Научная статья на тему 'Изучение из первых принципов атомной и электронной структуры неупорядоченных систем графен-С60'

Изучение из первых принципов атомной и электронной структуры неупорядоченных систем графен-С60 Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЗАВИСИМАЯ ПАМЯТЬ НА ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДАХ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ ПЕРВЫХ ПРИНЦИПОВ / МЕТОД ПСЕВДОПОТЕНЦИАЛА / МЕТОД КОНА-ШЭМА / ФУЛЛЕРЕНЫ / ГРАФЕН / АМОРФНЫЙ УГЛЕРОД / АТОМНАЯ СТРУКТУРА / ЭЛЕКТРОННАЯ СТРУКТУРА / ЭНЕРГИЯ АДСОРБЦИИ / PHASE-CHANGE RESISTIVE MEMORY / AB-INITIO SIMULATION / PSEUDOPOTENTIAL METHOD / KOHN-SHAM METHOD / GRAPHENE / FULLERENES / AMORPHOUS CARBON / ATOMIC STRUCTURE / ELECTRONIC STRUCTURE / ADSORPTION ENERGY

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Ершов И.В., Холодова О.М., Пруцакова Н.В., Жданова Т.П., Попова И.Г.

Проведено численное моделирование из первых принципов ультратонких пленок гидрированного аморфного углерода. В качестве моделей рассматривались наногибридные системы графен-С60. Выполнены расчеты полной энергии с использованием метода псевдопотенциала в рамках теории функционала плотности. Изучены локальные атомные структуры и электронный энергетический спектр рассматриваемых систем. Установлено, что взаимодействие фрагмента фуллерена С60 с графеном сопровождается значительной деформацией их локальной атомной структуры. Результаты расчетов хорошо согласуются с экспериментальной электронной структурой гидрированного аморфного углерода, полученного в тлеющем разряде постоянного тока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Ершов И.В., Холодова О.М., Пруцакова Н.В., Жданова Т.П., Попова И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

First principles study of atomic and electronic structure of disordered graphene-C60 systems

First-principles simulation of ultrathin amorphous carbon films has been performed. Nanohybrid graphene-C60 systems were considered. Total energy calculations were performed using pseudopotential method within density functional theory. Local atomic structure and electronic energy spectrum of the systems were studied. It was demonstrated that fullerene-graphene interaction results in significant deformation of their local atomic structure. Obtained results are in good agreement with experimental X-ray UV spectra of hydrogenated amorphous carbon

Текст научной работы на тему «Изучение из первых принципов атомной и электронной структуры неупорядоченных систем графен-С60»

Изучение из первых принципов атомной и электронной структуры неупорядоченных систем графен-С60

И.В. Ершов, О.М. Холодова, Н.В. Пруцакова, Т.П. Жданова, И.Г. Попова, И.А. Курская Донской государственный технический университет

Аннотация: Проведено численное моделирование из первых принципов ультратонких пленок гидрированного аморфного углерода. В качестве моделей рассматривались наногибридные системы графен-С60. Выполнены расчеты полной энергии с использованием метода псевдопотенциала в рамках теории функционала плотности. Изучены локальные атомные структуры и электронный энергетический спектр рассматриваемых систем. Установлено, что взаимодействие фрагмента фуллерена С60 с графеном сопровождается значительной деформацией их локальной атомной структуры. Результаты расчетов хорошо согласуются с экспериментальной электронной структурой гидрированного аморфного углерода, полученного в тлеющем разряде постоянного тока. Ключевые слова: энергонезависимая память на фазовых переходах, моделирование из первых принципов, метод псевдопотенциала, метод Кона-Шэма, фуллерены, графен, аморфный углерод, атомная структура, электронная структура, энергия адсорбции.

