Научная статья на тему 'Изучение философской лирики Ф. И. Тютчева в аспекте романтической поэтики в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан'

Изучение философской лирики Ф. И. Тютчева в аспекте романтической поэтики в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
595
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯ-ЗИ / ОПОРНЫЕ ВОПРОСЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАВЫКИ АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА / ROMANTICISM / POETICS OF ROMANTICISM / ART TECHNIQUE / ART WORLD / MYTH / PHILOSOPHICAL LYRICS / ANALYSIS / COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сухая Ольга Андреевна

В статье рассматривается изучение лирики Тютчева в аспекте романтической поэтики, которое предполагает необходимость использования на уроках внутрии межпредметных связей, позволя-ет совершенствовать навыки анализа поэтического текста, активизирует познавательную деятель-ность учащихся, способствует более глубокому постижению авторской концепции. В качестве примера приводятся фрагмент урока по философской лирике Тютчева в 10 классе и образец вы-полнения домашнего задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF F.I. TIUTCHEV'S PHILOSOPHICAL LYRICS WITHIN THE POETICS OF ROMANTICISM IN THE SCHOOLS WITH NATIVE (NON-RUSSIAN) LANGUAGE OF STUDY IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The article deals with the problem of study F.I. Tiutchev's works in the schools with native (non-Russian) language of study in the Republic of Tatarstan. The author offers the solution of this problem: the study of Tiutchev's poetry in the framework of the poetics of Romanticism that requires attention to the categories of perception of the world, creative methods, and elements of comparative analysis at the lessons. A fragment of the lesson on Tiutchev's philosophical lyrics in the 10th form is presented, and an example of homework (the comparative analysis of the poems by F.I.Tiutchev and Tatar Romantic poet S.Ramiev) is given.

Текст научной работы на тему «Изучение философской лирики Ф. И. Тютчева в аспекте романтической поэтики в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №4(22)

УДК 372.882

ИЗУЧЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ Ф.И.ТЮТЧЕВА В АСПЕКТЕ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ В ШКОЛАХ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

© О.А.Сухая

В статье рассматривается изучение лирики Тютчева в аспекте романтической поэтики, которое предполагает необходимость использования на уроках внутри- и межпредметных связей, позволяет совершенствовать навыки анализа поэтического текста, активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует более глубокому постижению авторской концепции. В качестве примера приводятся фрагмент урока по философской лирике Тютчева в 10 классе и образец выполнения домашнего задания.

Ключевые слова: учебные программы, анкетирование, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные вопросы, познавательная деятельность, навыки анализа поэтического текста.

В Проекте базисного учебного плана основного общего образования (2009 г.) среди основных задач изучения русской литературы в школах с родным языком обучения особо выделяется необходимость формирования эстетической восприимчивости к иноязычной и инонациональной литературе, ее нравственным ценностям, образно-эстетическому строю; формирование би- и поликультурной личности, которая, с одной стороны, способна воспринимать инонациональную литературу (культуру), с другой - более широко и многомерно осмысливать родную литературу (культуру); углубление познавательной деятельности учащихся с помощью методики сопоставительного анализа произведений русской и родной литератур [1].

Реализации данных задач во многом способствует знакомство учащихся с русской классической поэзией, в том числе с творчеством Ф.И.Тютчева, занимающим в русской литературе особое место. Уникальный представитель эпохи взлета русской лирики середины XIX столетия, обладающий масштабным поэтическим талантом, унаследовал традиции литературы предшествующих эпох, достижения классицистической и романтической поэтики и оказал вместе с

А.А.Фетом значительное влияние на последующую литературу XIX и XX веков, в частности, на татарскую поэзию начала XX столетия.

Изучение лирики Ф.И.Тютчева, философской по своей природе, постижение своеобразия его творческого метода и художественного мира требует от учащихся высокой читательской культуры, серьезной литературной подготовки, вдумчивого чтения и неоднократного перечитывания, то есть подразумевает наличие определенной читательской "квалификации".

