Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ'

ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / CITESPACE / КОРПУС / КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюй Хун, Чжан Цзяхуэй

В данной исследовательской статье на основе технологии визуализации CiteSpace и корпусного подхода к изучению ключевых слов и аннотаций к публикациям, размещенным в 2010-2021 годах в 25 основных журналах, посвященных вопросам высшего образования, анализируются тенденции и «горячие точки» интернационализации управления в области интернационализации высшего образования. Технология визуализации CiteSpace по ключевым словам показала, что фокус и «горячие точки» исследований интернационализации управления сосредоточены на управлении последипломным образованием, на проектах «Первоклассные университеты и специальности международного уровня», «Район Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао», «Сотрудничество в сфере управления школами» и так далее. В будущем направлениями исследований могут стать «локальная интернационализация» университетского управления, интернационализация управления с точки зрения национализации первоклассных университетов и специальностей международного уровня, а также противоречия «эффекта перелива» между университетским управлением и межвузовским сотрудничеством. Исследование на основе применения корпусного подхода показало, что на протяжении последних 12 лет изучение интернационализации высшего образования и интернационализации управления высшим образованием осуществляется на фоне масштабного проекта «Один пояс - один путь» и экономической глобализации и включает в себя такие модули, как развитие университетов, университетское образование, академические исследования, стратегия школьного управления и т. д. С целью эффективного решения проблем, с которыми сталкивается управление интернационализацией высшего образования, авторы статьи предлагают воспользоваться преимуществами стабильного качества преподавания и задействовать региональные и местные ресурсы для создания многомерной платформы, взаимно связывающей таланты и пути их использования. Также при обобщении опыта необходимо учитывать исторический фон, чтобы данная платформа, задействующая государственную политику, позволила провести реформу глобализации высшего образования для его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION: NEW METHODS AND APPROACHES

This research paper studies trends and hotspots of management internationalization in the sphere of higher education. The survey is based on CiteSpace visualization technology and on the corpus approach to studying keywords and annotations for 2010-2021 publications in 25 major higher education journals. Keywords analysis by CiteSpace showed that the hotspots of the management internationalization research are focused on postgraduate education management, on the projects «Double First Class University Plan», «Greater Bay Area», «Cooperation in Running Schools», etc. The future possible areas of investigation are the «local internationalization» of university management, the internationa lization of management in terms of international-level specialties and first-class universities’ nationalization, as well as the contradiction of the «spillover effect» between university management and cross-university cooperation. The corpus-based analysis showed that over the past 12 years the studies of internationalization of higher education and its mana gement have been carried out within the large-scale project «One Belt - One Road» and economic globalization. These studies include the modules of universities’ development, university education, academic research, school management strategy, etc. To effectively address the challenges faced by higher education internationalization management, the aut hors propose to take advantage of consistent teaching quality and to leverage regional and local resources, so as to create a multidimensional platform that would interconnect talents and ways to use them. Of no less importance, when summarizing such experience, is it to take into account the historical background, so that this platform, certainly engaging state policy, would allow a reform of higher education globalization for its further development.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ»

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ HIGHER SCHOOL INTERNATIONALIZATION

ISSN 1999-6640 (print) http://umj.ru

ISSN 1999-6659 (online)

йО! 10.15826/итра.2021.02.019

ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ*

Сюй Хун, Чжан Цзяхуэй

Институт России и стран Евразии при Шанхайском университете иностранных языков Китай, 201620, Шанхай, р-н Сунцзян, ул. Вэньсянлу, № 1550

Аннотация. В данной исследовательской статье на основе технологии визуализации CiteSpace и корпусного подхода к изучению ключевых слов и аннотаций к публикациям, размещенным в 2010-2021 годах в 25 основных журналах, посвященных вопросам высшего образования, анализируются тенденции и «горячие точки» интернационализации управления в области интернационализации высшего образования. Технология визуализации CiteSpace по ключевым словам показала, что фокус и «горячие точки» исследований интернационализации управления сосредоточены на управлении последипломным образованием, на проектах «Первоклассные университеты и специальности международного уровня», «Район Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао», «Сотрудничество в сфере управления школами» и так далее. В будущем направлениями исследований могут стать «локальная интернационализация» университетского управления, интернационализация управления с точки зрения национализации первоклассных университетов и специальностей международного уровня, а также противоречия «эффекта перелива» между университетским управлением и межвузовским сотрудничеством. Исследование на основе применения корпусного подхода показало, что на протяжении последних 12 лет изучение интернационализации высшего образования и интернационализации управления высшим образованием осуществляется на фоне масштабного проекта «Один пояс - один путь» и экономической глобализации и включает в себя такие модули, как развитие университетов, университетское образование, академические исследования, стратегия школьного управления и т. д. С целью эффективного решения проблем, с которыми сталкивается управление интернационализацией высшего образования, авторы статьи предлагают воспользоваться преимуществами стабильного качества преподавания и задействовать региональные и местные ресурсы для создания многомерной платформы, взаимно связывающей таланты и пути их использования. Также при обобщении опыта необходимо учитывать исторический фон, чтобы данная платформа, задействующая государственную политику, позволила провести реформу глобализации высшего образования для его дальнейшего развития. Ключевые слова: интернационализация высшего образования, интернационализация управления, CiteSpace, корпус, ключевое слово

Для цитирования: Сюй Хун, Чжан Цзяхуэй. Изучение интернационализации высшего образования: новые методы и подходы // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25, № 2. С. 123-140. Б01 10.15826/ umpa.2021.02.019.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке научного проекта «Исследование механизма влияния эффективности усвоения русского языка как второго языка на основе когнитивной нейробиологии» в рамках Демонстрационного проекта инноваций и предпринимательства для студентов Шанхайского университета иностранных языков и при поддержке научного проекта № 21000-18842502 «Проект реформы высшего образования в провинции Гуандун, 2019 год» (Guangdong Province Higher Education Teaching Reform Project 2019).

DOI 10.15826/umpa.2021.02.019

STUDYING HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION: NEW METHODS AND APPROACHES

Xu Hong, Zhang Jiahui

School of Russian and Eurasian Studies of Shanghai International Studies University Songjiang Campus, 1550 Wenxiang Road, Shanghai, 201620, China

Abstract. This research paper studies trends and hotspots of management internationalization in the sphere of higher education. The survey is based on CiteSpace visualization technology and on the corpus approach to studying keywords and annotations for 2010-2021 publications in 25 major higher education journals. Keywords analysis by CiteSpace showed that the hotspots of the management internationalization research are focused on postgraduate education management, on the projects «Double First Class University Plan», «Greater Bay Area», «Cooperation in Running Schools», etc. The future possible areas of investigation are the «local internationalization» of university management, the internationalization of management in terms of international-level specialties and first-class universities' nationalization, as well as the contradiction of the «spillover effect» between university management and cross-university cooperation. The corpus-based analysis showed that over the past 12 years the studies of internationalization of higher education and its management have been carried out within the large-scale project «One Belt -One Road» and economic globalization. These studies include the modules of universities' development, university education, academic research, school management strategy, etc. To effectively address the challenges faced by higher education internationalization management, the authors propose to take advantage of consistent teaching quality and to leverage regional and local resources, so as to create a multidimensional platform that would interconnect talents and ways to use them. Of no less importance, when summarizing such experience, is it to take into account the historical background, so that this platform, certainly engaging state policy, would allow a reform of higher education globalization for its further development.

Keywords: higher education internationalization, management internationalization, CiteSpace, corpus, keyword For citation: Xu Hong, Zhang Jiahui. Studying Higher Education Internationalization: New Methods and Approaches. University Management: Practice and Analysis, 2021, vol. 25, nr 2, pp. 123-140. doi 10.15826/umpa.2021.02.019. (In Russ.).

Введение

Развитие государства и общества невозможно отделить от подготовки талантов. Социалистическая модернизация в новую эпоху Китая тем более не обойдется без международных инновационных талантов с международным же кругозором и инновационными способностями. Эпидемия коронавируса нового типа оказала мощное влияние на интернационализацию высшего образования. Во-первых, усугубилась «обратная» тенденция глобализации. Во-вторых, изменение методов образования сузило масштабы интернационализации высшего образования. В-третьих, изменения визовой и резидентской политики множества стран привели к перетасовке структуры и формы интернационализации высшего образования [1]. На фоне интернационализации высшего образования университетскому управлению необходимо перестроить свою деятельность в соответствии с вызовами новой мировой ситуации, сегодня требуется «формирование зрелых современных университетских идей и совершенной современной университетской системы, обучение современных президентов университетов и внедрение стратегического управления в университетах» [2, 53].

Для того чтобы полностью проанализировать феномен интернационализации управления в исследованиях интернационализации высшего образования за последние 12 лет, необходимо раскрыть присущие ему закономерности и выявить его недостатки. Соответственно в данном исследовании изучаются состояние и тенденции интернационализации управления в исследованиях интернационализации высшего образования за последние 12 лет на материале ключевых слов статей, абстрактных тематических слов и их сочетаний с использованием технологии визуальных карт знаний и корпусного подхода.

