УДК 37.018
Григорьева Ю.С., Арзамасцева O.A.
изучение информационной компетентности родителей в области полового воспитания детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями социального развития детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется характеристике влияния детско-родительских отношений и стиля семейного воспитания на полоролевую социализацию ребенка. Особый интерес представляет исследование психолого-педагогической компетенции родителей с точки зрения развития социальных качеств и умений детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: компетентность родителя, половое воспитание, старший дошкольный возраст.
Половое воспитание является одним из путей социального развития ребенка, осуществляемого в процессе приобщения к гендерной культуре. Половое воспитание, по мнению многих исследователей, является неотъемлемой частью полоролевой социализации ребенка, ее основным средством [1, 4, 5]. Значение полового воспитания в жизни человека очень велико. Оно способствует становлению маскулинных (фемининных) качеств в контексте социальной культуры, освобождает от ложного чувства стыда, мешающего любить другого человека, от неверного отношения к одной из важнейших сторон жизни - взаимоотношениям мужчины и женщины, помогает осознать и освоить некоторые обязанности, чрезвычайно важные для предстоящей семейной жизни.
Проблема полового воспитания находит отражение в ряде нормативных и концептуальных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция дошкольного воспитания», Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [8]. Однако, несмотря на наличие нормативно-правовой основы, на сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «половое воспитание». Изучением различных аспектов данной проблемы занимались мно-
гие ученые (Л.В. Градусова, Ю.С. Григорьева, Л.В. Коломийченко, И.С. Кон, Е.А. Кудрявцева, Т.В. Малова, О.В. Прозументик, Т.А. Репина и др.). В своем исследовании мы опираемся на определение полового воспитания, представленного в работах Л.В. Коломийченко, как целостного, целенаправленного, содержательно наполненного, технологически выстроенного, результативно диагностируемого процесса взаимодействия педагога с ребенком, способствующего адекватному восприятию и освоению им гендерной культуры и формированию межполовой толерантности [3]. Половое воспитание является одним из важнейших, но не единственным фактором полоролевой социализации. Существенное влияние на результативность этого процесса оказывают наследственные основания, активность индивида, социальная среда, значение которой чрезвычайно велико в трансляциях и освоении ребенком ценностной гендерной культуры. Многоаспектность воспитательного потенциала средовых влияний особенно ярко проявляется в специфике семейных отношений, в роли взрослых, окружающих ребенка с первых минут его появления на свет. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего - опыта эмоциональных
и межличностных взаимоотношений между людьми разного пола. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом полового воспитания и полоролевой социализации ребенка. Семья в половом воспитании детей дошкольного возраста имеет огромное значение. Дети на примере супружеских отношений черпают опыт и пример взаимного уважения, помощи, супружеской верности, способность ставить интересы близких выше личных. Родители могут помочь своим детям в создании будущей счастливой гармоничной семьи, разумно и деликатно поощряя в девочке ее женственные черты, а в мальчике - мужественность. В связи с этим проблема полоролевой социализации включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.
Ребёнок приходит в мир беспомощным существом, и забота родителей о нём - необходимое условие его выживания. С помощью взрослого ребёнок учится ходить, говорить, думать и ориентироваться в окружающем его мире. Взрослый играет ведущую роль в становлении личности ребенка. Именно во взаимодействии с ним ребёнок приобщается к опыту человечества, в результате чего его психика качественно преобразуется и приобретает человеческие особенности.
Дети наблюдают за родителями и подражают им, а родители служат образцом, на который ориентировано поведение ребенка. Своим поведением родители положительно или отрицательно влияют на формирование соответствующих полоролевых ориентиров
детей. Родителями закладываются основы маскулинных (фемининных) качеств ребенка, на основе которых формируются способы его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи.
Семьи, в которых проживают и воспитываются дети, посещающие дошкольные образовательные организации, довольно неоднородны, что проявляется в различных социально-экономических условиях их жизни, образовательном уровне родителей, их информированности в вопросах воспитания. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью организации комплексного взаимодействия педагогов и родителей по вопросам полового воспитания детей дошкольного возраста и отсутствием программно-целевых и технологических разработок по компетентности родителей в области дошкольного направления развития детей дошкольного возраста.
