Научная статья на тему 'Изучение географии, истории и математики при помощи малоблочного конструктора детьми дошкольного и младшего школьного возраста'

Изучение географии, истории и математики при помощи малоблочного конструктора детьми дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малоблочный конструктор / интеграция / начальные классы / моторика / воображение / аз блоктық конструктор / интеграция / бастауыш сыныптар / моторика / қиял / small­block cons tructor / integration / pri­ ma ry school / hand motility / ima gination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — ПАРЕЕВ КИРИЛЛ КОНСТАНТИНОВИЧ

При помощи такого всем известного конструктора, как Lego classic (малоблочный конструктор), можно изучать сразу 3 предмета в начальных классах: начальная математика, история мира и мировая география. Параллельно происходит развитие мелкой моторики, усидчивости, любознательности, воображения. Автор приводит примеры интеграции трёх предметов с помощью конструкторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of Geography, History, and Mathematics by means of a low-block constructor by children of preschool and primary school age

With the help of such a well-known constructor as Lego classic (small-block constructor), you can study 3 subjects at once in primary grades: elementary mathematics, world history, and world geography. In parallel, the development of fine hand motility, discipline, curiosity, imagination takes place. The author gives examples of the integration of three subjects using constructors.

Текст научной работы на тему «Изучение географии, истории и математики при помощи малоблочного конструктора детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

106

Педагогическая наука и практика

УДК 374.02

ГРНТИ 14.27.09

ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ, ИСТОРИИ

И МАТЕМАТИКИ ПРИ ПОМОЩИ МАЛОБЛОЧНОГО КОНСТРУКТОРА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аңдатпа

LEGO classic (аз блокты конструктор) сияқты танымал

конструктордың көмегімен сіз бастауыш сыныптарда бірден

3 пәнді оқи аласыз: бастауыш математика, әлем тарихы және

әлемдік география. Сонымен қатар, ұсақ моториканың, табандылықтың, қызығушылықтың, қиялдың дамуы жүреді. Автор

конструкторлардың көмегімен үш пәнді біріктіру мысалдарын келтіреді.

Аннотация

При помощи такого всем известного конструктора, как

Lego classic (малоблочный конструктор), можно изучать сразу 3 предмета в начальных классах: начальная математика,

история мира и мировая география. Параллельно происходит

развитие мелкой моторики, усидчивости, любознательности,

воображения. Автор приводит примеры интеграции трёх

предметов с помощью конструкторов.

Пареев К.К.,

педагог дополнительного

образования,

Дворец развития и

творчества детей

и юношества",

г. Рудный,

Костанайская область

Негізгі сөздер: аз блоктық конструктор, интеграция, бастауыш сыныптар, моторика, қиял.

Ключевые слова: малоблочный конструктор,

интеграция,

начальные

классы, моторика, воображение.

Keywords: small-block

cons­tructor, integration, pri­

ma­ry school, hand motility,

ima­gination.

Annotation

With the help of such a well-known constructor as Lego classic

(small-block constructor), you can study 3 subjects at once in

primary grades: elementary mathematics, world history, and world

geography. In parallel, the development of fine hand motility,

discipline, curiosity, imagination takes place. The author gives

examples of the integration of three subjects using constructors.

В современном мире насчитывается множество видов конструкторов, которыми увлечены как взрослые, так и дети. Самым известным из них является конструктор Lego, который

делится на 3 категории:

1.Lego – Technic. Основные детали выглядят в виде балок

с отверстиями, поршней, шестерёнок и осей разной формы и

длины.

2.Lego – Classic. Маленькие блоки и плитки разных размеров для пазового крепления + различные дополнения в виде:

сидений, рулей, колёс и т.д.

3.Lego – Duplo. Крупные блоки, предназначенные также

для пазового крепления, но рассчитанные преимущественно

для детей дошкольного возраста.

4(42)/2023

Но мало кто задумывается, что при помощи такого всем известного конструктора,

как Lego classic (малоблочный конструктор),

можно изучать сразу 3 предмета в начальных

классах: начальная математика, история мира

и мировая география. Параллельно происходит развитие мелкой моторики, усид­чивости,

любознательности, воображения.

Обычно в основе интегрированного урока

находится 2 предмета. Но интегрированный

урок может состоять и из 3 предметов, двум

из которых (история и география) в начальной школе уделяется совсем немного времени.

Пример того, как можно интегрировать 3

предмета (математика, история и география)

при помощи малоблочного конструктора.

Возьмём в пример 1 класс. Как нам известно, программа обучения 1 класса математике

рассчитана на обучение детей сложению и

вычитанию чисел от 0 до 10 и далее; знакомство с величинами измерения длины и ширины, видами фигур и т.д. В процессе работы

с математическими выражениями на сложение и вычитание от 0 до 10 мы можем взять

плитку длиной 10 точек, прикрыть бумагой

4 точки и спросить у ребёнка: «Сколько точек осталось?» На что учащийся посчитает

6 точек и даст ответ, что остаток составляет

6 точек. Или же если мы возьмём плитки с 4

и 6 точками, положим их друг за другом, то

можем задать вопрос: «Сколько всего стало

точек?». Подсчитав общее количество точек,

дети дадут ответ «10». Тем самым они поймут, что при сложении количество увеличивается, а при вычитании – уменьшается. Так

же при помощи данного вида Лего мы можем начать знакомить детей с расчётом периметра и площади, используя плитки и брики

(синонимы – Lego Classic, малоблочный конструктор) размерами 14х10 (плитки) и 2х4

(брики) или больше, или меньше. Да и, если

изучать с учащимися величины метрического измерения, то можно заметить, что 1 точка

= 1 мм, в 10 см у нас будет 10 точек. Параллельно у детей будет возникать зрительный

4(42)/2023

107

образ при вычислении длины, ширины чего-либо в будущем, что в свою очередь они

будут делать с лёгкостью.

