Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ МОТИВАЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ'

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ МОТИВАЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
факторы мотивации / изучение / музыкальное образование / китайские студенты / motivation factors / study / musical education / Chinese students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжоу Сяолун, Кузнецова Людмила Васильевна, Александрова Галина Александровна

Статья посвящена раскрытию факторов, влияющих на мотивацию китайских студентов в процессе музыкального образования, как важнейшего условия достижения его результативности. Мотивация как психофизиологический процесс, представляющий собой комплекс внутренних факторов, определяет ориентацию личности на достижение определенной цели. По отношению к китайским студентам, чья деятельность центрирована на музыкальном обучении, именно мотивация определяет главный ориентир на получение музыкального образования на основе приобретения опыта формирования музыкальной культуры личности. Изучение теории и практики музыкального образования в вузе свидетельствует о необходимости признания того, что студенты в процессе музыкального образования руководствуются личностно значимым стремлением к овладению, прежде всего, музыкальными умениями и знаниями, составляющими багаж музыкально-исполнительских, музыкально-слушательских и музыкально-аналитических знаний и умений. Этот багаж определяет компетентность личности обучающихся в музыкальном образовании. Как правило, мотивация является одним из центральных аспектов образовательного процесса, определяющих уровень личностной и профессиональной самореализации студента, поэтому необходимо исследовать роль факторов, влияющих на развитие этой мотивации в образовательной траектории каждого студента вне зависимости от национальной принадлежности. Тем не менее в статье рассматривается специфика музыкального образования китайских студентов в контексте учета факторов развития у них мотивации в рамках сложившихся традиций музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF MOTIVATION FACTORS IN THE MUSICAL EDUCATION OF CHINESE STUDENTS

The article is devoted to the disclosure of the factors influencing the motivation of Chinese students in the process of music education as the most important condition for achieving its effectiveness. Motivation as a psychophysiological process, which is a complex of internal factors, determines the orientation of a person to achieve a certain goal, in general, to his behavior. In relation to Chinese students, whose activities are focused on musical education, it is motivation that determines the main guideline for obtaining music education, based on the acquisition of experience in the formation of musical culture of the individual. The study of the theory and practice of music education at the university indicates the need to recognize that students in the process of music education are guided by a personally significant desire to master, first of all, musical skills and knowledge that make up the baggage of musical performance, musical listening and musical analytical knowledge and skills. This baggage determines the competence of student’s personality in the subject area music education. As a rule, motivation is one of the central aspects of the educational process that determine the level of personal and professional selfrealization of a student, so it is necessary to study the role of factors influencing the development of this motivation in the educational trajectory of each student, regardless of nationality. Nevertheless, the article discusses the specifics of music education of Chinese students in the context of taking into account the factors of their motivation development within the framework of the established traditions of music education.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ МОТИВАЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ»

УДК 316.628:[378.016:78](510) DOI 10.37972/chgpu.2023.121.4.014

Чжоу Сяолун1,2, Л. В. Кузнецова1, Г. А. Александрова1

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ МОТИВАЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

2Гуйчжоуский педагогический университет, г. Гуйян, Китайская Народная Республика

Аннотация. Статья посвящена раскрытию факторов, влияющих на мотивацию китайских студентов в процессе музыкального образования, как важнейшего условия достижения его результативности. Мотивация как психофизиологический процесс, представляющий собой комплекс внутренних факторов, определяет ориентацию личности на достижение определенной цели. По отношению к китайским студентам, чья деятельность центрирована на музыкальном обучении, именно мотивация определяет главный ориентир на получение музыкального образования на основе приобретения опыта формирования музыкальной культуры личности. Изучение теории и практики музыкального образования в вузе свидетельствует о необходимости признания того, что студенты в процессе музыкального образования руководствуются личностно значимым стремлением к овладению, прежде всего, музыкальными умениями и знаниями, составляющими багаж музыкально-исполнительских, музыкально-слушательских и музыкально-аналитических знаний и умений. Этот багаж определяет компетентность личности обучающихся в музыкальном образовании. Как правило, мотивация является одним из центральных аспектов образовательного процесса, определяющих уровень личностной и профессиональной самореализации студента, поэтому необходимо исследовать роль факторов, влияющих на развитие этой мотивации в образовательной траектории каждого студента вне зависимости от национальной принадлежности. Тем не менее в статье рассматривается специфика музыкального образования китайских студентов в контексте учета факторов развития у них мотивации в рамках сложившихся традиций музыкального образования.