Краткий обзор документов и литературы

Исследования интернационализации управления высшим образованием всегда были важной частью интернационализации высшего образования. С тех пор как КНР присоединился к ВТО, уровень высшего образования в Китае неуклонно растет. Пути развития китайского высшего образования также должны быть ориентированы на потребности международного сообщества: «Мы должны разработать концепцию

интернационализации высшего образования, инноваций в системе управления высшим образованием, внедрения правовой системы высшего образования, а также приложить усилия для повышения уровня интернационализации высшего образования в нашей стране» [3, 309]. Реформа управления высшим образованием требует от нас изучения путей реализации его интернационализации в таких аспектах, как концепция управления, система управления, механизм управления школой и управленческий персонал (см.: [4, 127]). Однако даже если направления нововведений уже известны, университетское управление в Китае все равно сталкивается с множеством трудностей и проблем. Эти проблемы связаны с «конкуренцией за ресурсы, системной реформой, популяризацией высшего образования и интернационализацией высшего образования» [2, 53] и т. д. И для того чтобы противостоять подобным вызовам, мы должны исходить из идеологического и системного аспектов. Это касается конкретно идеологии и системы управления, а также механизма управления школой и управления талантами. Исходя из концептуального аспекта управления мы должны выработать концепцию интернационализации, «создать "кросс-культурную" концепцию управления и тщательно исследовать систему управления учащимися, подходящую для школьной ситуации» [5, 39]. В отношении системы управления и механизмов школьного управления необходимо ориентироваться на международный уровень. Большинство исследователей системы образования упоминают именно эти два аспекта [4-6]. Конфликт между вузовской внутренней администрацией и академической деятельностью в определенной степени служит причиной торможения эффективности университетского управления. «Политическая власть и административная власть во внутренней вузовской жизни занимают доминирующее положение» [4, 129], а академическая деятельность в этой среде жестко подчинена административной политике. Чжао Фуцян и др. считают, что «только путем постоянного изучения и внедрения инноваций в методах международного развития талантов можно управлять человеческими ресурсами и создать модель воспитания талантов с целью развития у студентов международного видения и инновационных практических способностей. Только таким образом мы сможем повысить уровень интернационализации профессиональной подготовки в области управления человеческими ресурсами в китайских вузах» [6, 72]. Конкретная деятельность заключается в том,

чтобы «принять интернационализацию как цель, прояснить направление обучения, улучшить преподавательский состав, оптимизировать учебную программу и обновить модель сотрудничества» [Там же].

Исследования наших предшественников в области интернационализации высшего образования представлены достаточно хорошо, но в основном все они остаются на уровне логических рассуждений и индуктивного анализа, что говорит об общем шаблоне, где качественное преобладает над количественным. Литературы, где приоритет отдается количественному аспекту, все еще сравнительно немного. А исследований, основанных на технологиях библиометрии и атласи-зации знаний или на других технологиях больших данных, имеется еще меньше. При исследовании интернационализации высшего образования мы провели поиск по коду поиска «i^^^W И * citespace» (этот код означает такую логику поиска в CNKI: высшее образование OR интернационализация) AND CiteSpace* в основных журналах CNKI и обнаружили, что только в двух репрезентативных работах использовались технология CiteSpace и количественный анализ. Лю Хунду и др. сосредоточились на исследовании интернационализации высшего образования и взяли 2 249 статей в китайской базе данных CNKI и 575 статей в английской базе данных Web of Science с 2015 года по 2019 год включительно в качестве образцов для изучения исследований по интернационализации высшего образования в Китае и за рубежом [7]. Пан Ли и Цяо Дун сформировали выборку из названий 497 научных работ, опубликованных в журнале «Высшее образование» в 1999-2008 годах, и в качестве образцов данных для построения карты ключевых слов статей проанализировали такие ключевые слова, как «достижения» и «глобализация» [8]. Следует отметить, что при визуальном анализе библиометрии, проводимом CiteSpace, источниками данных являются только ключевые слова, авторы, учреждения, ссылки и т. д., но игнорируется аннотацион-ная часть документа. Аннотация - это краткое изложение документа, которое может четко отразить объект исследования, метод, цель, процесс, результат и исследовательскую значимость выполненной работы. Таким образом, чтобы всесторонне описать и проанализировать интернационализацию управления как составляющую интернационализации высшего образования, необходимо сочетать инструменты библиометрического анализа CiteSpace и корпусный подход для поиска ключевых слов и аннотационной части документа.

С позиции ключевых слов, главных слов аннотаций, словосочетаний и т. д. в данной статье анализируются направление и векторы развития интернационализации управления в исследовании интернационализации высшего образования в Китае в 2010-2021 годах.

Проектирование исследования

Инструменты и методы исследования

Для того чтобы изучить размерность и тенденции интернационализации управления высшим образованием, нами в качестве исследовательского инструмента использовался CiteSpace V, позволяющий создать карту ключевых слов статей, опубликованных в 2010-2021 годах и посвященных интернационализации высшего образования. Карта знаний, созданная CiteSpace, задействует визуальное, математическое и логическое мышление и изменяет метод человеческого постижения мира. Другими словами, она глубоко отражает и раскрывает природу и законы определенной области в объективном мире с помощью абстрактной категории «науки второго порядка» и интуитивной карты научного познания. Структура и функции карты знаний основаны на модели развития теории науки Куна, теории границ науки Прайса, теории структурных дыр анализа социальных сетей, теории сбора информации для научного общения и теории дисперсии и рекомбинации единиц знания [9]. По сравнению с SciVal, инструментом анализа дисциплин, основанным на Scopus, и другими широко используемыми инструментами CiteSpace - это программное обеспечение для анализа частотности слов, «важное программное обеспечение в библиометрии. Визуализированная карта знаний CiteSpace является инструментом, применяемым в научной литературе для выявления и отображения состояния исследований и прогнозирования исследовательских тенденций. Также карта знаний может показать процесс развития и структуру знаний» [7, 48]. CiteSpace позволяет производить анализ и обобщение по таким критериям, как автор (авторы), организация, страна, цитируемые авторы, цитируемая литература, ключевые слова и т. д. Помимо этого инструмент CiteSpace может автоматически создавать карту научных знаний в указанной области в соответствии с данными исследователей, помещенными в опубликованных материалах, и предоставляет уникальное преимущество при анализе литературы [10]. Нами будут проанализированы ключевые слова статей об исследованиях интернационализации высшего образования

с 2010 года по 2021 год включительно в базе данных СКК1, чтобы с помощью полученных графиков и таблиц выявить вектор развития отечественных исследований интернационализации менеджмента и их направления в этой области.

Помимо использования технологии визуализации литературных знаний нами также будет приведена аргументация в сочетании с применением корпусного подхода. Айсопс и -важные программы для корпусного анализа. Они позволяют проводить качественный и количественный корпусный анализ частотных слов, ключевых слов, словесных кластеров, сочетаний, индексных строк и других параметров и лучше всего подходят для описания характеристик и общего шаблона корпуса. В СКК1 мы, соответственно, используем Айсопс и для проведения полнотекстового анализа. Можно обнаружить, что объем публикаций двух корпусов увеличивается с каждым годом, а прогнозируемое значение объема публикаций А^сопс в 2021 году выше, чем у '^^тйИ. А^сопс, бесплатный безопасный инструмент для корпусов, был разработан японским ученым Лоуренсом Энтони. Это программное обеспечение для корпусного анализа с тремя функциями поиска слов, создания списка слов и списка предметных слов. Согласно статистической проверке корреляция между А^сопс и Wordsmith 4.0 составляет 1,00. Это указывает на наличие значительной корреляции между двумя результатами поиска программного обеспечения на уровне 0,01, поэтому результаты поиска в Апсопс заслуживают доверия [11]. Айсопс имет дружественный интерфейс, прост в работе и полнофункционален. Таким образом, нами А^сопс выбирается в качестве инструмента применения корпусного метода для анализа аннотаций статей, посвященных исследованиям интернационализации высшего образования в 2010-2021 годах, а также для поиска фокусных точек и акцентов исследования в течение этого временного отрезка в базе данных СКК1 в плане тезауруса, связанных словосочетаний и строк указателей.

Источники данных

Нами сделана выборка из китайской базы данных «Китайская национальная сеть знаний» (СКК1). СКК1 - это самая крупная база данных с наибольшим количеством статей, собранных в Китае. Чтобы обеспечить авторитетность и надежность исследования, мы выбрали для поиска только 25 основных журналов по высшему образованию (табл. 1) из категории II социальных наук академических журналов СКК1.

