Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / ПОСЕЩАЕМОСТЬ ЗАНЯТИЙ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СРЕДНИЙ БАЛЛ / ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ / PEDAGOGY / EDUCATIONAL PROCESS / ACADEMIC PERFORMANCE / ATTENDANCE / HIGHER EDUCATION / SOCIAL STATUS / MEDICAL STUDENTS / TEACHING METHODS / AVERAGE SCORE / PERSONAL FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тишков Денис Сергеевич

Настоящее исследование было проведено с целью оценки факторов, способствующих низкой успеваемости студентов в высших учебных заведениях. Данные были собраны в период с 2016 по 2018 гг. от 240 студентов, обучающихся по различным направлениям в Курском государственном медицинском университете. В ходе исследование было изучено влияние социальных факторов, связанных с семейными обязанностями, работой и финансовыми ресурсами. Результаты, проведенного анализа, показали значимую взаимосвязь между успеваемостью студентов и их посещаемостью. Исследуя взаимосвязь между посещаемостью студентов и результатами экзаменов, основными причинами, по которым студенты не посещали занятия, были работа в вечерние смены, домашние нагрузки и нехватка времени для выполнения домашних заданий. Другие важные выводы включали: связь между посещаемостью и уровнем успеваемости, рабочей сменой, этнической принадлежностью, наличием социального статуса и финансовыми ресурсами. Полученные данные в ходе исследования указывают на то, что академические, неакадемические и личностные факторы, такие как проблемы, с которыми сталкиваются студенты, должны учитываться при анализе факторов, которые могут повлиять на посещаемость и успеваемость учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF FACTORS THAT AFFECT THE PERFORMANCE OF MEDICAL STUDENTS

This study was conducted in order to assess the factors that contribute to low student achievement in higher education institutions. Data were collected from 240 students studying in various fields at the Kursk state medical University between 2016 and 2018. The study examined the impact of social factors related to family responsibilities, work, and financial resources. The results of the analysis showed a significant relationship between the academic performance of students and their attendance. When investigating the relationship between student attendance and exam results, the main reasons why students did not attend classes were working evening shifts, homework loads, and lack of time to complete homework. Other important findings included: the relationship between attendance and academic performance, work shift, ethnicity, social status, and financial resources. The findings of the study indicate that academic, non-academic, and personal factors, such as problems faced by students, should be taken into account when analyzing factors that may affect student attendance and performance.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

педагогические науки

Тишков Денис Сергеевич ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ ...

УДК 378.146.316.6

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0044

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

© 2020

SPIN: 2994-5352 AuthorlD: 668016 ORCID: 0000-0003-3638-4483 ScopusID: 57193751396

Тишков Денис Сергеевич, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой

«Терапевтическая стоматология» Курский государственный медицинский университет (305041,Россия, Курск, улица Карла Маркса дом 3, e-mail:den-tishkov@yandex.ru) Аннотация. Настоящее исследование было проведено с целью оценки факторов, способствующих низкой успеваемости студентов в высших учебных заведениях. Данные были собраны в период с 2016 по 2018 гг. от 240 студентов, обучающихся по различным направлениям в Курском государственном медицинском университете. В ходе исследование было изучено влияние социальных факторов, связанных с семейными обязанностями, работой и финансовыми ресурсами. Результаты, проведенного анализа, показали значимую взаимосвязь между успеваемостью студентов и их посещаемостью. Исследуя взаимосвязь между посещаемостью студентов и результатами экзаменов, основными причинами, по которым студенты не посещали занятия, были работа в вечерние смены, домашние нагрузки и нехватка времени для выполнения домашних заданий. Другие важные выводы включали: связь между посещаемостью и уровнем успеваемости, рабочей сменой, этнической принадлежностью, наличием социального статуса и финансовыми ресурсами. Полученные данные в ходе исследования указывают на то, что академические, неакадемические и личностные факторы, такие как проблемы, с которыми сталкиваются студенты, должны учитываться при анализе факторов, которые могут повлиять на посещаемость и успеваемость учащихся.

Ключевые слова: педагогика, учебный процесс, академическая успеваемость, посещаемость занятий, высшее образование, социальный статус, студенты-медики, методы обучения, средний балл, личностные факторы.