Ключевые слова: факторы мотивации, изучение, музыкальное образование, китайские студенты

Zhou Xiaolong1'2, L. V. Kuznetsova1, G. A. Aleksandrova1

THE STUDY OF MOTIVATION FACTORS IN THE MUSICAL EDUCATION

OF CHINESE STUDENTS

1I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia 2Guizhou Pedagogical University, Guiyang, China

Abstract. The article is devoted to the disclosure of the factors influencing the motivation of Chinese students in the process of music education as the most important condition for achieving its effectiveness. Motivation as a psychophysiological process, which is a complex of internal factors, determines the orientation of a person to achieve a certain goal, in general, to his behavior. In relation to Chinese students, whose activities are focused on musical education, it is motivation that determines the main guideline for obtaining music education, based on the acquisition of experience in the formation of musical culture of the individual. The study of the theory and practice of music education at the university indicates the need to recognize that students in the process of music education are guided by a personally significant

desire to master, first of all, musical skills and knowledge that make up the baggage of musical performance, musical listening and musical analytical knowledge and skills. This baggage determines the competence of student's personality in the subject area - music education. As a rule, motivation is one of the central aspects of the educational process that determine the level of personal and professional self-realization of a student, so it is necessary to study the role of factors influencing the development of this motivation in the educational trajectory of each student, regardless of nationality. Nevertheless, the article discusses the specifics of music education of Chinese students in the context of taking into account the factors of their motivation development within the framework of the established traditions of music education.

Keywords: motivation factors, study, musical education, Chinese students

Введение. Объектом настоящего исследования является развитие мотивации у китайских студентов в процессе музыкального образования. Предмет исследования - факторы развития мотивации китайских студентов в процессе музыкального образования. Цель исследования сконцентрирована на выявлении и обосновании основных факторов повышения мотивации китайских студентов в музыкальном образовании, таких как обогащение музыкально-образовательной среды каждого студента произведениями мировой и отечественной (китайских композиторов) классики; демократический и заинтересованный стиль общения педагога со студентами (обоюдная заинтересованность в музыкально-образовательном процессе); творческий характер учебно-познавательной деятельности.

Актуальность исследуемой проблемы. Мотивация для студентов в процессе музыкального образования является необходимым качеством становления как человека культуры, так и будущего профессионала-музыканта, педагога-музыканта. В то же время процессуально мотивация в музыкальном образовании является важнейшим средством вовлечения студента в активную музыкальную деятельность, приобретения ценностно значимого багажа музыкальных впечатлений, знаний и умений в области музыкального искусства. Развитие внутренней мотивации, согласно теории самоопределения личности, отражается в умении гибко реагировать на изменяющиеся в музыкальном образовании программы и соответствующие требования к ним. Внешняя мотивация в музыкальном образовании личности обусловливается социокультурными изменениями в обществе, что актуализирует роль музыкальных традиций в формировании личности будущего педагога-музыканта в преемственности с новациями в этой сфере образования.

Актуальность исследования заключается в том, что изучение опыта музыкального образования китайских студентов в развитии у них мотивации в профессиональном самоопределении позволяет расширить рамки межкультурного диалога как природной основы музыкального искусства.