Творчество Ф.И.Тютчева традиционно рассматривается на протяжении всего школьного курса русской литературы: от начальной до старшей школы (программы Т.Ф.Курдюмовой,

В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, В.Ф.Чертова,

М.Г.Ахметзянова и др.). Изучение особенностей различных художественных направлений рекомендуется авторами данных программ в курсе 9 класса, а представление о Тютчеве-романтике формируется в 10 классе в ходе рассмотрения монографической темы.

При этом анкетирование учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения показывает, что даже после изучения монографической темы 38,07% десятиклассников (75 учащихся из 197 опрошенных) своим любимым произведением Тютчева называют "Весеннюю грозу"; для многих из них поэт так и остался автором одного стихотворения. Примечательно и то, что 36 учащихся (18,27%) оставляют этот вопрос без ответа. Выполняя письменный анализ произведений поэта, учащиеся не испытывают затруднений при описании эмоциональной тональности стихотворения, его основных образов, однако в большинстве случаев не могут назвать присутствующих в нем мотивов и найти связь с романтизмом: указать черты романтической поэтики, выявить связь с творчеством других поэтов-романтиков и отметить особенности, присущие именно лирике Тютчева. Таким образом, творчество Ф.И.Тютчева в их восприятии "выпадает" из контекста эпохи, полученные ранее знания о художественных направлениях не находят применения.

Данные эксперимента свидетельствуют о необходимости поиска новых подходов к изучению творчества Ф.И.Тютчева в школах Республики Татарстан. Один из возможных путей может стать поэтапное формирование у учащихся на-

выков анализа лирики Ф.И.Тютчева в аспекте романтической поэтики, способствующее созданию представления о его лирике как о художественном мире, поэтической Вселенной (Космосе), существующей по особым законам, тесно связанным с романтическим направлением и методом. Изучение лирики Ф.И.Тютчева в аспекте романтической поэтики требует пристального внимания к категориям мировосприятия и художественного метода, а следовательно, к актуализации внутрипредметных связей в ходе сопоставительного анализа произведений Ф.И.Тютчева, его предшественников и последователей, среди которых определенное место занимают и татарские поэты. Особое значение для постижения художественного мышления и сознания Ф.И.Тютчева, выявления характерных особенностей его поэтики имеет включение в урок элементов мотивного анализа [2: 291].

Изучение философской лирики Ф.И.Тютчева

- наиболее сложный этап изучения монографической темы в 10 классе. Предлагаем начать его с чтения и анализа стихотворения "День и ночь", поскольку, по мнению исследователей, именно оно содержит ключ ко всей поэтической системе раннего Ф.И.Тютчева. Овладению основными понятиями философской лирики поэта лучше всего соответствует форма урока-практикума.

На первом этапе после чтения стихотворения "День и ночь" предлагаем учащимся поразмышлять о его эмоциональной тональности и ее источнике, отмечаем возвышенность звучания, указываем на образы "духов", "богов", на таинственность происходящего, находим создающие торжественную интонацию старославянизмы ("таинственный", "бездна", "златотканый" и т.д.). Обращаемся к заглавию произведения и отмечаем, что в нем не только указаны главные "действующие лица", но и отражен художественный прием, лежащий в основе композиции стихотворения, - антитеза.

Произведение состоит из двух частей, в каждой из которых главенствует один из центральных образов, в первой - раскрывается дневной мир, вторая - посвящена миру ночи. С помощью вопросов (Какими поэтическими средствами изображены эти миры? Какой из них является более глубокой реальностью для человека, что испытывает лирический герой днем и какова природа его страха перед ночью?) отмечаем, что образу дня поется "четырехстрочный гимн" [3: 54]: это "покров златотканый", "блистательный", обладающий живительной силой для "земнородных" (поясняем, что имеются в виду живые существа, населяющие землю, - здесь использован характерный для поэта прием перифразы), "души

болящей исцеленье" [3: 55], "друг человеков и богов". Это светлый, "благодатный", сияющий мир. Указываем на характерные для Ф.И.Тютче-ва мотивы: мотив покрова, завесы, мотив света.