Введение

В последние годы активно развиваются технологии синтеза новых углеродных наноматериалов, образованных на основе аморфного графита и графена, фуллерена и нанотрубок [1-4]. Для создания новых устройств в наноэлектронике важно управлять молекулярной структурой углерода, что может быть достигнуто, например, под действием внешних полей и температур [5]. В частности, возможность создания энергонезависимой памяти на фазовых переходах в аморфном углероде (а-С) подтверждена экспериментально [6] и предсказана теоретическим моделированием из первых принципов [7]. Как известно [7, 8], свойства аморфного углерода обусловлены особенностями его мезоскопического строения. Пленки аморфного углерода состоят из двух перемешанных фаз: алмазоподобной фазы, характеризующейся ¿^-гибридизацией и тетраэдрической структурой, обладающей малой проводимостью и графитоподобной фазы, состоящей из

фрагментов графитовых плоскостей и изогнутых фуллереноподобных фрагментов. Графитоподобная фаза характеризуется ¿р -гибридизацией углерода и обладает высокой электропроводностью в зависимости от размеров кластеров. Фазы перемешаны фрагментами с характерным размером от единиц до сотен ангстрем, изменение отношения концентрации

3 2

¿р /¿р сильно влияет на проводимость углерода; свойства графитоподобных кластеров очень сильно зависят от размеров фрагментов [8]. Диффузия атомов в аморфном углероде, как показало квантово-механическое моделирование с использованием метода молекулярной динамики (МД) [7], сопровождается структурным фазовым переходом. Согласно МД расчета, аморфная структура при нагреве до температуры 3000 К трансформируется в графитоподобную. Второй составляющей модели аморфного углерода, согласно Дж. Робертсону [8], служат изогнутые фуллереноподобные фрагменты. Подобными объектами могут выступать аморфные фуллерены С60 и С70, [9]. Показано [9], что в аморфных фуллеренах при термическом (для аморфных С60 и С70) и термобарическом (для аморфного С60) воздействии наблюдается фазовое превращение из аморфной молекулярной в атомарную фазу через разные промежуточные структуры: графеноподобную - без давления, графитоподобную - с давлением).

Целью настоящей работы являлось квантово-механическое моделирование локальной атомной и электронной структуры с целью изучения природы электронных и термодинамических свойств аморфного углерода с подавляющим содержанием sp -фазы. В рамках теории функционала плотности с использованием метода псевдопотенциала были выполнены расчеты полной энергии и энергии адсорбции фрагмента фуллерена С60 на графене, изучены локальные атомные структуры и электронный энергетический спектр рассматриваемых систем.

:

Модель и метод расчета

В качестве теоретической модели выбрана схема трехпериодической пластины. Для расчетов использована суперячейка, включающая фрагмент молекулы фуллерена С60 и лист графена. Нижний пентагон фуллерена центрирован на атоме углерода графена. Данная конфигурация соответствует минимальной энергии по сравнению с другими связывающими положениями, что было установлено предварительными DFT расчетами полной энергии.

Были выполнены самосогласованные расчеты полной энергии на основе теории функционала электронной плотности с использованием приближения псевдопотенциала [10]. Для обменно-корреляционной энергии были использованы функционалы в форме PBE в рамках приближения GGA [11]. Для плоских волн, использованных в разложении псевдоволновых функций, энергия обрезки составляла 200 эВ. При расчете всех поверхностей была использована схема генерации k-точек по методу Монкхорста-Пака с плоской сеткой размерностью 4х4х1. Для описания взаимодействия валентных электронов с остовом использованы ультрамягкие псевдопотенциалы в параметризации Вандербильта. Для атома углерода использована электронная конфигурация [He]2s22p2. Достигнута сходимость по полной энергии ячейки не хуже 10-6 Рид/яч. Для учета ван-дер-ваальсового взаимодействия в системе графен-С60 использовалась дисперсионная поправка к полной энергии (PBE-D2) [12].

Энергия адсорбции молекулы фуллерена на листе графена определялась из соотношения

Е ads ~ \Ет+SLG — Еfun — ESLG ), (1)

где Efull+SLG - полная энергия суперячейки; EfuU - энергия молекулы фуллерена; ESLG - энергия графена.

Результаты и их обсуждение

На первом этапе проводилась динамическая минимизация полной энергии системы до тех пор, пока сумма всех сил, действующих в системе, не становилась меньше 0,001 эВ/А. В результате минимизации энергии гибридной системы решетка графена была деформирована.