Таблица 1

Перечень издающихся в КНР основных журналов по высшему образованию

Table 1

Major journals on higher education published in China

Название издания Комплексный фактор влияния Название издания Комплексный фактор влияния

Исследования высшего инженерного образования 4,364 Исследования образования аспирантов 1,189

Исследования китайского высшего образования 3,140 Высшее образование Цзянсу 1,163

Образовательные исследования университета Цинхуа 2,580 Современное университетское образование 1,097

Преподавание в университетах Китая 2,341 Изыскания в области высшего образования 1,092

Управление образованием в вузах 2,198 Вестник идеологическо-теоретического образования 0,965

Мир иностранного языка 2,093 Общественные науки в вузах Китая 0,950

Исследования высшего образования 2,015 Развитие высшей школы и его оценка 0,919

Образовательный форум Пекинского университета 1,621 Исследования идеологического образования 0,895

Образовательный форум Фудань 1,500 Исследования идеолого-политического образования 0,788

Изучение иностранных языков с помощью электроприборов 1,410 Исследования высшей школы в Хэйлунц-зяне 0,776

Ученые степени и образование аспирантов 1,327 Наука и техника в высшей школе Китая 0,767

Высшее образование Китая 1,241 Партийное строительство в вузах и идеологическое образование 0,573

Наука университетского образования 1,234

Для обеспечения максимальной степени нацеленности на предмет исследования условия поиска устанавливаются следующим образом: Тема = интернационализация высшего образования или заголовок = интернационализация высшего образования, or title = расширение на английском и китайском языках (интернационализация высшего образования) или v субъект = расширение на английском и китайском языках (интернационализация высшего образования) ИЛИ (ключевое слово = интернационализация образования аспирантов) or keyword = расширение на английском и китайском языках (интернационализация образования аспирантов), or keyword = расширение на английском и китайском языках (интернационализация высшего образования), or keyword = расширение на английском и китайском языках (интернационализация образования студентов общего курса), or keyword = расширение на английском и китайском языках (глобализация высшего образования) и источник документа =? или китайское название журнала =? плюс дата публикации

Between (2010-01-01, 2021-03-02) (нечеткое соответствие; номер «?» означает отдельный поиск в 25 основных журналах). Путем поиска мы получили в общей сложности 426 результатов. Если отбросить ознакомление с университетами, газетные статьи и другую не относящуюся к делу информацию, то остается 425 эффективных образцов, которые были экспортированы в формат RefWorks.

Кроме того, в качестве объектов исследования мы выбрали аннотации к 425 публикациям, найденным в 25 основных журналах по высшему образованию в 2010-2021 годах. Также мы использовали корпус китайского языка LCMC в качестве справочной базы данных для исследования ключевых слов. В соответствии с представленными версией Antconc 3.5.8 для Mac данными состояние языкового материала отражено в табл. 2.

Lancaster Corpus of Mandarin Chinese (LCMC) -это сбалансированный языковой корпус современного китайского языка, созданный доктором Сяо Чжунхуа, ученым, проживающим в Англии.

Таблица 2

Данные о состоянии исследуемого языкового материала

Table 2

Data on the studied language material

Показатель Корпус аннотаций основных журналов по высшему образованию LCMC

Категориальные знаки 4 380 73 227

Формальные знаки 39 011 906737

Данный корпус составлен строго в соответствии с моделью FLOB (Freiburg-LOB Corpus of British English), и его использование способствует проведению одноязычных китайских или двуязычных китайско-английских (английско-китайских) компаративистских исследований на основе корпуса [12]. Поскольку количество формальных и категориальных знаков в справочном корпусе намного больше, чем в отобранном нами корпусе, LCMC обладает достаточно высокой справочной ценностью.

Обработка данных

В нашем исследовании использовалось программное обеспечение CiteSpace 5.7.R4 и Antconc 3.5.8.

CiteSpace 5.7.R4 в основном обрабатывает часть ключевых слов в исследовательской выборке и анализирует сеть их совместной встречаемости, что дает возможность выявить темы «горячих точек» и тенденции развития интернационализации высшего образования. Этапы действий таковы:

1) обработать файлы RefWorks, экспортированные из CNKI;

2) установить для параметра порогового значения «Типы узлов» (Node Types) значения «Ключевое слово» (Keyword) и «Коэффициент временного соотношения» (Time Slicing) от 2010,1 до 2021,12 (2021-й рассматривается как целый год). Значение верхнего N устанавливается на отметке 50, а в качестве стратегии сокращения выбирается Сеть отсеченных фрагментов (Pruning Slice Network);

3) проведение визуализированного анализа.

Antconc 3.5.8 обрабатывает «абстрактную»

часть исследовательской выборки. Мы отделяем аннотационную часть исследовательской выборки для создания небольшого корпуса и используем LCMC в качестве справочной базы корпуса данных с целью получения таблицы ключевых слов. Ключевые слова в ней отличаются от части ключевых слов в статье и не являются ключевыми словами в лингвистическом смысле; это «слова, которые встречаются гораздо чаще, чем обычно,

по отношению к соответствующей справочной библиотеке» [13, 55 ]. Далее с помощью полученной таблицы ключевых слов в корпусе нами поясняется ход развития исследований интернационализации высшего образования. Конкретные этапы работы заключаются в следующем.

1. Использование программы Antconc 3.5.8 для Mac, чтобы сгенерировать последовательность ключевых слов в наблюдаемом корпусе с LCMC в качестве справочного корпуса.

2. Выборка из полученного на первом шаге листа ключевых слов высокочастотных ключевых слов и помещение в таблицу знаменательных слов с высокой степенью ключевого характера (keyness), а также анализ их сочетаний.

Вопросы и цели исследования

Основываясь на комбинации карты ключе -вых слов и корпусного подхода, предоставленного CiteSpace, авторами данной статьи изучается исследовательская ситуация в сфере интернационализации управления на материале вышедших в 2010-2021 годах публикаций, посвященных интернационализации высшего образования, на примерах ключевых слов, абстрактных предметных слов и их сочетаний. Данная статья посвящена ответам на четыре исследовательских вопроса.

1. Каковы исходя из ключевых слов ключевые моменты и «горячие точки» исследований интернационализации управления в исследованиях интернационализации высшего образования, проведенных в 2010-2021 годах?

2. Какова исходя из ключевых слов тенденция развития исследований интернационализации управления в исследованиях интернационализации высшего образования, проведенных в 2010-2021 годах?

3. Какие аспекты интернационализации управления отражены в исследованиях интернационализации высшего образования, проведенных в 2010-2021 годах, исходя из главных слов аннотаций и их словосочетаний?

4. Какова взаимосвязь между измерениями интернационализации управления

в исследованиях интернационализации высшего образования, проведенных в 2010-2021 годах, исходя из главных слов аннотаций и их словосочетаний?

С помощью ответов на указанные исследовательские вопросы авторы данной статьи предполагали выявить текущее состояние, «горячие точки» и тенденции развития интернационализации управления высшим образованием, проанализировать его внутренние измерения и изучить взаимосвязь между каждым измерением, чтобы предоставить материал и поддержку для развития интернационализации высшего образования в Китае.

Интернационализация управления согласно ключевым словам CiteSpace

В CiteSpace есть три категории для исследования на уровне ключевых слов, а именно: анализ общих слов (co-word analysis), анализ частотности слов и анализ слов расширения (burst phrases). С помощью кластерного анализа ключевых слов, статистики частоты встречаемости слов и статистического анализа слов расширения могут быть выявлены внутренние взаимоотношения между сборниками документов, а также «горячие точки» исследования в определенной дисциплине или области за определенный период времени (см.: [14, 44]). Путем изучения совместного появления слов или словосочетаний в лексиконе сборника документов мы можем определить взаимосвязь между предметами, представленными в данном сборнике (см.: [15, 70]). С помощью анализа частотности ключевых слов можно выявить частотную взаимосвязь определенного ключевого слова с конкретной областью исследования или с определенным сборником документов. С другой стороны, анализ слов расширения показывает ключевые слова с очевидными изменениями частоты в течение определенного периода времени, что способствует ходу развития нашей науки.

Частотный анализ слов

Анализ визуализации знаний проводился нами по ключевым словам исследований интернационализации отечественного высшего образования за последние 12 лет, а источники данных из CNKI были импортированы в CiteSpace (каждый параметр был таким: Временной срез = 2010,1-2021,12, годов в срезе = 1, Типы узлов = Ключевое слово, Обрезка = Обрезка сетей). В результате мы получили частотность ключевых слов, которые встречались не менее 5 раз за последние 12 лет (табл. 3).

