Научная статья на тему 'Изучение истории программирования с учетом особенностей целевой аудитории'

Изучение истории программирования с учетом особенностей целевой аудитории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / E-LEARNING TOOLS / ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРОГРАММИСТЫ / OUTSTANDING PROGRAMMERS / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / GENDER DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пакшина Н.А., Миронова Л.В.

В статье обосновывается важность учета особенностей потенциальных пользователей при разработке и оформлении электронных средств обучения. Приведен пример веб-квеста «Выдающиеся программисты», в котором авторами реализован учет гендерного фактора. Статья предназначена преподавателям, занимающимся созданием и внедрением электронных средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEARNING OF THE HISTORY OF PROGRAMMING IN ACCORDANCE WITH FEATURES OF TARGET AUDIENCE

The importance of accounting of features of potential users during the development and design of electronic tutorials is explained in this paper. An example of the WebQuest «Outstanding programmers» in which the authors implemented the accounting of a gender factor is given. The paper was written specially for teachers developing e-learning tools.

Текст научной работы на тему «Изучение истории программирования с учетом особенностей целевой аудитории»

УДК 004.42

Н.А. Пакшина

канд. тех. наук, доцент, кафедра прикладной математики, Арзамасский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»

Л.В. Миронова

студентка, кафедра прикладной математики, Арзамасский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ

Аннотация. В статье обосновывается важность учета особенностей потенциальных пользователей при разработке и оформлении электронных средств обучения. Приведен пример веб-квеста «Выдающиеся программисты», в котором авторами реализован учет гендерного фактора. Статья предназначена преподавателям, занимающимся созданием и внедрением электронных средств обучения.

Ключевые слова: электронные средства обучения, выдающиеся программисты, тендерные различия.

N.A. Pakshina, Nizhni Novgorod State Technical University (Arzamas Branch

L.V. Mironova, Nizhni Novgorod State Technical University (Arzamas Branch

THE LEARNING OF THE HISTORY OF PROGRAMMING IN ACCORDANCE WITH FEATURES OF TARGET

AUDIENCE

Abstract. The importance of accounting of features of potential users during the development and design of electronic tutorials is explained in this paper. An example of the WebQuest «Outstanding programmers» in which the authors implemented the accounting of a gender factor is given. The paper was written specially for teachers developing e-learning tools.

Keywords: e-learning tools, outstanding programmers, gender differences.

В Арзамасском политехническом институте (филиале) ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева» (АПИ НГТУ) для изучения «Информатики», «Информационных технологий» и «Программных и аппаратных средств вычислительной техники» на протяжении последних трех лет активно применяется веб-квестовая технология. Такая технология очень хорошо зарекомендовала себя для изучения разделов обзорного характера и, особенно, тем, связанных с историей развития той или иной науки [1]. Прием включения в курсы исторических справок о выдающихся ученых, заложивших основы изучаемой дисциплины, о главных событиях (открытиях и изобретениях) на пути ее становления широко используется для усиления мотивации обучения.

Для этой цели создан ряд краткосрочных веб-квестов, т.е. таких электронных средств обучения, которые позволяют студентам работать с веб-ресурсами в рамках группового проектного метода.

Веб-квестовая технология предполагает разделение обучающихся на небольшие команды, каждая из которых получает задание ознакомиться с материалом по какой-то тематике, разработать иллюстративный материал для изучения этой темы, т.е. создать какой-либо продукт, и выступить с сообщением перед сокурсниками [2]. Кроме того, обязательным этапом прохождения квеста является коллективная оценка выступления и подготовленного продукта (презентации в PowerPoint, постера, веб-страницы или раздела сайта и т.п.).

В отличие от традиционных веб-квестов, созданных и впервые примененных Берни Доджем и Томом Марчем в 1995 году [3, 4], наши авторские квесты отсылают студентов к локальным ресурсам. Это дает возможность подключить тест самопроверки для каждого варианта и итоговый тест для всех участников квеста (рис. 1). Добавленные этапы закрашены контрастным цветом. Кроме того, такой подход позволяет сделать учебный процесс управляемым и обозримым по времени.

