ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИКИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ПИСЬМЕННЫЕ
ЗАДАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
Л.М. Денисова
Тюменский государственный университет (Россия, г. Тюмень)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-2-39-42
Аннотация. Статья посвящена комплексному изучению грамматики иностранного языка с помощью письменных упражнений, позволяющих эффективно использовать основные правила на практике, что помогает как можно быстрее выучить иностранный язык. Рассматриваются подходы к изучению грамматики и подчеркивают актуальность данной проблемы, так как в течение длительного времени рассматриваемый аспект обучения остается предметом споров среди ученых. В нынешних общемировых методологиях преподавания иностранного языка следует принимать тот факт, что невозможно выучить какой-либо язык, при этом тщательно не изучив его грамматику, а также правила составления словосочетания и в последующем уже целых предложений.
Ключевые слова: грамматика, изучение иностранного языка, аспект обучения, методы, письменная речь, словарь, практика, задания, упражнения.
В современном мире роль иностранного образования с каждым днем приобретает все большее значение для людей. Как отмечает Е.В. Рубцова: «Иностранный язык в силу своей особенности обладает гораздо большими возможностями и потенциалом, по сравнению с другими дисциплинами образовательной программы высшего образования» [5]. На сегодня знание иностранного языка является одним из важных аспектов для самореализации во всех сферах жизни и общества. Это знание помогает в поисках престижной высокооплачиваемой работы, пользоваться этими знаниями во время путешествий заграницу, уверенно на практике использовать их для общения с другими людьми. Вопросы изучения методологии изучения иностранного языка, в особенности грамматики, а также изучение трудностей, с которыми сталкиваются люди в процессе обучения, вызывают интерес как и новичков так и более опытных людей, владеющих иностранным языком.
Цель исследования: выявить основные правила изучения грамматики через письменные задания, расширить знания иностранного языка.
Методы: Обучение иностранному языку может предполагать рассмотрение его с разных сторон. Одной из этих сторон яв-
ляется грамматика изучаемого иностранного языка. Обобщая опыт современных ученых и свой собственный, я считаю, что формирование грамматики - сложный и долгий процесс, поэтому нужно определить для себя тот комплекс заданий, который поможет быстро и эффективно изучить иностранный язык.
Результаты:
Девдариани Н.В. в своей статье «Грамматика как основной аспект изучения иностранного языка» отмечает: «Грамматика изучаемого языка выполняет значительную роль в обучении иностранному языку, так как грамматические навыки и умения являются важнейшими компонентами речевых умений (чтения, говорения, аудирования и письма)» [4]. На протяжении долгого времени рассматриваемый аспект грамматики иностранного языка остается предметом спора среди ученых. Так Ж.Л. Витлин отмечает: «Ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий» [2].
В нынешних общемировых методологиях преподавания иностранного языка следует принимать тот факт, что невозможно выучить какой-либо язык, при этом тщательно не изучив его грамматику, а также правила составления словосочета-
ния и в последующем уже целых предложений. Но не забывайте, что изучение грамматики - это не основная цель, а помощь в обучении иностранному языку.
Рассмотрим несколько аргументов, выдвигаемых авторами научных исследований в этой сфере. Например, аргументируя важность изучения грамматики иностранного языка автор Скотт Торнббери отмечает: «Знание грамматической структуры языка открывает перед обучающимися неограниченные возможности в использовании языковых единиц, а также предоставляет возможность проявления своей индивидуальной свободы творчества, в то время как отсутствие каких - либо грамматических навыков позволяет использовать и воспроизводить ограниченное минимальное количество смысловых высказываний, основанных на минимальном ранее изученном наборе фраз - клише» [1].
Доводом в пользу изучения грамматического строя может выступать его созидающая роль. Ведь его цель не просто бессмысленное соединение слов и фраз в предложение, а точная передача смысла со всеми эмоциональными окрасами и подтекстами. По этому поводу очень кратко выразился Л.В. Щерба: «Лексика - дура, грамматика - молодец».
Изучение грамматики иностранного языка помогает развивать логику, память, наблюдательность, а также анализировать и общаться, что относится к развивающим и образовательным целям образования. Е.А. Соболева и Г.Н. Папоян утверждают: «Недостаточный уровень сформированно-сти грамматических навыков является непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и социокультурной и речевой компетенции обучаемых» [6].
Всем известно, что письменная практика помогает выучить иностранный язык, в том числе грамматику. Для это стоит найти наиболее стоящее и эффективное руководство. В нем должны быть доступно и понятно изложены все правила, приводиться примеры. Обязательным пунктом является наличие упражнений, позволяющих закрепить изученный материал. На сайте Ргер1у отмечается: «Вы можете
улучшить навыки письменной речи благодаря упражнениям, даже если не тратить на них много времени» [7]. В начале обучения стоит выбрать учебники и пособия, которые написаны на русском языке. Хорошим вариантом станут пособия, в которых присутствуют картинки, таблицы и т.п.
С позиций современной методики процесс письма необходимо рассматривать как творческий процесс создания собственного высказывания, как продуктивный акт мыслительной деятельности, в ходе которого студент учится формулировать свои мысли, отбирая, дозируя и организуя необходимые языковые единицы. Письмо, таким образом, в практике вузовского обучения является важным методическим средством: для того, чтобы в совершенстве овладеть навыками письма, студент должен освоить графику английского языка, звуко-буквенные соотношения, имеющие в нем достаточно специфичный характер, а также орфографию. Работа над письмом способствует закреплению знаний по лексике и грамматике английского языка, развитию умений и навыков чтения. Кроме того, письмо может служить объективным способом контроля знаний и умений студентов по иностранному языку.
