Научная статья на тему 'Изучение философской лирики М. Ю. Лермонтова в старших классах (на примере стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…»)'

Изучение философской лирики М. Ю. Лермонтова в старших классах (на примере стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
613
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ / РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / МОДЕЛЬ МИРА / КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕТИП / ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тихонова С. В.

В статье Тихоновой С.В. предложен вариант изучения стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». В исследованиях литературоведов важной особенностью творческого метода М.Ю.Лермонтова указана соотнесенность романтического и реалистического, что соответственно определяет органичность выбора приемов освоения этого стихотворения, но акцент на философию при анализе произведения не отменяет литературоведческую трактовку, а лишь углубляет понимание стихотворения. Ведущим методическим приемом в ходе анализа является словесное рисование, при котором учащиеся не только постигают сюжетнокомпозиционные особенности стихотворения, но и осваивают ряд теоретических понятий. Работа над звуковым и цветовым наполнением слова помогает ученикам осознать авторскую позицию и подняться до философских проблем, волновавших М.Ю.Лермонтова в последние годы его творчества, а также осознать их современность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение философской лирики М. Ю. Лермонтова в старших классах (на примере стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…»)»

Тихонова С.В.

Кандидат педагогических наук, кафедра словесности и культурологии, Нижегородский институт развития образования

ИЗУЧЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

В СТАРШИХ КЛАССАХ (на примере стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...»)

Аннотация

В статье Тихоновой С.В. предложен вариант изучения стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...». В исследованиях литературоведов важной особенностью творческого метода М.Ю.Лермонтова указана соотнесенность романтического и реалистического, что соответственно определяет органичность выбора приемов освоения этого стихотворения, но акцент на философию при анализе произведения не отменяет литературоведческую трактовку, а лишь углубляет понимание стихотворения. Ведущим методическим приемом в ходе анализа является словесное рисование, при котором учащиеся не только постигают сюжетно-композиционные особенности стихотворения, но и осваивают ряд теоретических понятий. Работа над звуковым и цветовым наполнением слова помогает ученикам осознать авторскую позицию и подняться до философских проблем, волновавших М.Ю.Лермонтова в последние годы его творчества, а также осознать их современность.

Ключевые слова: художественная деталь, реалистические образы, модель мира, культурный архетип, философские размышления о жизни.

М.Ю. Лермонтова называют «музыкальнейшим из русских стихотворцев» и «величайшим нашим лириком» (5, 221). Он начал писать стихи с 1928 г., т.е. девять лет он писал одновременно с А.С.Пушкиным и четыре с половиной года после его смерти. В начале творческого пути поэт пробует себя в разных жанрах, старается овладеть разными метрическими формами, но забота о звуковой стороне стиха все же преобладает над зрительными и изобразительными образами. Эту особенность ранней лирики замечает С.Н. Дурылин: «Стихи иногда хорошо звучат, но они не дают ничего видеть» (5, 89).

Начиная с 1837 г. его стихотворения дают полное право предполагать, что М.Ю.Лермонтов стоял на пороге нового этапа литературной деятельности. Элегиям и балладам этого периода свойственны напевность и музыкальность, а балладам, кроме этого, красота и изобразительность. Литературоведы сходятся во мнении, что у М.Ю.Лермонтова сравнительно немного стихотворений, выражающих просветленное, гармоническое восприятие жизни, и одно из них - «Когда волнуется желтеющая нива...». Но детальных разборов этого стихотворения не так уж много.

Г.И. Успенский, анализируя стихотворение, обращает внимание на хронологическую несостыковку описываемых явлений природы, но это противоречие наталкивает его на мысль об антиномиях в творчестве поэта. Б.М. Эйхенбаум, предпринявший синтаксическо-интонационный анализ, приходит к выводу, что в стихотворении выявляется четкая логика подъема и спада интонации, но смысловое его построение противоречит этой логике. Смысловым центром стихотворения, по мнению Б.М. Эйхенбаума, остается не гармония, а «тревога души» «.она-то и составляет суть темы, характерной для Лермонтова. Человек оказывается лишенным того мира, той цельности и полноты, которая есть в природе; он может постигнуть это только иногда, когда окружающая природа включит его в свой круг». (12,133). М.Л. Гаспаров,