Для ребенка старшего дошкольного возраста, уже осознающего свою половую принадлежность, вполне естественным является интерес к вопросами пола. Именно этот возраст считается одним из «критических периодов» в психосексуальном развитии человека. Современная наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, в которые самым интимным образом вплетена психосексуальная дифференциация (В.И. Гарбузов, Е.В. Каган, Д.В. Колесов, Т.А. Репина).
По И.С. Кону, половая принадлежность, осознание себя мальчиком или девочкой -это первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя. Он впервые от-
четливо замечает анатомические различия между собой и сверстниками другого пола, а также между своими родителями. Ребенок взрослеет, открывает для себя окружающий мир, и его естественное любопытство и любознательность заставляют его задавать бесконечные вопросы, ответы на которые зачастую ставят родителей в тупик.
В связи с этим одним из серьезных препятствий в реализации воспитательной функции семьи являются проблемы, связанные с недостаточным уровнем психолого-педагогической компетентности родителей. Следовательно, выявляется необходимость организации целенаправленной работы по ее повышению.
Л.В. Коломийченко, Н.Е. Костылева и другие рассматривают компетентность родителя как сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обуславливающее его готовность к реализации воспитательной функции [9]. Сущность компетентности родителя состоит в сложном, целенаправленном проявлении личности, которое выражается в ценности отношений и определяется совокупностью научно-теоретических знаний, практических умений и навыков, наличием определенных личностных структур и способностью к непрерывному творческому совершенствованию.
Быть компетентным родителем - значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции. Становление родительской компетентности - сложный и динамический процесс, осуществляемый как в ходе семейного образования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных организаций.
В системе дошкольного образования накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях по-
вышения эффективности воспитания и развития детей. В настоящее время сложились устойчивые формы взаимодействия детского сада с семьей, которые принято считать традиционными. К ним относят те, которые направлены на педагогическое просвещение родителей - общее родительское собрание, педагогический совет с участием родителей, тематические консультации, групповые собрания родителей, родительский совет (комитет) группы, педагогические беседы с родителями и т.п.
Особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы работы, обеспечивающие активность всех субъектов взаимодействия, направленного на повышение родительской психолого-педагогической компетентности. Семинары-практикумы, тренинги, педагогические брифинги, педагогические гостиные, устные педагогические журналы и др. [4]. Благодаря использованию этих форм родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Общение педагогов и родителей строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.
Эффективность применения обозначенных форм в работе с родителями предопределяется реализацией следующих принципов:
- принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость организации работы в данном направлении (ее цели, средств, методов в зависимости от возраста воспитуемых);
- принцип достоверности, заключающийся в правдивости информации, которую получают дети;
- принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом
принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;
- принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок, и окружающая его обстановка не соответствует им) [7].
Соблюдение данных принципов помогает решить ряд проблем. Так как в дошкольном возрасте у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определенному полу, то как следствие естественного процесса познания окружающего мира появляются зачатки интереса к проблеме деторождения. Это выражается в многочисленных вопросах, которые дети неизбежно задают родителям, подчас подвергая их смущению. При всей сложности и деликатности проблем полового воспитания детей дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны своевременно и правильно отвечать на эти вопросы. Дети младшего и среднего дошкольного возраста довольствуются такими ответами матери, как «я тебя родила в роддоме» или «ты вырос у меня в животике». У детей старшего дошкольного возраста подобные ответы обычно лишь подогревают интерес ребенка к теме, заставляют искать детализированную информацию у более «осведомленных» старших товарищей. Что касается вымыслов об аистах и капусте, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям.
Безусловно, вопросы, связанные с деторождением, зачастую вызывают смятение не только у родителей, но и у педагогов. Поэтому так важно вырабатывать общую позицию взрослых в отношении многих аспектов элементарного просвещения детей в области гендерной культуры. Становление родительской компетентности - сложный процесс, требующий создания необходимых организационно-методических и психолого-
педагогических условий. При этом необходимо учитывать структуру семьи, ее социальное положение, стиль семейных отношений и другие объективные социальные факторы.