Рис. 1. - Модель системы графен-^С60 после релаксации: (а) - вид сбоку и (Ь) - вид сверху

Деформационные искажения атомной структуры фуллерена и графена иллюстрирует рис.1. В фрагменте фуллерена %С60, длина С-С-связи категории гексагон-гексагон (Ь-Ь) составляет 1,39 А и 1,42 А для внутренних и краевых атомов полусферы соответственно, что соответствует деформации растяжения величиной 1,5 % и 3,7 %. В категории гексагон-пентагон (Ь-р) длина связи составляет 1,47 А и 1,48 А соответственно для внутренних и краевых атомов углерода. Для этих связей характерна деформация растяжения величиной 1,4 % и 2,1 % соответственно. Для стабилизации гибридной системы графен-^С60 крайние атомы углерода были пассивированы водородом. На рис. 2 представлено распределение длин связей в фуллерене %С60 и графене для системы графен-^С60.

(а)

х

1,39

Рис. 2. - Длины связи атомов углерода в деформированной области (я) фуллерена ЛС60 и (Ь) графена в гибридной системе графен-ЛС^. Черным кружком отмечен атом углерода, на котором был центрирован фуллерен.

Нарушение симметрии локальной атомной структуры рассматриваемых систем связано с адсорбцией фрагмента фуллерена С60 на поверхности графена. Для более полного понимания процессов хемосорбции в данном интерфейсе необходимо детальное изучение их термодинамики и электронной структуры. Отметим, что кратчайшее расстояние между атомами углерода в интерфейсе составляет _с 3,1 А., что является типичной величиной для ван-дер-ваальсовского взаимодействия.

Величина энергии адсорбции молекулы фуллерена на листе графена определялась из соотношения (1). Результаты расчетов представлены в табл. 1. Для наногибридной системы графен-С60 полученное значение энергии адсорбции составило -0,7 эВ, что хорошо согласуется с DFT расчетом авторов [13].

Энергия адсорбции, кратчайшая дистанция ё1 между атомами углерода и ближайшего окружения в интерфейсе наногибридных систем графен-С60 и

Таблица № 1

графен-ЛС60

Система Дистанция d1, Ä Энергия адсорбции

эВ эВ/атом

(С60-^^Ьей>1т 3,11 -0,70 -0,07

(С60-^^)пМей>1т 2,76 -0,72 [13] -

(ЛС60-SLG)deform 4,17 -0,03 -0,003

Предположим, что наиболее существенный вклад во взаимодействие фуллерена С60 с графеном вносят 5 атомов нижнего Пентагона и ближайших к нему 5 атомов углерода. Данное предположение основывается на том, что остальные атомы фуллерена находятся на большом расстоянии от графена и их энергия взаимодействия с графена пренебрежимо мала. В этом случае энергия адсорбции (в пересчете на один атом С) составит величину -0,07 эВ/атом, что может указывать на реализацию механизмов физической адсорбции.

Электронная структура фуллерена в системе графен-ЛС^ согласно нашим расчетам, содержит энергетическую щель величиной более 1,1 эВ. Для решения вопроса об адекватном представлении аморфного углерода а-С моделями наногибридных систем графен-С60 и графен-ЛС^ их электронные спектры сопоставлены с ультрафиолетовыми фотоэлектронными спектрами вершины валентной полосы UPS [14] и ближней области К-края поглощения XANES [15] аморфного гидрированного углерода, полученного при разложении этилена в тлеющем разряде постоянного тока. В результате отжига при температуре 500 °С изначально аморфная структура этих углеродных пленок постепенно меняется на графитоподобную, а концентрация водорода в них значительно снижается. Результаты сопоставления приведены на рис. 3. Следует отметить, что в целом экпериментальные спектры UPS [14] и XANES [15] хорошо согласуются с расчетными TDOS обеих модельных систем графен-С60 и графен-ЛС60.

Расчетные электронные спектры позволяют провести более детальную интерпретацию экспериментальных спектров. Структура валентной полосы ультрафиолетового рентгеновского спектра UPS [14] содержит четыре широких полосы А, В, С и D.

