Научная статья на тему 'Изучение интернет-зависимости среди студентов агму на примере социальных сетей'

Изучение интернет-зависимости среди студентов агму на примере социальных сетей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
263
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MEDICAL EDUCATION / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / INTERNET ADDICTION / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Грибова Г. В., Трухачева Н. В., Веселова А. Р.

Статья Г.В. Грибовой, А.Р Веселовой, Н.В. Трухачевой посвящена проблеме интернет-зависимости среди молодежи, выявляются причины возникновения данной проблемы, а также представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимодействия молодого поколения в глобальной сети среди студентов медицинского вуза. Для анализа интернет-зависимости среди студентов авторы использовали одну из опросных методик Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот (разработана в Днепропетровске, Украина, 2006 г.) [1]. Исследование проводилось в 2017 2018 гг. применительно к группе респондентов студентов от 17 лет и старше (N = 46) в АГМУ, г. Барнаул. Все респонденты русскоговорящие, т. е. получают высшее образование на русском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF INTERNET ADDICTION AMONG STUDENTS OF ALTAI STATE MEDICAL UNIVERSITY ON THE EXAMPLE OF SOCIAL NETWORKING

The article studies a problem of Internet addiction among young people, identifies the causes of this problem, and presents the results of empirical research on the characteristics of the interaction of the younger generation in the global network among students of a medical school. For the analysis of the Internet dependence among students, the authors use one of survey methods by L.N. Yurieva and T.Yu. Bolbot (developed in Dnepropetrovsk, Ukraine, 2006) [1]. The study was conducted in 2017-2018 with a group of respondents students at 17 years of age and older (N = 46) in Altai State Medical University, Barnaul. All respondents are Russian-speaking, i.e. get higher education in Russian.

Текст научной работы на тему «Изучение интернет-зависимости среди студентов агму на примере социальных сетей»

УДК 316.472.4

Gribova G.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: galina_gribova@mail.ru

Trukhacheva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: tn10@mail.ru

Veselova A.R., student, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: kiviva669@gmail.com

THE STUDY OF INTERNET ADDICTION AMONG STUDENTS OF ALTAI STATE MEDICAL UNIVERSITY ON THE EXAMPLE OF SOCIAL NETWORKING. The article studies a problem of Internet addiction among young people, identifies the causes of this problem, and presents the results of empirical research on the characteristics of the interaction of the younger generation in the global network among students of a medical school. For the analysis of the Internet dependence among students, the authors use one of survey methods by L.N. Yurieva and T.Yu. Bolbot (developed in Dnepropetrovsk, Ukraine, 2006) [1]. The study was conducted in 2017-2018 with a group of respondents - students at 17 years of age and older (N = 46) in Altai State Medical University, Barnaul. All respondents are Russian-speaking, i.e. get higher education in Russian.

Key words: medical education, Internet addiction, diagnostics, methodology, social networks.

Г.В. Гоибова, канд. пед. наук, доц. каф. физики и информатики, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: galina_gribova@mail.ru

Н.В. Трухачева, канд. пед. наук, доц. каф. физики и информатики, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: tn10@mail.ru

А.Р. Веселова, студентка, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: kiviva669@gmail.com

ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ АГМУ НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Статья Г.В. Грибовой, А.Р Веселовой, Н.В. Трухачевой посвящена проблеме интернет-зависимости среди молодежи, выявляются причины возникновения данной проблемы, а также представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимодействия молодого поколения в глобальной сети среди студентов медицинского вуза. Для анализа интернет-зависимости среди студентов авторы использовали одну из опросных методик Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот (разработана в Днепропетровске, Украина, 2006 г.) [1]. Исследование проводилось в 2017 - 2018 гг. применительно к группе респондентов - студентов от 17 лет и старше (N = 46) в АГМУ, г. Барнаул. Все респонденты русскоговорящие, т. е. получают высшее образование на русском языке.

Ключевые слова: медицинское образование; интернет-зависимость; диагностика; методика; социальные сети.