блистательно проанализировав текст, по сути присоединяется к уже имеющимся мнениям. Если в первых трех четверостишьях, отмечает М.Л. Гаспаров, движение идет от неодушевленного к одушевленному, то в четвертом четверостишье идет обратное движение - от души к мирозданию. Смена анафоры в четвертом четверостишье приводит к утверждению прекрасного в мироздании, и образ Бога завершает эту композицию. Но смысловая антиномия, по мнению ученого, в стихотворении все же сохраняется: «...мы словно уходим из мира внешнего, углубляемся во внутренний, поднимаемся на высшую четвертую ступень (исходя из количества четверостиший), с богом в небе. «И в небесах я вижу бога» сталкивает понятия «я» и «бог» - два полюса, между которыми лежит понятие «мир», с которого начиналось стихотворение». (3, 154-157). Разделяет это мнение С.И. Кормилов, считающий, что «гармония существует, но на фоне дисгармонии. В какие-то моменты, очень разные, лермонтовский герой так широко видит красоту окружающего мира, что, кажется, видит и бога, хотя буквально видеть его нельзя» (7, 73).

Такая сложная и неоднозначная литературоведческая трактовка привела к тому, что в школьном изучении это стихотворение стали рассматривать очень упрощенно: романтическое противоречие снимется, если герой приобщается к гармонии природы. Составители современных школьных программ перестали включать его для обязательного изучения, но этот бесспорный шедевр лермонтовской лирики не должен быть потерян для школы. Возможен ли другой подход к анализу произведения, который помог бы найти выход из замкнутого пространства произведения? На наш взгляд, возможен другой путь анализа - это погружение в контекст судьбы и творчества поэта, это поиск соотношения творчества М.Ю.Лермонтова с напряженной работой мысли того времени.

На уроке литературы мы предлагаем учащимся материал для исследовательской работы, который включает воспоминания современников М.Ю.Лермонтова (В.Г. Белинского, А.П. Шан-Гирея, Н.М. Сатина, Столыпина и др.), а также фрагменты исследований этого стихотворения учеными-литературоведами и следующие задания:

Какие картины вы представляете, читая это стихотворение? Зачем поэт «перемешивает» времена года в стихотворении? Охарактеризуйте пространство и время в этом стихотворении? Почему краски и звуки исчезают в последнем четверостишье? Когда, по мнению М.Ю.Лермонтова, человек может «постигнуть счастье на земле»?

Изучая творчество М.Ю.Лермонтова, все исследователи в своих работах сходятся во мнении, что поэт находился в гуще «духовной» жизни своей эпохи. Он, как и его современники, пытался ответить на вопросы, которые ставило перед ним время, а это требовало постоянного духовного развития. Об этом развитии говорит неугасающий интерес поэта к общественной мысли 30-х годов XIX века. «Ученость, любовь к искусству и талант неоспоримо на стороне Москвы», - писал А.С. Пушкин в письме к Вяземскому (11, 213). М.Ю.Лермонтов покинул Москву еще в 1832 г., но интерес к этой стороне московской жизни он испытывал огромный. Из воспоминаний Н.М.Сатина, соученика М.Ю.Лермонтова по школе гвардейских подпрапорщиков, мы узнаем, что в разговорах с ним и В.Г.Белинским он получал представление о незнакомом движении мысли в Москве, о кружках, занятых изучением немецкого идеализма в его новейшем выражении, о философии Гегеля и поисками того в этой философии, что могло бы ему понять современное состояние России и предугадать её будущее. (8, 220) Какую-то информацию о том, как живет мыслящая публика, М.Ю.Лермонтов мог получить из журналов, которые регулярно выписывал, из переписки с друзьями и родственниками.

Идея примирения с действительностью, т.е. приятие её целиком, во всех её проявлениях, получила широкий резонанс в мыслящих кругах. Эта идея очень занимала М.Ю.Лермонтова, и он пытался найти способы её воплощения. В 1837 г. он пишет стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива.», где пытается дать свой ответ на этот вопрос времени.

