечислить 5 действий, которые ему наиболее трудно выполнить и выполнение которых он хотел бы улучшить. При последующих посещениях оценивают только эти вопросы. Опросник разработан очень тщательно, обладает отличной надежностью и валидностью, может применяться при длительных наблюдениях за пациентами. Существенными недостатками его являются невозможность оценить КЖ, использование только у детей старше 8 лет, отсутствие параллельной родительской версии. Кроме того, для заполнения опросника требуется много времени (20—45 мин для заполнения первой части и 20 мин для составления второй), что в целом ограничивает его практическое применение [34].

JAQQ (Juvenile Arthritis Quality of Life Questionnaire) определяет качество жизни пациентов (в возрасте от 2 до 18 лет), страдающих ювенильным ревматоидным артритом или ювенильным спондилоартритом. Включает как специфические вопросы относительно этих нозологий, так и вопросы относительно КЖ больных. Финальная версия опросника (74 вопроса) предполагает оценить физическое функционирование, эмоциональное состояние и общие симптомы. Вопросы сгруппированы в 4 раздела: выполнение крупных движений, выполнение мелких движений, психосоциальное функционирование и оценка общих симптомов. После первого визита ребенок выбирает 5 вопросов в каждом из разделов, которые наиболее точно отражают степень его дисфункции, а также добавляет свои вопросы по каждому разделу, которые будут оцениваться только у него при последующих посещениях (всего 20 вопросов). Дополнительно в опросник включена шкала оценки боли (100-мм ВАШ), 5-балльная шкала Ликерта и 5-пунктовая модель с изображением «человечков» (для детей младше 10 лет). В опроснике отсутствует оценка школьного/познавательного функционирования, что можно отнести к его недостаткам, т. к. у детей с ревматическими заболеваниями способность полноценно участвовать в школьной деятельности, как правило, снижена [29].

CAHP (Childhood Arthritis Health Profile) предназначен охватить максимально широкий спектр изменений состояния здоровья при ювенильном идиопатическом артрите (ЮИА), включая физическое и психосоциальное функционирование. Опросник самостоятельно заполняется родителями и состоит из трех модулей (общее состояние здоровья; состояние здоровья, обусловленное ЮИА; особенности пациента). До настоящего времени сообщений о применении данного опросника в практике немного из-за его излишней всеобъемлемости и сложности заполнения [28].

Описанные выше опросники значительно отличаются друг от друга и разработаны для достижения различных целей, поэтому каждому присущи уникальные свойства.

CHAIMS менее изучен и не имеет достаточно хороших психометрических свойств, поэтому его возможности представляются ограниченными. Результатами многих исследований доказаны отличные психометрические свойства инструментов CHAQ и JAFAR, что обусловливает их широкое применение в настоящее время. Широкий возрастной диапазон при выборе CHAQ является его преимуществом по сравнению с JAFAR. JASI обладает отличными психометрическими свойствами, но из-за своей всеобъемлемости и значительного количества времени, требующегося для заполнения опросника, более применим в научных исследованиях, чем в клинической практике. CAHP обладает отличными психометрическими свойствами. Он является всесторонним, однако заполняется долго, поэтому его применение предпочтительно в

научных исследованиях, требующих длительного наблюдения. Самый большой недостаток JAQQ — его индивидуализация: каждый ребенок заполняет отличный от другого опросник, что затрудняет сравнение результатов между группами пациентов. Остается открытым вопрос о его надежности, в настоящее время этот инструмент по-прежнему проходит тестирование [25].

Несмотря на довольно большое количество международных опросников для оценки качества жизни у детей, страдающих ЮИА, в настоящее время не все они могут быть применимы, т. к. в России пока не существует национальных методик оценки КЖ. В 1998—2000 годах в 32 странах мира, включая Россию, в рамках международного многоцентрового исследования под руководством Международной педиатрической ревматологической организации по испытанию лекарственных препаратов (PRINTO) проводилась оценка КЖ и функционального статуса детей, страдающих ЮХА с помощью опросников CHAQ и CHQ. Результаты показали, что российские варианты опросников CHAQ — CHQ обладают отличными психометрическими качествами, что позволяет использовать их в клинической практике как для оценки характера эволюции заболевания, так и для мониторинга эффективности проводимой терапии. Переведенные версии — доказанно надежные и валидные опросники для функциональной, физической и психосоциальной оценки детей с ЮХА. Они утверждены Национальным центром по исследованию качества жизни и в настоящее время являются единственными инструментами для изучения качества жизни детей с данной патологией [11, 25, 35, 38].