■20 -15 -10 -5 0 5

E-EF(eV)

Рис. 3. - Полная DOS систем графен-С60 и графен-ЛС (на суперячейку). Спектры UPS [14] и XANES [15] гидрированного аморфного углерода. Уровень Ферми соответствует нулю энергии.

Из рис. 3 следует, что структура валентной полосы моделей графен-С60 и графен-ЛС60 содержит широкую полосу B и хорошо согласуется с ультрафиолетовым фотоэлектронным спектром [14]. На полосу В накладывается полоса В1, которая не разрешается ввиду большой погрешности измерений в спектре UPS [14], однако ясно наблюдается в TDOS систем графен-С60 и графен-ЛС^. Особенности А, А1, В1, C и D не имеют четких контуров в спектре UPS [14] в силу недостаточного аппаратного разрешения (1,2 эВ [14]) в эксперименте. Однако, на кривых

полной DOS эти особенности ясно наблюдаются, что позволяет указать их точное энергетическое положение.

Структура валентной зоны сформирована в основном 2р-состояниями и небольшим вкладом 25*-состояний углерода. Ближняя область К-края поглощения XANES графита формируется вкладами незаполненными 2p-состояниями электронов атомов углерода. Природа доминирующих полос поглощения a и b [15] рентгеновского спектра поглощения углерода в графите обусловлена переходами C1 ¿-электронов в возбужденные ж- и <состояния.

Заключение

Из первых принципов в рамках теории функционала плотности с использованием метода псевдопотенциала выполнены расчеты полной энергии, энергии адсорбции фуллерена и его фрагмента %С60 на графене, изучены локальные атомные структуры и электронный энергетический спектр наногибридных систем графен-С60 и графен-^С60. Значительная деформация локальной атомной структуры интерфейса этих систем могла быть обусловлена сильным взаимодействием фуллерена с графеном. Однако, энергия адсорбции молекулы С60 и фрагмента %С60 на графене составляет всего 72 мэВ/атом и 3 мэВ/атом соответственно. Данный интервал энергий адсорбции может указывать на реализацию механизмов физической адсорбции. Сопоставление расчетных электронных энергетические спектров систем графен-С60 и графен-^С60 с экспериментальными спектрами, ультрафиолетовым фотоэлектронным спектром графита и ближней областью К-края поглощения XANES графита показало на их хорошее согласие. Данный результат позволяет утверждать, что наногибридные системы графен-С60, графен-^С60 адекватно описывают электронную структуру гидрированного аморфного графита.

Литература

1. Pisarik P., Miksovsky J., Remsa J. et al. Diamond-like carbon prepared by pulsed laser deposition with ion bombardment: physical properties // Applied Physics A: Materials Science & Processing. 2018. V. 124. № 1. p. 85.

2. Чернозатонский Л.А., Сорокин П.Б., Артюх А.А. Новые наноструктуры на основе графена: физико-химические свойства и приложения // Успехи химии. 2014. Т. 83. С. 251-279.

3. Левшов Д.И., Авраменко М.В. Спектроскопия комбинационного рассеяния света как метод диагностики структуры индивидуальных углеродных нанотрубок // Инженерный вестник Дона, 2013, №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/1972.

4. Рыжук Р.В., Федотов А.А., Ильин О.И., Коломийцев А.С., Климин В.С., Смирнов В.А., Матвеев С.А. Исследование режимов формирования гибридных углеродных наноструктур на основе нанотрубок для создания наноструктурированных материалов // Инженерный вестник Дона, 2012, №4 (часть 2) URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1361.

5. Wuttig M., Yamada N. Phase-change materials for rewriteable data storage // Nature Materials. 2007. V.6. pp. 824-832.

6. Sebastian A., Pauza A., Rossel C., Shelby R.M., Rodriguez A.F., Pozidis H., Eleftheriou E. Resistance switching at the nanometer scale in amorphous carbon // New Journal of Physics. 2011. V. 13. №. 1. p. 013020.