Цель данной работы: исследовать уровень зависимости студентов 1 курса АГМУ от социальных сетей на примере.

Задачи:

• Рассмотреть процесс формирования зависимости от социальных сетей у молодежи.

• Рассмотреть, как данная зависимость может повлиять на здоровье человека.

• Обозначить основные признаки наличия зависимости от социальных сетей.

• Дать рекомендации по профилактике данной зависимости.

Выбранный нами метод исследования: анкетирование и статистический анализ.

В обществе нового типа - основанном на знаниях, индекс интеллектуальных активов (по критериям ООН) занимает первое место. Этот индекс зависит в сильной степени от информационного ресурса страны. В настоящее время не приходится доказывать, что интеллектуальный потенциал это основа экономики XXI в. Поэтому образование и наука стали главными приоритетами в рамках общей внутренней государственной политики развитых стран. Информатизация общества становится приоритетной задачей любого государства. Компьютер начинает влиять на поведение человека, его межличностные отношения [2]. Современный человек погружен в информационную среду и во многом зависим от нее. Информационная среда становится средой обитания для пользователя с компьютером, а межличностные и социальные взаимодействия от вектора «человек-человек» постепенно заменяются вектором «человек-машина», что приводит к трансформации сознания. Такая часть информационной среды как Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Количество пользователей компьютерами и Интернетом в России растет очень быстро и в ближайшей перспективе приблизится к среднеевропейским показателям.

Очень большую популярность в Интернете имеют социальные сети. По статистике, примерно 50% всех россиян зарегистрированы в одной из социальных сетей, а около 96% подростков общаются через Интернет [3]. Это нововведение приобрело не просто популярность, оно вызвало серьезную зависимость у многих людей. Патологическая тяга зайти в интернет называет-

ся психологами зависимостью от социальных сетей. Некоторые учёные серьёзно занимаются данной проблемой, но, несмотря на это, зависимость молодежи от социальных сетей еще недостаточно изучена и описана в научной литературе.

Чем же так привлекательно общение в социальных сетях? Во-первых, это возможность безграничного общения и быстрого обмена информацией. Во-вторых, это возможность анонимности и самовыражения без опасений. Многие пытаются повысить свою самооценку за счет социальных сетей. Самый главный недостаток социальных сетей - замена реального общения виртуальным. Виртуальная жизнь становится для него более ценной. Со временем у него пропадает желание появляться на людях, общаться с ними вживую, дабы не разрушить свой мифологический образ, созданный в интернете. Большая часть интернет-зависимых наблюдается среди подростков.

Можно выделить следующие стадии развития зависимости от социальных сетей [4]:

Независимые. Такие люди появляются в социальных сетях редко, используют интернет только при необходимости - найти номер телефона, чей-то адрес, необходимую информацию. На своих страницах размещают минимум информации о себе, фотографии могут отсутствовать вовсе.

Переходный тип. Такие люди посещают свои аккаунты каждый день и не по одному разу. Они заходят в интернет без особой надобности, просто посмотреть фотографии знакомых, друзей, «побродить» по сети, развеять скуку.

Зависимые. Самый распространенный тип. Каждые полчаса, а то и чаще, они обновляют свою страничку, возникшая переписка может затянуться на долгое время, отрывая человека от работы или домашних дел. А если вдруг ему не пишут, возникает чувство ненужности, что повергает зависимого в уныние и тоску. Реальные отношения подменяются виртуальными, близкие люди перестают быть близкими, не слышат друг друга.

