Научная статья на тему 'Изучение грамматических явлений английского языка в вузе с помощью музыкальных клипов'

Изучение грамматических явлений английского языка в вузе с помощью музыкальных клипов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1272
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИКА / GRAMMAR / ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ENGLISH LANGUAGE / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛИП / MUSIC VIDEO / GRAMMAR PHENOMENON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роганова Лада Андреевна

В статье рассматриваются этапы работы с музыкальными клипами в ходе изучения грамматических явлений, требования к музыкальному материалу, а также приводится примерный список музыкальных клипов, с помощью которых возможно изучение определенных грамматических разделов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Роганова Лада Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Learning grammatical events of the English language at higher education institution with the help of music videos

The article examines the stages of using music videos in the course of learning grammar phenomena, the requirements for the music, as well as the exemplary list of music videos with the help of which it is possible to study certain grammar sections.

Текст научной работы на тему «Изучение грамматических явлений английского языка в вузе с помощью музыкальных клипов»

Изучение грамматических явлений английского языка в вузе с помощью музыкальных клипов

УДК 811.11

Роганова Лада Андреевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

larog29@gmail.com

ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛИПОВ

В статье рассматриваются этапы работы с музыкальными клипами в ходе изучения грамматических явлений, требования к музыкальному материалу, а также приводится примерный список музыкальных клипов, с помощью которых возможно изучение определенных грамматических разделов.

Ключевые слова: грамматика, грамматические явления, английский язык, музыкальный клип.

В настоящее время грамматика продолжает оставаться одним из важнейших аспектов изучения английского языка в вузе. Ее знание является фундаментом, без которого невозможно как понимание письменной речи, так и владение разговорной речью. Несомненно, грамматике должно отводиться важнейшее место при изучении дисциплины «Иностранный язык (английский)».

Процесс изучения грамматических явлений может организовываться с точки зрения различных методических подходов, наиболее известными среди которых являются следующие:

1. Эксплицитный подход, в рамках которого выделяют два метода: дедуктивный и индуктивный. При дедуктивном методе вначале реализуется знакомство с правилом, затем отрабатываются формальные операции, и в самом конце организуется речевая практика на базе переводных упражнений.

Индуктивный метод предоставляет возможность самим учащимся сформулировать правило на основе явлений, с которыми они сталкиваются при изучении иностранного языка. Учащиеся сами находят в тексте незнакомые грамматические формы и пытаются осознать их значение через контекст.

2. Имплицитный подход включает структурный и коммуникативный методы. В основу упражнений, в соответствии со структурным методом, включены структурные модели, выражаемые через формулу, например: S-V-О, где S - подлежащее, V - сказуемое, О - дополнение.

Коммуникативный метод связан с погружением в языковую среду, вынуждающим к общению.

3. Дифференцированный подход предполагает сочетание различных методов и приемов обучения в зависимости от вида речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала, индивидуальных особенностей учащихся и т.д.

В настоящее время огромное количество преподавателей включают в программу нетрадиционные методы и средства обучения грамматике. Это обусловлено тем, что многочисленные грамматические явления, правила, исключения порождают большое количество трудностей у студентов, монотонное использование правил в предложениях понижает мотивацию. Однако, чтобы овладеть основными грамматическими навыками, необязательно постоянно учить структуры и формы. Од-

© Роганова Л.А., 2016

ним из эффективных и увлекательных средств изучения грамматики является музыкальный клип. Его использование на занятиях помогает не только увеличить словарный запас, улучшить восприятие англоязычной речи на слух, но и отработать новое грамматическое явление.

Отработка нового грамматического явления предполагает несколько этапов работы:

1. Краткое объяснение грамматической темы.

2. Перевод и транскрипция новых выражений, разговорных клише, встречающихся в клипе.

3. Просмотр клипа без субтитров, в ходе которого выполняется ряд заданий: закончить фразу, организовать строки песни в правильном порядке, ответить на вопросы, найти ошибку в тексте и т.д.

4. Просмотр клипа с субтитрами на английском языке, проверка выполненных ранее заданий. Если клип без субтитров, то просмотр сопровождается чтением заранее распечатанного текста.

5. Подробный разбор текста по логическим фразам, поиск изучаемого грамматического явления. Студенты пытаются самостоятельно сформулировать правило исходя из употребления данного грамматического явления в песне.

6. Упражнения после просмотра клипа: обсуждение сюжета клипа и песни, высказывание своего мнения по ситуации, составление диалогов с использованием изучаемой грамматической конструкции и т.д.

7. Пение песни вместе с музыкантами (перед данным этапом возможен этап проговаривания). Песню необходимо спеть несколько раз, добиваясь нужного произношения, темпа, соблюдения ритмических особенностей каждой музыкальной фразы.

8. Творческие задания. Необязательный, но наиболее интересный из всех этапов. После проработки текста и изучения грамматических явлений студенты могут получить индивидуальные и групповые творческие задания, например, снять свой клип на данную песню, используя технику «Lip dub»; смоделировать новую песню по заданному грамматическому образцу.

