Государственные образовательные стандарты для всех типов образовательных учреждений в Узбекистане нацеливают на обеспечение качественного владения, как родным, так и другими языками. Поэтому повышается качество обучения иностранным языкам в общеобразовательных школах, академических лицеях, профессиональных колледжах, вузах. Этому способствуют усовершенствованные концепции и государственные образовательные стандарты, улучшающиеся из года в год учебные программы и учебники. На более высокий уровень поднимается методическая служба. Новое дыхание получает и система углубленного изучения иностранного языка.
Таким образом, концепция обучения иностранному языку опирается на методологические принципы демократизации, гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации, единства обучения и воспитания, опоры на национально-культурные реалии и общечеловеческие ценности, составляющие основу системы непрерывного образования Узбекистана. Однако ряд проблем требует дальнейшего изучения и решения. В их числе проблемы перегруженности программ и учебников теоретическим материалом, превалирование заданий рецептивно-репродуктивного характера, незначительный удельный вес заданий проблемно-творческого характера, заданий по выбору обучающихся с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей; еще низок у студентов уровень сформированности общепредметных (надпредметных) умений и навыков, что тормозит развитие самостоятельности мышления, привитие рационального стиля умственной деятельности, желания высказывать эмоционально-ценностные, мотивированные суждения, потребность в самовыражении и самореализации. Естественно, в выполнении данной задачи главенствующая роль принадлежит гуманитарным дисциплинам (это, прежде всего язык, литература), стержнем которых является единство мысли и чувства, что человеку ближе, чем чистая мысль. Поэтому именно эти «человековедческие» дисциплины наиболее открыты для формирования всесторонне развитой личности с широкими творческими и эмоционально-ценностными ориентациями.
Не будем забывать в связи с этим одной пророческой мысли, которую высказал Л.Н.Толстой: «Слово - дело великое... Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь слова, которое разъединяет людей» [2, с. 16].
Лингводидактическая разработка и реализация составляющих современных образовательных технологий в содержании и средствах обучения гуманитарным дисциплинам в нашей республике на современном этапе - главная задача ученых, методистов и педагогов.
Список литературы
1. Айтматов Ч. Следует владеть многими языками // Русский язык в национальной школе. М., 1990. № 7.
2. Развитие когнитивно-творческих способностей обучающихся в современных условиях (на материале изучения русского языка и литературы). Ч. 2. Т.: УзНИИПН, 2011. 282 с.
ИЗУЧЕНИЕ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА В ПОЛИЯЗЫЧНОМ ЯЗЫКОВОМ
ПРОСТРАНСТВЕ Турдикулова Р.Т.
Турдикулова Райхон Турдикул кизи — старший преподаватель, кафедра теории и практики испанского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья раскрывает значимость языков. В ней показана роль полиязычия в современном социуме.
Ключевые слова: испанский язык, вуз, студент, преподаватель.
Процессы глобализации и модернизации в мировом сообществе коснулись большинства самых важных направлений деятельности человека. Кардинальные изменения, происходящие на современном этапе, диктуют поиск решения задач, стоящих перед человечеством в соответствии с новыми реалиями. Глобализацию, рассматриваемую как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции можно назвать процессом международного масштаба, который оказывает влияние на все аспекты современной жизни общества.
Образование Узбекистана развивается стремительными темпами в нескольких направлениях: модернизация и гуманизация содержания образования, разработка и внедрение современных
60
технологий обучения, обеспечение условий продуктивной субъектной деятельности обучающихся. При этом главной целью воспитания студентов является формирование гармонично развитого поколения, по-настоящему образованных, воспитанных и духовно богатых представителей молодёжи, способных решать любые, самые сложные проблемы времени. Поэтому понятие глобализация образования стало довольно часто употребляться в настоящее время, включая все сферы жизни народов и их языковое пространство, которое в современном мире все чаще в той или иной мере является полиязычным. Полиязычие - прогрессивный феномен, поскольку способствует взаимопониманию и сотрудничеству народов, обогащению и развитию языков, повышению общей культуры человека.
Выдающиеся деятели науки, образования и культуры, как свидетельствует история, обычно не ограничивались знанием родного языка. «Один язык приводит вас в коридор жизни. Два языка открывают все двери на этом пути», - писал Фрэнк Смит. Интересно в этом плане и высказывание Вольтера: «Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку». Следовательно, сегодня очень важно жить и трудиться в широком полиязыковом пространстве, которое и есть одно из проявлений жизненных сил народа, его творческого потенциала. Такое пространство приведёт к процессу формирования всемирной единой унифицированной системы образования, при которой стираются различия между входящими в нее образовательными системами.
Полиязыковое образование способствует процессу стандартизации, всеобщей интеграции и сближения между разными странами. При многоязычности и мобильности населения мира в условиях информатизации происходит естественный процесс сближения национальных образовательных систем. Вот почему важно изучать иностранные языки, поскольку язык является не только средством коммуникаций, он способствует объединению и сплочению наций, является средством воспитания и опорой, связывающей взаимоотношения студенческой молодёжи. С учётом современных реалий он должен стать конкурентоспособным, позволяющим интегрироваться в процесс мирового развития. Поликультурное и полилингвальное обучение определяется всеобщей мировой тенденцией к интеграции в экономической, культурной, политической сферах и приобщает нас к достижениям мировой культуры.
Значит, языковая политика составляет основу интеграции в мировое сообщество. На сегодняшний день в нашем обществе обращается внимание на изучение мировых языков, поскольку единство народа обеспечивается в процессе познания другого языка и другой культуры.
Многонациональный народ Узбекистана представлен 136 нациями, которые живут мирно, несмотря на различные столкновения по религиозным и национальным причинам, имеющим место в мире.
Наряду с узбекским (государственным) языком, важная роль отведена в республике русскому языку как языку межнационального общения. Русский язык - это язык нашего большого соседа -России - один из шести языков Организации Объединенных наций. Через этот язык наша молодёжь вышла на великую литературу и великую культуру. Английский и испанский языки необходимы нашей стране для выхода на мировую арену. Сегодня республика стремительно врывается в мировое сообщество и ставит перед собой высокие цели развития. В связи с этим можно сказать, что каждый язык составляет богатство человека.
В Узбекистане используются в обучении новые технологии, основанные на индивидуализации параметров обучения и способствующие формированию мотивации к учебным занятиям. Продолжается работа по улучшению современной инфраструктуры, обеспечивается комплексное обновление условий реализации образовательных программ; укрепляется духовность студентов и преподавателей; улучшаются качества обеспечения безопасности в образовательных учреждениях; повышается нравственность подрастающего поколения.
Список литературы
1. Андриянова В.И. и др. Развитие когнитивно-творческих способностей обучающихся в
современных условиях: Учебное пособие. Ч. 2. Т.: УзНИИПН, 2011. 160 с.