Научная статья на тему 'Изучение иностранных языков студентами аграрного вуза как один из способов формирования ценностей'

Изучение иностранных языков студентами аграрного вуза как один из способов формирования ценностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ ВУЗ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / AGRARIAN UNIVERSITY / FOREIGN LANGUAGE / FORMATION OF VALUES / TEACHING METHODS / EXPERIMENTAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева С.А.

Интенсивное развитие международного сотрудничества в области сельского хозяйства обусловливает необходимость активного владения иностранным языком. Одним из требований к выпускникам вузов сегодня является знание иностранного языка на таком уровне, который позволит им активно и свободно использовать его в сфере своей будущей профессиональной деятельности. Иноязычная профессионально-ориентированная подготовка студентов сельскохозяйственного вуза приобретает в современных условиях существенное значение. Статья акцентирует внимание на проблеме изучения иностранного языка студентами аграрного вуза. Предлагаются элементы экспериментальной программы в рамках изучения дисциплины «Английский язык», имеющие своей целью формирования аксиологических приоритетов у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Study of Foreign Languages by the Students of the Agrarian University as One of the Ways of Values Formation

The intensive development of international cooperation in agriculture needs the active proficiency in a foreign language. One of the requirements to the graduates today is the knowledge of a foreign language at the level that will enable them to actively and freely use it in the field of their future professional activity. Foreign language professionally-oriented training of students of an agricultural university in modern conditions is essential. The article focuses on the problem of learning a foreign language by the students of the agrarian University. The author suggests the elements of a pilot program in the framework of the discipline "The English language" with the purpose of formation of the students' axiological priorities.

Текст научной работы на тему «Изучение иностранных языков студентами аграрного вуза как один из способов формирования ценностей»

тракта свиней в Калининградской области в хозяйствах с промышленной и традиционной технологией содержания // Известия Санкт-Петербургского Государственного аграрного университета. 2009. № 17. С. 78-81.

12. Шестаков А. В. Нематодозы свиней в мелких свиноводческих хозяйствах Калининградской области // XVII Московский международный ветеринарный конгресс (16-24 апреля): труды. Москва, 2009. С. 238-239.

Bibliograficheskij spisok

1. Alenin P. A. Izyiskanie mer borbyi s kishechnyimi nematodozami sviney: avtoref. dis. ... kand. vet. nauk. Saratov. 2008. 17 s.

2. Bespalova N. S., Saschenko N. S. Gelmintozyi sviney v usloviyah Yuga Tsentralnogo Cherno-zemya Rossii // Veterinariya. 2008. № 8. S. 26-29.

3. Ivanyuk V. P. Sezonnaya i vozrastnaya dinamika nematodozov sviney v Verhnem i Srednem Povolzhe // Aktualnyie problemyi nauki v agropromyishlennom komplekse: materialyi 57-oy mezhdunar. nauch. -prakt. konf. Kostroma, 2006. T. 3. S. 46 - 47.

4. Kizin E. K. Epizootologiya osnovnyih sochlenov parazitotsenoza sviney na krupnyih svinokombinatah firmyi «Omskiy Bekon»: avtoref. dis. ... kand. vet. nauk. Tyumen, 2004. 18 s.

5. Kotkov A. V. Ezofagostomoz sviney // Veterinariya. 2008. № 10. S. 38-42.

6. Petrov Yu. F., Ivanyuk V. P. Strongiloidoz sviney v hozyaystvah Nechernozemnoy zonyi RF // Svinovodstvo. 2006. № 3. S. 23.

7. Petrov Yu. F. Assotsiativnyie bolezni sviney i ih profilaktika. Ivanovo, 1994. 55 s.

8. Razumtsova I. A. Rasprostranenie assotsiativnyih parazitov u sviney v Stavropolskom krae i razrabotka effektivnyih mer borbyi s nimi: avtoref. dis. ... kand. vet. nauk. Stavropol, 2009. 22 s.

9. Safiullin R. T. Epizooticheskaya situatsiya po askaridozu sviney po zonam stranyi // Veteri-narnaya zhizn. 2010. № 8. S. 15.

10.Safiullin R. T. Kishechnyie nematodyi sviney pri mono- i smeshannoy invazii: avtoref. dis. ... doktora vet. nauk. Moskva, 1991. 33 s.