Взяв изучение фигур, учащиеся познакомятся с основными правилами квадрата,

прямоугольника, круга.

Параллельно детям можно вкратце давать

материал по различным странам мира используя политическую карту мира или политический глобус. В данный материал входит

рассказ истории определенной страны и её

расположение. Затем собирается либо народное жилище страны, либо военная техника или национальное животное, являющееся

символом страны.

Пример:

Страна: Казахстан.

Народное жилище: Юрта.

Перед началом изучения нового материала детям приводятся 3 факта о стране. При

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

помощи фактов и наводящих вопросов, они

должны догадаться, о какой именно стране

будет идти речь.

Затем демонстрируется на экране ноутбука «Колесо времени», состоящее из 3 частей.

Каждая часть – это отрезок определённого

времени. 1 – Современный Казахстан; 2 –

История КазССР; 3 – краткая история Казахстана до вступления в Российскую империю

и во времена нахождения в ней. Стрелочка

колеса останавливается на цифре – 2 (пример). Детям даётся краткая информация (размером от 5 до 10 предложений) об истории

КазССР от её начала до распада СССР в 1991

году. После этого показывается на политическом глобусе её расположение, последняя

столица перед исчезновением Советского

Союза – Алма-Ата, флаг Каз ССР и её соседи

на данный период времени.

После происходит изучение образца юр­

ты, сделанного из Лего. А именно: форма

основания юрты – квадрат; сколько точек насчитывает площадка, на которой находится

жилище, и сколько точек насчитывает сама

юрта; высота юрты – 5 уровней до верхней

части; техника крепления блоков, из которых

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая наука и практика

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

108

Педагогическая наука и практика

будут состоять стены, и верхняя часть юрты

(шанырак); также учитываеются цвета, которые присутствуют в основании постройки и

в ней самой; разбирается основное внутреннее обустройство юрты: строение и форма

сундуков, дастархана, курпешек и торб.

Затем ученики переходят к самой пос­т­

ройке юрты. При этом имеется общий образец в виде собранной модели юрты из малоблочного конструктора + оказание помощи

со стороны учителя при сборке. Помимо этого есть магазин «Детали», в котором дети за

вопросы математических, исторических и

географических тем (касающихся Казахстана) могут приобретать недостающие детали

для постройки.

По окончанию сборки все учащиеся кружка приносят поделки на проверку к педагогу,

после чего создаётся 1 большая композиция

со всеми юртами вместе. При этом детям

разрешается вносить какие-то дополнительные детали в создание композиции (лошади, коровы, костры с казанами, озёра, цветы,

деревья и далее по собственному желанию).

Затем в качестве поощрения детям вручаются «Смайлики», которые служат источником

мотивации. Ребята, наиболее отличившиеся

при изучении данного материала, в дальнейшем участвуют в дополнительных занятиях,

на которых дети собирают общие поделки

большого масштаба.

Таким образом, историю можно изучать

уже с 5 лет. В КГКП «Дворец развития и

творчества детей и юношества» города Рудного Управления образования акимата Костанайской области, в кружке «Lego World»

данная методика применяется уже на протяжении 4 лет. На данный момент кружок

посещают более 30 человек. Многие дети в

дошкольном и младшем школьном возрасте,

посещающие занятия кружка, уже знакомы

со многими странами мира. Их народными

жилищами, военной техникой и животными

которые являются символами тех или иных

государств.

Хотелось бы отметить, что Lego Classic

можно использовать ещё и при работе с

детьми с особыми образовательными потребностями, у которых плохо развита мелкая моторика, усидчивость, мышление. Ведь

благодаря увлекательной работе с «бриками» (название крупных деталей малоблочного конструктора) в дальнейшем постепенно

ребёнок овладеет мелкой моторикой, усидчивостью, хорошим мышлением (научится

различать цвета, формы фигур, счету до 10).

Если снова немного затронуть тему самого кружка “LEGO WORLD”, в дальнейшем

планируется внедрение изучения схем сборки определённых моделей; расширение тематики изучаемых материалов (виды зданий,

автомобилей, основного внутреннего интерьера и т.д.). А также принятие участия в Лего-конкурсах, проводимых в странах дальнего зарубежья (США, Южная Корея, Китай) и

проведение городских выставок и конкурсов.

В завершение хотелось бы сказать, что

учитель – это главный проводник ребёнка

через дремучий лес и, чем больше учитель

использует возможностей для обучения учащегося, тем ближе становится выход из леса

во взрослый мир. Так и совмещение конструктора Lego Classic с учебной деятельностью даёт ребёнку более широкий научный

кругозор, который является выходом в мир

взрослой жизни. И хочется привести в пример цитату известного американского философа и педагога Джон Дьюи:

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому

вчера.» [1].

ЛИТЕРАТУРА:

1.Электронный ресурс. ПЕДАГОГИКА.

ЦИТАТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ. [Электронный ресурс] http://www.itmathrepetitor.ru/

pedagogika-citaty-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 10.06.2023 г.).

4(42)/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.