Научная статья на тему 'Изучение изменения выраженности эгоцентризма в детском возрасте в рамках теории Ж. Пиаже'

Изучение изменения выраженности эгоцентризма в детском возрасте в рамках теории Ж. Пиаже Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
703
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Булденко С. В., Волкова Т. Г.

В работе рассматривается понятие эгоцентризма в концепции Ж. Пи­аже как спонтанной позиции субъекта, в соответствии с которой он относится к объекту. Представлены результаты эмпирического исследования изменения выраженности эгоцентризма в детском возрасте под влиянием внешнего фактора познания, на примере детей и учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение изменения выраженности эгоцентризма в детском возрасте в рамках теории Ж. Пиаже»

194

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ ЭГОЦЕНТРИЗМА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ В РАМКАХ ТЕОРИИ Ж. ПИАЖЕ

© Булденко C.B.*, Волкова Т.Г.4

Рубцовский институт (филиал) Алтайского государственного университета, г. Рубцовск Алтайский государственный университет, г. Барнаул

В работе рассматривается понятие эгоцентризма в концепции Ж. Пиаже как спонтанной позиции субъекта, в соответствии с которой он относится к объекту. Представлены результаты эмпирического исследования изменения выраженности эгоцентризма в детском возрасте под влиянием внешнего фактора познания, на примере детей и учащихся.

Эгоцентризм свойствен ребенку, там, где он руководствуется своими спонтанными, наивными суждениями о вещах. Эгоцентризм - это спонтанная позиция, управляющая психической активностью ребенка в ее истоках; она сохраняется на всю жизнь у людей, остающихся на низком уровне психического развития.

Одним из основных достижений Ж. Пиаже является открытие эгоцентризма ребенка как центральной особенности мышления, скрытой умственной позиции. Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает; она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается о том, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей.

Эгоцентризм, по Пиаже - фактор познания. Это определенная совокупность докритических, и, следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя самого. Эгоцентризм - разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствует интеллектуальная релятивность и реципрокность [2].

Эгоцентризм означает, что ребенок, представляя себе природу и других людей, не учитывает свое объективное положение как мыслящего человека. По мнению Пиаже - это смешение объекта и субъекта в процессе акта познания. Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта, а наши знания о мире - это не простой отпечаток внешних событий. Мысли субъекта отчасти представляют со-

* Старший преподаватель кафедры «Психология» РИ(ф)АЛтГУ.

* Доцент кафедры «Психология» АлтГУ, кандидат психологических наук.

бой продукт его собственной активности. Они меняются и даже искажаются в зависимости от господствующей умственной позиции [3].

По Пиаже, эгоцентризм также следствие внешних обстоятельств жизни субъекта. Однако отсутствие знаний - это лишь второстепенный фактор в образовании детского эгоцентризма. Главное в образовании детского эгоцентризма - спонтанная позиция субъекта, в соответствии с которой он относится к объекту непосредственно, не учитывая себя в качестве мыслящего существа, не осознавая субъективности своей собственной точки зрения [1].

Объектом данного исследования является детский эгоцентризм; предметом: динамика и степень выраженности эгоцентризма у детей в возрасте 5 и 7 лет.

Цель работы: проследить степень выраженности эгоцентризма в разные возрастные периоды детства, опираясь на теорию Ж. Пиаже, а так же выявить влияние развивающей программы обучения Л.В. Занкова на уровень эгоцентризма первоклассников.

При написании данной работы были поставлены следующие задачи: подобрать и проанализировать литературу на данную тему; на основе психологических источников осуществить теоретический анализ представления об эгоцентризме; выявить и описать степень выраженности эгоцентризма у детей 5 и 7 лет в современной образовательной среде.

Гипотезы:

1. по мере взросления уровень эгоцентризма снижается в дошкольном детстве;

2. уровень эгоцентризма у детей, обучающихся по развивающей программе Л.В. Занкова, будет отличаться от уровня эгоцентризма у детей обучающихся по традиционной программе.

В нашем исследовании испытуемыми были 114 детей старшего дошкольного (5 лет) и младшего школьного (7 лет) возраста. 71 человек -ученики МОУ СОШ № 1, из них 27 учащихся по программе Л.В. Занкова; 24 человека - воспитанники МДОУ детский сад «Ручеек»; 19 человек воспитанники МДОУ детский сад «Истоки».

В работе был использован кагортный метод исследования, применялись методики, описанные Ж. Пиаже, Д. Инельдер.

