Научная статья на тему 'Изучение индивидуального варьирования характеристик русского письменного текста с учетом данных нейронаук'

Изучение индивидуального варьирования характеристик русского письменного текста с учетом данных нейронаук Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
140
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ АВТОРА ТЕКСТА / НЕЙРОЛИНГВИСТИКА / NEUROLINGUISTICS / АВТОРОВЕДЕНИЕ / ДИСКУРС / DISCOURSE / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЛИНГВИСТИКЕ / MATHEMATIC METHODS IN LINGUISTICS / THE AUTHOR'S PROFILE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Литвинова Татьяна Александровна, Загоровская Ольга Владимировна

В отечественной психологической науке накоплено немало данных, свидетельствующих о выраженности в тексте как продукте речевой деятельности разнообразных индивидуальных свойств субъекта говорения: половозрастных, социальных и национальных признаков; особенностей мотивационной, эмоциональной и интеллектуальной сфер, а также индивидуально-личностных характеристик. В русской лингвистике же в названном направлении делаются лишь первые шаги. Отечественное языкознание располагает лишь случайными несистематизированными фактами зависимости речевого поведения от индивидуально-психологических особенностей личности. Не существует апробированных методик определения психофизиологических характеристик автора русского письменного текста; не проведены статистические исследования, направленные на выявление значимости тех или иных языковых единиц для диагностирования названных характеристик. Кроме того, параметры текста в подобных исследованиях в большинстве случаев выбираются без опоры на теорию, интуитивно, бессистемно, а сами исследования носят описательный, но не диагностирующий характер. Авторами предлагается новый подход к решению проблемы отражения в русском письменном тексте индивидуально-психологических характеристик его автора, основанный на комплексном многоуровневом психолингвистическом анализе текста с учетом данных нейролингвистики и нейропсихологии индивидуальных различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Литвинова Татьяна Александровна, Загоровская Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian psychological science has accumulated a lot of evidence of the fact that text as a product of speech activity reflects a variety of individual characteristics of the subject of speaking: sex and age, social and national characteristics; peculiarities of motivation, emotional and intellectual spheres, as well as individual personality characteristics. In Russian linguistics the problem is not well-studied. Russian linguistics has only occasional facts of verbal behavior depending on the individual psychological characteristics of a personality. There are no proven methods to determine psycho-physiological characteristics of the author of a Russian written text; there are no statistical studies aimed at identifying the significance of certain linguistic units for the diagnosis of these characteristics. In addition, the texts in most cases are chosen without reference to theory, the studies are just descriptive. A new approach to solving the problem of reflection in the text of individual psychological characteristics of its author is proposed. The approach implies a complex multi-level psycholinguistic analysis of the text based on the data of neurolinguistics and neuropsychology of individual differences, as well as the use of methods of mathematic statistics.

Текст научной работы на тему «Изучение индивидуального варьирования характеристик русского письменного текста с учетом данных нейронаук»

ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВАРЬИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК РУССКОГО ПИСЬМЕННОГО ТЕКСТА С УЧЕТОМ ДАННЫХ НЕЙРОНАУК

Т.А. Литвинова, О.В. Загоровская

Ключевые слова: диагностирование личности автора текста, нейролингвистика, автороведение, дискурс, математические методы в лингвистике.

Keywords: the author's profile, neurolinguistics, discourse, mathe-matic methods in linguistics.

Идеи о том, что в тексте находят свое отражение психологические особенности его автора, неоднократно высказывались в отечественной науке. Так, например, по мнению К.Ф. Седова, дискурсивная деятельность (то есть деятельность по созданию дискурса) и, шире, дискурсивное поведение есть способ самовыражения языковой личности; в нем с необходимостью проявляется уникальность каждого Homo loquens [Седов, 2004]. При этом под дискурсом понимается связный текст в его совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психолингвистическими и др. факторами.

В настоящее время не вызывает сомнения также и то обстоятельство, что текст как продукт целенаправленной речевой деятельности индивида и модель мира его создателя может выступать в качестве основы для моделирования структуры и типа сознания продуцента, причем для описаний подобного рода может избираться текст любой функциональной разновидности языка; даже учебные сочинения и изложения в избранном аспекте не менее интересны, чем традиционно подвергающиеся анализу тексты художественные [Бутакова, 2001]. Кроме того, стиль пишущего - это всегда идиосинкразический выбор ресурсов языка, в той или иной степени обусловленный комбинацией индивидуальных личностных отличий, причем изменчивость речевой индивидуальности во времени не может служить основанием для отрицания существования самого названного феномена. Речевую индивидуальность следует рассматривать как инвариант, который стоит за всеми текстами данной личности, несмотря на различия между ними [Бутакова, 2001].