При рассмотрении истории программирования студенты чаще всего слышат рассказ о Т. Бернер-се-Ли, С. Брине, Д. Кнуте и др. Эти люди, несомненно, внесли большой вклад в развитие программирования и компьютерных технологий. Однако не стоит забывать и о женщинах-программистах, которые отличаются не менее значимыми заслугами. К сожалению, широко распространено мнение, что женщины и технологии - вещи не совместимые.

В данном случае уместно вспомнить о том, что самым первым программистом по праву принято считать Аду Лавлейс, которая в первой половине XIX века заложила теоретические основы программирования, и ее определение цикла почти дословно совпадает с определениями, приводящимся в современ-

ных учебниках по программированию.

Рисунок 1 - Основные этапы работы с веб-квестом

В АПИ НГТУ в настоящее время обучается около 50% девушек и, очевидно, что изучение истории программирования на примере достижений, сделанных именно женщинами, для студенток интереснее и эффективнее [5]. Если при разработке большинства обязательных тем и разделов курса ведущий преподаватель сильно ограничен рамками образовательных программ, то при подборе материала исторического характера у него есть возможность построить эту часть курса по своему усмотрению. В этом случае при выборе конкретных персоналий очень важно не забывать об особенностях целевой аудитории и о тендерных особенностях в частности.

Но 50% - это средняя цифра, а в конкретных группах, на конкретных специальностях соотношение девушек и юношей может быть различным. Например, в группах по направлениям подготовки «Экономика» или «Менеджмент» учатся практически одни девушки, а по направлениям «Конструирование и технология электронных средств» и «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» подавляющее большинство составляют юноши. Есть группы, в составе которых юноши и девушки представлены примерно поровну, это направления «Информационные системы и технологии» и «Прикладная математика». На первый взгляд, может показаться, что «подстройка» под конкретную аудиторию достаточно трудоемка для ведущего преподавателя.

Как можно учесть гендерный фактор в подобной ситуации? Рассмотрим один из возможных подходов к реализации принципа адаптации на примере авторского веб-квеста «Выдающиеся программисты». В представляемом квесте на главной странице студенты должны выбрать тип своей группы в соответствии с гендерным составом. В зависимости от этого будут сформированы предлагаемые для изучения вопросы и информационные ресурсы, т.е. осуществляется автоматическое формирование вариантов заданий. В каждом из этих квестов предлагается работа по пяти вариантам.

Число вариантов выбрано не случайно. Опыт внедрения веб-квестовой технологии, показал, что использование большего числа вариантов не позволяет по времени уложиться в рамки одного занятия. Кроме этого, трудно удержать внимание обучаемых на прослушивании и оценке более чем пяти докладов следующих один за другим.

В системе реализована работа с чисто мужской аудиторией, со смешанной с аудиторией состоящей преимущественно из юношей или преимущественно из девушек, а также предусмотрен вариант женского состава группы. На рисунке 2. представлена отправная веб-страница этого электронного средства обучения.

Строго говоря, это не веб-квест, а комплект веб-квестов, ориентированных на один и тот же локальный электронный ресурс. Этот ресурс оформлен как пособие, посвященное жизни и деятельности восьми выдающихся программистов: четырех программистов-мужчин и четырех программисток-женщин.

В информационном блоке, озаглавленном как «Ресурсы», решено было представить истории жизни и рассказы о достижениях Ады Лавлейс, Грейс Хоппер, Фрэнсис Аллен, Екатерины Ющенко, Марка Андреесена, Линуса Торвальдса, Дэна Бриклина и Никлауса Вирта. На рисунке 3 можно видеть фрагмент главного меню блока «Ресурсы».

Рисунок 2 - Веб-страница выбора контента

Рисунок 3 - Фрагмент главного меню блока «Ресурсы»

В таблице 1 приведены четыре комплекта тем для различного типа аудитории.

Таблица 1 - Предлагаемые варианты тем для разного состава студенческих групп

"""---....Аудитория Темы^^^^ Женская Преимущественно женская Преимущественно мужская Мужская

Вариант 1 А. Лавлейс А. Лавлейс Н. Вирт Н. Вирт

Вариант 2 Г. Хоппер Е. Ющенко М. Андреесен М. Андреесен

Вариант 3 Ф. Аллен Ф. Аллен Д. Бриклин Д. Бриклин

Вариант 4 Е. Ющенко М. Андреесен А. Лавлейс Л. Торвальдс

Вариант 5 Д. Бриклин Л. Торвальдс Г. Хоппер Г. Хоппер

Для каждого программиста разработана отдельная веб-страничка с подробной биографией, страничка о деятельности в области программного обеспечения и галерея портретов этого человека.