Процедура сбора эмпирического материала исследования состояла из последовательного представления трех обыгрываемых ситуаций.

Первая ситуация. Перед испытуемым разыгрывалась кукольная сценка. Кукла-дочка кладет шоколадку в розовый буфет и выходит из комнаты. После этого кукла-мама перекладывает шоколад в другой (черный буфет). Дочка снова входит в комнату. Испытуемого спрашивают, где кукла дочка будет искать конфету.

В следующей ситуации ребенку предлагался макет местности с тремя горками, на одной из которых стоял домик, на второй грибок, а на третьей

196

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

солнце. Затем на стол с этим макетом ставилась кукла так, чтобы ее положение отличалось от положения ребенка. Испытуемого просили расположить на другом макете три идентичные горки так, как «видит» их кукла.

В третьей ситуации был использован макет из двух стен образующих в плане крест, и три куколки: мышки, и двух собачек стоящих у северного и восточного концов креста. Испытуемого просили спрятать мышку так, что бы животные не могли его увидеть.

Анализ результатов проходил по двум направлениям:

- по первому направлению был проведен анализ уровня эгоцентризма у детей 5 и 7 лет. Результаты проведенного исследования показали, что дети в современных условиях как 5 лет, так и 7 лет обладают высоким уровнем эгоцентризма. У испытуемых младшего школьного возраста уровень эгоцентризма снижается незначительно и мало различен с уровнем эгоцентризма у детей старшего дошкольного возраста. На первом и втором этапе результаты были близки, на третьем этапе были получены различия: дети 5 лет 28,7 % давали верные ответы и 71,3 % неверные; дети 7 лет 35,1 % отвечали верно, а 64,9 % неверно;

- по второму направлению проведено сравнение между уровнем эгоцентризма младших школьников (7 лет), обучающихся по развивающей программе Л.В. Занкова и обучающихся по традиционной программе.

В ходе исследования по второму направлению было выявлено, что на снижение эгоцентризма у первоклассников в значительной мере влияет программа обучения, результаты, значительно отличались от остальных. Так, на первом этапе около 50 % первоклассников, первой группы обучающихся, по развивающей программе Л.В. Занкова смогли принять позицию другого человека, среди учащихся второй группы, обучающихся по традиционной программе лишь 29,4 %.

На втором этапе 52 % испытуемых первой группы дали верные ответы, во второй группе 28,2 % учащихся дали верный ответ.

И на третьем этапе 55 %учащихся развивающего обучения смогли принять позицию другого, и только 35,1 % детей, обучающиеся по традиционной программе ответили верно.

Пиаже подчеркивал, что снижение эгоцентризма объясняется не добавлением знания, а трансформацией исходной позиции, когда субъект соотносит свою исходную точку зрения с другими возможными. Освободиться от эгоцентризма и его следствий - значит децентрироваться, а не только приобрести новые знания о вещах и социальной группе. По словам Ж. Пиаже, освободиться от эгоцентризма - значит осознать то, что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить ме^ду вещами, личностями и собственным «Я» систему общих и взаимных отношений [2].

Таким образом, эмпирические данные подтверждают положение о том, что эгоцентризм ребенка не абсолютен, его степень изменяется в зависимости не только от возраста, но и от программы обучения, условий социальной среды.

Список литературы:

1. Джон X., Флейвелл. Генетическая психология Жана Пиаже. - СПб., 1967.

2. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - СПб., 1994.

3. Обухова Л. Возрастная психология. - СПб., 2001.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

© Дубровина Н.И.*

Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры, г. Мурманск

Статья посвящена одной из главных задач психологической службы образования - обеспечению психологического здоровья детей. Раскрываются основные условия и направления работы педагога-психолога по решению данной проблемы.

Современная ситуация, связанная со значительными переменами в социальной, экономической, экологической и других сферах развития нашего общества, неопровержимо будет отражаться во многих аспектах воспитания, обучения и развития наших детей. Прежде всего, во главу угла ставится проблема сохранения здоровья детей, и эта проблема на сегодняшний день объединяет деятельность различных специалистов в области образования (медиков, психологов, педагогов и т.д.).

На современном этапе развития психологической службы образования главной ее целью обозначена проблема обеспечения психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов [3, с. 33]. На основании этого необходимо подчеркнуть, что эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми [1, с. 11], а также осуществляя комплексный подход в системе сопровождения: медик - психолог - педагог - родитель.

* Доцент кафедры Педагогики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.