Научная статья на тему 'Изучение и применение методов математической физики студентами высшей школы'

Изучение и применение методов математической физики студентами высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ / ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Хасанова Э. Н.

Выделены основные элементы дидактики освоения студентами высшей школы методов математической физики для успешного информационного моделирования объектов, процессов и явлений действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение и применение методов математической физики студентами высшей школы»

авторучкой, либо с помощью персональных компьютеров, оснащённых языками программирования высокого уровня, системами электронных таблиц или системами математического проектирования.

Достоверная разработка и точное исполнение алгоритма решения учебной задачи по электромагнетизму требует от старшеклассников средней общеобразовательной школы хороших знаний и умений по арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии, планиметрии и стереометрии.

Анализ результатов ручного или компьютерного решения учебной задачи по электромагнетизму производится под руководством учителя - исследователя учащимися средней общеобразовательной школы на основе приёмов формальной и диалектической логики с учётом требований здравого смысла.

Формулировка выводов по решению учебной задачи по электромагнетизму осуществляется под руководством учителя - исследователя учащимися на основе правил вывода дедуктивного, индуктивного и традуктивного умозаключения.

Следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала вывод состоит в том, что проектирование и реализация учебного физического и математического моделирования электромагнитных процессов и явлений служит необходимым средством повышения качества современного среднего общего образования учащейся молодежи. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

4. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

5. Каримов М.Ф., Закирова С.И. Учебное информационное моделирование в междисциплинарной связи естествознания, обществознания и языкознания // Инновационное развитие. - 2018. - № 2(19). - С. 99 - 100.

© Каримов М.Ф., Порозова Э.В., 2018

УДК 378.14

Каримов М.Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Хасанова Э.Н. студент факультета физики и математики, г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Выделены основные элементы дидактики освоения студентами высшей школы методов математической физики для успешного информационного моделирования объектов, процессов и явлений действительности.

Ключевые слова

Математическое моделирование объектов, процессов и явлений реальности.

Из основных видов учебного информационного моделирования объектов, процессов и явлений действительности - словесного, изобразительного и математического моделирование фрагментов реальности для студентов высшей школы естественно-математического и технического профиля приоритетным является математическое моделирование составных частей природы, техники и технологий [1].

Учебное математическое моделирование фрагментов действительности включает в себя такие этапы - элементы, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].

Предметом математической физики является изучение дифференциальных, интегральных и функциональных уравнений, описывающих различные процессы и явления физической и технической действительности [3].

Методами математической физики, изучаемыми студентами высшей школы естественно-математического и технического профиля выделяются:

1. Метод распространяющихся волн

2. Метод разделения переменных

3. Метод последовательных приближений

4. Метод разделения переменных для решения уравнений параболического типа

5. Метод подобия в теории теплопроводности

6. Метод электростатических изображений и функции источника для сферы

7. Метод вариации постоянных в канонической теории возмущений

8. Метод интегральных уравнений Фредгольма для решения краевой задачи, применяемый к областям специального типа

9. Метод операторов Хэвисайда для решения нестационарных задач математической физики

10. Метод Римана для решения линейных дифференциальных уравнений второго порядка гиперболического типа

11. Метод Ритца построения минимизирующих последовательностей приближенного решения экстремальных задач вариационного исчисления

12. Метод спуска Адамара, позволяющий решать задачи математической физики меньшего числа измерений на основе решения задачи большей размерности

13. Метод средних значений в решении задачи Коши для волнового уравнения

14. Метод суперпозиции экспоненциальных функций для решения нестационарных задач математической физики

15. Метод Фурье в эвристическом процессе решения гиперболических линейных дифференциальных уравнений второго порядка с постоянными коэффициентами

16. Метод конечных разностей

17. Разностные методы решения квазилинейных дифференциальных уравнений

18. Метод конечных разностей для решения задачи Дирихле

19. Разностные методы решения задач с несколькими пространственными переменными

20. Метод Адамара для решения задачи Коши применительно к математическому моделированию физических процессов.

Дидактический опыт систематического и регулярного изучения и применения методов математической физики студентами высшей школы показывает его эффективность при постановке и решении ими задач курсовых и выпускных квалификационных работ по естественно - математическим, техническим и технологическим дисциплинам [4].

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что организованное и самостоятельное изучение и методов математической физики студентами высших учебных заведений естественно-математического, технического и технологического профиля приводит к повышению качества обучения молодежи в высшей школе.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

3. Каримов М.Ф. Академик С.В.Вонсовский - выдающийся интегратор науки и образования на Урале // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2007. - № 2(44). - С. 136 - 142.

4. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© Каримов М.Ф., Хасанова Э.Н., 2018

УДК37

И. А. Карпова,

учитель математики 1 категории, г. Белгород, [email protected], О. С. Быкова, учитель химии 1 категории, г. Белгород, [email protected]

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация

В статье рассмотрены аспекты дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: плюсы и минусы дистанционных уроков, преимущества данной формы обучения, в особенности, для детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлены необходимые условия для применение дистанционной формы обучения. Рассмотрена краткая история возникновения данной формы обучения, её предпосылки.

Ключевые слова:

дистанционное, обучение, дети, образование, ОВЗ.

Abstract

The article discusses aspects of distance education of children with disabilities: the pros and cons of distance learning, the advantages of this form of education, especially for children with disabilities. It presents the necessary conditions for the use of distance learning. Let us briefly examine the history of this form of learning, its prerequisites.

Keywords:

distance, learning, children, education, the HIA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.