Список литературы

1. Амирджанова В. Н. Валидация русскоязычной версии Health assessment questionnaire (HAQ) / В. Н. Амирджанова, Г. М. Койлубаева, Д. В. Горячев // Научно-практическая ревматология. — 2004. — № 2. — С. 59—64.

2. Амирджанова В. Н. Методология оценки КЖ в практике ревматолога / В. Н. Амирджанова, Г. М. Койлубаева // Там же. — 2003. — № 2. — С. 72—76.

3. Баранов А. А. Изучение качества жизни в медицине и педиатрии / А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, И. В. Винярская // Вопросы современной педиатрии. — 2005. — Т. 4, № 2. — С. 1 — 12.

4. Баранов А. А. Изучение качества жизни детей — важнейшая задача современной педиатрии / А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, С. А. Валиуллина // Российский педиатрический журнал. — 2005. — № 5. — С. 30—34.

5. Баранова А. А. Детская ревматология / А. А. Баранова, Л. К. Баженова. — М. : Медицина, 2002. — 365 с.

6. Большакова Е. В. Информационная работа с больными ревматоидным артритом и остеоартрозом / Е. В. Большакова, А. С. Ильичева, Н. И. Коршунов // Научно-практическая ревматология. — 2001. — № 3. — С. 17.

7. Давиташвили Н. В. Оценка визуальной аналоговой шкалы и функционального индекса HAQ у больных с активным ревматоидный артритом / Н. В. Давиташвили // Там же. — 2005. — № 3. — С. 127.

8. Заболеваемость населения России ревматическими болезнями в начале нового столетия / О. М. Фоломеева,

Т. В. Дубинина, Е. Ю. Логинова и др. // Терапевтический архив. — 2003. — № 5. — С. 5—9.

9. Зайцева Т. В. Оценка качества жизни больных ревматоидным артритом / Т. В. Зайцева, Г. Г. Багиров // Там же. — 2000. — № 12. — С. 38—41.

10. Колпакова Е. В. Качество жизни и артериальная гипертония: роль оценки качества жизни в клинических исследованиях и практической деятельности врача // Там же. — 2000. — № 4. — С. 71—74.

11. Кузьмина Н. Н. Российский адаптированный вариант опросников для оценки КЖ и состояния здоровья детей с ЮХА / Н. Н. Кузьмина, И. П. Никишина, А. В. Шайков // Научно-практическая ревматология. — 2002. — № 1. — С. 40—43.

12. Лукьянова Е. М. Оценка КЖ в педиатрии / Е. М. Лукьянова // Качественная клиническая практика.

— 2002. — № 4. — С. 24—32.

13. Малиевский В. А. Ювенильные хронические артриты: отношение родителей к болезни ребенка / В. А. Малиевский // Научно-практическая ревматология. — 2005.

— № 3. — С. 304.

14. Насонова В. А. Медико-социальное значение XIII класса болезней для населения России / В. А. Насонова, О. М. Фоломеева // Там же. — 2001. — № 1. — С. 7—11.

15. Насонова В. А. Медико-социальные проблемы хронических заболеваний суставов и позвоночника /

B. А. Насонова, О. М. Фоломеева // Терапевтический архив. — 2000. — № 5. — С. 5—8.

16. Насонова В. А. О всемирной Декаде костно-суставных заболеваний 2000—2010 / В. А. Насонова, Ш. Эрдес // Научно-практическая ревматология. — 2000. — № 4. — С. 14—16.

17. Новик А. А. Динамика показателей качества жизни больных ревматоидным артритом в процессе лечения / А. А. Новик, Т. И. Ионова, Т. Г. Шемеровская // Там же.

— 2001. — № 3. — С. 81.

18. Новик А. А. Концепция исследования КЖ в педиатрии / А. А. Новик, Т. И. Ионова, Т. П. Никитина // Педиатрия.

— 2002. — № 6. — С. 83—88.

19. Новик А. А. Методология изучения качества жизни пациентов с остеопорозом / А. А. Новик, Т. И. Монова, Е. Н. Цыган // Научно-практическая ревматология.

— 2001. — № 3. — С. 80.

20. Новик А. А. Оценка КЖ больного в медицине /

A. А. Новик, Т. И. Ионова, С. А. Матвеев // Клиническая медицина. — 2000. — № 2. — С. 10—13.

21. Новик А. А. Руководство по исследованию КЖ в медицине / А. А. Новик, Т. И. Ионова. — СПб., 2002.

— 315 с.