STUDY OF FACTORS THAT AFFECT THE PERFORMANCE OF MEDICAL STUDENTS

© 2020

Tishkov Denis Sergeevich, candidate of medical Sciences, associate Professor, head of the «Department of Therapeutic dentistry» Kursk State Medical University (305041, Russia , Kursk, street Karl Marx st.3, e-mail: den-tishkov@yandex.ru) Abstract. This study was conducted in order to assess the factors that contribute to low student achievement in higher education institutions. Data were collected from 240 students studying in various fields at the Kursk state medical University between 2016 and 2018. The study examined the impact of social factors related to family responsibilities, work, and financial resources. The results of the analysis showed a significant relationship between the academic performance of students and their attendance. When investigating the relationship between student attendance and exam results, the main reasons why students did not attend classes were working evening shifts, homework loads, and lack of time to complete homework. Other important findings included: the relationship between attendance and academic performance, work shift, ethnicity, social status, and financial resources. The findings of the study indicate that academic, non-academic, and personal factors, such as problems faced by students, should be taken into account when analyzing factors that may affect student attendance and performance.

Keywords: pedagogy, educational process, academic performance, attendance, higher education, social status, medical students, teaching methods, average score, personal factors.

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время, как отмечается многими исследователями (Н. Ф. Голованова [1], В.Н. Дружинин [2] и др. [3-7]), все актуальнее становится проблема посещаемости студенческих занятий. В сегодняшнем обучении традиционные методы обучения постоянно дополняются инновационными. Методы обучения, такие как практические занятия и использование симуляционных классов, указывают на то, что студентам больше не нужно сидеть на лекциях, чтобы получить информацию о курсе, но так же с помощью веб-подходов информацию можно получить одним щелчком мыши. Действительно, требование быть в классе перешло от обязательного к добровольному для большинства курсов, поскольку до тех пор, пока студент использует доступные инструменты, чтобы идти в ногу с содержанием курса и поддерживает хорошую успеваемость [8].

Абсентеизм, как утверждает Зимняя И.А., « должен быть связан с отсутствие обязательного посещения и возможность прохождения курса без каких-либо требований посещаемости «. Однако было показано, что прогулы влияют на успеваемость студентов [9]. Мардахаев Л.В[10] и др.[11-12]., например, сообщили о значительной взаимосвязи между посещаемостью студентов и их оценками, где студенты, посещавшие все лекции, получали значительно более высокие оценки, чем у тех, кто Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32)

не посещал все лекции. Аналогично и другие исследования согласились, что студенты, посещающие занятия, лучше успевают в учебе по сравнению с теми, кто их не пропускает [13].

Несмотря на то, что некоторые пропуски не приводят к плохим оценкам, однако, частое посещение занятий позволяет студентам развивать свои способности понимания, легкого запоминания и навыки взаимодействия по отношению к своим сверстникам в различных адаптивных манерах [14].

Зарубежные исследователи установили, что студенты рабочего класса, как правило, имеют меньше социальной интеграции, что приводит к низкой успеваемости и посещаемости занятий из-за их дополнительной работы. Эти студенты, вероятно, будут иметь больше обязанностей, таких как работа и уход за детьми, что мешает им посещать занятия и мероприятия в университете. По крайней мере, 40% студентов поддерживают человеческие ценности по сравнению с учащимися, посещающими меньше занятий. Студенты, как правило, имеющие низкую посещаемость и плохую успеваемость испытывают жилищную нестабильность, что в конечном итоге приводит к тому, что они склонны прекращать обучение в университете [15].

Учреждения, ориентированные на конечный результат, воспринимают академическую неуспеваемость как

Tishkov Denis Sergeevich pedagogical

STUDY OF FACTORS THAT AFFECT ... sciences

неуспеваемость студентов. Однако другие точки зрения утверждают, что академическая неудача - это когда студенты выполняют ниже свой потенциал [16-20]. Существует консенсус среди различных исследований, которые сосредоточены на изучении факторов, которые влияют на успеваемость учащихся, и сообщили о положительной взаимосвязи между социально-экономическими, психологические, экологические факторы и академическая успеваемость [21-23]. Среди этих факторов наиболее часто фигурируют: мотивация, отношении студента, предыдущие академические достижения, уровень образования родителей, черты характера, возраст этническая принадлежность и пол. Другие факторы, которые также были определены как факторы, способствующие плохой академической успеваемости: социальные обязательства и финансовые проблемы Действительно, благополучие студентов считается решающим препятствием к академическому успеху[24].