Материал и методы исследования. В работе использованы положения теории мотивации, разработанной А. Маслоу, Х. Хекхаузеном [7], [10], обосновывающие стремление человека к постоянному и непрерывному развитию на основе реализации актуальных потребностей личности, в частности, в музыкальном образовании; определение эффективных стратегий обучения студентов в системе высшего профессионального образования с точки зрения теории учебной мотивации [1], [8].

В исследовании Янфань Оуян и Чжухуа Ван утверждается, что развитию внутренней мотивации студентов к учебной деятельности способствует реализация таких условий, как: - повышение значимости самостоятельной работы через оптимизацию и выбор тех форм и видов деятельности, выполнение которых предполагает четкое осознание важности достижения необходимого уровня когнитивного и практико-операционального компонентов (профессиональных знаний, умений и навыков, а для нашего исследования -музыкальных и музыкально-педагогических), присутствия в них конкретных проблем, а также видения путей и способов их решения на основе методического обеспечения;

- использование в учебном процессе прогрессивных методов, в частности, тех, которые Ван Чжухуа определил как наиболее результативные - «генеративный» и интерактивный методы [1];

- предоставление студентам возможности ощущения свободы в процессе выполнения предлагаемых преподавателями заданий (выбор тем докладов, сообщений, подготовка учебных проектов, курсовых исследований, апробация новых педагогических технологий, планирование и проверка различных способов решения проблемных педагогических ситуаций и т. д.).

Научной основой исследования также стали:

- основные положения теории самоопределения (SDT), разработанной в 1970-х годах психологами Эдвардом Деси и Ричардом Райаном [2]. В их исследовании центрирована внутренняя мотивация, которая инициирует деятельность, поэтому она важна, так как приносит удовольствие, в нашем случае студентам. Однако здесь необходимо указать на роль внешней мотивации потому, что мы исследуем мотивацию студента как будущего профессионала, для которого внешняя мотивация служит пониманию своего профессионального выбора, соответственно, своего профессионального будущего;

- этнокультурный подход, позволяющий осуществлять межкультурный анализ при сравнении характера и особенностей мотивации в музыкальном образовании китайских студентов, а также студентов других национальностей и способствующий выявлению общего и особенного в музыкальном образовании. Изучение факторов мотивации в музыкальном образовании центрировано на опыте и традициях музыкального образования китайских студентов, поэтому этот анализ будет способствовать более широкому пониманию мотивации в межкультурном музыкальном образовании.

Результаты исследования и их обсуждение. Мотивация применительно к музыкальному образованию является основой музыкального, более того, культурного развития личности, ввиду того что музыка как самое эмоциональное и демократичное искусство формирует человека культуры. Именно мотивация в контексте музыкального искусства, вовлекая человека в процесс исполнения или слушания музыки, обогащает его как личность образцами подлинного искусства и музыкальной культуры народов вне зависимости от национальности.

Мотивация как один важнейших аспектов музыкального образования определяет активность личности студента, его заинтересованную вовлеченность в общение с музыкой в самых разнообразных видах деятельности. Она способствует накоплению опыта общения с музыкой, соответственно, пополнению багажа музыкальных впечатлений, знаний и представлений о прекрасном в жизни, природе, обо всем, что окружает человека.

Внутренняя мотивация, движимая личным интересом и смыслом, а также удовольствием от общения с музыкой, обусловлена деятельностью для себя. Студенты с ярко выраженной внутренней мотивацией участвуют в различных мероприятиях по желанию и потребности (в частности, при подготовке музыкальных праздников, фестивалей и т. д.) добровольно и с удовольствием, эти мероприятия, как отмечают Р. М. Райан, Э. Л. Деси [9], становятся удовлетворяющими и приятными.

Внешняя мотивация в музыкальном образовании обусловлена теми факторами, которые действительно являются внешними. К ним можно отнести стимулы и, более того, наказания.

Различие между внутренними и внешними мотивами важно в разных условиях: если внутренние мотивы обеспечивают долгосрочное участие в деятельности и, соответственно, личностный рост, то внешние мотивы лишь временно могут принести удовлетворение, но при этом нет радости и, естественно, интереса к деятельности.