22. Основные задачи Международной декады (The Bone And Joint Decade 2000—2010) в совершенствовании борьбы с наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата в России / А. И. Вялков, Е. И. Гусев, А. Б. Зборовский, В. А. Насонова // Научно-практическая ревматология. — 2001. — № 2. —

C. 4—13.

23. Оценка качества жизни больных ревматоидным артритом при динамическом наблюдении / Г. М. Койлубаева,

B. Н. Амирджанова, Д. В. Грачев и др. // Научно-практическая ревматология. — 2005. — № 3. — С. 237.

24. Применение модифицированной Станфордской анкеты оценки здоровья у больных ревматоидным артритом / В. Н. Амирджанова, О. М. Фоломеева, Е. С. Цветкова и др. // Ревматология. — 1989. — № 3. — С. 56—61.

25. Семенова О. В. Оценка качества жизни при юве-нильных артритах / О. В. Семенова, С. О. Салугина, Н. Н. Кузьмина // Научно-практическая ревматология.

— 2005. — № 1. — С. 49—57.

26. Семенова О. В. Функциональная способность детей, страдающих ювенильным идиопатическим артритом по данным 10-летнего наблюдения / О. В. Семенова, С. О. Салугина // Там же. — 2005. — № 3. — С. 440.

27. Сенкевич Н. Ю. Качество жизни — предмет научных исследований в пульмонологии / Н. Ю. Сенкевич, И. Б. Бондарева // Терапевтический архив. — 2000. — № 3. — С. 36—41.

28. Сравнительная характеристика показателей качества жизни больных ревматоидным артритом с группой популяционного контроля по SF-36 / В. Н. Амирджанова, Г. М. Койлубаева, Д. В. Горячев и др. // Научно-практическая ревматология. — 2005. — № 3. — С. 19.

29. Сизова Л. В. Оценка качества жизни в современной медицине / Л. В. Сизова // Там же. — 2003. — № 2.

— С. 38—46.

30. Уланова Е. А. Качество жизни при тревожных расстройствах у больных ревматоидным артритом / Е. А. Уланова // Клиническая медицина. — 2001. — № 1. — С. 47—50.

31. Эрдес Ш. Вопросник SF-36 и использование его при ревматоидном артрите / Ш. Эрдес, К. Ш. Эрдес // Научно-практическая ревматология. — 2003. — № 2.

— С. 47—52.

32. Andersson Gare B. Quality of life in pediatric rheumatology — methodological and clinical aspect / Gare B. Andersson //Ann. Rheum. Dis. — 2001. — Suppl. 11. — P. 53.

33. Andersson Gare B. The natural history of juvenile chronic arthritis: a population based cohort study. II: outcome / Gare B. Andersson, A. Fasth // J. Rheumatol. — 1995.

— Vol. 22. — P. 308.

34. Degotardi P. Pediatric measures of quality of life / P. Degotardi // Arthr. Rheum. — 2003. — Vol. 5(49).

— P. 105—112.

35. Feldmen B. M. Measuring disability in juvenile dermatomyositis: validity of the CHAQ / B. M. Feldmen, A. Ayling-Campos, L. Luy //J. Rheumatol. — 1995.

— Vol. 22. — P. 326.

36. Guillemin F. Cross-cultural adaptation of health-related quality of life measure: literatures revive and proposed guidelines / F. Guillemin, C. Bombardier, D. Beaton // J. Clin. Epidemiol. — 1993. — Vol. 46. — P. 1417—1432.

37. Kargic S. Quality of life and its measurement in children / S. Kargic, O. Niciforovic-Surkovic // Med. Pregl. — 2002.

— Vol. 55(1—2). — P. 57—59.

38. Ruperto N. Cross-cultural adaptation and psychometric evaluation of the CHAQ and the CHQ in 32 countries. Review of the general methodology / N. Ruperto, A. Ravelli, A. Pistorio // Clinic. Exp. Rheumat. — 2001. — Vol. 19.

— P. 1—7.

STUDY OF QUALITY OF CHILD LIFE IN PRACTICE OF PEDIATRICIAN-RHEUMATOLOGIST

О. М. Ludkevitch, I. V. Babikova, V. I. Makarova

Northern State Medical University, Arkhangelsk

Studying of child quality of life is an urgent problem of pediatrics. Quality of life of children with the locomotor system pathology has not been sufficiently studied owing to small number of studies and absence of a unified instrument. In the article, a review of available questionnaires for studying quality of life of children with articular pathology has been given. Key words: quality of life, rheumatoid arthritis, children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.