В отечественной психологической науке накоплено немало данных, свидетельствующих о выраженности в тексте как продукте речевой деятельности разнообразных индивидуальных свойств субъекта говорения: половозрастных, социальных и национальных признаков; особенностей мотивационной, эмоциональной и интеллектуальной сфер; а также таких личностных характеристик, как экстраверсия-интроверсия, экстернальность-интернальность, типы саморегуляции психической активности и пр. В русской лингвистике же в названном направлении делаются лишь первые шаги [Литвинова, Литвинова, 2015]. Как показывает анализ специальной литературы, отечественное языкознание располагает лишь случайными несистематизированными фактами зависимости речевого поведения от индивидуально-психологических особенностей личности. При этом до сих пор не существует апробированных методик определения психофизиологических характеристик автора русского письменного текста; не проведены статистические исследования, направленные на выявление значимости тех или иных языковых единиц для диагностирования названных характеристик. Кроме того, параметры текста в подобных исследованиях в большинстве случаев выбираются без опоры на теорию, интуитивно, бессистемно, а сами исследования носят описательный, но не диагностирующий характер [Литвинова, Литвинова, 2015]. Анализ современного состояния названной проблемы позволяет согласиться с мнением о том, что в отечественной социопсихолингвистике последовательного и системного изучения взаимосвязи личностных психологических характеристик человека и его дискурсивного поведения еще не проводилось [Седов, 2004], несмотря на то, что этап необходимого размежевания лингвистики и психологии давно закончился, а научная парадигма современной лингвистики и наук о человеке требует выхода в реальные ситуации речевой коммуникации, в деятельность, в систему механизмов, которые совместно обеспечивают производство и понимание речевых сообщений и текстов [Потапова, Потапов, 2006].

За рубежом на протяжении нескольких десятков лет активно применяются лингвистические методы идентификации личности по ее анонимному тексту. Так, еще в 1979 году немецкий исследователь K. Scherer в монографии «Социальные показатели в речи» указал на возможность выявления по речи не только социальных характеристик ее автора (положение в обществе, образование, род занятий и социальная роль), но и его физических особенностей (пола, возраста, состояния здоровья), а также некоторых психологических черт [Scherer, 1979]. В настоящее время в зарубежной науке идет активный поиск

модели, позволяющей при рассмотрении языковой ткани делать выводы о социальных и психических параметрах личности, и наоборот.

Анализ работ, выполняемых в данном направлении зарубежными лингвистами, позволяет говорить о двух основных подходах к решению задачи моделирования личности автора текста: 1) основанном на анализе содержания текста, его семантики (content-based) и 2) основанном на анализе формальных параметров текста, связанном с частотностью тех или иных грамматических явлений (style-based) [Литвинова, 2013а].

В рамках работ первого направления установлено, например, что определенные лексико-семантические группировки слов, в том числе слова эмоциональной оценки, номинации «семантической безысклю-чительности» (никакой, всегда, совсем и т.п., выступающие характерным признаком эмоционально-окрашенной речи), слова, указывающие на порядок оформления мысли, и некоторые другие в определенной степени коррелируют с теми или иными личностными параметрами. Доказано также, в частности, и то, что увеличение в письменной речи количества слов, тематически связанных с когнитивными процессами (потому что, понимать и т.п.), может предсказать начавшийся процесс выздоровления от психотравмы [Pennebaker, Mehl, Niederhoffer, 2003].

Как отмечается в научной литературе, недостатки «семантического» подхода для диагностирования психофизиологических характеристик автора текста связаны с двумя основными моментами. Во-первых, «семантический» (тематический) уровень текста подконтролен сознанию пишущего, который может осознанно использовать или не использовать определенные словесные знаки. Во-вторых, неизвестно, какие именно лексико-семантические группы слов следует изучать. Большинство современных методик построено с учетом весьма распространенной идеи о том, что эмоциональное состояние автора текста можно обнаружить, изучая слова тематической группы «эмоции». Однако названная идея в последнее время обнаруживает свою несостоятельность. Специальные исследования реальных текстов показывают, что, например, даже в повседневной эмоционально-окрашенной речи, а также в романтической поэзии лишь менее 5% от общего числа слов относятся к данной группе [Pennebaker, King, 1999]. По мнению некоторых ученых, для диагностирования состояний депрессии и склонности к суициду, которые традиционно ассоциируются с употреблением в речи людей большого числа слов негативной оценки, более эффективными оказываются не «семантические», а формальные параметры текста, так как значимой разницы в процентном соотношении между

словами с негативной и позитивной оценкой у страдающих депрессией и здоровых людей не наблюдается. Те же результаты были получены в исследованиях по сопоставлению художественных текстов поэтов, которые покончили жизнь самоубийством, и тех, кто не имел склонности к суициду [Rude, Gortner, Pennebaker, 2004].

