Научная статья на тему 'Изучение истории родного края, обычаев и традиций русского народа'

Изучение истории родного края, обычаев и традиций русского народа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4100
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / КРАЕВЕДЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ / ДЕТСКИЙ САД / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / FOLK ART / LOCAL HISTORY / EDUCATION / TRADITIONS / KINDERGARTEN / FOLK CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шаронова Галина Владимировна

В статье автор делится опытом проведения исторического творческо-познавательного конкурса для детей и родителей «Традиции и культура русского народа» с целью изучения истории родного края, обычаев и традиций русского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение истории родного края, обычаев и традиций русского народа»

давшиеся превосходными презентациями, рассеяли эти сомнения. Маститые генеалоги после каждого доклада аплодировали своим юным коллегам.

Хочется верить, что и в дальнейшем усилиями многих поколений школьников история Отечества и города будет дополнена историей семей.

Примечания

1. Н. В. Благово. Советы начинающему генеалогу // Юному краеведу-исследователю: рекомендации для участников городских историко-крае-ведческих чтений. СПб.: Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, 2010. С. 53-54.

2. Минаева Ю. За веру пострадавшие (братья Белоликовы). Рукопись исследовательской работы, 2013.

3. Родословные петербургских семей. Исследования по генеалогии учащихся Санкт-Петербурга. СПб., 1999; Родословные школьников Петербурга. Вып. 2. СПб., 2001; Родословные школьников Санкт-Петербурга. Вып. 3. СПб., 2003; Родословные школьников Петербурга. Вып. 4. СПб., 2004; Родословные школьников Петербурга. Вып. 5. СПб., 2005; Родословные петербургских школьников. Вып. 6. Царское Село; город Пушкин. СПб., 2006.

4. Благово Н. В. Советы начинающему генеалогу. СПб., 2010.

5. Протащук И. Ю. Введение в генеалогию (родоведение). Казань,

2008.

6. Мартышин В. С. Твоя родословная. М.: Школьная пресса, 2000.

7. Краско А. В. Школа практической генеалогии: методическое пособие для начинающих генеалогическое исследование. СПб., 2013.

УДК 908:371.485:371.892

Г. В. Шаронова

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ, ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА

В статье автор делится опытом проведения исторического творче-ско-познавательного конкурса для детей и родителей «Традиции и культура русского народа» с целью изучения истории родного края, обычаев и традиций русского народа.

In the article the author shares the experience of historical cultural-cognitive contest for children and parents «Traditions and culture of the Russian people» with the purpose of studying the history of the native land, customs and traditions of the Russian people

Ключевые слова: народное творчество, краеведение, воспитание, традиции, детский сад, народная культура.

Keywords: folk art, local history, education, traditions, kindergarten, folk culture.

Краеведение - изучение истории родного края, обычаев и традиций русского народа. Краеведение воспитывает уважение к родной земле, её природным особенностям и преданиям, исконным занятиям предков. Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времен и поколений.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.

В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Национальная культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу - вот ведущая педагогическая идея, которой я придерживаюсь. Краеведение очень тесно связано с патриотическим

воспитанием детей в детском саду, и желательно проводить занятия по краеведению параллельно с занятиями по патриотическому воспитанию.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, полюбил свою Родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.

Краеведческое образование в детском саду уже стало неотъемлемой частью процесса образования и воспитания. Круг тем и задач по ознакомлению детей с историей и культурой родного края должен быть довольно широким, форма подачи материала - максимально доступная, а сам процесс ознакомления - разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями на эту тему. В работе с детьми мы используем целый комплекс мер, направленный на развитие и закрепление знаний ребёнка о традициях и культуре родного края. Это не только совместная деятельность воспитателя с детьми по изучению истории и культуры родного края (краеведческие занятия), но и занятия по ознакомлению с родной природой, экскурсии, разнообразные викторины, тематические досуги и семейные конкурсы. Роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае, традициях и обычаях своего народа очень важна.

Исторический творческо-познавательный конкурс для детей и родителей

«ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА» (Сценарий проведения конкурса)

Старший дошкольный возраст.

Цель - изучение истории родного края, обычаев и традиций русского народа.

Задачи:

- Изучение истории возникновения русского народного костюма, народных традиций.