Постоянное просиживание в социальных сетях имеет негативные последствия для организма и нервной системы. В первую очередь появляются проблемы с памятью и концентрацией внимания. При длительном нахождении в социальных сетях, человек получает информацию маленькими порциями в быстром темпе. Как следствие, мозг не может концентрировать внимание

Таблица 1

Критерии определения наличия зависимости

Критерии Начальные проявления Средняя степень тяжести Глубокая степень тяжести

Частота посещения социальных сетей Через день До 6 дней в неделю Ежедневно

Сколько социальные сети отнимают времени 3-4 часа в сутки 4-7 часов в сутки Более 7 часов в сутки

Частота контактов с друзьями в реальной жизни 3-6 раз в месяц 2-4 раза в месяц От 1 раза в месяц и реже

на большом объеме информации. А также большой поток информации постепенно начинает вытеснять то, что, по мнению мозга, стало неважным. Появляется синдром гиперактивности, когда человек начинает делать сразу несколько дел: пишет, просматривает документацию и общается в интернете. Медики называют это «плавающим вниманием». Это особенно опасно для детей и подростков.

Снижение интеллекта - одна из особенностей интернет-наркоманов. Длительное общение в социальной сети и просмотр бессмысленной, по большей части, информации, приводит к снижению способности мыслить рационально, полностью устраняет эмпатию и чувство сострадания. У человека появляется отвращение к реальным людям, он часто испытывает по отношению к ним агрессию, ведь, как ему кажется, никто не хочет понять его.

Патологическая усталость и стресс. Поток информации и перенапряжение приводят к разрушению нервных клеток. Человек подвергает себя стрессу постоянно и целенаправленно. Если вовремя не обнаружить проблему, человек может впасть в клиническую депрессию.

Ещё одной опасностью является доверчивость пользователей социальных сетей. Зависимость от социальных сетей у подростков нередко приводит к фатальным последствиям. Под видом сочувствующего собеседника часто скрывается опасный маньяк, который пытается вывести индивида из психического равновесия различными способами воздействия. Только за 2016 год погибли 720 детей от деятельности групп смерти, как например, печально известная группа «Синий Кит» [5].

Помимо этого среди ученых есть мнение, что чрезмерное увлечение социальными сетями в интернете может вредить здоровью из-за сокращения общения с реальными людьми. В частности, недостаток общения может негативно влиять на работу иммунной системы организма, гормональный баланс, работу артерий, что в долгосрочной перспективе повышает риск появления и развития таких болезней, как рак и сердечно-сосудистые заболевания. Это связано с тем, что физиологические процессы в организме протекают по-разному в зависимости от того, находится человек в одиночестве, в чьем-то обществе или в виртуальной реальности, что сейчас происходит все чаще.

Также, в 2008 г. на собрании в британском Королевском колледже психиатров было высказано мнение, что социальные сети искажают восприятие реальности. По мнению психиатров, дети, которые с пеленок привыкли к социальным сетям, могут испытывать трудности в «реальных» взаимоотношениях с людьми, поскольку плохо разбираются в тонких оттенках выражений лица, тона голоса и языка тела [6].

Основные признаки зависимости от социальных сетей:

- Вы проверяете входящие сообщения по несколько раз в день;

- Заходя в социальную сеть с целью просмотреть новости, вы затем обнаруживаете, что уже несколько часов «блуждаете» по страницам всех друзей;

- Вы постоянно обновляете статус, размещаете новые фотографии и комментарии;

- Вы больше общаетесь в социальных сетях, чем встречаетесь с друзьями лично;

- Желание просто поиграть в различные приложения превращается в соревнование с самим собой и заставляет вас откладывать важные дела;

- У вас появляется раздражение, когда по каким-то причинам вы не имеете доступа к социальным сетям.

В рамках данной работы мы проводили исследование на наличие зависимости от социальных сетей среди молодёжи 18-22 лет. В качестве выборки мы взяли студентов 1 курса Алтайского государственного медицинского университета. Нами была разработана анкета, на вопросы которой и отвечали обучающиеся.

Основные вопросы в данной анкете:

- Как часто вы пользуетесь социальными сетями?

- Сколько времени вы проводите в социальных сетях?

- С какой целью вы пользуетесь социальными сетями?

- Как часто вы собираетесь вместе/гуляете с друзьями?

- Какой вид общения вы считаете наиболее приемлемым для вас?

- Как вы считаете, влияют ли социальные сети на вашу жизнь, если да, то каким образом?

- Смогли бы вы отказаться от социальных сетей?