Стихотворение состоит из 16 строк, объединенных в одно сложноподчиненное предложение, но это синтаксическое единство намеренно поделено автором на четыре стихотворные строфы. Каждое четверостишье наполнено собственной образностью, по-своему оформлено, чтобы, дополняя друг друга, составить идейно-художественное целое. Фактически в этом стихотворении поэт признает равноправие стихов и прозы. Напряженность мысли требует новых стихотворных форм, изменения роли слова, оно все больше начинает приобретать смысловую объемность, и какой-то новой организации стиха. Л.Я Гинзбург наряду с музыкальной и живописной выразительностью выделяет ещё одну сторону лермонтовской лирики этого периода - это использование «стиховых прозаизмов при условии высокой поэтической мысли» (4, 211).

Опираясь на опыт литературоведческих исследований, мы предлагаем воспользоваться приемом словесного рисования, который поможет ученикам сфокусировать свое внимание на ярких деталях, что дает возможность проследить, как автор, формулируя мысль, идет от частного к общему и в итоге поднимается до осмысления важнейшей философской проблемы.

В первой строфе перед нами открывается панорамный пейзаж - открытое незамкнутое пространство, которое можно охватить взглядом только с высоты птичьего полета: засеянные поля, зеленый лес, людские поселения с садами и огородами. Все наполнено радостью жизни, вечным природным движением: «нива волнуется», «лес шумит». Но вот ракурс меняется, и наше внимание заостряется на конкретной детали -«малиновая слива». Эта малая часть того огромного мира, что был описан чуть раньше, но и она живет по тем же законам бытия и гармонии: слива прячется «под тенью сладостной зеленого листа». Следующая строфа сужает пространство до цветка «серебристого ландыша», и его жизнь подвластна этому общему закону природы. Во второй строфе пространство сомкнулось до маленькой точки, а что же происходит со временем? Эти две философские категории в первых двух строфах существуют отдельно друг от друга. Г.И. Успенский отметил временной разнобой не только в сезонах весна-лето-осень, но и сутках «румяным вечером иль в утра час златой». Следовательно, законы вселенского бытия не подвластны времени, жизнь будет продолжаться в любое время. Категория времени оказывается важной лишь для людей, но не для вечной природы. Особенность третьей строфы состоит в том, что поэт соединяет пространство и время в образе «студеного ключа» и наполняет строфу звуковыми эффектами. Такая сила природы дает возможность останавливать поток мысли, воздействовать на чувства, «смиряет тревогу», заставляет человека по-новому воспринимать окружающий мир: «И, погружая мысль в какой-то смутный сон...». (9, 271)

Этот опыт трансцендирования дал поэту новое видение явлений и предметов, связей между ними, открыл новую реальность, в которой все имело символический смысл. Но мысль, добытую в состоянии, когда реализована «способность выходить за собственные пределы» (М.К. Мамардашвили) нужно было как-то воплотить. Старые стихотворные формы для этого не подходили, и М.Ю.Лермонтов искал новые способы для артикуляции своих мыслей. Выбранный для этой цели классический период и строгое чередование в строках 6 и 5 стопного ямба сделали возможным облечь сложные философские мысли в доступную для понимания форму, а описание природы, основанное на «культурном архетипе» (К.Юнг) позволило поэту создать модель мира, близкую и понятную каждому русскому человеку. Новый принцип употребления слов дал возможность автору в рамках стихотворения не просто создать зрительную картину, а познакомить читателей со своими мыслями. Это стихотворение становится «торжеством смысловой объёмности слова, динамическим сгустком, данным читателю во всей полноте,. который приходится постигать в каком-то молниеносном охвате» (4, 212). Действительно, целостное

восприятие бытия во всем его многообразии делает человека совершенным, равным Богу и тогда: «И счастье я могу постигнуть на земле, / И в небесах увидеть бога.» (9, 272).

Художественное совершенство и звуковая выразительность этого стихотворения неоспоримы. Оно не оставляет равнодушным ни одного своего читателя и слушателя, возможно, поэтому Е.С. Шашина, современница М.Ю.Лермонтова, создала прекрасный романс на эти стихи.