- Развитие любознательности, познавательного интереса к истории и культуре русского народа.

- Формирование эстетического вкуса подрастающего поколения на основе традиционной русской культуры.

- Вовлечение родителей в воспитательный процесс через совместную деятельность с ребенком по созданию коллективного творчества.

- Воспитание патриотических качеств, чувства гордости за талант своего народа, который дарит нам познание красоты и добра.

- Воспитание уважения к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, исконным занятиям предков.

Атрибуты: каравай, рушник, половик - длиной 3-5 метров (дорожка для подиума), платочек, сковорода и другая утварь, таблички с номером участника.

Декорации: выставка детских работ по изобразительной деятельности «Народное творчество», декорации русской народной избы: хохломской столик, самовар, самодельная куколка в русском костюме, сковорода, игрушечная гармонь, из больших модулей построена печь, веник, детские грабли и лопата.

Презентация «Традиции и культура русского народа»

Участники: дети в русских костюмах, родители, воспитатель в русском костюме, гости, жюри.

Ход. Под русскую народную музыку (диск с русскими народными песнями) дети и взрослые входят в зал и рассаживаются на заранее подготовленные места.

В зал входит воспитатель в русском народном костюме.

Ведущий. Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы, дорогие родители и гости, уважаемые члены жюри! Сегодня мы встретились с вами в нашей светлой горнице, чтобы полюбоваться на мастерство наших детей и родителей и оценить его.

Готовясь к этому творческому конкурсу, мы пополнили свои знания об истоках русского костюма, вспомнили традиции и обычаи русского народа.

Показ презентации « Традиции русского народа»

Национальная культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Представляю Вам членов жюри.

В конкурсе принимают участие дети старшей группы - модели.

Мамы, бабушки - модельеры, конструкторы и дизайнеры, постановщики театрализованных номеров.

Каждому участнику дается время, чтобы продемонстрировать свой костюм, традицию, обычай или примету русского народа и представить его.

У всех моделей на запястье имеется табличка с номером участника для удобства жюри.

Итак, начинаем. На правах ведущего разрешите мне первой представить свой костюм.

Представление Русского народного костюма ведущего

Наряд замужней женщины из льняной белой рубашки с длинным рукавом, по вороту рубашка отделана тесьмой. Однотонный сарафан средней длины, поверх сарафана коротенькая расклешенная парчовая кофточка на лямочках - епанечка, которая в XIX веке входила в женский праздничный наряд.

На голове маленький твердый кокошник.

Ведущий. Первое, что приходит в голову, когда думаешь о русском костюме, - это сарафан. Их носили не только крестьянки, но и зажиточные женщины - барыни. Сарафан надевали прямо на рубаху. Некоторые богатые невесты шили себе свадебный наряд, состоящий из сарафана, рубахи, передника, нескольких поясов и головного убора. Не забывали и про украшения. Под сарафан надевалось несколько юбок для того, чтобы девушка выглядела полнее, также эти юбки являлись нижним бельем.

А теперь приглашаю на подиум участников номинации № 1 «Русская красавица».

(Участники представляют свои костюмы.)

Ведущий. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины.

Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком.

Декоративное решение косоворотки - вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи. Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой - овчинные нагольные шубы. Мужская обувь - сапоги или лапти.

Теперь на подиум приглашаются участники номинации № 2 «Первый парень на деревне».

(Участники представляют свои костюмы.)

Ведущий. Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит.

Теперь приглашаются участники номинации № 3 «Традиции, обычаи и приметы русского народа».

(Участники представляют свои постановки обряда.)

Ведущий. Все участники продемонстрировали свое творчество. Теперь предлагаю жюри подсчитать свои голоса и определить победителей конкурса.

Пока жюри подсчитывает голоса, детям и родителям предлагаю поиграть.

Русский народ не только работал, но и умел развлекаться. Русские игры очень разнообразны, в них заложены дух и история русского народа.

Русская народная игра «Гори-гори ясно»

Ход

Участники строятся парами друг за другом. Впереди колонны встает один участник с платком в руке.

Все говорят слова:

Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят. Раз, два - не воронь, Беги как огонь.

После последних слов пара, которая стояла последней бежит к игроку с платком и старается его взять, тот, кто первым взял платок, - становится ведущим, проигравший и бывший водящий образуют пару в начале колонны. Игра продолжается.