- Считаете ли вы себя зависимым от социальных сетей? Критерии определения наличия зависимости представлены

в таблице 1 [7]:

Результаты эксперимента.

По выбранным критериям наличия зависимости результаты представлены в таблицах 2-4.

Таблица 2

Результаты опроса по критерию «Частота посещения социальных сетей»

Как часто Вы пользуетесь социальными сетями?

чел %

5-6 раз в день 21 48

2-3 раза в день 3 7

ежедневно 17 39

4-5 раз в неделю 2 5

2-3 раза в неделю 1 2

Таблица 3 Результаты опроса по критерию «Сколько социальные сети отнимают времени»

Сколько времени Вы проводите в социальных сетях?

чел %

более 5 часов в день 15 34

3-5 часов в день 17 39

1-3 часа в день 9 20

менее 1 часа в день 2 5

менее 1 часа в неделю 1 2

Таблица 4

Результаты опроса по критерию «Частота контактов с друзьями в реальной жизни»

Как часто вы встречаетесь с друзьями?

чел. %

каждый день вижу своих друзей 23 52%

видимся только на выходных 12 27%

собираемся 3-4 раза в неделю 4 9%

может несколько раз в месяц 10 23%

общаемся через интернет 12 27%

По первому критерию «Частота посещения социальных сетей» у 48% респондентов выявлена глубокая степень зависимости. По второму критерию «Сколько социальные сети отнимают времени» 34% имеют среднюю степень зависимости. При этом анкетирование показало, что лишь 25% респондентов признают наличие зависимости.

По третьему критерию «Частота контактов с друзьями в реальной жизни» 27% респондентов выбрали вариант ответа «общаемся через Интернет».

Таким образом, можно констатировать, что 27% респондентов имеют сформированную устойчивую зависимость от социальных сетей, что соответствует результатам самооценки участников опроса.

Обычно, при наличии зависимости от социальных сетей рекомендуется следующее:

- Ограничивайте время доступа к социальным сетям - заведите таймер, и по звонку выключайте компьютер, откладывайте в сторону ваш смартфон.

Библиографический список

- Выйти из зависимости помогут проведенные с друзьями вечера, сделайте традицией встречи хотя бы раз в неделю.

- Найдите новое увлечение, чаще бывайте на свежем воздухе, обращайте внимание на красивые моменты.

- Заведите домашнее животное - забота о нем займет много времени и принесет только приятные эмоции.

Заключение

Научные факты свидетельствуют о том, что количество зависимых растет прямо пропорционально увеличению доступа и скорости Интернета и с каждым днем это число может нарастать, грозя превратиться в эпидемию.

Самым популярным способом борьбы с интернет-зависимостью в настоящие дни является блокирование образовательными учреждениями доступа к социальным сетям. Однако кажется наиболее эффективным и перспективным способом, на наш взгляд, является пропаганда здорового образа жизни и профилактика интернет зависимости.

1. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Available at: http://kingmed.info/media/book/3/2673.pdf

2. Trukhacheva N.V., Pupyrev N.P. Blended-learning strategy in the altay state medical university. Сборник: Studies in Health Technology and Informatics Сер. "Large Scale Projects in eHealth: Partnership in Modernization. Proceedings of the EFMI Special Topic Conference, EFMI STC 2012" 2012. С. 72 - 75.

3. Терякова А.С., Боброва И.И. Влияние социальных сетей на молодёжь. Available at: http://portalnp.ru/2014/12/2243

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Как бороться с зависимостью от социальных сетей. Available at: https://urazuma.ru/zavisimosti/ot-socialnyh-setej.html

5. МВД России подсчитало, сколько детей погибло из-за «Синих китов». Available at: https://riafan.ru/690068-mvd-rossii-podschitalo-skolko-detei-pogiblo-iz-za-sinih-kitov

6. Учёные считают, что общение в социальных сетях грозит слабоумием. Available at: https://ria.ru/science/20090220/162706965. html

7. Официальный сайт Проекта «Антисоцсеть». Available at: https://antisoc.ru/uncategorized/zavisimost-ot-sotsialnyih-setey-i-ee-urovni/

8. Сидикова Д.А. Социальные болезни современного общества: проблемы самоорганизации. Available at: https://studfiles.net/ preview/5814487/

9. Реснянская М.А., Кузьмина С.В. Влияние социальных сетей на мировоззрение студентов. Available at: https://moluch.ru/ archive/113/29349

10. Ермоленко А.В. Компьютерная зависимость как феномен отклонения в когнитивном развитии личности. Психология. 2011, 2: 22 - 26.

