Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Начальное общее образование / педагог начальной школы / инновационная деятельность / профессиональные компетенции. / Primary general education / primary school teacher / innovative activity / professional competencies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Д. В., Супряга С. В.

Статья посвящена исследованию готовности педагогов начальной школы к реализации инновационной деятельности. Авторы также выявляют основные трудности, с которыми сталкиваются учителя в сфере начального общего образования в ходе внедрения в свою работу инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF ASSESSING THE READINESS OF TEACHERS TO PARTICIPATE IN INNOVATIVE ACTIVITIES

The article is devoted to the research of the problem of school teachers’ readiness to participate in innovative activities. The authors identify the main difficulties that teachers in the field of primary general education encounter when introducing innovative technologies into their work

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 373.31

ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2024 Д. В. Никитина1, С. В. Супряга2

1 методист МКУ «Информационно-методический центр» Курского района Курской области e-mail: daran7524@gmail.com 2кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования e-mail: supriaga@mail.ru

Курский государственный университет

Статья посвящена исследованию готовности педагогов начальной школы к реализации инновационной деятельности. Авторы также выявляют основные трудности, с которыми сталкиваются учителя в сфере начального общего образования в ходе внедрения в свою работу инновационных технологий.

Ключевые слова: начальное общее образование, педагог начальной школы, инновационная деятельность, профессиональные компетенции.

THE STUDY OF ASSESSING THE READINESS OF TEACHERS TO PARTICIPATE IN INNOVATIVE ACTIVITIES

© 2024 D. V. Nikitina, S. V. Supryaga

1 Methodologist of "Information and Methodological Center", Kursky district of the Kursk region e-mail: daran7524 @ gmail. com;

2 Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Primary and Preschool Education e-mail: supriaga @ mail. ru

Kursk State University

The article is devoted to the research of the problem of school teachers' readiness to participate in innovative activities. The authors identify the main difficulties that teachers in the field of primary general education encounter when introducing innovative technologies into their work.

Keywords: primary general education, primary school teacher, innovative activity, professional competencies.

Любая образовательная система является открытой. В связи с глобальными инновационными процессами в науке и мире в целом формирование нового инновационного пространства затрагивает в первую очередь учителей начальных классов. Современное образование должно ориентироваться на потребности государства, обусловленные внешними изменениями. Работа учителя должна идти на опережение. Образование не должно стоять на месте, ведь современные дети - это представители нового поколения, которым необходимо обладать передовыми,

прогрессивными компетенциями [1]. Однако в ходе реализации инновационной деятельности учителя нередко сталкиваются с рядом сложностей.

Зачастую под инновационной деятельностью педагогов мы понимаем нововведения, которые направлены не только на повышение качества образования, но и на внедрение новшеств, которые позволяют изменить технологии воспитания и обучения [2]. Поэтому инновационная деятельность не только создает основу для формирования конкурентоспособности всех образовательных учреждений, но и определяет направление профессионального роста педагога, способствует личностному росту обучающихся.

В рамках исследования нами был проведен социологический опрос среди учителей начальных классов Курского района Курской области. В опросе приняли участие 37 сотрудников образовательных организаций.

На первый вопрос («Укажите Ваш возраст») были получены следующие ответы (рис. 1):

больше 55 лет 45-55 лет 35-45 лет 25-35 лет

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% ■ Ваш возраст

Рис. 1. Возраст респондентов

Как видно из рисунка 1, на данный момент в общеобразовательных организациях Курского района работают в основном молодые специалисты в возрасте до 35 лет - 13 педагогов из 37 опрошенных.

Следующее, что мы постарались выяснить у учителей начальных классов, - их педагогический стаж (см. рис. 2).

более 15 лет 10-15 лет 7-10 лет 5-7 лет менее 5 лет

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35%

■ Педагогический стаж Рис. 2. Педагогический стаж опрашиваемых

Из диаграммы, представленной на рисунке 2, видно, что количество педагогических работников, имеющих стаж менее 5 лет, составляет всего 10%. В школах Курского района в настоящее время работают в основном педагогические

работники, имеющие стаж работы 7-10 лет (это почти 30%), от 10 до 15 лет и более, -23 и 24 % соответственно.

Далее опрос состоял из четырех блоков различной направленности.

По первому блоку вопросов мы определяли мотивационно-творческую направленность личности учителей начальной школы. Как мы видим на рисунке 3, меньше всего у педагогов проявляется стремление к творческим достижениям (по этому критерию учителя набрали максимум 76 баллов), что, впрочем, тоже является высоким показателем.

На основе представленных данных мы можем сделать вывод, что педагоги имеют высокую мотивацию, а также творческие амбиции, которые стимулируют их к инновационной деятельности (рис. 3).