Таким образом, для развития индивидуальности личности студента как будущего музыканта-исполнителя или преподавателя-музыканта необходимым условием является позитивный профессиональный настрой в процессе образования, способствующий формированию личности самостоятельной, творческой и успешной.

Понимание мотивации китайскими студентами способствует повышению результативности учебной практики, а выполнение конкретных заданий, безусловно, обогащает музыкально-педагогический багаж, который будет востребован в процессе развития мотивации к музыкальной деятельности уже у учащихся школы. Ведь мотивация определяет интерес, усилия и отдачу ученика в музыкальном образовании. В этом случае действуют мотивация внутренняя (изнутри) и мотивация внешняя (от внешних факторов).

Удовлетворение психологических потребностей, таких как самостоятельность, компетентность и актуальность, тесно связано с мотивацией в музыкальном образовании. Понимание студентами мотивации способствует эффективной педагогической практике. Отметим, что мотивированные студенты более настойчивы в образовательном процессе и стремятся к совершенству. Понимание мотивации в музыкальном образовании имеет решающее значение для создания эффективного опыта накопления учебного музыкального багажа знаниями, умениями и навыками музыкальной, в том числе музыкально-просветительской, деятельности, что является показателем профессиональной подготовленности к будущей деятельности в сфере музыкального образования.

Отметим, что мотивация и самоопределение связаны друг с другом. Также теория мотивации и теория самоопределения взаимосвязаны тем, что в их основе лежат психологические потребности: автономность, способность и связанность. Теория мотивации предполагает, что, когда названные потребности будут удовлетворены, личность, скорее всего будет внутренне мотивирована на деятельность и испытает в результате большее чувство удовлетворения и счастья [9].

Теория мотивации человека - это макротеория мотивации, она связана с теорией самодетерминации, построенной на эмпирических данных мотивации человека, его развития и благополучия.

Теорию мотивации активно разрабатывают Р. М. Райан, Э. Л. Деси, утверждая, что необходимо принять то, что люди активны, нацелены на развитие, склонны организовывать и направлять свою деятельность, жаждут знаний, совершенствуют свои умения и развивают свои способности [9]. Они отмечают, что многие люди обладают весьма позитивными, устойчивыми характеристиками. Но также известно, что человеческий дух может быть отчасти скован, отчасти разрушен, и люди в таком случае отрицают развитие. Отсюда важной научной задачей является исследование условий, способствующих или, наоборот, подрывающих позитивный человеческий потенциал [9].

Самодетерминация как психологический конструкт - это совершение волевого акта, осуществляемое человеком по собственной воле. Самодетерминированное поведение определяется внутренним, сознательным выбором и решением. Характеризуя теорию самодетерминации, Д. А. Леонтьев рассматривает ее как «ощущение свободы по отношению как к силам внешнего окружения, так и к силам внутри личности...» [4].

Эти силы личности возрастают, и, как отмечает Б. Ф. Ломов, важные мотивы определяют само начало реальной деятельности, направляют ее на достижение цели [5].

В этом он сближается с положением А. Н. Леонтьева о «мотивах-стимулах», которые служат пусковыми факторами в начале деятельности.

Таким образом, рассмотрение ключевых понятий исследования приводит нас к изучению факторов мотивации китайских студентов в процессе получения ими музыкального образования. Мотивация как важный фактор поведения, намерений, в целом ориентирует личность на деятельность, в нашем исследовании это получение музыкального образования

студентом в процессе межкультурного диалога, что необходимо учитывать при межкультурном анализе в музыкальном образовании. Концепция внутренней и внешней мотивации исследует, как ученики руководствуются своим внутренним желанием и любовью к музыке (внутренняя мотивация) или внешними факторами, такими как вознаграждение или социальное признание (внешняя мотивация).