11. Shestakov A. V. Epizooticheskaya situatsiya po nematodozam zheludochno-kishechnogo trakta sviney v Kaliningradskoy oblasti v hozyaystvah s promyishlennoy i traditsionnoy tehnologiey soderzhaniya // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo Gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2009. № 17. S. 78-81.

12. Shestakov A. V. Nematodozyi sviney v melkih svinovodcheskih hozyaystvah Kaliningradskoy oblasti // XVII Moskovskiy mezhdunarodnyiy veterinarnyiy kongress (16-24 aprelya): trudyi. Moskva, 2009. S. 238-239.

УДК 378.663:811.111

ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ СТУДЕНТАМИ АГРАРНОГО ВУЗА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ

The Study of Foreign Languages by the Students of the Agrarian University as One of the Ways of Values Formation

Медведева С.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, sve0611@yandex.ru

Medvedeva S.A.

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» 243365, Брянская обл., Выгоничский р-он, с. Кокино, ул. Советская, 2а Bryansk State Agrarian University

Реферат. Интенсивное развитие международного сотрудничества в области сельского хозяйства обусловливает необходимость активного владения иностранным языком. Одним из требований к выпускникам вузов сегодня является знание иностранного языка на таком уровне, который позволит им активно и свободно использовать его в сфере своей будущей профессиональ-

ной деятельности. Иноязычная профессионально-ориентированная подготовка студентов сельскохозяйственного вуза приобретает в современных условиях существенное значение. Статья акцентирует внимание на проблеме изучения иностранного языка студентами аграрного вуза. Предлагаются элементы экспериментальной программы в рамках изучения дисциплины «Английский язык», имеющие своей целью формирования аксиологических приоритетов у студентов.

Summary. The intensive development of international cooperation in agriculture needs the active proficiency in a foreign language. One of the requirements to the graduates today is the knowledge of a foreign language at the level that will enable them to actively and freely use it in the field of their future professional activity. Foreign language professionally-oriented training of students of an agricultural university in modern conditions is essential. The article focuses on the problem of learning a foreign language by the students of the agrarian University. The author suggests the elements of a pilot program in the framework of the discipline "The English language " with the purpose of formation of the students' axiological priorities.

Ключевые слова: аграрный вуз, иностранный язык, формирование ценностей, методы обучения, экспериментальная программа.

Key words: agrarian University, foreign language, formation of values, teaching methods, experimental program.

Вступление России во Всемирную торговую организацию, и как следствие, увеличение объемов экспортных и импортных потоков сельскохозяйственной продукции, возведение многочисленных животноводческих комплексов, возникновение возможных таможенных проблем актуализирует потребность в специалистах сельскохозяйственного профиля, уверенно владеющих иностранным языком как значимым инструментом профессиональной деятельности.

Опираясь на опыт преподавания иностранных языков в других аграрных вузах [1, 3], а также учитывая специфику Брянского государственного аграрного университета, при характеристике курса иностранного языка в пространстве нашего вуза, можно выделить следующие основные моменты:

- разрабатывается специально для обучения студентов конкретной специальности и фокусируется на обучении языковым средствам (грамматике, лексике, фонетике) и коммуникативным функциям, характерным для конкретной сферы использования языка, связанной с той или иной профессией;

- основные приемы обучения иностранному языку направлены на развитие мыслительных способностей студентов, к чему относятся проблемные задания, задания на развитие стратегий осмысленного чтения (понимания коммуникативного смысла иноязычного текста) с последующим использованием информации, извлеченной из текста, для решения коммуникативной задачи и т.д.;

- учет профессиональных потребностей и личностных интересов обучающихся (профессионально значимая тема и ситуации, используемые при обучении языку, аутентичные задания, проблемные тексты, поднимающие актуальные вопросы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, и т.д.) способствует высокой мотивации при изучении иностранного языка;

- иностранный язык предполагает наряду с формированием иноязычной коммуникативной компетенции развитие общих (ключевых) компетенций, необходимых в сфере профессиональной деятельности.

Безусловно, изучая иностранный язык, студенты достаточно быстро убеждаются в том, что помимо чисто лингвистических норм и правил (фонетики, грамматики, синтаксиса) им приходится усваивать нормы и правила иноязычной культуры. На материале изучения иностранного языка очень ясно обнаруживается огромная разница между тем, как воспринимаются одни и те же ценности людьми разных культур.