Одной из важных составляющих родительской компетентности является информационная компетенция, которая определяется как способность к формированию основ психолого-педагогических знаний по вопросам роли гендерной культуры в личностном развитии ребенка; особенностей полороле-вой социализации детей дошкольного возраста; создания условий, способствующих своевременному и качественному гендер-ному развитию [8].
Для выявления качественных особенностей современной семьи, среди которых можно выделить уровень знаний и степень участия родителей в воспитании детей, мы использовали социально-педагогические методы исследования: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за совместной деятельностью детей и родителей и др.
В целях определения уровня знаний родителей по вопросам полового воспитания детей дошкольного возраста нами были обозначены показатели (знания особенностей полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, эталонов нравственно-ценностного мужского и женского поведения в семье, содержательных, технологических аспектов гендерного воспитания) и критерии (полнота, осознанность, аргументированность) оценки знаний родителей.
Соотношение обозначенных показателей и критериев позволило определить уровень компетенций родителей в вопросах полового воспитания.
низкий уровень информационной компетентности: родители не имеют представления о сущности гендерного воспитания и развития детей. Они не умеют организовывать, структурировать и упорядочи-
вать педагогические ситуации, касаемые воспитания детей в зависимости от пола, не владеют коммуникативными средствами, обеспечивающими эффективность детско-родительского взаимодействия в области гендерного воспитания ребенка, а также способами рефлексии своей воспитательной функции в области гендерного развития детей. Родители не видят своей роли в процессе гендерного воспитания и развития собственного ребенка, не ориентируются в использовании элементарных средств полового воспитания (личный пример, сюжетно-ролевые игры, чтение произведений, литературы), стараются обойти вопросы, связанные с различием полов, но имеют желание повышать свою компетентность по вопросам воспитания и развития ребенка как представителя пола.
средний уровень информационной компетентности: родители, имеющие неполное представление о сущности гендерного воспитания детей, не в полной мере удовлетворяют познавательный интерес ребенка о развитии человека, как представителя пола. Они не всегда умеют организовать, структурировать и упорядочить педагогические ситуации, касаемые воспитания детей в зависимости от пола, но придают процессу полоролевой социализации дошкольников позитивную направленность; владеют далеко не всеми коммуникативными средствами, обеспечивающими эффективность детско-родительского взаимодействия в области гендерного воспитания ребенка, а также способами рефлексии своей вос-
питательной функции в области гендерного развития детей. Они осознают значимость детства в гендерном воспитании и видят свою роль в гендерном воспитании и развитии своего ребенка, стремятся к повышению своей психолого-педагогической компетентности.
Высокий уровень информационной компетентности: к этому уровню относятся родители, которые владеют знаниями о гендерном воспитании и развитии ребенка. Эти родители умею организовать, структурировать и упорядочивать педагогические ситуации, касаемые воспитания детей в зависимости от пола; владеют коммуникативными средствами, обеспечивающими эффективность детско-родительского взаимодействия в области гендерного развития детей; адекватно, осознанно относятся к процессу воспитания ребенка как представителя пола; осознают ответственность за его гендерное развитие и проявляют интерес к этой сфере воспитания детей; стремятся к повышению уровня своей психолого-педагогической компетентности по вопросам гендерного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Изучения уровня информационной компетентности родителей по вопросам гендерного воспитания детей поможет определить направления, содержание и разработать инновационные формы конструктивного взаимодействия субъектов педагогического процесса, направленного на создание оптимальных условий полоролевой социализации современных дошкольников.
список литературы
1. Градусова Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре // Воспитание детей в игре. М., 1993.
2. Григорьева Ю.С. .Дидактическая игра как средство полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 186 с.
3. Коломийченко Л.В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2006. № 1.
4. Коломийченко Л.В., Оглезнева О.В. Программа формирования психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста. Добрянка, 2005. 92 с.
5. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 2000. №2. 432 с.
6. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000. 232 с.
7. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. 239 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ Сфера, 2014. 96 с. (Правовая библиотека образования).
9. Я - компетентный родитель: программа для поставщиков услуг родителям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения / под ред. Л.В. Коломийченко; МО УДОВ «Исследовательский центр развития системы образования». Пермь, 2009. 108 с.