References

1. Yur'eva L.N., Bol'bot T.Yu. Komp'yuternaya zavisimost': formirovanie, diagnostika, korrekciya iprofilaktika. Available at: http://kingmed.info/ media/book/3/2673.pdf

2. Trukhacheva N.V., Pupyrev N.P. Blended-learning strategy in the altay state medical university. Sbornik: Studies in Health Technology and Informatics Ser. "Large Scale Projects in eHealth: Partnership in Modernization. Proceedings of the EFMI Special Topic Conference, EFMI STC 2012" 2012. S. 72 - 75.

3. Teryakova A.S., Bobrova I.I. Vliyanie social'nyh setej na molodezh'. Available at: http://portalnp.ru/2014/12/2243

4. Kak borot'sya s zavisimost'yu ot social'nyh setej. Available at: https://urazuma.ru/zavisimosti/ot-socialnyh-setej.html

5. MVD Rossii podschitalo, skol'ko detejpogiblo iz-za «Sinih kitov». Available at: https://riafan.ru/690068-mvd-rossii-podschitalo-skolko-detei-pogiblo-iz-za-sinih-kitov

6. Uchenye schitayut, chto obschenie vsocial'nyh setyah grozit slaboumiem. Available at: https://ria.ru/science/20090220/162706965.html

7. Oficial'nyjsajt Proekta «Antisocset'». Available at: https://antisoc.ru/uncategorized/zavisimost-ot-sotsialnyih-setey-i-ee-urovni/

8. Sidikova D.A. Social'nye bolezni sovremennogo obschestva: problemy samoorganizacii. Available at: https://studfiles.net/preview/ 5814487/

9. Resnyanskaya M.A., Kuz'mina S.V. Vliyanie social'nyh setej na mirovozzrenie studentov. Available at: https://moluch.ru/archive/113/ 29349

10. Ermolenko A.V. Komp'yuternaya zavisimost' kak fenomen otkloneniya v kognitivnom razvitii lichnosti. Psihologiya. 2011, 2: 22 - 26.

Статья поступила в редакцию 08.07.18

УДК 378

Zagryadskaya N.A., Cand of Sciences (Philology), senior lecturer, Moscow Region State University (Moscow, Russia),

E-mail: ntalie@mail.ru

ANALYTICAL READING AT THE ENGLISH LANGUAGE CLASSES DESIGNED FOR STUDENTS GETTING DIFFERENT PROFESSIONS. The article deals with a problem of teaching analytical reading to students specializing in Geography within the educational program for teachers. Particular attention is paid to the difficulties arising on the way of future professionals and the means of overcoming them. The author gives definitions to such terms as a literary text, genre, style of a literary text, enumerates their main features, reflects on the issue of distinguishing a separate functional style of fiction. The author stresses the importance of linguocultural aspects of reading and analyzing literary texts with students. Literature of different genres and epochs is put under consideration from the point of view of its practical value for educational purposes. The advantages and disadvantages of working with modern fiction are discussed. The process of analytical reading is described and the scheme for text interpretation is suggested. The paper demonstrates some sample tasks for developing interpretation skills.

Key words: analytical reading, literary style, genre, linguocultural potential, critical thinking, secondary text, language departments, motivation, competence, linguistic and stylistic features, linguistic and stylistic analysis.

Н.А. Загрядская, канд. филол. наук., доц., Московский государственный областной университет, г. Москва,

E-mail: ntalie@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.