На занятиях по иностранному языку мы предлагаем использовать помимо профильных тем аксиологическую тематику, что позволит студентам проводить аналогии при сопоставлении различных культурных и коммуникативных норм, анализировать сходство и различие в правилах общения, а с другой стороны - выделять общечеловече-

ские ценности, являющиеся базовыми для любой культуры.

Данная программа, включенная в общую систему занятий по английскому языку, по нашему мнению, будет способствовать формированию ценностных ориентаций студентов. Рекомендуется включать по 2-3 упражнения/задания предлагаемой программы в каждое занятие по английскому языку.

Целью программы является формирование ценностных доминант на занятиях английского языка на материале, посвященном аксиологической проблематике.

Основные задачи программы:

1. Образовательные:

• приобщить студентов с помощью иностранного языка к дополнительным источникам информации,

• расширить общий и профессиональный кругозор.

2. Воспитательные:

• сформировать понимание и уважение к духовным ценностям других народов,

• выработать готовность выпускника вуза содействовать налаживанию профессиональных межкультурных связей.

3. Практические:

• изучить новый лексико-грамматический материал, необходимый для общения в наиболее распространенных ситуациях,

• овладеть лексико-грамматическим минимумом,

• приобрести навыки реферирования и аннотирования.

В процессе реализации программы используются пассивные (тестирование, лекция, самостоятельная работа), активные (диалог, творческие, поисковые, проблемные задания) и интерактивные (дискуссия, ситуационные упражнения) методы обучения, а также многочисленные речевые упражнения, имеющие целью формирование и закрепление навыков разговорной речи.

Поскольку наша цель не только обеспечение знаниями обучаемых, но и формирование специалистов нового уровня, обладающих творческими способностями, критическим мышлением, способных вырабатывать и принимать решения в неустойчивой быстро меняющейся ситуации, следовательно, мы должны заниматься на занятиях поисковой, творческой деятельностью. В этом нам помогает «проблемное обучение» - использование специальных проблемных заданий, под которыми мы понимаем особый вид интеллектуальной задачи. То есть некоторые элементы, необходимые для решения задачи, неизвестны обучаемому, и он должен найти их сам. В этом и состоит опыт творческой деятельности [2].

В данной статье нам хотелось бы привести в качестве примера некоторые выдержки из упражнений и видов работы на занятиях по теме «Healthy way of life (Здоровый образ жизни)».

1. Give the Russian equivalents of the following words:

Health, illness, medicine, to smoke, to overeat, obesity, food, sport, drugs, alcohol, slim, to recommend, strong, energetic, medicaments, well-being, treatment, to prefer, food, habits, AIDS, environment, weight, diet, fat, success, fitness.

2. Read the following word-combinations, translate and use them in the sentences of your own:

Health problems, to treat successfully, to be healthy, the healthy way of life, to drink alcohol, to take drugs, to go in for sport, to eat fruits and vegetables, to eat fat food, to have a correct diet, to give up bad habits, to sleep seven or eight hours, keeping health, a long healthy life, the polluted environment, to keep one's healthy, to be overweight, a spreading illness, wrong food, right food, fast food, to shorten fat products, bad habits, strong health, keeping fit, to prefer health to wealth, to sacrifice everything in the name of the health, to exclude smth from habits, to give up eating sweets and candies, to say good-bye to the car, the formula of the success, positive mood, health care, to buy fitness membership card, to pay for medical treatment, medicine for cancer or AIDS.

3. Find the English equivalents of the following word-combinations:

Сохранение здоровья, успешно лечить, жирные продукты, делать зарядку, заниматься спортом, покупать необходимые лекарства, физическое благополучие, лекарство от СПИДа, крепкое здоровье, предпочитать здоровье богатству, употреблять алкоголь, соблюдать диету, купить абонемент в фитнесс-клуб, долгая здоровая жизнь, во имя своего здоровья, формула успеха, здоровый образ жизни.

4. Read the text and translate it into Russian:

WE ARE FOR THE HEALTHY WAY OF LIFE

And what is "health"? It is the lack of illnesses. It means that you enjoy your life, work well and are happy. So, health is the man's greatest wealth. Of course you can inherit some health problems from your parents, but you can always keep your health if you want. Very often people are ill because of their laziness and greediness, sometimes unreasonableness. Of course medicine can treat successfully people for many illnesses, but it can't teach them to be healthy. Your health is in your hands. Now many people think more about their health. They understand that to be healthy is very important, because if you have health you'll overcome the different difficulties.