На первый взгляд, может показаться, что обилие представленных портретов и фотографий

несколько избыточно. Если бы речь шла об обычном электронном учебнике, этот упрек можно было бы признать, но в данном случае веб-страницы блока «Ресурсы» должны являться достаточными информационными ресурсами для создания студентами своих иллюстративных продуктов (чаще всего презентаций PowerPoint). А требование к ограничению текстовой составляющей на слайдах, сайтах и постерах жесткие. В качестве примера представим ряд фотографий, присутствующих на странице «Галерея» в параграфе, посвященном американской основоположнице программирования, создателю языков Ассемблер и Кобол, Грейс Мюррей Хоппер (рис. 4).

Рисунок 4 - Г.М. Хоппер в разные годы своей жизни

Работа с этим квестом позволяет студентам изучить основные достижения и ознакомиться с биографией программистов.

Поскольку в данном продукте использованы локальные веб-ресурсы, появилась возможность подключить тесты и, таким образом, закрепить в памяти изученный материал. В квесте предусмотрены, как тест самопроверки для каждого варианта, так и общий итоговый тест. Тесты самопроверки содержат по 7 вопросов для каждого варианта. База итогового теста состоит из 22 вопросов. Программа предлагает студентам ответить на 10 вопросов из их общего числа, а случайная выборка вопросов из базы уменьшает вероятность списывания, и предоставляет преподавателю более объективную картину.

В качестве средств реализации квеста использовался язык разметки HTML, для оформления подключены таблицы каскадных стилей CSS, для создания тестов был выбран язык JavaScript.

Резюмируя, можно сказать, разработан веб-квест «Выдающиеся программисты», позволяющий проводить занятия с учетом гендерного фактора. Представленные в квесте программисты навсегда останутся одними из самых ярких лиц в истории развития программирования и информационных технологий. Примеры их достижений послужат стимулом для изучения информатики и программирования, как студентами, так и студентками, и сделают процесс учебы более интересным.

В веб-квесте «Выдающиеся программисты» адаптация под реальный состав студенческих групп производится автоматически, без вмешательства преподавателя. Ценным является то, что подбор персоналий происходит по щелчку мыши по картинке, отражающей гендерные особенности конкретной группы учащихся, без лишних акцентов, без произнесения фраз «Обратите внимание, что среди выдающихся программистов есть и женщины», т.е. не назойливо.

При его создании авторы следовали таким принципам построения электронных средств обучения, как принципы адаптивности и собираемости, что и позволяет при эксплуатации учитывать особенности целевой аудитории.

Квест прошел опытную эксплуатацию в ряде групп АПИ НГТУ, доработан в соответствии с замечаниями и пожеланиями студентов и преподавателей. В настоящий момент он внедрен в учебный

процесс.

В перспективе планируется провести работу по различному цветовому оформлению частей этого квеста, поскольку цветовые предпочтения и цветовое восприятие мужчин и женщин значительно отличаются друг от друга.

Авторы надеются, что примененный подход к преподаванию истории программирования, позволяет не только юношам, но и девушкам, обучающимся в нашем институте, укреплять веру в свои силы и уверенность в правильности выбранной профессии и, таким образом, усиливать мотивацию изучения программирования.

Список литературы:

1. Пакшина Н.А. Потенциал веб-квестовой технологии при изучении тем обзорного характера // Информатика и образование. - 2013. - № 4. - С. 52-55.

2. Пакшина Н.А. Web-квесты: опыт разработки и внедрения в учебный процесс: монография Н.А. Пакшина; НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - Нижний Новгород, 2013.

3. Dodge B.J. What is a WebQuest? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://webquest.org/

4. March T. What WebQuests Are (Really) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bestwebquests.com/what_webquests_are.asp

5. Миронова Л.В., Пакшина Н.А. Учет гендерных особенностей целевой аудитории при разработке электронных средств обучения // Теория и практика гендерных исследований в мировой науке: материалы III междунар. науч.-практич. конф., 2012. - Пенза; Махачкала; Ереван: Социосфера, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.