На этом же этапе анализа обращаемся к образу хаоса в лирике Ф.И.Тютчева, отмечаем его связь с античной мифологией и философией. Ночь - особое время, когда между человеком и хаосом с его "страхами и мглами" "нет преград"; именно она является более глубокой реальностью для лирического героя. И все-таки день противостоит ей, как гармония - хаосу, как бытие - небытию. Делая выводы, возвращаемся к пройденным ранее пейзажно-философским стихотворениям Ф.И.Тютчева и вспоминаем, что движение природного времени циклично, поэтому день вечно сосуществует с ночью, вечно срывающей его покров [4: 121]. Подводя итоги, предлагаем учащимся рассказать о лирическом сюжете стихотворения и о том, что он им напоминает, приходим к выводу, что это миф о сотворении мира (космогонический), но созданный самим поэтом.

Размышляем, как миф о дне и ночи позволяет разобраться в ранней лирике Ф.И.Тютчева, и отмечаем, что ее принято делить на "дневную" и "ночную" поэзию. Так, в стихах первой группы поэт воспевает красоту вечно юной природы, изображает ее движение во времени. Предлагаем учащимся определить, какие из пейзажнофилософских стихотворений относятся к этой группе ("Весенняя гроза", "Весенние воды" и др.) В "ночной" поэзии лирический герой лицом к лицу сталкивается с ликом первородного хаоса, погружается в глубину собственной души, открывая ее тайны. Для более глубокого раскрытия образа хаоса в лирике поэта включаем в этот этап урока стихотворения "О чем ты воешь, ветр ночной?.." и "Тени сизые смесились...". После чтения произведений предлагаем учащимся ответить, какие новые черты обретает образ хаоса в данных стихотворениях (обращаем внимание на эпитет "родимый" и стремление души лирического героя "слиться с беспредельным").

В ходе изучения философской лирики Ф.И.Тютчева обращаемся также к стихотворениям '^йепйиш!", "Душа моя, Элизиум теней.", "О вещая душа моя!..", последовательно раскрывая основные черты мировосприятия поэта-романтика, особенности его художественного мира, рассматривая мотивы, характерные для его творчества и романтизма в целом. Углубить представления учащихся об особенностях видения мира поэтом и своеобразии его художественного метода позволяет сопоставление данных стихотворений с произведениями других роман-

тиков В. А.Жуковского, К.Н.Батюшкова,

М.Ю.Лермонтова. Таким образом, закрепляется понятие о контексте лирики Ф.И.Тютчева.

Совершенствованию знаний учащихся о философском романтизме, формированию умения применить полученные знания на другом литературном материале способствует домашнее задание: сопоставительный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Святая ночь на небосклон взошла." и татарского поэта-романтика С.Рамиева "Моя ночь". Выполняя работу, учащиеся опираются на следующие вопросы: Какими чувствами пронизаны оба стихотворения? Какие черты образа ночи сближают стихотворения Тютчева и Рамиева? Какими поэтическими средствами создают поэты образ ночи? Есть ли в "Моей ночи" С.Рамиева образ, близкий тютчевскому хаосу? Каким видится день лирическим героям обоих стихотворений? Как, по-вашему, что объединяет лирических героев Ф.И.Тютчева и С.Рамиева? Как вы думаете, почему Ф.И.Тютчев называет ночь "святой"? Что общего между его стихотворениями "Святая ночь на небосклон взошла." и "День и ночь"? Найдите в произведениях характерные для романтизма мотивы. Какова их функция?

Учащиеся отмечают чувства боли и одиночества, воплощенные в обоих произведениях. При этом в стихотворении Ф.И.Тютчева нет безысходности, заставляющей страдать лирического героя С.Рамиева. Ночь С.Рамиева - ад ("Темна ночь моя, до зари далеко, / Ад с потухшими огнями она." - перевод А.М.Саяповой) [5: 128], мертвый и мертвящий мир, близкий тютчевскому хаосу темнотой ("кромешным мраком"), холодом, сосуществующим со стихиями воды и огня (в нем можно "утонуть" и "сгореть"), принадлежностью к Вечности. Обращаем внимание на то, что чернота окутывает и душу лирического героя. Подобно Ф.И.Тютчеву, видевшему хаос в человеческой душе, С. Рамиев видит в ней ночной мрак.