Last week I interviewed my friends andfound out that all of them are for the healthy way of life. Only two of us smoke, none of us drink alcohol or take drugs. All of us go in for sport. We eat fruit and vegetables every day. We don't eat fat food. My friends decided to work out the code of the rules of the healthy living guide.

Not to overeat

To have a correct diet

Go in for sport

Give up bad habits

Sleep seven or eight hours

I think all these rules are really a good way to live.

5. Complete the sentences:

1. Medicine can treat successfully people for_. 2. All of us go in for_. 3.

Now many people think more about_. 4. Health is the man's greatest_. 5. Your

health is in _. 6. None of us drink_ or take _. 7. To be healthy is very

6. Insert the correct prepositions:

1. Now many people think more_their health.2. Last week I interviewed my friends

and found_that fast all of them are_the healthy way of life.3. All of us go_ _

sport.4. My friends decided to work_the code_the rules_the healthy living guide.5.

Give_bad habits!

7. Give synonyms to the following words and word combinations: Medicament, to eat a lot, sick, slender.

8. Read and memorize English proverbs. Find the appropriate Russian equivalents. Match the English proverbs to their Russian equivalents:

Good health is above wealth. В здоровом теле здоровый дух.

Early to bed and early to rise makes a man healthy, wealthy and wise. Здоровье дороже всякого богатства.

An apple a day keeps the doctor away. Умеренность — мать здоровья.

The remedy is worse than the disease. Ешь вволю, а пей в меру.

A sound mind in a sound body. Кушай по яблоку в день и доктор не понадобится.

Diseases are the interests of pleasures. От обжорства гибнет больше людей, чем от меча.

Gluttony kills more men than the sword. Здоровье не ценится, пока не приходит болезнь.

Health is not valued till sickness comes. Лекарство не лечит, а калечит.

Eat at pleasure, drink with measure. Больному и золотая кровать не поможет.

A crown is no cure for the headache. Здоровье не ценится, пока не приходит болезнь.

Health is not valued till sickness comes. Кто рано ложится и рано встает, здоровье, богатство и ум наживет.

9. Read the text again and decide whether the following statements are true or false. Give your own opinion on every point:

1. The polluted environment is one of the most urgent problems in the world now. 2. The most spreading illness today is obesity. 3. There is nothing more important than sport. 4. The best way to be healthy is to have a correct diet. 5. Fat food is becoming more popular. 6. It's necessary to eat fruit and vegetables. 7. If you want to be healthy and slim you should sleep 8 hours a day. 8. Sport makes people strong and energetic. 9. Bad habits are extremely dangerous for health.

10. Answer the questions:

1. Why, to your mind, is necessary to keep health? 2. Is it possible to «buy» health? 3. What, as for you, means to be healthy? 4. What are you ready to sacrifice in the name of your health? 5. What are your bad and good habits? 6. The formula of the success of your life consists of ....? 7. To have money is enough to keep fit and to pay for medical treatment isn't it?

11. Complete the chart below:

BAD HABITS HEALTHY WAY OF LIFE I DO/1 DO NOT

12. Translate into English using the vocabulary of the topic:

1. Сегодня люди больше думают о своем здоровье. 2. Сохранение здоровья очень важно для каждого. 3. Что такое «здоровый образ жизни»? 4. Мы едим фрукты и овощи каждый день. 5. Необходимо избегать фастфуда. 6. Я не курю, не употребляю алкоголь и наркотики. 7. Некоторые люди переедают, это вредная привычка. 8. Мои дети занимаются спортом. 9. Ему нужно бросить курить. 10. Я хочу купить абонемент в фитнесс-клуб. 11. Здоровье складывается из физического, ментального, эмоционального и социального благополучия. 12. От чего ты готов отказаться ради своего здоровья? 13. Формула успеха - это хорошее настроение, спорт, забота о здоровье.

Разработанная система тематически ориентированных занятий в рамках изучения дисциплины «Английский язык» ставит во главу угла ценностную проблематику и опирается на языковые средства. С нашей точки зрения, ее применение и последующий анализ позволит диагностировать аксиоуровень студентов, активизировать внимание обучающихся к проблеме формирования ценностей общения. По нашему мнению, специальное внимание к процессу формирования ценностных доминант студентов является основой становления студента, в фокусе профессиональных устремлений которого находится личность как участник коммуникативного процесса.