Русская народная игра «Золотые ворота»

Ход

Два участника берутся за руки и образуют «воротики», остальные играющие выстраиваются друг за другом и проходят под «воротиками» со словами:

Золотые ворота Пропускают не всегда! Первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз Не пропустим вас.

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те участники, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками» постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротиками».

Ведущий. Предоставляю слово жюри.

Награждаются участники за 1, 2, 3-е места, а остальные получают сертификаты участников, приз зрительских симпатий.

Наш конкурс подошел к концу, скоро мы встретимся с вами на самом веселом народном празднике Масленице.

Под русскую народную музыку дети, родители и гости уходят.

Этапы конкурса «Традиции и культура русского народа»

1-й этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Воспитатель, дети, родители: - разработка и написание положения о конкурсе; - подбор рисунков и организация выставки «Народное творчество»; - разработка этапов конкурса; - информирование родителей (устно, письменно, Интернет); - информационные папки для родителей «Русский народный костюм», «История русского костюма», «Приобщение детей к традициям русского народа», «Краеведение в детском саду» и т. п.; - ознакомление детей с традициями, обычаями русского народа, историей родного края, знакомство с русским народным костюмом (альбомы, раскраски, беседы, знакомство с народными промыслами, дидактические игры, русские народные подвижные игры и т. п.); - познавательная экскурсия в детскую библиотеку «Произведения устного народного творчества»; - чтение детской художественной литературы (сказки, потешки, заклички и т. п.); - презентация «Традиции и культура русского народа»

2-й этап ТВОРЧЕСКИЙ Дети и родители: - изготовление костюма родителями и детьми; - подбор информации, составление представления костюма или традиции. Воспитатель: - изготовление костюма воспитателем; - подбор информации, составление представления костюма; - разработка и написание сценария; - презентация «Традиции и культура русского народа»

3-й этап ФИНАЛ Все участники: - демонстрация и представление костюмов - дефиле; - театрализованное представление обычаев или традиций; - русские народные подвижные игры; - голосование; - награждение победителей и участников конкурса

Приложение

Положение о конкурсе Внимание, конкурс!!!

Приглашаем всех желающих принять участие в историческом познавательно-творческом СЕМЕЙНОМ конкурсе «ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА»

Цель - вызвать интерес к истории возникновения русского народного костюма и быту и традициям русского народа.

Задачи:

- привлечь внимание как можно большего числа детей и взрослых к изучению истории возникновения русского народного костюма и вызвать интерес к народному искусству;

- вовлечь родителей в воспитательный процесс через совместную деятельность с ребенком по созданию коллективного творчества;

- через участие в конкурсе способствовать воспитанию патриотических качеств, чувства гордости за талант своего народа.

- воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа, чувство ответственности за порученное дело.

Состав участников конкурса

Для участия в конкурсе приглашаются все желающие семьи воспитанников.

Условия участия в конкурсе

Одна семья имеет право участвовать в нескольких номинациях. В подготовке, разработке экспонатов, костюмов, театральных действиях должна принимать участие вся семья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Порядок проведения конкурса

Подать заявку на участие в конкурсе в группу ОДОД Вкон-такте в тему КОНКУРС. В заявке указать фамилию семьи, группу и номинацию.

Заявки принимаются до 11 февраля.

Начало конкурса - 14 января.

Дефиле номинаций № 1, 2, 3 конкурса пройдет 15 февраля в 17.00 в музыкальном зале.

Критерии оценки:

- гармоничность и яркость художественного образа;

- сохранение традиций русского костюма;

- владение традиционными техниками рукоделия (ткачество, вышивка, бисероплетение и т. д.);

- уникальность разработок современного и сценического костюма;

- артистичность представления костюма на дефиле;

- актерское мастерство в представлении обычая или традиции;

- текст представления не должен превышать 5 минут.

Приложение

Лист для голосования

Конкурс «ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА.»

Количество баллов Примечания

№ п/п Фамилия, имя участника Изготовле- Представле- Артистизм участника

ние костюма ние костюма

1

Общее количество баллов:

2

Общее количество баллов:

3

Общее количество баллов:

4

Общее количество баллов:

5

Общее количество баллов:

6

Общее количество баллов:

7

Общее количество баллов:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.