Ночь Ф.И.Тютчева "святая", то есть священная; она обнажает лик первородного хаоса, а внешний мир оборачивается "виденьем". Как и в стихотворении "День и ночь", с бездны хаоса срывается "золотой покров" дня, и человек оказывается "лицом к лицу пред пропастию темной". Рассматривая образ дня, десятиклассники указывают на то, что в стихотворении Ф.И.Тютчева он характеризуется эпитетами "отрадный", "любезный" (вновь находим перекличку со стихотворением "День и ночь"), это "золотой покров" (цвет солнца) - так реализуется в начале стихотворения романтический мотив света. В "Моей ночи" С.Рамиева, "певца зорь" [5: 128],

день, столь же желанный для лирического героя, не наступает бесконечно долго (ночь "длинна", вечерняя заря "умерла", а "рассвета нет"). Его душа стремится ввысь, к звездам; отмечаем, что в стихотворении звучат характерные для романтизма мотивы звезд, полета, которые присутствуют и в лирике Ф.И.Тютчева ("Душа хотела б быть звездой."). Однако стремление ввысь, к небу чаще всего оборачивается горьким сознанием невозможности оторваться от земли ("С поляны коршун поднялся."). Звезды в стихотворении "Моя ночь" также связаны с мотивом света, который начинает звучать с появлением образа свечи, неспособной разогнать ночной мрак; душа не находит в небе ни "манящего света" звезд, ни рассвета, а вечерняя заря "умерла" - так трагически звучит классический для романтизма мотив заката-зари. Напоминаем учащимся, что и для Ф.И.Тютчева, которого привлекали переходные состояния в природе, мотив зари имеет большое значение ("Летний вечер", "Я помню время золотое."). В противопоставлении ночного и дневного миров, человеческой души и "бездны роковой" ("Святая ночь на небосклон взошла."), пугающего мрака ночи и манящего света звезд ("Моя ночь") реализуется романтический мотив двоемирия.

Сближают произведения и образы лирических героев, страдающих от одиночества; однако Ф.И.Тютчев, представитель философского романтизма, говорит не о конкретном человеке, а о человеке вообще. Его лирический герой, погружаясь в бездну собственной души, оказывается "немощен и гол". В этом мире не действуют законы разума: "Упразднен ум, / И мысль осиротела." Отметим, что романтики верили именно в силу поэтической интуиции, противопоставляя ее рациональному познанию [6: 10]. Лирический герой Ф.И.Тютчева теряет опору в призрачном внешнем мире, все "светлое", "живое" оказывается "давно минувшим сном". При этом "чуждое, неразгаданное ночное" позволяет тютчевскому человеку познать "наследье родовое", приблизиться к раскрытию тайн внутренней вселенной. Обратим внимание учащихся на то, что вера в огромные возможности человека - сына вселенной, в его способность постичь ее тайну является принципиальной для романтизма [7: 151].

Страдания лирического героя стихотворения С. Рамиева, написанного от первого лица, напротив, безысходны, напрасны; он становится узником ночного мрака. Не случайно "темней, тесней" становится небосвод, художественное пространство сужается, все явственней звучит мотив смерти, традиционный для романтизма.

Отметим, что мысль о том, что каждого человека

в конце пути ждет смерть, голос которой слышится лирическому герою даже в вечной красоте природы, проходит через творчество и С.Рамиева ("Я умираю") [8: 40], и Ф.И.Тютчева ("Смотри, как на речном просторе.").

В ходе проверки домашнего задания необходимо остановиться и на языке произведений, образный язык философской лирики сложен для восприятия учащихся. Указываем на старославянизмы, присущие поэтике Ф.И.Тютчева как романтика, усвоившего традиции классицизма, на цветопись в "Моей ночи" С.Рамиева, передающую непроницаемость мрака "черной" ночи, который становится густым и "липким" в пламени свечи.