В столбце Count (см. табл. 3) отражена частота появления слова, в столбце Year указан год, в котором оно впервые появляется в рамках установленного нами периода исследования, в столбце Keywords помещены ключевые слова, и все это является наиболее лапидарным выражением основного содержания статьи. Keywords отражают частоту встречаемости ключевых слов в результатах исследований смежных областей. «Если какое-либо ключевое слово неоднократно встречается в литературе по своей области, тема исследования, представленная этим ключевым словом, становится горячей темой исследования в данной области» [16, 15 ]. Следовательно, чем выше частота встречаемости ключевого слова, тем выше исследовательский интерес к обозначаемой им сфере. Как следует из табл. 3, ключевыми словами и словосочетаниями с самой высокой частотой встречаемости являются «интернационализация высшего образования», «интернационализация», «высшее образование» и т. д. Все указанные в табл. 3 годы встречаемости высокочастотных ключевых слов относятся к раннему периоду, и это говорит о том, что в группе связанных исследований высшего образования в Китае количество и масштаб исследований по интернационализации высшего образования составляют самую высокую долю. Другие ключевые словосочетания, такие как «поствузовское образование», «интернационализация образования» и «держава высшего образования», являются традиционными «горячими точками» исследований в данной области. Обратим внимание на то, что такие указанные ниже ключевые словосочетания с частотой встречаемости выше 5, как «Один пояс -один путь» (2017 год), «инициатива "Один пояс -один путь"» (2017 год) и «Зона Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао» (2019 год) в исследованиях интернационализации высшего образования встречаются относительно поздно в силу интернационализации исследований и разработок высшего образования и связи данного процесса с государственной политикой и государственными инициативами. Инициатива «Один пояс -один путь» и строительство района Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао также могут способствовать интернационализации высшего образования. Следует отметить, что хотя частота встречаемости такого ключевого словосочетания, как «район Большого залива Гуандун -Гонконг - Макао» достаточно низкая, годы его появления - относительно недавние. Исходя из сопоставления статей, где встречаются эти ключевые словосочетания, с историческим бэкграундом,

Таблица 3

Совместная встречаемость ключевых слов и словосочетаний в исследованиях интернационализации высшего образования, проведенных в 2010-2021 годах

Table 3

Co-occurrence of keywords and phrases in 2010-2021 studies of higher education internationalization

Count Year Keywords Count Year Keywords

133 2Q1Q Интернационализация высшего образования 6 2Q1Q Интернационализация постдипломного образования

92 2Q1Q Интернационализация 6 2Q1Q Интернационализация университетов

61 2Q1Q Высшее образование 6 2Q12 Интернационализированное управление школами

26 2Q1Q Постдипломное образование 6 2Q1Q Путь развития

23 2Q1Q Интернационализация образования 6 2Q16 Строительство первоклассных университетов и специальностей международного уровня

17 2Q1Q Глобализация 6 2Q17 Инициатива «Один пояс - один путь»

14 2Q1Q Китайско-зарубежное сотрудничество в сфере управления школами 5 2Q12 Исследования в сфере высшего образования

13 2Q1Q США 5 2Q12 Путь

1Q 2Q1Q Держава высшего образования 5 2Q19 Зона Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао

8 2Q11 Первоклассный мировой университет 5 2Q1Q Исследовательский университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 2Q13 Глобализация высшего образования 5 2Q11 Стратегия

7 2Q1Q Образование для иностранных студентов 5 2Q14 Контрмеры

7 2Q12 Иностранные студенты 5 2Q11 Студент

7 2Q11 Иностранные студенты в Китае 5 2Q1Q Университет

7 2Q14 Япония 5 2Q12 Международные студенты

7 2Q1Q Местные вузы 5 2Q1Q Стратегия развития

7 2Q17 Один пояс - один путь 5 2Q11 Подготовка талантов

6 2Q12 Тактика

с позиции как Программы тринадцатого пятилетнего плана, так и Программы планирования района Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао продвижение строительства района Большого залива - это новая политика последних лет. Исследования строительства района Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао также становятся горячей темой. Пять статей в этом узле ключевых словосочетаний представлены исследованиями Ван Чжицяна (2019, журнал «Исследование высшего образования») [17], Цзяо Лэя (2020, журнал «Управление высшим образованием») [18] и Се Айлэя (2019, журнал «Исследования высшего образования в Китае») [19], и все эти авторы обращают внимание на такие вопросы, как

институциональные инновации, комплексное развитие, содействие открытости и мощности влияния региональных университетов. Прочитав полный текст этих исследований, мы можем обнаружить, что руководство университетов в районе Большого залива сталкивается со многими трудностями, такими как несоответствие совместной подготовки талантов практическим требованиям, несовершенная система коммуникации инновационных элементов, высокие институциональные барьеры для подготовки талантов и ограниченная степень интернационализации академических обменов и сотрудничества. Цзэн Чжижун предлагает, опираясь на стратегии национального развития, определить ориентацию

международного развития района Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао, изучить путь повышения конкурентоспособности района залива мирового класса, объединить высококачественные ресурсы всех трех мест, а дополнительная платформа комплексной разработки зоны Залива должна создать региональный центр высшего образования [20]. Чжо Цзайлинь полагает, что вузы должны провести реформу обучения талантов в соответствии с законами о высшем образовании и законами о региональном развитии, создать многомерную систему гарантий для международного обмена и сотрудничества в области регионального высшего образования в новую эпоху, а также отрегулировать пределы компетенций и ответственности во взаимодействии между университетами и обществом на основе требований регионального развития [21]. В целом выход для управления высшим образованием в районе Большого залива заключается в прояснении собственного позиционирования, извлечении уроков из региональных

преимуществ и построении многомерной системы взаимосвязей между талантами, платформами и путями развития.

Анализ общих слов (co-word analysis)

Метод анализа общих слов, будучи важным методом библиометрического анализа, непрерывно развивался и обеспечил много важных достижений с тех пор, как он был предложен в 1970-х годах. Обычно считается, что чем чаще лексические пары появляются в одном и том же документе, тем теснее взаимосвязь между ними. Таким образом, подсчитывая частоту встречаемости пар тематических слов в группе литературных источников, можно сформировать сеть совместных слов, состоящую из этих пар слов, и расстояние между узлами в сети может отражать родство и взаимосвязь тематического содержания (см.: [15, 70]).

В результате анализа ключевых слов и словосочетаний, отражающих узловые категории с помощью CiteSpace V, был получен рис. 1.

Рис. 1. Визуализованная схема кластеров ключевых слов и словосочетаний CNKI Fig. 1. Visualized diagram of clusters of keywords and phrases from the CNKI database

В результате исследования кластеров ключевых слов и словосочетаний публикаций об интернационализации высшего образования в 25 журналах за 2010-2021 годы, хранящихся в СКК1, мы получаем такие категории кластеров, как «высшее образование», «интернационализация высшего образования», «стратегия развития образования», «частное образование», «китайско-иностранное сотрудничество в сфере управления школами», «интернационализация университетов», «стратегия», «национальный характер высшего образования», «идеологические и политические образовательные методы», «идентичность», «инициатива "Один пояс - один путь"» и т. д.

В целом эти ключевые слова и словосочетания, группирующиеся по кластерам, указывают:

1) на исследования интернационализации, в основном включающие в себя интернационализацию высшего образования, интернационализацию университетов и глобализацию высшего образования;

2) образовательную политику (например, стратегия развития, тактика, китайско-иностранное сотрудничество в управлении школами, национальный характер высшего образования и другие соответствующие темы);

3) исследования формальных методов, в том числе это «частное образование», «идентичность», «инициатива "Один пояс - один путь"», «идеологические и политические образовательные методы» и другие темы. Все это очевидно демонстрирует просвещение в области управления университетами: в течение последних 12 лет исследователи изучали высшее образование, особенно интернационализацию и глобализацию университетов и университетское управление, и это является важным звеном в интернационализации образования. Благодаря темпам интернационализации может быть реализована интернационализация высшего образования. В свою очередь, такие направления, как стратегия развития образования, китайско-иностранное сотрудничество в сфере управления школами, национальный характер и исследования стратегии развития университетов относятся к политической составляющей в области образования. Китайско-иностранное сотрудничество в сфере управления школами является важным методом интернационализации образования, давая ответ на вопрос, как эффективно справляться с культурными различиями. Проблема идентичности также является важной проблемой, неизбежно возникающей на пути интернационализации управления. Что касается исследований форм и методов интернационализации высшего

образования, то немало исследований проводится в области политики «Один пояс - один путь», и среди ключевых словосочетаний в подобных исследованиях встречаются такие, как «новая концепция», « План на 300 000 иностранных студентов», « управление школами в отечественных и зарубежных вузах», «стратегическая стыковка со странами вдоль маршрута "Один пояс - один путь"» и т. д. Соответственно интернационализация управления университетами на платформе государственной политики исходя из интересов последней и стыковки со странами вдоль маршрута «Один пояс - один путь» поможет интернационализации управления университетами избежать множества крутых поворотов.

С учетом вышеизложенного мы предлагаем для развития интернационализации управления отечественными университетами разработать правильную политику в области образования и изучить стратегии развития на основе опыта реформы высшего образования. Базируясь на позитивной платформе государственной политики, университетское управление и макроконтроль должны быть оптимизированы с учетом аспектов культуры, политики, системы и академических кругов для того, чтобы адаптироваться к интернационализации образования в новую эпоху и постэпидемический период.