В рамках работ второго направления при решении задач диагностирования психофизиологических характеристик автора текста исследователи опираются на анализ грамматических (в том числе формально-грамматических) параметров текста: морфологических и синтаксических. В первом случае обычно анализируются частотности (процентное отношение) слов тех или иных морфологических категорий и форм; во втором - частотности употребления тех или иных синтаксических конструкций.

Применительно к английскому языку в настоящее время установлено, что самой высокой диагностирующей способностью обладает количественный анализ употребления в тексте предлогов, союзов и местоимений, поскольку данные высокочастотные языковые единицы присутствуют во всех текстах независимо от обсуждаемых тем и слабо подконтрольны сознанию продуцента текста. В зарубежной лингвистике получены также данные о том, что высокой диагностирующей способностью обладает выбор автором текста определенных последовательностей расположения частей речи (n-grams of parts-of-speech) в высказываниях или в тех или иных синтаксических конструкциях. Отметим, что извлечение синтаксических параметров текста, которые, как и формально-грамматические, неподконтрольны сознанию пишущего, требует использования достаточно сложных программных средств (POS-таггеры, парсеры и др.).

В целом, как показывает анализ обширной англоязычной литературы, в зарубежной науке к настоящему времени на материале специально созданных корпусов текстов и с применением мощных математических инструментов и методов компьютерной лингвистики применительно к английскому языку выявлен целый ряд эффективных языковых параметров, обладающих высокой диагностирующей возможностью определения психофизиологических характеристик личности автора письменного текста, и разработано несколько десятков специальных методик для определения пола, возраста, психологических особенностей автора письменного текста, имеющих достаточно высокую точность (от 60% для психологических характеристик до 80% - для пола) [Литвинова, Литвинова, 2015]. К числу основных выводов из проведенных исследований относятся следующие: 1) выявленные языковые параметры различаются по эффективности и должны использо-

ваться в комбинации; 2) одним из наиболее эффективных диагностирующих языковых параметров текста на английском языке являются частотные характеристики местоимений и служебных слов; 3) для обеспечения более высокой эффективности методик диагностирования личности по тексту необходима разработка специальной теории, позволяющая выбирать языковые переменные для анализа их взаимосвязи с параметрами личности.

В русистике проблема диагностирования индивидуально-психологических особенностей автора письменного текста остается практически не разработанной не только в области теории, но и на уровне конкретных частных методик. Применительно к русскому языку до настоящего времени вообще отсутствовали исследования по диагностированию индивидуально-психологических особенностей автора письменного текста на основе анализа численных значений формально-лингвистических параметров речевых произведений. Наши работы [Литвинова, 20136; Литвинова, Литвинова, Середин, 2014], направленные на построение математических моделей для диагностирования индивидуально-психологических характеристик автора русского письменного текста на основе численных значений формально-лингвистических параметров речевых высказываний, выполненные на материале специально созданного корпуса текстов Personality с применением методов автоматической обработки языка, так же, как и зарубежные разработки по данной тематике, показали наличие устойчивых корреляций между некоторыми формально-грамматическими параметрами русского текста и психофизиологическими характеристиками личности. В среднем точность полученных моделей для диагностирования индивидуально-психологических характеристик продуцентов русских речевых произведений (определенных при помощи психологического теста «Большая пятерка») составила 60-65%, что сопоставимо с результатами исследований на материале английского языка.

Вместе с тем наши исследования подтвердили, что использование характерного для зарубежной науки «интуитивно-логического» и потому достаточно случайного выбора языковых параметров текста для изучения психофизиологических характеристик его автора, ориентация только на те формально-грамматические параметры, которые поддаются квантификации и извлечению современными средствами автоматической обработки языка, без опоры на серьезное теоретическое обоснование выбора тех или иных текстовых параметров не только существенно сужают сферу исследования, в значительной мере ограничивают возможности применения методик определения индивидуально-личностных характеристик человека по созданному им письменному

тексту, а также методик определения особенностей индивидуального варьирования тех или иных особенностей дискурса, но и сдерживают дальнейшее развитие такого значимого для современного общества междисциплинарного научного направления, как диагностирование личности автора речевого произведения, результаты исследований в области которого могут найти применение не только в практической психологии и медицине, криминалистике, системах информационной защиты и т.д., но и в педагогике, методике преподавания русского и иностранных языков.

Как представляется, для разработки более эффективных методик диагностирования индивидуально-психологических характеристик личности по тексту необходим не только синтез имеющихся достижений в этой области (создание специальных корпусов текстов, содержащих метаданные в виде информации об их авторах, применение средств автоматической обработки языка для лингвистической разметки корпусов, применение программных средств для автоматического извлечения числовых значений выбранных параметров текстов; использование современных математических пакетов для обработки данных и построения прогностических математических моделей), но и принципиально новый подход к выбору параметров текста, которые могут коррелировать с теми или иными индивидуально-психологическими характеристиками личности. Такой подход, на наш взгляд, должен предполагать комплексный многоуровневый анализ текста с привлечением данных психологии, в том числе такого ее направления, как нейропсихология индивидуальных различий, а также данных психолингвистики и нейролингвистики, что позволит более системно и полно описать взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности и характеристик ее речевой продукции, а также дать возможное объяснение найденным корреляциям.