7. Попов А. М., Шумкин Г.Н., Никишин Н.Г. Квантовое молекулярное моделирование процесса диффузии при структурном фазовом переходе в аморфном углероде // Computational nanotechnology. 2014. Т.2. С.13-18.

8. Robertson J. Diamond-like amorphous carbon // Materials Science and Engineering: Reports. 2002. V. 37. pp. 129-281.

9. Borisova P.A., Blanter M.S., Brazhkin V.V. et al. Phase transformations in amorphous fullerite C60 under high pressure and high temperature // J. Phys. Chem. Solids. 2015. V. 83. pp. 104-108.

10. Giannozzi P., Baroni S., Bonini N. et al. QUANTUM ESPRESSO: a modular and open-source software project for quantum simulations of materials // Journal of Physics: Condensed Matter. 2009. V. 21. p. 395502.

11. Perdew J., Burke K., Ernzerhof M. Generalized Gradient Approximation Made Simple // Phys. Rev. Lett. 1996. V. 77. № 18. pp. 3865-3868.

12. Grimme S. Accurate description of van der Waals complexes by density functional theory including empirical corrections // J. Comput. Chem. 2004. V. 25. № 12. pp. 1463-1473.

13. Koh W., Moon H.S., Lee S.G., Choi J.I., Jang S.S. A first-principles study of lithium adsorption on a graphene-fullerene nanohybrid system: density functional theory approach // ChemPhysChem. 2015. V. 16. pp. 789-795.

14. Wesner D., Krummacher S., Carr R. et al. Synchrotron-radiation studies of the transition of hydrogenated amorphous carbon to graphitic carbon // Physical Review B. 1983. V. 28. № 4. pp. 2152-2156.

15. Fink J., Miller-Heinzerling T., Pflüger J., Bubenzer A., Koidl P. Structure and bonding of hydrocarbon plasma generated carbon films: An electron energy loss study // Solid State Communications. 1983. V. 47. № 9. pp. 687-691.

References

1. Pisarik P., Miksovsky J., Remsa J. et al. Applied Physics A: Materials Science & Processing. 2018. V. 124. № 1. p. 85.

2. Chernozatonskiy L.A., Sorokin P.B., Artyukh A.A. Uspekhi khimii. 2014. V. 83. pp. 251-279.

3. Levshov D.I., Avramenko M.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/1972.

IH Инженерный вестник Дона. №4 (2019) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2019/5832

4. Ryzhuk R.V., Fedotov A.A., Il'in O.I., Kolomiytsev A.S., Klimin V.S., Smirnov V.A., Matveev S.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №4 (part 2) URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1361.

5. Wuttig M., Yamada N. Nature Materials. 2007. V. 6. pp. 824-832.

6. Sebastian A., Pauza A., Rossel C., Shelby R.M., Rodriguez A.F., Pozidis H., Eleftheriou E. New Journal of Physics. 2011. V. 13. №. 1. p. 013020.

7. Popov A. M., Shumkin G.N., Nikishin N.G. Computational nanotechnology. 2014. V. 2. pp. 13-18.

8. Robertson J. Materials Science and Engineering: Reports. 2002. V. 37. pp. 129-281.

9. Borisova P.A., Blanter M.S., Brazhkin V.V. et al. J. Phys. Chem. Solids. 2015. V. 83. pp. 104-108.

10. Giannozzi P., Baroni S., Bonini N. et al. Journal of Physics: Condensed Matter. 2009. V. 21. p. 395502.

11. Perdew J., Burke K., Ernzerhof M. Phys. Rev. Lett. 1996. V. 77. № 18. pp. 3865-3868.

12. Grimme S. J. Comput. Chem. 2004. V. 25. № 12. pp. 1463-1473.

13. Koh W., Moon H.S., Lee S.G., Choi J.I., Jang S.S. ChemPhysChem. 2015. V. 16. pp. 789-795.

14. Wesner D., Krummacher S., Carr R. et al. Physical Review B. 1983. V. 28. № 4. pp. 2152-2156.

15. Fink J., Miller-Heinzerling T., Pflüger J., Bubenzer A., Koidl P. Solid State Communications. 1983. V. 47. № 9. pp. 687-691.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.