Подводим итоги. Что объединяет Ф.И.Тютчева и С.Рамиева? Прежде всего, это романтическое мировосприятие с его трагизмом, традиционные романтические образы и мотивы. Центром художественного мира обоих поэтов является человек. Учащиеся, знакомые с творчеством С.Рамиева по урокам татарской литературы, отмечают, что лирический герой поэзии С.Рамиева

- свободный человек, всемогущий и созидательный, восстающий против

действительности; с лирическим героем Ф.И.Тютчева его сближает беспомощность перед лицом судьбы, понимание того, насколько бессильна человеческая душа [9: 25-27]. Вместе с тем в лирике обоих поэтов присутствуют жизнеутверждающие мотивы; и Ф.И.Тютчев, и С.Рамиев воспевают человеческое "я", способное отстоять свое достоинство, стоически переносить удары судьбы.

Таким образом, изучение лирики Ф.И.Тют-чева в аспекте романтической поэтики предполагает сочетание приемов целостного, сопоставительного и мотивного анализа, постоянную опору на культурно-исторический и художественный контекст творчества поэта, использование на уроках внутрипредметных и межпредметных

связей, позволяет совершенствовать навыки анализа поэтического текста, активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию ассоциативного мышления и воображения, более глубокому постижению авторской концепции. Все это в результате обеспечивает формирование более глубоких представлений учащихся об особенностях художественного мира Ф.И.Тютчева.

1. Проект базисного учебного плана основного об-

щего образования для ОУ с русским языком обучения, с родным (нерусским) языком обучения // URL: http ://standart.edu. ru/attachment.aspx? id=280

(дата обращения 17.08.2009).

2. Лермонтовская энциклопедия / гл. ред. В.А.Ма-нуйлов, редкол.: И. Л. Андроников, В .Г.Базанов, А.С.Бушмин, В.Э.Вацуро, В.В.Жданов, М.Б.Храпченко. - М.: Сов. энцикл., 1981. - 746 с.

3. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева: учеб. пособ. - М.: Высш. шк., 1981. - 111 с.

4. Шакирова Л.Г. Символика философских стихотворений Ф.И.Тютчева о природе: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - М, 1988. - 157 с.

5. Саяпова А.М. Дардменд и проблема символизма в татарской литературе. - Казань: Алма - Лит, 2006. - 246 с.

6. Маймин Е.А. О русском романтизме. - М.: Просвещение, 1975. - 240 с.

7. Милюгина Е. Г. Романтический образ поэта-пророка в свете эзотерической традиции // Романтизм: Грани и судьбы. - Тверь, 1998. -Ч.2. -

С.150-156.

8. Нагуманова Э.Ф. Поэтическая "натурфилософия" Ф.И.Тютчева и татарская поэзия начала XX века (сопоставительный аспект): Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. - Казань, 2004. - 156 с.

9. Зарипова-Четин Ч. Проблема демонизма в творчестве С. Рамиева в контексте восточно-европейской эстетики. - Казань: Мастер-Лайн, 2003. -176 с.

THE STUDY OF F.I. TIUTCHEV’S PHILOSOPHICAL LYRICS WITHIN THE POETICS OF ROMANTICISM IN THE SCHOOLS WITH NATIVE (NON-RUSSIAN) LANGUAGE OF STUDY IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

O.A.Suhaya

The article deals with the problem of study F.I. Tiutchev’s works in the schools with native (non-Russian) language of study in the Republic of Tatarstan. The author offers the solution of this problem: the study of Tiutchev’s poetry in the framework of the poetics of Romanticism that requires attention to the categories of perception of the world, creative methods, and elements of comparative analysis at the lessons. A fragment of the lesson on Tiutchev’s philosophical lyrics in the 10th form is presented, and an example of homework (the comparative analysis of the poems by F.I.Tiutchev and Tatar Romantic poet S.Ramiev) is given.

Key words: Romanticism, poetics of Romanticism, art technique, art world, myth, philosophical lyrics, analysis, comparative analysis.

Сухая Ольга Андреевна - аспирант кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 27.09.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.