Очень важно, что при комплексном анализе текста в соответствии с выделяемыми в современной лингвистике уровнями его порождения могут быть проанализированы характерные именно для текста, а не только для уровня предложения языковые явления (например, параметры, отражающие особенности употребления средств связи между предложениями, слабо поддающиеся автоматизированному подсчету), что позволит существенно расширить перечень параметров текста, которые могут коррелировать с теми или иными индивидуально-психологическими характеристиками личности.

Как известно, создание связного текста требует целого ряда когнитивных, лингвистических и психологических навыков, что делает его незаменимым диагностическим инструментом для выявления различно-

го рода нарушений в работе мозга. Как отмечается в специальных исследованиях, проблемы в работе мозга человека обнаруживаются именно на уровне текста, поэтому логично предположить, что анализ индивидуального варьирования в дискурсе с позиции его порождения важен не только для разработки методик диагностирования психологических особенностей личности по тексту, но и для дифференциальной диагностики проблем с построением дискурса, возникающих у носителей языка в случае каких-либо заболеваний или травм головы. Очевидно, что для дифференциальной диагностики подобных проблем, основанной на изучении относительного дефицита на разных уровнях порождения связного высказывания, совершенно необходимо иметь представление об индивидуальном варьировании дискурса в границах условной нормы.

Анализ научной литературы, в первую очередь работ отечественных и зарубежных ученых-нейролингвистов, позволяет утверждать, что индивидуальное варьирование на разных уровнях порождения связного текста может быть обусловлено в том числе особенностями мозговой организации, межполушарной асимметрии продуцента текста (см. обзор: [Демина, 2009]). В то же время данные активно развивающейся нейропсихологии индивидуальных различий позволяют говорить о корреляции особенностей мозговой организации, межполушарной асимметрии, особенностей межполушарного взаимодействия и индивидуально-психологических особенностей человека (см., например: [Москвин, Москвина, 2011]).

Нам неизвестны работы, в которых бы устанавливалась связь между параметрами текста на русском языке и индивидуально-психологическими характеристиками личности с учетом данных нейропсихологии и нейролингвистики, хотя о возможностях такого исследования писал, в частности, К.Ф. Седов [Седов, 2004]. На наш взгляд, комплексный психолингвистический подход к анализу текста на разных уровнях его порождения, применение методов математической статистики (корреляционно-регрессионного анализа), компьютерной лингвистики, проведение исследований на специально созданном корпусе текстов с интерпретацией полученных результатов корреляционно-регрессионного анализа с опорой на данные нейролингвистики и нейропсихологии индивидуальных различий позволят сформировать новый подход к разработке методик диагностирования по тексту индивидуально-психологических характеристик его автора, по-новому посмотреть на проблемы взаимосвязи личности и языка, а также на проблемы обучения языку, выработки и корректировки тех или иных навыков построения связных речевых высказываний.

Литература

Бутакова Л.О. Авторское сознание как базовая категория текста: когнитивный аспект: дис. ... д-ра филол. наук. Омск, 2001.

Демина Е.В. Индивидуально-психологические особенности языковых способностей человека: дис. ... канд. псих. наук. Новосибирск, 2009.

Литвинова Т.А. Профилирование автора письменного текста // Язык и культура. 2013а. № 3(23).

Литвинова Т.А. Формально-грамматические корреляты личностных особенностей автора письменного текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 20136. № 12 (30). Ч. 1.

Литвинова Т.А., Литвинова О.А. Человек в зеркале языка: диагностирование психофизиологических характеристик автора письменного текста. Воронеж, 2015.

Литвинова Т.А., Литвинова О.А., Середин П.В. Частоты встречаемости последовательностей частей речи в тексте и психофизиологические характеристики его автора: корпусное исследование // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2014. №2.

Москвин В.А., Москвина Н.В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. М., 2011.

Потапова Р.К., Потапов В.В. Язык, речь, личность. М., 2006.

Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М.,

2004.

Pennebaker J.W., King L.A. Linguistic styles: Language use as an individual difference // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77.

Pennebaker J.W., Mehl M.R., Niederhoffer K. Psychological aspects of natural language use: Our words, our selves // Annual Review of Psychology. 2003. Vol. 54.

Rude S.S., Gortner E., Pennebaker J.W. Language use of depressed and depression-vulnerable college students // Cognition and Emotion. 2004. Vol. 18.

Scherer K. Social markers in Speech. Cambridge, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.