Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ХИМИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СТАНДАРТИЗАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ»'

ИЗУЧЕНИЕ ХИМИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СТАНДАРТИЗАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / FISHBOUN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троеглазова Анна Владимировна, Троеглазова Елена Владимировна

Для формирования у обучающихся навыков критического мышления с целью повышения качества образовательного процесса на протяжении всего периода изучения дисциплины «Химия» по направлению подготовки 27.03.01 Стандартизация и метрология целесообразно применение методического подхода, заключающегося в построении обучающимися интеллект-карты Fishboun. В работе приведен общий алгоритм построения интеллект-карты и фрагмент интеллект-карты, отражающей характеристику одного из химических элементов (строение атома, способы его получения, химические и физические свой ства, подробную характеристику важнейших соединений, образуемых рассматриваемым химическим элементом). Приведены результаты оценки эффективности реализации методики путем сравнения средних баллов экспериментальной и контрольной групп. Установлено, что построение студентами интеллект-карты во время самостоятельной работы при изучении дисциплины привело к более значимому повышению уровня знаний по сравнению с результатами контрольной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Троеглазова Анна Владимировна, Троеглазова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING CHEMISTRY IN THE DIRECTION OF TRAINING “STANDARDIZATION AND METROLOGY”

For the formation of students’ critical thinking skills in order to improve the quality of the educational process throughout the entire period of studying the discipline “Chemistry” in the direction of preparation 03/27/01 Standardization and metrology, it is advisable to use a methodological approach, which consists in building the Fishboun mind map by students. The paper presents a general algorithm for constructing an intelligence map and a fragment of an intelligence map reflecting the characteristics of one of the chemical elements (the structure of the atom, methods of its production, chemical and physical properties, a detailed description of the most important compounds formed by the chemical element in question). The results of evaluating the effectiveness of the implementation of the methodology by comparing the average scores of the experimental and control groups are presented. It was found that the construction of a mind map by students during independent work in the study of the discipline led to a more significant increase in the level of knowledge in comparison with the results of the control group.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ХИМИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СТАНДАРТИЗАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ»»

Изучение химии по направлению подготовки «стандартизация и метрология»

Троеглазова Анна Владимировна,

доцент кафедры информационной безопасности, Сибирский государственный университет геосистем и технологий E-mail: [email protected]

Троеглазова Елена Владимировна,

учитель информатики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирск «Средняя общеобразовательная школа № 40» E-mail: [email protected]

Для формирования у обучающихся навыков критического мышления с целью повышения качества образовательного процесса на протяжении всего периода изучения дисциплины «Химия» по направлению подготовки 27.03.01 Стандартизация и метрология целесообразно применение методического подхода, заключающегося в построении обучающимися интеллект-карты Fishboun. В работе приведен общий алгоритм построения интеллект-карты и фрагмент интеллект-карты, отражающей характеристику одного из химических элементов (строение атома, способы его получения, химические и физические свойства, подробную характеристику важнейших соединений, образуемых рассматриваемым химическим элементом). Приведены результаты оценки эффективности реализации методики путем сравнения средних баллов экспериментальной и контрольной групп. Установлено, что построение студентами интеллект-карты во время самостоятельной работы при изучении дисциплины привело к более значимому повышению уровня знаний по сравнению с результатами контрольной группы.

Ключевые слова: навыки критического мышления, интеллект-карта, Fishboun.

К ключевым обязанностям метролога можно отнести следующие:

- анализ исследования автоматизации производственных процессов;

- внедрение прогрессивных методов измерений, анализа погрешностей;

- контроль оснащения производственного процесса;

- разработка и метрологическое обоснование методик контроля качества различных образцов.

Для квалифицированного выполнения перечисленных обязанностей необходимо знание не только метрологических основ и нормативно-правовой базы, но и владение навыками проведения испытаний различными методами - физическими, химическими и физико-химическими. Поэтому в качестве базовой дисциплины, позволяющей сформировать у обучающихся компетенции в области общей и неорганической химии, в учебный план направления подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология» была включена дисциплина «Химия».

Изменение концепции высшего образования в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования ФГОС ВО 3++ привел к изменению приоритетов в образовательной программе изучения химии. Обучающимся должны быть не только привиты навыки обоснования механизма протекания химических процессов с позиций фундаментальных закономерностей, но и сформированы навыки критического мышления.

К признакам критического мышления можно отнести следующие: самостоятельное мышление, постановка проблемы, подбор аргументов для решения проблемы [1, С. 85-92; 2, С. 15-43; 3, С. 120-126]. Для формирования навыков критического мышления необходимо выполнение трех условий [4, С. 1711-1715; 5, С. 1-2]:

- проведение занятий в той форме, которая позволит заинтересовать каждого обучающегося;

- дифференцированный подход к распределению заданий среди обучающихся.

Для формирования навыков критического мышления при изучении химии важным является понимание студентами взаимосвязи между строением вещества и его физическими и химическими свойствами, лабораторных и промышленных способов получения вещества и распространение его в природе. Однако в связи со снижением количества часов, отводимых на аудиторную работу, изучение значительной части теоретического мате-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

риала осуществляется в рамках самостоятельной работы обучающихся.

Поэтому цель настоящей работы заключается в оценке эффективности методического подхода для изучения химии и формирования навыков критического мышления у обучающихся направления подготовки 27.03.01 Стандартизация и метрология.