Важно понимать, что в разных странах традиционно превалирует определенный тип мотивации. В каком-либо регионе или стране традиционные ценности, соответственно, могут оправдать ожидания. К примеру, в Китае мотивирование семьи по отношению к учебе студента проявляется в стимулировании старшими его старательности в выполнении учебных заданий, а если этого нет, то отношение студента к учебе нерадивое и вступает в права лишение материальных стимулов. Вообще в Китае учительская профессия рассматривается как правильный выбор для будущей профессиональной карьеры.

Изучение факторов мотивации в музыкальном образовании китайских студентов позволяет рассмотреть следующее.

Стимулирующий эффект является важный фактором в поддержке и поощрении мотивации студента к получению образования, а по отношению к музыкальному образованию поощрением выступает похвала членов семьи, когда они видят и слушают исполнение сына или дочери (пение, игру на музыкальных инструментах и т. п.). Это нередко происходит на семейных праздниках или концертах, где видны старания и желание студентов - пока еще не профессиональных музыкантов, но в будущем - педагогов в системе музыкального образования.

Следующим фактором повышения мотивации студентов-музыкантов является воздействие социальной среды, включая семейное и групповое (в студенческой среде) воздействие. Здесь необходимо отметить роль существующих социальных, моральных, жизненных установок, которые являются важным фактором перехода этих установок в лич-ностно значимые внутренние и внешние мотивы.

Создание комфортной творческой атмосферы предполагает придание каждому музыкальному занятию, будь то теоретическая дисциплина или практическая (игра на музыкальном инструменте, вокал, хоровое дирижирование, занятие хора), характера музыкально-творческой деятельности. На этой основе у студентов происходит личностная самореализация без особой регламентации деятельности и ее оценивания баллами как в индивидуальных формах работы, так и в коллективных, где главенствует творческая инициатива и взаимодействие.

Авторитет преподавателя вуза в глазах студентов является важным фактором мотивации студентов к своей будущей профессии. Здесь играют роль как личностные качества преподавателя (толерантность, любовь к своей профессии и к музыке, эмоциональность, позитивная энергетика, умение радоваться успехам других, понимание собеседников), так и профессиональные (музыкант-исполнитель, хормейстер, фольклорист, музыкальный критик). Все личностно-профессиональные качества рассматриваются как фактор мотивации студентов к формированию педагогической компетентности, творческого подхода к преподаванию музыки. И очень желательное качество - собственное музыкальное мастерство преподавателя, включая исполнительское, что заражает и заряжает студентов, являясь примером служения музыке. Такая демонстрация стремления к постоянному повышению профессиональной педагогической квалификации играет положительную роль в развитии мотивации студентов к музыкальному образованию.

Важным фактором мотивации студентов является создание в вузе открытого культурно-образовательного пространства, позволяющего накопить знания из мира достижений научно-технического прогресса на основе использования современных образовательных технологий, способствующего знакомству с примерами успешной творческой

деятельности и педагогических новаций. Все это предоставляет студентам широкие возможности для участия в международных научно-практических конференциях, в том числе в онлайн-формате, и обмена опытом работы в творческих студенческих лабораториях разной направленности, в частности, музыкально-педагогической.

Наконец, важным фактором мотивации в музыкальном образовании является национальная принадлежность студента, его отношение к сложившимся традициям почитания роли музыки в развитии личности, статусу народных исполнителей музыки в пении и игре на музыкальных инструментах. Эта традиция идет от конфуцианского воспитания, которое определяет свой путь совершенствования человека: «Вдохновляйся "Каноном песнопений", опирайся на ритуалы, совершенствуй себя музыкой» (УШ, 8), «Чем больше народ ценит чужую музыку, тем ближе он к исчезновению». (Конфуций). В этих словах отражена этнокультуросообразность музыкального образования и, как в заповеди воспитания, выражена преобразующая роль музыкального искусства, шире - музыкального образования как неотъемлемой части культуры личности.