Анализ слов расширения (burst phrases)

Выражение Burst detection имеет несколько часто встречающихся переводов - внезапное изменение, внезапное обнаружение, резкое увеличение и т. д. Основной смысл этого выражения состоит в том, что значение переменной в течение короткого периода времени претерпевает сильное изменение, и CiteSpace рассматривает информацию о подобных резких изменениях как средство измерения изменений глубинных [22]. Передний край исследований может рассматриваться в качестве научных проблем, обсуждаемых в группе литературных источников на основе внезапно появляющихся статей (Burst Article) в определенный период времени, и должен основываться на анализе литературы и внезапно появляющихся терминов (Burst Terms). В сочетании с анализом соответствующей цитируемой литературы выносится комплексное суждение и ведется отслеживание переднего края исследований в определенной области (см.: [23, 136]). Путем базового анализа CiteSpace и в соответствии с хронологическим порядком мы получили рис. 2. На нем показаны всего 19 базовых ключевых слов и слово -сочетаний, и все они обозначают «горячие точки»

Keywords Year Strength Begin End

Реформа 2Q10 2,02 2Q10 2Q11

Исследования высшего образования 2Q10 1,77 2Q12 2Q15

Интернационализация управления школой 2Q10 1,7 2Q12 2Q13

Университетский английский язык 2Q10 1,54 2Q12 2Q13

Сотрудничество в высшем образовании 2Q10 1,54 2Q12 2Q13

Локализация 2Q10 1,54 2Q12 2Q13

Высшее инженерное образование 2Q10 1,37 2Q13 2Q15

Тактика 2Q10 2,33 2Q14 2Q16

Мобильность студентов 2Q10 1,84 2Q16 2Q18

Один пояс - один путь 2Q10 1,38 2Q16 2Q19

Подготовка талантов 2Q10 1,35 2Q16 2Q17

«Один пояс - один путь» 2Q10 2,11 2Q17 2Q21

Глобализация высшего образования 2Q10 1,62 2Q17 2Q18

Япония 2Q10 1,62 2Q17 2Q18

Сингапур 2Q10 1,.58 2Q17 2Q18

Мировые первоклассные университеты 2Q10 2,56 2Q18 2Q19

Построение первоклассных вузов и специальностей 2Q10 1,58 2Q18 2Q21

Район Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао 2Q10 2,34 2Q19 2Q21

Инициатива «Один пояс - один путь» 2Q10 2,11 2Q19 2Q21

Рис. 2. Горячие точки исследований интернационализации высшего образования CNKI в 2010-2021 гг. Fig. 2. Hotspots of 2010-2021 studies on higher education internationalization (according to CNKI)

исследований в области интернационализации высшего образования. Жирным шрифтом красного цвета указан временной период исследований.

Согласно приведенным на рис. 2 данным новые «горячие точки» исследований в Китае в 2010-2021 годах следующие: реформа, исследования в области высшего образования, интернационализация, университетский курс английского языка, сотрудничество в сфере высшего образования, локализация, высшее инженерное образование, контрмеры, мобильность студентов, один пояс - один путь, подготовка талантов, глобализация высшего образования, Япония, Сингапур, первоклассные мировые университеты, строительство первоклассных университетов и специальностей международного уровня, район Большого залива Гуандун - Гонконг -Макао и т. д. «Горячими точками» исследований с 2017 года по 2021 год являются глобализация высшего образования, Япония, Сингапур, первоклассные мировые университеты, строительство первоклассных университетов и специальностей международного уровня и район Большого залива

Гуандун - Гонконг - Макао. Предмет исследования с самой продолжительной практикой - темы, сочетающие инициативу «Один пояс - один путь» и интернационализацию образования. Последние темы исследований связаны с созданием первоклассных университетов и специальностей международного уровня и строительством района Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао. Исследования отечественных ученых, основанные на государственной стратегии, актуальны и важны. Например, Цзян Цивэй провел исследование, затрагивающее многие проблемы интернационализации послевузовского образования в Китае, и он полагает, что для создания первоклассных университетов и специальностей международного уровня необходимо: ускорить обновление образовательных концепций и способствовать международному пониманию образования; интенсифицировать строительство первоклассных дисциплин и создать бренд «Обучение в Китае»; усилить построение системы учебных программ, ориентированной на обучение элитных талантов; улучшить подготовку учителей и сосредоточить

внимание на улучшении человеческого капитала [24]. Лю Сяоли считает, что интернационализация постдипломного образования должна сформировать новую силу для поддержки строительства первоклассных университетов и специальностей международного уровня путем содействия углубленному развитию зарубежного обучения аспирантов, «местной интернационализации» системы учебных программ, «эффекта перелива» интернационализации университетского сотрудничества, интернационализации команды наставников и усиления контроля качества [25]. Кроме того, в таких книгах, как «Эксплуатация и просвещение по интернационализации учебной программы канадских университетов - на примере Университета реки Томпсон» Хан Яньмина [26] и «Новая отправная точка для интернационализации и новых идей в целях создания местных первоклассных университетов и специальностей международного уровня» Чжоу Хаобо [27], даются новые идеи для исследования интернационализации управления высшим образованием.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что наиболее передовыми и популярными рамками исследований области интернационализации управления высшим образованием в будущем должны стать: интернационализация первоклассных университетов и специальностей международного уровня в свете инициативы «Один пояс -один путь»; взаимосвязь между строительством района Большого залива Гуандун - Гонконг -Макао и интернационализацией местного высшего образования; а также локализация интернационализации управления высшим образованием. Отправными точками являются «локальная интернационализация» управления университетами, интернационализация управления с точки зрения национализации первоклассных университетов и специальностей международного уровня, противоречие «эффекта перелива» между университетским управлением и межвузовским сотрудничеством и так далее.

Анализ интернационализации управления с точки зрения главных слов Antconc

Наши предшественники также проводили соответствующие исследования главных и ключевых слов и словосочетаний. Словосочетания (кол-локация, collocation) - это «отношения взаимодействия» между терминами [28]. В строке индекса корпуса сумма количества слов вокруг узлового слова в центре выступает в качестве промежутка,

а слова, появляющиеся в каждой позиции в промежутке, являются словами и сочетаниями узлового слова [29]. Г. Кемппанен (H. Kemppanen) сравнил слова и их сочетания в оригинальном финском тексте и переведенном тексте и обнаружил, что смысловые созвучия слова «дружба» в оригинальном финском тексте и переведенном тексте сильно различаются [30]. C. Лавиоза (S. Laviosa) провел исследование различных словоформ слов и сочетаний, встречающихся в двух газетах ЕС - The Guardian и The European, и выявил отсутствие явных тенденций к смысловому созвучию, что указывает на то, что имидж Европейского союза был относительно нейтрален [31]. Итальянский ученый Эрика Басси с помощью метода сопоставительного анализа изучила трактовки Киотского протокола в итальянской газете La Repubblica и американской газете The New York Times и установила, что американская газета характеризует Протокол негативно, а итальянская газета - позитивно [32]. Таких исследований имеется очень много, но все еще относительно мало исследований, анализирующих общую ситуацию интернационализации управления высшим образованием с точки зрения ключевых слов и словосочетаний. Однако общий шаблон этой сферы за последние 12 лет требует относительно всестороннего и полного описания и разъяснения. Таким образом, мы намерены описать его с помощью двух параметров корпуса: главных слов и словосочетаний.

Знаменательные ключевые слова в наблюдаемом корпусе

На основе последовательности ключевых слов, сгенерированной программой Antconc 3.5.8 для Mac, в соответствии с порядком убывания частотной повторяемости мы выбрали более 700 наиболее репрезентативных ключевых слов для проведения исследования и составили табл. 4.

Помещенные в табл. 4 ключевые слова можно условно разделить на несколько категорий.

1. Категория взаимодействия между Китаем и зарубежными странами (например, международный, наша страна, Китай, государство, сотрудничество, глобализация и т. д.). Главные слова этой категории отражают исследования интернационализации высшего образования с 2010 года по 2021 год, в том числе и исследования интернационализации управления университетами, по большей части основанные на государственном уровне и годные для изысканий возможностей интернационализации высшего образования в процессе китайско-зарубежного взаимодействия с точки зрения международного сотрудничества.