Существует взаимосвязь между самочувствием студента и намерением бросить учебу. Студенты, которые сообщили о высоком уровне стресса, большей усталости, и те, кто не жил в непосредственной близости из этого учреждения чаще всего указывали на свое намерение бросить учебу [25].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Цель данной статьи - выявить факторы, способствующие низкой успеваемости студентов в высших учебных заведениях. Данные были собраны в период с 2016 по 2018 гг. от 240 студентов, обучающихся по различным направлениям в Курском государственном медицинском университете. В ходе исследование было изучено влияние социальных факторов, связанных с семейными обязанностями, работой и финансовыми ресурсами. В ходе исследования была создана специальная анкета, в которой были отражены возможные факторы неуспеваемости и социальные статус студентов. Все анкеты сопровождались сопроводительным письмом с информацией и согласием, в котором была разъяснена цель исследования, а также то, что участие в исследовании было добровольным и анонимность участников была гарантирована. Студентов попросили указать, согласны ли они с этим или не согласны участвовать в исследовании, поставив галочку на соответствующем варианте информации. Было возвращено заполненными 210 анкет (доля ответов составила 91%).

С целью последующего анализа данных были собраны идентификационные номера студентов в вопроснике. Это позволило собрать данные о возрасте студента, его поле, этнической принадлежности, тип зачисления, форме обучения, данные о посещаемости и средний балл от студента учебного заведения был выявлен через базу данных. Академическая успеваемость определялась как средний балл по программам в конце уровня подготовки студентов. Данные анкеты: форма обучения (бюджет, целевое, коммерция), уровень обучения (от 3-го до 7-го уровня), статус работы (Да / Нет), количество отработанных часов за неделю, отработанная смена (утро / день / весь день / ночь), статус проживания (проживание дома с семьей / общежитие со студентами из того же учебного заведения/общежитие со студентами не на одно и то же учреждение / проживание в одиночку /общежитие вуза / другое), количество проживающих вместе, наличие необходимости транспорта до учреждения (автомобиль/ прогулка / автобус / велосипед / другое), расстояние от учреждения, тип личного финансирования, тип зачисления (внутренний/Международный), пол (Мужчина/женщина), этническая принадлежность и возраст. Анкета касалась главным образом детерминант академической успеваемости, о чем сообщали сами студенты. Это были семейные обязательства, трудовые и социальные обязательства, а также финансовые обязательства. Чтобы обеспечить анонимность студентов, не было записано никаких идентифицирующих данных (например, имена, контакты, подробная информация). 182

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Результаты показали значимую взаимосвязь между успеваемостью студентов и их посещаемостью. Другие важные выводы включали: связь между посещаемостью и уровнем успеваемости, рабочей сменой, этнической принадлежностью, наличием социального статуса и финансовыми ресурсами. Ключевым выводом данного исследования является влияние посещаемости занятий на успеваемость студентов. Переменная посещаемости занятий была значимой, указывая на то, что чем выше посещаемость студентов, тем лучше успеваемость учеников. Кроме того, это исследование также показало, что средний балл влияет на посещаемость студентов. Имелись веские доказательства того, студенты с более высоким средним баллом имели тенденцию к более высокому уровню посещаемости.

Значительное влияние на среднюю посещаемость оказывала этническая принадлежность. Азиатские студенты стремились посещать занятия чаще, чем европейские и маорийские студенты, причем посещаемость мао-рийских студентов была самая низкая из всех групп, исследованных в этом исследовании. Это открытие тесно связано со значительным эффектом, обнаружена связь между типом зачисления и посещаемостью занятий. Азиатские студенты имели самые высокие показатели регулярной посещаемости в 2016 году, на уровне 77%, европейские студенты в 70,5%, студенты Пасифика в 57,2%, и студенты маори сообщили о самом низком уровне показатели посещаемости, при этом только 54,7% учащихся регулярно посещают университет.

Исследуя взаимосвязь между посещаемостью студентов и результатами экзаменов, основными причинами, по которым студенты не посещали занятия, были работа в вечерние смены, домашние нагрузки и нехватка времени для выполнения домашних заданий. Действительно, у зрелых студентов и студентов, занятых неполный рабочий день, как сообщалось, наблюдалось более высокое истощение, как правило, из-за проблем, связанных с финансами, семейными или рабочими обязательствами.