Проведенный анализ научных публикаций зарубежных, в том числе китайских авторов, а также российских ученых [1], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [10] позволяет рассмотреть мотивацию как важнейшее условие эффективности музыкального образования в целом, а не только китайских студентов. Мотивация в этом смысле выступает основой формирования личности студента как человека культуры вне зависимости от национальности.

Рассмотренные нами факторы, определяющие мотивацию китайских студентов в музыкальном образовании, следующие:

- стимулирующий эффект - обеспечивается комплексом приемов, направляющих и поддерживающих целеустремленность студентов с учетом их индивидуальных особенностей в стремлении к достижениям в сфере музыкального искусства;

- воздействие социальной среды - является условием развития социального компонента мотивации каждого студента, развития как индивидуальной, так и общественной направленности учебно-практической работы по обогащению этой среды гуманистическими ценностями мировой и национальной музыкальной культуры. Здесь важна роль ценностной ориентации студента в мире музыки, понимание ее преобразующей роли в формировании личности каждого, кто соприкасается с ее красотой, гармонией, этими компонентами национальной музыкальной культуры. В этой связи необходимо отметить одну из заповедей великого мыслителя Конфуция, который отмечал: «Вдохновляйся "Каноном песнопений", опирайся на ритуалы, совершенствуй себя музыкой» (УШ, 8); «В [Каноне] песнопений триста стихов. И если надо в одной фразе выразить их суть, то скажу так: "Непорочных мыслей нет"!» (II, 2) Отсюда для каждого китайского студента-музыканта важно понимать природу и силу народной музыки как источника красоты музыкальной классики, составляющей основной репертуар музыкального материала программ обучения в вузе;

- создание комфортной творческой атмосферы - способствует раскрытию потенциальных природных возможностей каждого студента на основе принципов равенства и учета индивидуальных качеств;

- авторитет преподавателя - являет собой пример отношения к студентам как к будущим музыкантам, любящим и понимающим преобразующую роль своей профессии, как к проводникам музыкального искусства в жизнь каждого;

- создание в вузе открытого культурно-образовательного пространства - связано с интересом молодежи к современным техническим достижениям, расширяющим возможности применения в музыкальном образовании результатов научно-технического прогресса, в том числе новых образовательных технологий, в частности, кейс-технологий, игровых и проектных технологий, модульного обучения и др.;

- национальная принадлежность студента - рассматривается сквозь призму принципа поликультурности и этносообразности в музыкальном образовании, соблюдение данного принципа отвечает в своей основе природе музыкального искусства, его преобразующей роли в системе межличностных отношений, когда музыка без слов объясняет передает красоту природы и человеческих отношений, всю палитру жизни, являясь основой эмоций как движущей силы разумного устройства жизни.

Выводы. Мотивация в музыкальном образовании как важнейшее условие и основа развития личности студента выполняет задачу развития потребности его вовлеченности в процесс активного музыкального обучения. Понимание мотивации китайских студентов к получению музыкального образования показывает роль традиций в обучении музыке как исторически значимому культурному явлению. Здесь налицо единство внутренней (личностно значимой) и внешней мотивации (сформированной исторически значимым культурным феноменом китайской народной традиции). Все это имеет решающее значение для преемственности в развитии системы музыкального образования в Китае.

Данное положение стало предметом научного интереса к проблеме изучения мотивации китайских студентов в музыкальном образовании. Анализ и обобщение научных положений и образовательной практики зарубежных (в том числе китайских), а также российских ученых позволил нам реализовать цель настоящего исследования, направленную на выявление и обоснование основных факторов повышения мотивации китайских студентов в музыкальном образовании, включающих стимулирующий эффект, воздействие социальной среды, создание комфортной творческой атмосферы, авторитет преподавателя, создание в вузе открытого культурно-образовательного пространства, национальную принадлежность студента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ван Чжухуа. Выбор эффективных стратегий обучения в университетских аудиториях с точки зрения теории учебной мотивации // Исследования в области образования в Цзянсу. - 2015. - С. 10-12.