Таблица 4

Репрезентативные ключевые слова LCMC анализируемого корпуса аннотаций

Table 4

Representative LCMC keywords of the analyzed corpus of abstracts

Частота встречаемости Ключевой характер (+) Ключевое слово Частота встречаемости Ключевой характер (+) Ключевое слово

1 183 11 480,54 Интернационализация 2Q1 1 145,19 Студент

1 133 10 870,59 Высшее образование 195 1 071,31 Построение

684 4 023,57 Развитие 186 1 433,52 Стратегия

64Q 4 596,32 Образование 18Q 1 646,48 Управление школой

342 2 435,66 Международный 179 1 538,08 Аспирант

3Q4 1 805,09 Наша страна 174 770,45 Государство

259 2 278,84 Вуз 163 1 158,34 Сотрудничество

23Q 1 625,89 Университет 152 748,23 Важный

223 981,22 Китай 145 936,37 Качество

211 1 137,5 Исследование 143 1 391,74 Глобализация

2. Категория образовательного строительства (например, развитие, образование, исследования, строительство, стратегия, управление школой, качество и т. д.). Как пишет Ван Сяомин, в центре внимания исследований качества преподавания было качество преподавания после 2000 года [33]. Следует отметить, что на изучаемом нами этапе (с 2010 года) исследования сосредоточены не только на качестве преподавания, но и на построении интернационализации.

3. Категория образовательных объектов (например, вуз, университет, студенты, аспиранты и т. д.). Независимо от того, являются ли высшее образование и вузовское управление интернационализированными или локализированными, объектом служат преподаватели и студенты, а носителем - учебные заведения. Очень трудно найти выход для международного исследования без носителей и объекта. Хо Шаобо указал, что в дальнейшем исследования интернационализации высшего образования в нашей стране должны прочно базироваться на местной практике, чтобы можно было уяснить уникальное содержание интернационализации высшего образования в Китае и проанализировать процесс ее формирования, а также переосмыслить и реконструировать его [34]. В категориях главных слов данного исследования также косвенным образом обнаруживается это направление развития - обратите внимание на то, как объект образования высвечивается в качестве основы для «практики местной коренизации». В исследованиях же построения образования проявилось наше переосмысление

формирования интернационализации и влияния ее на образование. В свою очередь, исследования состояния китайско-зарубежного взаимодействия могут помочь нам понять уникальное содержание интернационализации высшего образования в Китае. Следует отметить, что то же самое можно сказать и об администрировании высшего образования: за почти 12 лет исследований перспектива интернационализации управления постоянно менялась с международной на внутригосударственную и обратно. На основе изучения выборок вузов, преподавателей и студентов исследования проводились по аспектам развития университетов, университетского образования, академических исследований, стратегии управления школой и по другим аспектам, которые дополняют друг друга.

Ван Сяомин с помощью технологии визуализации CiteSpace провел исследование изменения качества преподавания в вузах Китая и обнаружил, что 1980-2016 годы подразделяются на четыре этапа: изыскания и испытания (1980-1993), определение и реализация (1994-1999), углубление реформ (2000-2008) и устойчивое развитие (2009 -по настоящее время) (см.: [33, 91]). Этап, затрагиваемый в данном исследовании, является четвертым, то есть этапом стабильного развития. Стоит отметить, что на этапе стабильного развития качества преподавания в университетах, то есть после 2010 года, наши исследования интернационализации высшего образования и интернационализации управления были сосредоточены на китайско-иностранном сотрудничестве, построении образования, объектах образования, дабы изучить

насущный характер. Ниже мы приводим примеры соответствующих индексных строк.

Ниже мы приводим пример индексных строк из статьи.

1. «Беря за первоисточник План развития интернационализации высшего образования провинции Чжэцзян (2010-2020 гг.), а также исходя из основных показателей интернационализации образования с привязкой к реальному состоянию высшей профессиональной школы в провинции Чжэцзян, [автор] анализирует основные факторы, влияющие на интернационализацию высшего профессионального образования, а также исследует продвижение интернационализации высшего профессионального образования» [35, 117 ].

2. «В целях всестороннего построения общества со средним достатком в 2020 году, а также ради нашего вхождения в ряд инновационных стран наше высшее образование должно адаптироваться к целям государственного экономического и социального развития, расширять и укреплять реформу и инновации как мощный стимул для совершенствования высшего образования. В качестве основной задачи совершенствования высшего образования следует рассматривать повышение его качества и утвердить повышение качества образования как основную концепцию развития образования, повышая уровень интернационализации высшего образования» [36, 1].

3. «Ускорение процессов интернационализации китайских университетов исследовательского типа в новой ситуации имеет не только

Таблица 5

Знаменательные слова и словосочетания по теме «Интернационализация»

Table 5

Notional words and phrases on the topic «Internationalization»

Частота встречаемости Значение MI Слово или словосочетание Частота встречаемости Значение MI Слово или словосочетание

565 4,03953 Высшее образование 24 4,236 Вуз

105 4,21845 Стратегия 22 4,18086 Участвовать

58 4,77206 Процесс 21 5,26575 Преподавательский состав

58 4,15987 Продвигать 21 4,62832 Специальность

55 4,28556 Учебный курс 21 4,07812 Тактика

46 4,24499 Америка 20 4,66485 Высшее профессиональное

44 4,16294 Уровень 20 4,41109 Степень

29 4,09399 Повышать 19 4,162 Особенность

29 4,06845 Фон 19 4,12136 Ускорить

26 4,25195 Опыт 18 4,21328 Местный

влияние этих трех факторов на интернационализацию высшего образования, в том числе на интернационализацию управления.

Слово «интернационализация» и подходящие слова и словосочетания

Из таблицы ключевых слов (см. табл. 4) можно понять, что слово «интернационализация» является ключевым знаменательным словом с самой высокой частотой встречаемости, и оно наиболее соответствует объекту нашего исследования - интернационализации высшего образования. Поэтому мы выбрали данное слово в качестве узлового поиска слов и словосочетаний, отсортированных в порядке убывания частоты встречаемости с длиной диапазона 5 слева направо, с выборкой слов и словосочетаний с М1 > 4,00, и получили табл. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данной таблице глагольные сочетания включают в себя значения «продвигать», «повышать», «участвовать» и «ускорять». Путем исследования трех индексных строк «продвигать», «повышать» и «ускорять» мы обнаруживаем, что индексные строки, несущие смысл «продвигать процесс интернационализации высшего образования», «повышать уровень интернационализации высшего образования» и «ускорять интернационализацию высшего образования», занимают 86,54 %, 55,56 % и 83,33 % соответственно. Это указывает на то, что интернационализация высшего образования в исследованиях после 2010 года получила положительное признание, и ускорение степени интернационализации имеет

большое значение, но и превращается в неизбежный выбор стратегии их развития» [37, 86].

Существительные и словосочетания в табл. 5 можно разделить на две категории. К одной из них относятся слова «колледж», «факультет», « профессия», « местный» и словосочетание «высшее профессиональное образование». Поочередно просматривая индексную строку каждого из них, мы обнаруживаем, что эти слова и словосочетание представляют собой фокусную точку интернационализации. Иначе говоря, за последние 12 лет большинство исследований из опорного базиса исследований интернационализации высшего образования и интернационализации управления включают интернационализацию вузов, интернационализацию преподавательских кадров, интернационализацию профессионального образования, интернационализацию высшего профессионального образования, интернационализацию местного образования и т. д. Ко второй категории относятся слова «местный», «фон» и «Америка». Это показывает, что интернационализация высшего образования и управления университетами все еще продолжается. Поскольку слово «Америка» занимает шестое место по частоте встречаемости (оно используется в корпусе 46 раз), мы полагаем, что большая часть исследовательских ссылок связана с Соединенными Штатами, если посмотреть на строку индекса. Слова «местный», «опыт» и «фон», а также индексные строки с ними отражают интернационализацию управления высшим образованием в определенном контексте (строительство района Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао, инициатива «Один пояс - один путь», постэпидемический период и т. д.). В свою очередь, сочетания слов «местный» и «интернационализация» взаимосвязаны, они иллюстрируют постэпидемический период. Пересечение слов «местный» и «интернационализация» создало определенные темы для исследований.

Обращает на себя внимание то, что значение MI слов «Америка» и «интернационализация» является достаточно высоким, то есть интенсивность словосочетания велика. Наблюдая за линией его индекса, мы обнаружили, что в Китае существует немало исследований по интернационализации американского высшего образования, и это косвенно подтверждает высокую частоту слова «Америка» в совместном употреблении ключевых слов CiteSpace. Это показывает, что наша страна выполнила значительный объем исследований опыта интернационализации зарубежного высшего образования, которые могут стать

основой для локализации интернационализации высшего образования.

Заключение

В данной статье технология визуализации CiteSpace и корпусный подход используются для анализа ключевых слов и частично аннотаций в статьях, посвященных исследованию интернационализации высшего образования в 2010-2021 годах.

На основе статистического анализа 425 статей по интернационализации высшего образования, собранных из 25 основных журналов в базе данных CNKI с 2010 года по 2021 год, мы непосредственно изучили текущую ситуацию в исследованиях интернационализации управления в условиях интернационализации высшего образования. Все действительные образцы используются в качестве источника для создания корпуса рассмотрения аннотаций. Принимая LCMC в качестве справочной базы данных, мы применяем корпусный подход для анализа главных слов, которые отличаются от частотного анализа слов CiteSpace в исследованиях интернационализации высшего образования. Использованные нами методы исследований, а именно визуальный анализ с помощью CiteSpace и метод корпусов, позволяют подробно описывать эффективные выборки языковых материалов и объяснять полученные результаты исследований.