Многие поколения читателей восхищались этим стихотворением. Прав был П.М. Бицилли, когда писал о М.Ю.Лермонтове, что у него мы находим «новое мироощущение», но в этом новом мироощущении, которое «обнажало затаенные движения души, было искание своего пути». (2, с.828) Действительно, «затаенные движения души», о которых писал поэт еще в ранней лирике - это какая-то генетическая память о гармонии, о прекрасном, это постоянные поиски совершенства в мире, где приходилось жить. Устремляясь мыслью к тайнам божьего промысла, поэт пытался восстать против установленного закона жить «в покорности незнанья» (стихотворение «Когда б в покорности незнанья.»), потому что в противном случае «Неисполнимые желанья / Он в нашу душу не вложил» и всю свою недолгую жизнь отстаивал право на знание высших истин. В.В. Зеньковский, исследуя метафизику творчества М.Ю.Лермонтова, писал что «.у самого Лермонтова его склонность к мятежу, доводившая его и до богоборческих переживаний, стихала под действием красоты. И прежде всего - красоты природы, которая снимала романтические антиномии «ум -сердце» и позволяла ощутить состояние гармонии человека и мира». (6, 277).

Идея примирения с действительностью не дань философской моде, а попытка поэта найти ответ на важнейший философский вопрос. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива.» - лишь первая попытка, а найденная там схема: (сон = счастье) будет трансформироваться поэтом в поздней лирике (стихотворения «Сон», «Как часто пестрою толпою окружен.», «На севере диком.», поэма «Мцыри»).

«Примирение с действительностью, во всех её отношениях, есть великая задача нашего времени, - писал М. Бакунин в 1838 г., в предисловии к «Гимназическим речам» Гегеля, через год после создания стихотворения, - и Гегель и Гете - главы этого примирения, это возвращение из смерти в жизнь. Будем надеяться, что новое поколение сроднится, наконец, с прекрасной Русской Действительностью и что, оставив все пустые претензии на гениальность, оно ощутит, наконец, в себе законную потребность быть действительно русскими людьми». (1, 20)

Литература

1. Бакунин М.А. Предисловие к «Гимназическим речам Гегеля // Московский наблюдатель, 1838. Ч.16. Кн. 1. - С. 20.

2. Бицилли П.М. Лермонтов в истории русской поэзии /П.М. Бицилли // М.Ю. Лермонтов : PRO ET CONTRA = Личность и творчество Михаила Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей : Антология. - СПб. : Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2002. - 1078 с.

3. Гаспаров М.Л. «Когда волнуется желтеющая нива.»: Лермонтов и Ламартин // М.Л. Гаспаров Избранные статьи. М., 1995. С.154-157.

4. Гинзбург Л.Я. О лирике. / Л.Я. Гинзбург. М. - Л. : Советский писатель,1964. - 382 с.

5. Дурылин С.Н. Как работал М.Ю. Лермонтов / С.Н. Дурылин. - М. : Мир, тип. газеты «Правда», 1934. - 129 с.

6. Зеньковский В.В. Лермонтов. Стихотворения. Поэмы. Драмы / В.В. Зеньковский. - М. : Русский путь, 2004. - 464 с.

7. Кормилов С.И. Поэзия М.Ю.Лермонтова. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - 2 изд. - М.: Издательство МГУ, 1998. - 128 с.

8. Лермонтов в воспоминаниях современников - М. : Захаров, 2005. - 522 с.

9. Лермонтов М.Ю. Собр.соч. в 4т., Т.1 / М.Ю.Лермонтов ; - М.: Правда, 1969. - 415 с.

10. Пушкин А.С. Полн. собр. соч : в 10т. Т.10 Письма / А.С. Пушкин - М. : Художественная литература, 1974-1978. - 454 с.

11. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии./ Б.М. Эйхенбаум. // Сб.статей. Сост. О.Эйхенбаум; Вступит.ст. Г. Бялого. - Л. : Художественная литература, 1986. - 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.