Рассмотрим несколько правил, которые помогут эффективно изучить грамматику через письменные задания. Для начала, создайте свой собственный словарь, куда вы будете записывать новые и выражения со значениями, ведь как отмечается на сайте Ргер1у нам советуют: «Создание собственного словаря помогает запоминать слова быстрее и правильно их использовать» [7]. Если у вас уже есть словарь, то начните составлять с помощью слов истории. Данный треннинг поможет вам составлять верные словосочетания и создавать с помощью них целые истории. Далее описывайте картинки и иллюстрации. Возьмите любое изображение и опишите все, что вы на нем видите, замечая все детали. Выполняя это задание, вы сможете больше узнать о прилагательных и понять, как правильно описывать свои чувства и восприятие. Еще один способ, с помощью
которого вы сможете изучить грамматику через письменные задания это оставлять комментарии в блогах. Как можно подметить на сайте Ргер1у: «Чтение блогов - отличный способ улучшения навыков и практики письменной речи» [7]. И, наконец, выполняйте грамматические задания в Интернете. Ежедневно практикуя грамматику, вам удастся перевести свою уверенность на новый уровень, легко и произвольно общаться и писать на иностранном языке.
Обучение письменной речи реализуется в процессе овладения набором соответствующих знаний, речевых навыков и коммуникативных умений, необходимых для создания высказывания. В связи с такой установкой формирование речевой компетенции связано с совершенствованием всех видов речевой деятельности, но на практике мы сталкиваемся с превалированием говорения и чтения, с недостаточным вниманием к формированию навыков не просто письма, а письменной речи. Как показывает анализ рабочих тетрадей учащихся старших классов и письменных работ студентов, чаще всего выполненные ими задания связаны с репродуктивным уровнем познавательной деятельности: это упражнения аналитического характера, осложненное списывание или оформление текстов, подготовленных для пересказа. Большая часть студентов не обладает умением создавать собственные тексты. На сегодняшний день письменная речевая коммуникация становится особенно востребованной, что свидетельствует об актуальности проблемы исследования новых путей для обучения студентов письменной
В качестве примера возьмем сборник упражнений Ю.Б. Голицынского и Н.А. Голицынской «Грамматика. Сборник упражнений». В данном собрании имеются все необходимые письменные упражнения по важным элементам грамматики английского языка. Авторы Ю.Б. Голицынский и Н.А. Голицынская утверждают: «Из собственного многолетнего опыта преподавательской работы мы знаем, что количество грамматических упражнений, предлагаемых любым учебником, недостаточно, а учитель всегда испытывает потребность в дополнительных упражнениях. Поэтому предлагаемый сборник упражнений может оказаться уместным и полезным для работы по любому учебнику и с любой аудиторией» [3].
Таким образом, при расхождении мнений о значении и роли изучении грамматики иностранного языка, а также при всем многообразии правил и методов его изучения, нельзя сказать, что из этого будет более эффективным и результативным. Человек должен сам для себя определить какой же из подходов будет для него лучше и полезнее.
Заключение. Таким образом, изучив множество материалов по данной тематике, я пришла к выводу, что грамматика изучаемого языка играет очень значимое место в обучении иностранному языку, так как грамматические знания и умения являются основными аспектами дальнейших речевых умений. Формирование грамматики - это долгий и сложный процесс, поэтому нужно определить какой же способ изучения будет для вас более эффективным и полезным.
речи на английском языке.
Библиографический список
1. Thornbury S. How to teach grammar. Pearson education limited, 2000. - 182 p.
2. Витлин Ж.Л. Обучение взрослых иностранному языку: Вопросы теории и практики. - Москва, 2000. - С. 22-26.
3. Голицинский Ю.Б., Голицинская Н.А. Грамматика: Сборник упражнений. - СПб.: КАРО, 2006. - 544 с.
4. Девдариани Н.В., Рубцова Е.В. Грамматика как ключевой аспект изучения иностранного языка // Региональный вестник. - 2020. - №2. - С. 3-6.
5. Рубцова Е.В. Принципы обучения грамматике в процессе преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе // Региональный вестник. - 2019. - №21. -С. 29-30.
6. Соболева Е.А., Папоян Г.Н. Формирование грамматических навыков школьников в процессе обучения английскому языку // Наука и образование сегодня. - 2019. - №1 (36).
7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://preply.com/ru/blog/uprazhneniya-dlya-uluchsheniya-vladeniya-anglijskim-yazykom/.
LEARNING THE GRAMMAR OF A FOREIGN LANGUAGE THROUGH WRITTEN
ASSIGNMENTS: BASIC RULES
L.M. Denisova Tyumen State University (Russia, Tyumen)
Abstract. The article is devoted to the complex learning of foreign language grammar by means of written exercises, allowing the effective use of basic rules in practice, which helps to learn a foreign language as quickly as possible. Approaches to the study of grammar are examined and the relevance of the problem is highlighted, as for a long time the aspect of learning has been a subject of controversy among scholars. In the current worldwide methodology of teaching a foreign language, the fact that it is impossible to learn a language without thoroughly studying its grammar as well as the rules of phrase formation and subsequently of whole sentences should be accepted.
Keywords: grammar, foreign language learning, teaching aspect, methods, writing, vocabulary, practice, tasks, exercises.