Во-первых, согласно ключевым словам фокус и «горячие точки» исследований интернационализации управления в исследованиях интернационализации высшего образования с 2010 года по 2021 год сосредоточены на управлении последипломным образованием, строительстве первоклассных университетов и специальностей международного уровня, на районе Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао, сотрудничестве в сфере управления школами и т. д. Для района Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао выход для управления высшим образованием заключается в уточнении собственного позиционирования, извлечении уроков из региональных преимуществ и построении многомерной системы взаимосвязей между талантами, платформами и путями коммуникаций. Стратегия интернационализации управления отечественными вузами заключается в формулировании правильной политики в области образования, интеграции опыта реформы высшего образования и стратегии развития его исследования. Для адаптации к новым вызовам новой эпохи и постэпидемического

периода необходимо полагаться на государственную политику, усовершенствовать вузовские культуру, администрирование, систему и академическое управление, а также откорректировать макроконтроль.

Во-вторых, в аспекте тенденции развития образования согласно ключевым словам популярной основой для будущих исследований интернационализации высшего образования должны стать инициатива «Один пояс - один путь», интернационализация первоклассных университетов и специальностей международного уровня и интернационализация управления высшим образованием в районе Большого залива Гуандун -Гонконг - Макао. Отправной точкой может служить «локальная интернационализация» университетского управления, интернационализация управления с точки зрения национализации первоклассных университетов и специальностей международного уровня и противоречие «эффекта перелива» между университетским управлением и межвузовским сотрудничеством.

В-третьих, изучая главные слова в аннотациях, мы обнаружили, что за последние 12 лет перспектива интернационализации управления переключается с международной на внутреннюю и обратно. На основе выборки вузов, преподавателей и студентов исследования проводились по вопросам развития университетов, университетского образования, академических исследований, школьной стратегии и по другим аспектам, которые дополняют друг друга. На стадии стабильного развития качества преподавания в университетах наши исследования сосредоточены на китайско-иностранном сотрудничестве, строительстве образования и объектах, позволяющих изучить влияние интернационализации управления на интернационализацию высшего образования.

В-четвертых, согласно встречаемости слова «интернационализация» и словосочетаний с ним интернационализация высшего образования и интернационализация управления университетами все еще развиваются, и большинство исследовательских ссылок относится к США. Кроме того, интернационализация управления высшего образования происходит в определенном контексте, например в контексте строительства Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао, инициативы «Один пояс - один путь», постэпидемического периода и т. д. В постэпидемический период пересечение словосочетания «местное развитие» и слова «интернационализация» создает определенные темы для исследований. В нашей стране был проведен значительный объем исследований

опыта интернационализации зарубежного высшего образования, что может обеспечить основу для локализации интернационализации высшего образования и управления «локальной интернационализацией».

Основываясь на приведенных выше выводах, мы выдвинули некоторые исследовательские предложения. Во-первых, на этапе стабильного развития качества высшего образования при интернационализации управления высшим образованием необходимо использовать преимущества стабильного качества преподавания для преодоления препятствий, вызванных постэпидемическим периодом. Во-вторых, нужно использовать региональные преимущества и задействовать местные возможности и ресурсы для создания многомерной платформы взаимосвязи талантов и путей их использования. В-третьих, требуется обобщение опыта с учетом исторического фона, чтобы данная платформа, задействующая государственную политику, смогла провести реформу глобализации высшего образования в целях его дальнейшего развития.

Список литературы

1. ш^. [J].

ШПШ. 2021. ШЖ ^69-73^.

2. да^^ашшшдш^ж [J]. ш

ШШШ. 2013. Ш3Ш. Ж53-57^.

3. шт. тшшшшш [J]. фШ^*^

2003. Ш2М. ^309-310^.

4. шштшштиштш^тт

Й® [J]. т^ЩШШШШ. 2004. Ж41Ш. ^127-129^.

5. тт. шшшшжтшжтш& [J]. Ш

. 2014. ®23|Ш. ®38-39^.

6. шш. ЙЙЛЛШШЭДШЛ -яштштш^ш [J]. т^шшш. 2017. Ш39Ш, m

2Ж m66-72^.

7. мшж, шш, ш±%. ийтй^шши^шям МШШ--STCiteSpace^«№WSÜ№ffl[J]. Mt

шшш. 2020. m30#, mum. m 48-54Ж.

8. mm, »т^даяашмиш^шшш*

йШШ--ST1999-2008^ (higher education» АШХЛ

^ШВДМШЙШЯ [J]. 2011. m27#, m3M.

m43-48^.

9. шт, ШШ, ШМ, ШШ, ШХ. CiteSpaceftW

шшшйш [J]. 2015. m33#, m2m. m

242-253Ж.

10. ШЙ^. CiteSpace ЩШХ^ШШЖЩШ [M]. Лм: 2017. ^309 Ж.

11. ^mm^xfrAntconcfrmrn^mm ФМ

ш [J]. 2009. mm m45-48 +78Ж.

12. -ШЙ. "Ш [J]. Фтешш 2007. m3m. т1-5ж.

13. Scott M., Tribble C. Textual Patterns: Key Words and Corpus Analysis In Language Education. Amsterdam : John Benjamins Publishing Company, 2006. 203 p.

14. k+^WH—a T2010~2019^CNKI^W0S®FKttW®M:^ff[J]. tbg

. 2020. ®42#, ®5®. ®44-52^.

15. --^M^ffwa

Uttft [J]. 2008. ®5®. ®70-72^.

16. ^i, *[JR.

^»«t^ff [J]. 2014. mm mn-20^.

17. im -«^fEH^S^W^Erti, 7E fe, [J]. S^S«. 2019. ®8®. M62-67^.

18. ^ffi^fEH^S^W^E: ti,

SS&wts. 2020. m14 m4®. ^7-95^.

19.

2019. ®5®. ®58-

63 + 69^.

20. , I«, ff®.

[J]. S^S«. 2020.

®12®. M84-92^.

21. ^ffff,

«a®--[J]. ff®

s^. 2020. ®12®. M35-43^.

22. CiteSpace^WBurst Detection, 2012.05.03. ^ ^N. URL: http://blog.sciencenet.cn/blog-496649-566289. html. (^N0®: 18.05.2012).

23. « H^S^wwftw&^i^wwft

ffi^--ST8#SSCIS^W^®fj2000-2011^»^

«^N^a^w^ff [J]. 2012. M33#, ®6®. m

136-143^.

24. "«^MiSSSW^^WH^ftS^ [J].

2019. m4®. m30-37^.

25. «

[J]. 2016. ®4®. mu-15^.

26. £MM. in^SftiSSH^ftl^WSiT sa^—^«M^MIJ [J]. 2018. m

3®. m38-43^.

27.

fe&^S® [J]. 2020. ®12®. ®69-74^.

28. Widdowson H. J. R. Firth, 1957, Papers in Linguistics 1934-51 // International Journal of Applied Linguistics. 2007. Vol. 17. P. 402-413.

29. [M]. ^W^tett. 2010. 241 p.

30. Kemppanen H. Keywords and Ideology in Translated History Texts: A Corpus-Based Analysis // Across Languages and Cultures. 2004. Vol. 5, nr 1. P. 89-106.

31. Laviosa S. TEC: A Resource for Studying what is «IN» and «OF» Translational English // Across Languages and Cultures. 2000. Vol. 1, nr 2. P. 159-178.

32. Bassi E. A Contrastive Analysis of Keywords in Newspaper Articles on the «Kyoto Protocol» // Studies in Corpus Linguistics. 2010. Vol. 41. P. 207-218.

33. im

fa--STS^W+№№^®flJWCitespace^m^

ff [J]. ^W^^flJ. 2018. ®1®. M91-103^.

34. [J]. s^« 2020. ®10®. m13-22^.

35. g/M. --

«xtsiRKS^m. Mxs»^. 2012. m30#, m

8®. ®117-119^.

36. [J]. * HS^W^. 2010. ®4®. ®1-2^.

37. m [J].

Ä^Ig&ffWÄ. 2014. ®1®. ®86-91^.

References

1. Yang Huiyu. The Internationalization of Higher Education after the End of the COVID-19 Pandemic. Jiangsu Higher Education, 2021, nr 1, pp. 69-73. (In Chinese).

2. Lin Jie. On the Research of the Challenges and Strategy Faced by the University Management in China. Modern Education Management, 2013, nr 3, pp. 53-57. (In Chinese).

3. Xie Yaping. On the Internationalization of Our Country's Higher Education. Journal of South-Central University for Nationalities (Humanities and Social Sciences), 2003, nr S2, pp. 309-310. (In Chinese).

