ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ЧУВСТВА ВЗРОСЛОСТИ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ
Архипова Татьяна Тимербаевна
старший преподаватель Нижневартовский государственный университет,
РФ, г. Нижневартовск E-mail: ttarkhipova@mail. ru Шабалина Анастасия Николаевна студент магистратуры 1 курс Ленинградский государственный университет
им А.С. Пушкина, РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: [email protected]
THE STUDY OF PHENOMENON OF ACCENTUATED TEENAGERS'
MATURITY FEELING
Tatyana Arhipova
senior Lecturer of Nizhnevartovsk State University, Russia, Nizhnevartovsk
Anastasia Shabalina
1-year graduate student, Pushkin Leningrad State University, Russia, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
В работе представлен анализ результатов пилотажного исследования чувства взрослости как центрального новообразования младших подростков. Особенность исследования состоит в изучении сформированности данного новообразования у акцентуированных подростков. Результаты исследования свидетельствуют о том, что подростки, с выраженными акцентуациями характера (гипертимность, демонстаративность и циклотимность), демонстрируют преимущественно ориентацию на внешнее проявление взрослости.
ABSTRACT
The article deals with the results analysis of the pilot study of the maturity feeling as young teenagers' central growth. The research peculiarity is to study the formation of this growth in accentuated teenagers. Research results testify that teenagers with marked accentuations of character (hyperthymic, ostentation and cyclothymic) show mainly the focus on the outward manifestation of adulthood.
Ключевые слова: чувство взрослости; типы ориентации взросления: внешнее проявление взрослости; признаки мужественности (женственности);
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
образец ответственности за свои дела (поступки); взросление в учебно-познавательной деятельности; акцентуация; акцентуация характера; типы акцентуаций характера: гипертимный; демонстаративный; циклотимный.
Keywords: maturity feeling; types of maturity focus: outward manifestation of adulthood; features of masculinity (femininity); оexample of liability for actions (behavior); maturity in educational cognitive activity; accentuation; character accentuation; types of character accentuation: hyperthymic, ostentation and cyclothymic.
В психологической литературе преимущественными взглядами на подростковый возраст является рассмотрение его как кризисного периода. Переживание кризисных состояний в подростковом возрасте, влечет за собой изменение взаимоотношений с взрослым миром и часто выражается в демонстрации взрослого поведения, характеризующееся проявлением «чувства взрослости», выступающего как центральное новообразование подросткового возраста.
Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова понимают чувство взрослости как отношение подростка к самому себе уже как к взрослому, его представление или ощущение себя в известной мере взрослым [1]. Так, в работе К.Н. Поливановой [6], посвященной рассмотрению возрастных кризисов, уделяется внимание исследованию чувства взрослости у подростков в связи с переживанием ими критических периодов. Автор указывает на то, что чувство взрослости главным образом проявляется в требовании самостоятельности, независимости и расширении своих прав со стороны подростков.
В исследованиях А.Е. Личко подростковый возраст рассматривается как группа повышенного риска. Особенно подвержены влиянию извне подростки с чувствительной, уязвимой, нестабильной эмоциональной сферой, с дисгармоничным развитием характера, с гипертрофированной выраженностью отдельных черт [3]. Именно дети подросткового возраста с акцентуациями характера чаще всего оказываются в сложной жизненной ситуации
(конфликтуют с родителями, уходят из дома, не находят понимания со сверстниками, бросают учиться, попадают в асоциальную среду, совершают попытки суицида и т. д.). Согласно А.Е. Личко, акцентуации характера представляют собой крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены [5]. Наиболее распространенные классификации типов акцентуаций характера, предложены К. Леонгардом и А.Е. Личко, в основу которых положено представление о существовании личностных типов, отклоняющихся по выраженности ряда основных свойств от средних значений, но при этом лежащих в пределах нормы, т.е. не являющихся патологическими. В обеих классификациях (с некоторыми содержательными и терминологическими особенностями) используются такие типы, как гипертимный, демонстративный, педантичный, возбудимый, циклотимный, эмотивный, тревожный, аффективно-экзальтированный [4]. Например, яркой особенностью гипертимов является их большая подвижность, приподнятое настроение без каких-либо причин, активность, жажда деятельности, общительность. Однако проблемными зонами являются такие качества как неугомонность, болтливость, неусидчивость, недисциплинированность, недостаток чувства дистанции со взрослыми. Каждому типу акцентуации характера присущи свои, отличные от других типов «слабые места». Такого рода психическими травмами и трудными ситуациями могут послужить для гипертимного характера — изоляция от сверстников, вынужденное безделье при строго размеренном режиме.