Для достижения поставленной цели был применен методический прием, заключающийся в построении интеллект-карты. Алгоритм ее построения представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Алгоритм построения диаграммы Fishboun

В качестве объекта для описания выбирали один из химических элементов. Обозначение объекта размещается в центральной части интеллект-карты и является первым уровнем карты. Центральный образ выделяется наиболее ярким цветом по сравнению с остальными уровнями.

Для характеристики объекта описания формулируются основные темы (разделы), которые изображают на интеллект-карте линиями, расходящимися от центрального образа. Сформулированные темы являются вторым уровнем интеллект-карты и выделяются цветом, отличным от цвета первого уровня. При описании характеристики выбранного химического элемента в качестве тем могут быть сформулированы следующие:

1. Строение атома (положение в таблице химических элементов Д.И. Менделеева, сокращенная электронная формула, возможные валентности и степени окисления и т.д.)

2. Распространение в природе

3. Способы получения (лабораторные и промышленные)

4. Физические свойства

5. Химические свойства (взаимодействие с простыми и сложными веществами)

6. Области применения

7. Важнейшие соединения (структура, способы о получения,свойства).

Ы Методику применяли при изучении химии об-§ учающимися 1 курса направления подготовки ~ 27.03.01 Стандартизация и метрология в 20202021 учебном году. Группу студентов в количестве

16 человек делили на две части - экспериментальная группа (8 обучающихся) и контрольная группа (8 человек). В контрольной группе задания для самостоятельной работы были составлены в классической форме - составление конспекта, написание уравнений реакций, осуществление цепочек реакций, решение задач. Для оценки уровня знаний студентов проводили входной и выходной контроль. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты оценки знаний обучающихся по дисциплине «Химия»

Наименование Средний балл

Экспериментальная группа Контрольная группа

На первой неделе семестра 3,3 3,2

На 17 неделе семестра 4,1 3,9

В каждой группе установлено повышение уровня знаний студентов. Наиболее значимый результат достигнут обучающимися контрольной группы, что позволяет судить об эффективности примененной методики обучения. Самостоятельная постановка проблемы, подбор и систематизация материала, установление связей между отдельными структурными элементами диаграммы позволяет обучающимся сформировать и развить навыки критического мышления.

Литературы

1. Дубина Е.О. Формирование навыков критического мышления в рамках школьного образовательного процесса // Лингвокультуроло-гия. -2018. № 12. - С. 85-92.

2. Плотникова Н.Ф. Формирование критического мышления студентов вуза в условиях командной формы организации обучения: монография / Н.Ф. Плотникова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 84 с.

3. Воевода Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции, 21-22 мая 2012 года /отв. ред. С.В. Лобанов, Е.В. Воевода. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012. -С. 120-126.

4. Федоренко О.А. Формирование критического мышления у студентов неязыкового вуза // 66-я научная конференция НАУКА ЮУРГУА: В сборнике: Наука ЮУрГУ Материалы 66-й научной конференции. 2014. С. 1711-1715.

5. Мусина-Мазнова Г.Х., Сколота З.Н. Технология развития критического мышления в формировании профессиональных компетенций студентов // Интернет-журнал «Мир науки». -2018, № 6, Том 6.

STUDYING CHEMISTRY IN THE DIRECTION OF TRAINING "STANDARDIZATION AND METROLOGY"

Troeglazova A.V., Troeglazova E.V.

Siberian State University of Geosystems and Technologies; Municipal budgetary educational institution of the city of Novosibirsk "Secondary School No. 40"

For the formation of students' critical thinking skills in order to improve the quality of the educational process throughout the entire period of studying the discipline "Chemistry" in the direction of preparation 03/27/01 Standardization and metrology, it is advisable to use a methodological approach, which consists in building the Fishboun mind map by students. The paper presents a general algorithm for constructing an intelligence map and a fragment of an intelligence map reflecting the characteristics of one of the chemical elements (the structure of the atom, methods of its production, chemical and physical properties, a detailed description of the most important compounds formed by the chemical element in question). The results of evaluating the effectiveness of the implementation of the methodology by comparing the average scores of the experimental and control groups are presented. It was found that the construction of a mind map by students during independent work in the study of the discipline led to a more significant increase in the level of knowledge in comparison with the results of the control group.

Keywords: critical thinking skills, mind map, Fishboun.

References

1. Dubina E.O. Formation of critical thinking skills in the framework of the school educational process // Linguoculturology. -2018. No. 12. - S. 85-92.

2. Plotnikova N.F. Formation of critical thinking of university students in the context of a command form of training organization: monograph / N.F. Plotnikov. - Kazan: Kazan Publishing House. University, 2015. - 84 p.

3. Voevoda E.V. Critical thinking as a cultural phenomenon / E.V. Voivode // Language and communication in the context of culture: Collection of articles based on the materials of the 7th International Scientific and Practical Conference, May 21-22, 2012 / otv. ed. S.V. Lobanov, E.V. Voivode. - Ryazan: RSU im. S.A. Yesenin, 2012. - S. 120-126.

4. Fedorenko O.A. Formation of critical thinking among students of a non-linguistic university // 66th scientific conference SCIENCE SUSUA: In the collection: Science of SUSU Proceedings of the 66th scientific conference. 2014.S. 1711-1715.

5. Musina-Maznova G. Kh., Skolota Z.N. Technology of development of critical thinking in the formation of professional competencies of students // Internet magazine "World of Science". -2018, No. 6, Volume 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.