ВЫВОДЫ.

Таким образом, влияние прогулов на успеваемость студентов было одной из главных причин низкой академической активности. Хотя посещение занятий не гарантирует успеха, оно может повысить вероятность успеха. Основываясь на предыдущей успеваемости студентов, те, чей предыдущий средний балл является заведомо низкие, например падение ниже медианы, могут быть нацелены и поощрены к посещению занятия с целью достижения лучших оценок на своих будущих курсах. Говоря это, также важно отметить, что могут быть и другие факторы, влияющие на посещаемость и средний балл студентов, как установлено сложность работы студентов, социальные и бытовые факторы.

Полученные данные в ходе исследования указывают на то, что академические, неакадемические и личностные факторы, такие как проблемы, с которыми сталкиваются студенты, должны учитываться при анализе факторов, которые могут повлиять на посещаемость и успеваемость учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Голованова Н.Ф. Педагогика. М.: Academia, 2019. - 352 c.

2. Дружинин В.Н. Психология. СПб.: Питер, 2001. — 656 с.

3. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Макарова М.В., Тишков Д.С. Современное состояние образовательного процесса в вузах и пути повышения его эффективности // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 17-19.

4. Чеховских М.И. Основы психологии. Минск: Новое знание, 2002. - 218 с.

5. Супрунова Л.Л. Сравнительная педагогика. М.: Academia, 2017. - 312 c.

6. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С., Бондарева А.Э., Ирышкова О.В. Интерактивное обучение - одно из важнейших направлений подготовки студентов в современном вузе//Успехи современного естествознания. 2014. № 12-4. С. 493-497.

7. Кравченко А. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2019. -400 c.

8. Кудряшева Л.А. Педагогика и психология. М.: Вузовский учеб-

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

педагогические науки

Тишков Денис Сергеевич ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ ...

ник, 2018. -136 с.

9. Латышина Д.И. Этнопедагогика. М.: Юрайт, 2016. - 394 с

10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2002. — 384 с.

11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Юрайт, 2015. -376 с

12. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. М.: Academia, 2015.

- 16 с.

13. Тишков Д.С., Перетягина И.Н., Брусенцова А.Е. Оценка уровня удовлетворенности у студентов стоматологического факультета в период производственной практики // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 289-290.

14. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2016.

- 320 с.

15. Фрейре П.П. Педагогика. М.: КоЛибри, 2017. - 152 с.

16. Хухлаева О.В. Психология развития. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.

17. Эльконин Д.Б. Психология развития. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.

18. Самойличенко А.К., Рожкова Ю.А., Токмакова А.А. Влияние метакогнитивных процессов на успеваемость студентов (на примере студентов экономического профиля) //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 393-395.

19. Бахшалиева А.Н. Подходы азербайджанских педагогов к проблеме оценивания успеваемости учащихся //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 22-24.

20. Прохорова М.П., Булганина С.В., Емельянова А.М. Технологическая карта как инструмент управления самостоятельной работой обучающихся заочной формы //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 49-52.

21. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

22. S^ofield, C. Predwtors of retention and aMevement of higher edu-саЫоп students within a further ed^ation context // Journal of Further and Higher Edrnation, 2010.Р. 207-221.

23. SilvaM. R., Kleinert W. L., Sheppard A. V., CantrellK. A., Freeman-Coppadge D. J., Tsoy E., & Pearrow, M. The relationship between food se-rnrity, housing stability, and s^ool performarne among allege students in an urban university // Journal of College Student Retention: Resea^h, Theory & Pra^e, 2016. 284-299р.

24. Taylor L., Brogt E., Cheer U., Baird N., Caldwell J., & Wilson D. Ethnidty and engagement in firstyear New Zealand law programmes // Journal Higher Ed^ation Resea^h & Development, 2017. 1047-1060р.

25. Дубровина И.В. Психология. М.: Издательский центр «Академия», 1990. - 464 с.

26. Za^erman A. The relationship between engagement in co-curric-ular activities and academic performa^e: Exploring gender differences // Journal of Student Affairs Resea^h and Practice, 2016. 157-169р.

Статья поступила в редакцию 01.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32)

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.