Для успешного изучения грамматических явлений с помощью музыкальных клипов необходимо соблюдение следующих требований:

- Клип не должен содержать откровенные сцены или сцены насилия, нецензурную лексику (осо-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 1

193

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

бенно внимательно следует отбирать клипы рэп-исполнителей).

- Лучше всего подойдет клип на известную композицию, а не новый горячий хит.

- В тексте должен четко прослеживаться сюжет, а не просто набор слов.

- Среди грамматических явлений, встречающихся в клипе, одно или два должны быть доминирующими.

- Необходимо выявить нарушения правил грамматики в текстах (если имеются) и объяснить причины.

В ходе работы со студентами мы составили примерный список клипов / песен на английском языке, который может помочь преподавателю в организации изучения некоторых грамматических явлений английского языка:

- С целью отработки сравнительной конструкции as.. as... (в рамках изучения степеней сравнения прилагательных) наиболее удачной является песня «Everything at once» (Lenka):

As sly as a fox, as strong as an ox. As fast as a hare, as brave as a bear. As free as a bird, as neat as a word. As quiet as a mouse, as big as a house.

- Для изучения настоящего продолженного времени (Present Continuous) подходят такия песни, как «Sailing» (Rod Stewart), «Don't Speak» (No Doubt), «Lemon tree» (Fool's Garden):

I'm sitting here in the boring room

It s just another rainy Sunday afternoon

I'm wasting my time

I got nothing to do

I'm hanging around

I'm waiting for you

But nothing ever happens and I wonder

I'm driving around in my car

I'm driving too fast

I'm driving too far

I'd like to change my point of view

I feel so lonely

I'm waiting for you

But nothing ever happens and I wonder

- Present Simple: «As Tears Go By» (The Rolling Stones), «Don't Stand So Close to Me» (The Police), «My Name Is Luka» (Suzanne Vega);

- Present Perfect: «I've just called ...» (S. Wonder), «I still haven't found what I'm looking for» (U2), «Have You Ever Seen the Rain» (Rod Stewart), «I Have Seen It All» (Bjork);

- Past Simple: «Yellow Submarine» (Beatles), «Because You Loved Me» (Celine Dion), «The Boxer» (Simon and Garfunkel), «Cockles and Mussels» (Traditional);

- Past Simple and Present Perfect: «My Way» (Frank Sinatra);

- Past Continuous: «Does Anybody Really Know What Time it is?» (Chicago);

- Present Perfect Continuous: «Left Outside Alone» (Anastacia);

- Для повторения большинства времен: «Can't Stand Losing You» (The Police), «This Land is Your Land, This Land is My Land» (Woody Guthrie);

- Неопределенные артикли a / an: «Just Give Me a Reason» (Pink);

- Прилагательные: «Logical Song» (Supertramp);

- Future Clauses: «When I'm 64» (Beatles);

- Повелительное наклонение: «Love Me Tender» (Elvis Presley);

- Условные предложения первого типа: «If I Lose Myself» (One Republic), «Time after time» (Cyndi Lauper), «If You Leave Me Now» (Chicago);

- Условные предложения второго типа: «Money» (ABBA), «If I Had a Million Dollars» (Barenaked Ladies), «I'd Like To Teach The World To Sing» (The New Seekers), «If I Had A Hammer» (Pete Seeger), «If I Were A Boy» (Beyonce);

- Модальные глаголы: «It Must Be Love» (Madness);

- Модальные глаголы в прошедшем времени: «The day before you came» (ABBA);

- Subjunctive mood: «El Condor Pasa» (Simon & Garfunkel);

- Present Participles: «Brown Eyed Girl» (Van Morrison);

- Gerunds: «Walking After Midnight» (Patsy Cline);

- Конструкция «used to»: «Hurtful» (Erik Hassle), «This Used To Be My Playground» (Madonna);

- Question Tags: «A Little Time» (Beautiful South).

Таким образом, при работе с музыкальными клипами достаточно сложные грамматические явления и конструкции запоминаются легко благодаря мелодии, ритму и многократному повторению, а также благодаря воздействию на эмоциональное состояние учащихся. Использование данного нетрадиционного метода изучения языка, на наш взгляд, позволяет студентам и преподавателям по-новому взглянуть на такой сложный аспект изучения языка, как грамматика.

Библиографический список

1. Английская грамматика в песнях. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: lingvana.ru/ angliyskaya-grammatika-v-pesnyah/#lemon.

2. Гебель С.Ф. Использование песни на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 5. - С. 28-30.

3. Миролюбов, А.А., Парахина, А.В. Общая методика преподавания иностранных языков. - М.: Просвещение, 2003. - 310 с.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 272 с.

5. Хван Н.С. Обучение грамматике с помощью песен на английском языке. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.volpi.ru/files/

publications/N_S__Hvan_Obuchenie_grammatike_s_

pomoschyu_pesen_na_anglijskom_yazyke.pdf.

194

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.