I. Блок. Мотивационно-творческая направленность

личности

■ Ваш уровень заинтересованности в творческой деятельности

■ Стремление к творческим достижениям

■ Стремление к лидерству

Стремление к получению высокой оценки деятельности со стороны администрации

Личная значимость творческой деятельности

Стремление к самосовершенствованию

73 86

82 76

79 81

Рис. 3. Мотивационно-творческая направленность личности учителей начальной школы

Исходя из данных, полученных при ответе педагогов на вопросы второго блока «Креативность педагога» (рис. 4), можно заключить: единственное, что не удается многим учителям, - это отказ от стереотипов в педагогической деятельности. Многим оказывается трудно что-то менять в своей привычной деятельности, не всегда есть желание осваивать новые технологии, развивать свои исследовательские компетенции. Такие учителя критично воспринимают все нововведения в образовательной системе и отказываются в своей работе принимать нестандартные решения.

II. Блок. Креативность педагога

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

1. Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления

2. Стремление к риску

3. Критичность

мышления, способность к оценочным суждениям

4. Способность к самоанализу, рефлексии

Рис. 4. Креативность педагогов по итогам опроса

Главной в осуществлении инновационной деятельности учителем начальных классов выступает его способность к сотрудничеству, развитые коммуникативные способности. На рисунке 5 представлены результаты опроса по третьему блоку, отражающему профессиональные способности педагога, необходимые ему для успешной реализации инновационной деятельности.

III. Блок. Профессиональные способности педагога к осуществлению инновационной деятельности

0 20 40 60 80

1. Владение методами педагогического исследования 2. Способность к планированию экспериментальной 3. Способность к созданию авторской концепции 4. Способность к организации эксперимента 5. Способность к коррекции своей деятельности 6. Способность использовать опыт творческой 7. Способность к сотрудничеству 8. Способность творчески разрешать конфликты

Рис. 5. Профессиональные способности педагога, необходимые для успешной реализации

инновационной деятельности

Как видно из диаграммы, отраженной на рисунке 5, среди профессиональных способностей наиболее ярко выражены у педагогов начальной школы способность к планированию экспериментальной деятельности и к организации эксперимента, а также способность к сотрудничеству (средний балл - 78), несколько слабее

проявляется владение методами педагогического исследования (71 балл) и способность к созданию авторской концепции и использованию опыта творческой деятельности (по 69 баллов соответственно). Гораздо слабее сформированы у учителей способности к коррекции своей деятельности (55 баллов) и к творческому разрешению конфликтов (54 балла).

В четвертом блоке нашего опроса выявлялись индивидуальные особенности личности педагогов, в частности их работоспособность в процессе творческой деятельности, их уверенность в себе и умение брать на себя ответственность. Результаты опроса представлены на рисунке 6.

IV. Блок. Индивидуальные особенности личности педагога

20

40

60

80

100

1. Работоспособность в творческой деятельности

2. Уверенность в себе

0

3. Ответственность

I

Рис. 6. Индивидуальные особенности педагога

Главной индивидуальной особенностью педагогов выступает ответственность. Независимо от стажа работы и возраста практически все учителя начальных классов обладают способностью брать на себя ответственность за результаты осуществляемой деятельности и принятые ими решения. Очевидно, это обусловлено тем, что в педагогическую профессию, как правило, идут люди с повышенным чувством ответственности.

Таким образом, результаты проведённого нами опроса свидетельствуют о том, что среди 37 учителей начальных классов Курского района в основном молодые специалисты в возрасте до 35 лет, имеющие стаж работы 7-10 лет (почти 30%), и от 10 до 15 и более лет (23 и 24 % соответственно). Большинство опрошенных имеют высокую мотивацию, а также творческие амбиции, стимулирующие их к инновационной деятельности. Мотивационно-творческая направленность личности педагогов начального образования также довольно ярко выражена, креативность проявляется на достаточно высоком уровне, однако многим учителям не удается в их педагогической деятельности отказаться от стереотипов, поэтому они неоднозначно относятся к новым технологиям и инновационной деятельности в целом. Профессиональные способности педагога, такие как способность к планированию экспериментальной деятельности и к организации эксперимента, способность к сотрудничеству, проявляются на достаточно высоком уровне. Несколько слабее выражены владение методами педагогического исследования и способность к созданию авторской концепции и использованию опыта творческой деятельности; требует особого внимания способность к коррекции своей деятельности и к творческому разрешению конфликтов: они сформированы у педагогов в недостаточной степени. Среди индивидуальных особенностей личности учителей начальной школы следует

отметить их высокую работоспособность в процессе реализации творческой деятельности, их уверенность в себе и умение брать на себя ответственность.

Библиографический список

1. Субботина, Т. Н. Проблемы внедрения педагогических инноваций / Т. Н. Субботина, К. Д. Пономарева // Аллея науки. Калуга: Калужский государственный университет им. Циолковского. - 2018. - Том 3. - № 9 (25). -С.749-753.

2. Гавриленко, Л. С. Инновационная педагогика: учебное пособие / Л. С. Гавриленко, В. И. Кутугина, Ю. Л. Лукин. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. - 137 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.