4. Yin Chaohui. Historical Exploration and Realistic Approaches to the Internationalization of Our Country's Higher Education Management. Science of Science and Management of S. & T, 2004, nr 4, pp. 127-129. (In Chinese).

5. Zhu Sujing. The Development Status and Promotion Strategy of the Internationalization of Higher Education. Education and Vocation, 2014, nr 23, pp. 38-39. (In Chinese).

6. Zhao Fuqiang. Huang Haoyu, Chen Yun. An International Comparison of Cultivating Internationalized Talents for the Human Resources Management of University and Its Reference. Contemporary Economic Management, 2017, vol. 39, nr 2, pp. 66-72. (In Chinese).

7. Liu Hongdou, Yang Ruidong, Ni Shiguang. A Comparative Analysis of Higher Education Internationalization Research at Home and Abroad - Based on the Application of CiteSpace Visualization Knowledge Graph. Modern Educational Technology, 2020, vol. 30, nr 12, pp. 48-54. (In Chinese).

8. Pan Li, Qiao Dong. The Visualization Analysis of Exploring the Hotspot of International Higher Education Research based on Scientometrics - the Analysis of Data Keywords Co-Occurred in Higher Education (1999-2008). Education Science, 2011, vol. 27, nr 3, pp. 43-48. (In Chinese).

9. Chen Yue, Chen Chaomei, Liu Zeyuan. The Methodology Function of CiteSpace Mapping Knowledge Domains. Studies in Science of Science, 2015, vol. 33, nr 2, pp. 242-253. (In Chinese).

10. Li Jie, Chen Chaomei. CiteSpace: Text Mining and Visualization in Scientific Literature, Beijing, Capital University of Economics and Business Press, 2017, 309 p. (In Chinese).

11. Wang Chunyan. Applications of AntConc in Foreign Language Teaching and Research. Technology Enhanced Foreign Language Education, 2009, nr 1, pp. 45-48 + 78. (In Chinese).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Xu Jiajin. Introduction to «The Lancaster Corpus of Mandarin Chinese». China English Education, 2007, nr 3, pp. 1-5. (In Chinese).

13. Scott M., Tribble C. Textual Patterns: Key Words and Corpus Analysis in Language Education, Amsterdam, John Benjamins Publishing Company, 2006, 203 p. (In Eng.).

14. Yi Hongjun, Zeng Lingqin. Research Progress and Trend on Education Internationalization in Recent Ten Years -Based on Quantitative Analysis of CNKI and WOS Literature from 2010 to 2019. International and Comparative Education, 2020, vol. 42, nr 5, pp. 44-52. (In Chinese).

15. Zhong Weijin, Li Jia. The Research of Co-word Analysis (1) - the Process and Methods of Co-Word Analysis. Journal of Intelligence, 2008, nr 5, pp. 70-72. (In Chinese).

16. Feng Jia, Wang Kefei, Liu Xia. Emerging Trends in Translation Studies (1993-2012): A Scientometric Analysis in Cite Space. Technology Enhanced Foreign Language Education, 2014, nr 1, pp.11-20. (In Chinese).

17. Wang Zhiqiang. The Connotation, Positioning, Predicament and Realization Path of the Guangdong-Hong Kong-Macao Greater Bay Area International Higher Education Demonstration Zone. Exploration of Higher Education, 2019, nr 8, pp. 62-67. (In Chinese).

18. Jiao Lei. Guangdong-Hong Kong-Macao Greater Bay Area International Higher Education Demonstration Zone: Implications, Trends and Construction Strategies. Higher Education Management, 2020, vol. 14, nr 4, pp. 87-95. (In Chinese).

19. Xie Ailei, Li Jiaxin, Liu Qunqun. The Integrated Development of Higher Education in the Guangdong-Hong Kong-Macao Greater Bay Area: Background, Foundation and Path. China Higher Education Research, 2019, nr 5, pp. 58-63 + 69. (In Chinese).

20. Zeng Zhirong, Wang Hui, Shi Lu. An Analysis of the Competitive Situation of Higher Education in Guangdong-Hong Kong-Macao Greater Bay Area Based on the Evaluation of the World University Third-Party Index. Higher Education Exploration, 2020, nr 12, pp. 84-92. (In Chinese).

21. Zhuo Zelin, Yang Tirong, Ma Zaoming. How does Higher Education Reform Promote Coordinated Regional Development: Taking Beijing-Tianjin-Hebei, the Yangtze River Delta and Guangdong-Hongkong-Macao Greater Bay Area as Examples. Jiangsu Higher Education, 2020, nr 12, pp. 35-43. (In Chinese).

22. Chen Chaomei. Burst Detection in CiteSpace, available at: http://blog.sciencenet.cn/blog-496649-566289.html (accessed 18.05.2012). (In Chinese).

23. Pan Li, Hou Jianhua. Hot Topics and Fronts of International Higher Education Research - Based on Analysis of Document Co-Citation of 8 International Higher Education Journals from SSCI during 2000-2011. Educational Research, 2012, vol. 33, nr 6, pp. 136-143. (In Chinese).

24. Jiang Qiwei. «First-Class Universities and Disciplines of the World» Construction of Internationalization of Graduate Education in Colleges and Universities. Modern University Education, 2019, nr 4, pp. 30-37. (In Chinese).

25. Liu Xiaoli, Zhang Li, Liu Lei. Research on the Countermeasure of Supporting «World-class Universities

Рукопись поступила в редакцию 07.04.2021 Submitted on 07.04.2021

and World-Class Disciplines Construction» through Graduate Education Internationalization. Journal of Graduate Education, 2016, nr 4, pp. 11-15. (In Chinese).

26. Han Yanming, Zuo Yuanyuan. The Operation and Enlightenment of the Internationalization Workshop of Canadian Colleges and Universities - Taking Thompson River University as an Example. University Education Science, 2018, nr 3, pp. 38-43. (In Chinese).

27. Zhou Haobo, Shan Chunyan. New Starting Point and New Ideas for the Internationalization of Local «Double First-Class» Universities. China Higher Education Research, 2020, nr 12, pp. 69-74. (In Chinese).

28. Widdowson H. J. R. Firth, 1957, Papers in Linguistics 1934-51. International Journal of Applied Linguistics, 2007, vol. 17, pp. 402-413. (In Eng.).

29. Liang Maocheng, Li Wenzhong, Xu Jiajin. Using Corpora: A Practical Coursebook, Foreign Language Teaching and Research Press, 2010, 241 p. (In Chinese).

30. Kemppanen H. Keywords and Ideology in Translated History Texts: A Corpus-Based Analysis. Across Languages and Cultures, 2004, vol. 5, nr 1, pp. 89-106. (In Eng.).

31. Laviosa S. TEC: A Resource for Studying what is «IN» and «OF» Translational English. Across Languages and Cultures, 2000, vol. 1, nr 2, pp. 159-178. (In Eng.).

32. Bassi E. A Contrastive Analysis of Keywords in Newspaper Articles on the «Kyoto Protocol». Studies in Corpus Linguistics, 2010, vol. 41, pp. 207-218. (In Eng.).

33. Wang Xiaoming. Research on Teaching Quality in Chinese Universities: Tracks, Hot Spots and Future Trends -Citespace Visual Analysis Based on 14 Core Journals of Higher Education. Education Research Monthly, 2018, nr 1, pp. 91-103. (In Chinese).

34. Huo Shaobo. Two Orientations of Higher Education Internationalization. Higher Education Exploration, 2020, nr 10, pp. 13-22. (In Chinese).

35. Fang Hua, Tang Xiaobo. The Exploration and Prospect of the Internationalization of Higher Vocational Education - Take Zhejiang Vocational College as an Example. Heilongjiang Researches on Higher Education, 2012, vol. 30, nr 8, pp. 117-119. (In Chinese).

36. Zhou Yuanqing. Make New and Greater Contributions to Building a Well-Off Society in an All-Round Way. China Higher Education Research, 2010, nr 4, pp. 1-2. (In Chinese).

37. Zhu Min. Reflection and Practice of Propelling Internationalization of Research University. Research in Higher Education of Engineering, 2014, nr 1, pp. 86-91. (In Chinese).

Принята к публикации 05.06.2021 Accepted on 05.06.2021

Информация об авторах / Information about the authors

Сюй Хун - профессор, Институт России и стран Евразии при Шанхайском университете иностранных языков; katiaxu@shisu.edu.cn.

Чжан Цзяхуэй - докторант, Институт России и стран Евразии при Шанхайском университете иностранных языков; zjh49@icloud.com.

Xu Hong - Professor, School of Russian and Eurasian Studies, Shanghai International Studies University; katiaxu@shisu.edu.cn. Zhang Jiahui - PhD Student, School of Russian and Eurasian Studies, Shanghai International Studies University; zjh49@icloud.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.