В данном исследовании предпринята попытка не только констатировать существование определенных типов акцентуаций характера, но и рассмотреть их связи с особенностями формирования центрального новообразования личности подростка — чувства взрослости. Исследование проводилось с учащимися школы № 40, 42 г. Нижневартовска, с возрастной категорией детей 13—14 лет. Всего в исследовании приняло участие 80 подростков. Исследование состояло из ряда этапов.
Первый этап исследования состоял в определении типов акцентуаций характера у подростков на основе характерологического тест-опросника
личности Х. Шмишека [2]. Как показывают результаты исследования, наиболее выраженными акцентуациями характера являются гипертимный, демонстаративный и циклотимный типы. На основании выраженных типов акцентуаций, детей принимавших участие в исследовании, распределили в три группы. Первую группу (гипертимный тип) составили 28,7 % учащихся. Школьники данной группы, склонны к повышенному настроению, оптимистичны, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированны, легко попадают под влияние неблагополучных компаний, не терпят власти над собой. Во вторую группу (демонстаративный тип) вошли 12,5 % подростков, у которых выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками, яркой экстравагантной одеждой. Третья группа (циклотимный тип) характерна для 8,7 % испытуемых. Яркой особенностью подростков данной группы является достаточно частая смена не резко выраженных фаз гипертимности и подавленности (субдепрессии). В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подросток становится домоседом, избегает компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы в это время тяжело переживаются им.
Вторым этапом нашего исследование являлось определение чувства взрослости подростков. Для изучения чувства взрослости как личностного новообразования подростка использовалась методика незаконченных предложений Т.В. Снегиревой, позволяющая определить типы ориентации взросления подростков с выраженными акцентуациями характера. Качественная характеристика типов ориентации взросления показала, что 75,0 % испытуемых имеют ориентацию на внешнее проявление взрослости — т. е. подростков привлекают отличительные признаки внешнего облика и манеры поведения взрослых, а также преимущества взрослых по сравнению с детьми (курение, употребление спиртного, специфический лексикон, одежда, прическа,
косметика, способы ухаживания, формы проведения досуга, развлечения). Ориентация на признаки мужественности (женственности) характерна для 15,0 % подростков, которые выделяют у взрослых определенное содержание внутреннего мира, например: для мальчика-подростка актуальными являются такие критерии как — сила воли, выносливость; для девочки-подростка — нежность, чуткость в общении, проявление сочувствия и сопереживания. Следующий тип ориентации взросления, характеризует подростков, которые видят во взрослом образец ответственности за свои дела, поступки (5,0 %). Им свойственна самостоятельность, в которой отражается позиция помощника для взрослого, действующего наравне с ним. Ориентация на взросление в учебно-познавательной деятельности, характеризует подростков (5,0 %), включенных в самостоятельную познавательную деятельность, выходящую за рамки школьной программы; для них характерно наличие устойчивых интересов, любимых занятий, содержательные контакты со сверстниками (на основе совпадения интересов); отношение к знаниям и процессу познания как лично значимым. Все это становится критерием в оценке взрослого, себя, сверстника.
Полученные в исследовании данные позволяют сделать вывод о том, что подростки, с выраженными акцентуациями характера (гипертимность, демонстаративность и циклотимность), демонстрируют преимущественно ориентацию на внешнее проявление взрослости. Такие подростки, как правило, характеризуются иллюзорной устремленностью в будущее, не имеют реальной основы для построения планов на будущее, руководствуются ситуационными побуждениями, демонстрируют абсолютную уверенность в том, что их асоциальное поведение не может служить препятствием в достижении целей. Возможно, результаты исследования объясняются тем, что детские формы контроля, основанные на соблюдении подростками внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились.
Список литературы:
1. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология подростка: Хрестоматия / Ред.-сост. Ю.И. Фролов. М., 1997. — 526 с.
2. Кортнева Ю.В. Диагностика актуальной проблемы. Методика Леонгарда-Шмишека. М., 2004. — 204 с.
3. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Руководство для врачей. Л.: Медицина, 1991. — 304 с.
4. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1995. — 211 с.
5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. — 94 с.
6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. — 184 с.