Библиографический список

1. Войнатовская С. К. Иноязычная профессионально-ориентированная подготовка студентов сельскохозяйственных вузов. Режим доступа: http: //cyb erleninka. ru/

2. Голуб Л.Н. Технология проблемного обучения иностранным языкам // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам: материалы четвертой международной научно-практической конференции, 24-26 ноября 2016 г. / под ред. В. С. Артемовой. Брянск: БГИ-ТУ, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Семышев М. В., Андрющенок Е. В. Формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе использования современных педагогических средств оценивания // Международный научный журнал. 2012. № 5. С. 107-111.

Bibliograficheskij spisok

1. Voynatovskaya, S. K. Foreign language professionally-oriented training of agricultural students. Mode of access: http://cyberleninka. ru/

2. Golub L. N. Technology of problem-based teaching of foreign languages / Modern Lan-

guages and Problems of Methodology of Language Teaching: Materials of the fourth international scientific-practical conference, November 24-26, 2016 / ed. by V. S. Artemova. Bryansk: BGITU, 2016.

3. Semyshev M. V., Andryushchenok E. V. Formation of Information and Communicative Competence Using Modern Educational Means of Assessment // International Scientific Journal. 2012. №5. P.107-111.

УДК 658.7:339

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКУПОЧНОЙ РАБОТЫ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Procurement Improving in a Trade Enterprise

Озерова Л.В., соискатель;

Поседько Н.А., к.э.н., доцент Ozerova L. V., Pоsedko N.A.

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»

243365, Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а

Bryansk State Agrarian University

Реферат. Статья представляет собой описание результатов исследования закупочной работы, проведенного в ООО «Евролот Запад» г. Брянска. В торговле необходимо сначала приобрести товар, чтобы затем продать его покупателю и получить прибыль. Основная часть статьи посвящена анализу основных показателей деятельность предприятия. Авторы указывают на то, что за период произошло увеличение ряда показателей, что позволяет отметить тенденцию роста. Проведен анализ закупочной работы. Изучение объема закупок в разрезе поставщиков и результатов договорной работы позволяет авторам сделать вывод о сотрудничестве предприятия с большим количеством организаций по поставке товаров. Отмечено перевыполнение плана закупки по ряду поставщиков, что связано с увеличением объема реализации товаров. Изучено состояние товарных запасов и товарооборачиваемости, которое свидетельствует о росте уровня товарных запасов и замедлении скорости товарного обращения, что отрицательно влияет на результаты деятельности предприятия. Оценка показателей эффективности управления закупками показала их положительную динамику, что подтверждается уровнем рентабельности продаж отдельных групп товаров. Сравнительный анализ показал, что наибольшую рентабельность имеют непродовольственные товары (23%). Авторы выявили отдельные недостатки в планирования закупок и высокие затраты на поставку товаров. В этой связи предложено разработать новые должностные обязанности менеджера по закупкам. Для сокращения затрат по доставке товаров рекомендовано организовать работу по логистике закупок на предприятии и приобрести программный продукт для логистики «Бизнес Про». Авторы приходят к заключению, что предприятие в итоге получит дополнительные конкурентные преимущества, которые позволят сохранить и увеличить существующую долю рынка, повысить эффективность управления закупками и поставками и создадут условия для дальнейшего роста.

Summary. The article is a description of the research results of the procurement carried out in LLC "Evrolot West". When trading one should first buy the product, then sell it to the buyer and make a profit. The first part of the article deals with the analysis of the main indicators of activity of the enterprise. The authors indicate that over the period there was an increase in the number of indicators allowing to note the growth trend. The analysis of the procurement is made. The study of the procurement volume in terms of suppliers and the results of contractual work allows the authors to conclude about the cooperation of enterprises with a large number of organizations in the supply of goods. The overfulfilment of the procurement plan with a number of suppliers due to the increased volume of sales of goods is marked. The position of stock and its turnover have been studied, as they indicate the growth of merchandise level and the slowdown of goods circulation negatively affecting the results of the company' activity. The assessment of efficiency indices of the procurement management showed positive dynamics, as evidenced by the profitability of sales of certain groups of goods. The comparative analysis found that the manufactured goods had the highest profitability (23%). Some

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.