2. Деси Эдвард Л., Райан Ричард М. Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека. -Нью-Йорк i Пленум, 1985. - 367 с.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб. Питер, 2011. - 512 с.

4. Леонтьев Д. А. Психология свободы; к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21, № 1. - С. 1-17.

5. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М. i Наука, 1999. - 350 с.

6. Ма Кэ., Пичугина Л. Н. Проблема мотивации студентов к обучению в педагогических вузах Китая и России // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 6. - С. 147-15б.

7. МаслоуА. Г. Мотивация и личность. - СПб. i Евразия, 2003. - 478 с.

8. Оуян Янфань. Взгляд на проблемы обучения студентов колледжа с точки зрения теории учебной мотивации // Азиатско-тихоокеанское образование. - 2016. - С. 262-263.

9. Райан Р. М., Деси Э. Л. Теория самодетерминации и поддержка внутренней мотивации, социальное развитие и благополучие / науч. перевод Р. А. Вороновой // Вестник Алтайского ГПУ. - 2003. - № 3-1. -С. 97-111.

10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность i в 2-х т. - М. i Педагогика, 1986. - 408 с.

Статья поступила в редакцию 05.12.2023 REFERENCES

1. Van Chzhuhua. Vybor effektivnyh strategij obucheniya v universitetskih auditoriyah s tochki zreniya teorii uchebnoj motivacii // Issledovaniya v oblasti obrazovaniya v Czyansu. - 2015. - S. 10-12.

2. Desi Edvard L., Rajan Richard M. Vnutrennyaya motivaciya i samoopredelenie v povedenii cheloveka. -N'yu-Jork : Plenum, 1985. - 367 s.

3. Il'in E. P. Motivaciya i motivy. - SPb. Piter, 2011. - 512 s.

4. Leont'ev D. A. Psihologiya svobody: k postanovke problemy samodeterminacii lichnosti // Psiholog-icheskij zhurnal. - 2000. - T. 21, № 1. - S. 1-17.

5. Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. - M. : Nauka, 1999. - 350 s.

6. Ma Ke., Pichugina L. N. Problema motivacii studentov k obucheniyu v pedagogicheskih vuzah Kitaya I Rossii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2022. - № 6. - S. 147-156.

7. Maslou A. G. Motivaciya i lichnost'. - SPb. : Evraziya, 2003. - 478 s.

8. Ouyan Yanfan'. Vzglyad na problemy obucheniya studentov kolledzha s tochki zreniya teorii uchebnoj motivacii // Aziatsko-tihookeanskoe obrazovanie. - 2016. - S. 262-263.

9. Rajan R. M., Desi E. L. Teoriya samodeterminacii i podderzhka vnutrennej motivacii, social'noe razvitie I blagopoluchie / nauch. perevod R. A. Voronovoj // Vestnik Altajskogo GPU. - 2003. - № 3-1. - S. 97-111.

10. Hekhauzen H. Motivaciya i deyatel'nost' : v 2-h t. - M. : Pedagogika, 1986. - 408 s.

The article was contributed on December 5, 2023

Сведения об авторах

Чжоу Сяолун - сотрудник Коммунистического союза молодежи Китая Гуйчжо-уского педагогического университета, г. Гуйян, провинция Гуйчжоу, Китайская Народная Республика, аспирант кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/ 0009-0002-9947-8671, 191092294@ qq.com.

Кузнецова Людмила Васильевна - доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник НИИ этнопедагогики им. академика РАО Г. Н. Волкова Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0009-0000-0992-0012, ludmilakuznet@mail.ru.

Александрова Галина Александровна - кандидат технических наук, доцент, начальник отдела аспирантуры и докторантуры Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-6449- 4199, nochgpu@mail.ru

Author Information

Zhou Xiaolong - Employee of the Communist Youth Union of China Guizhou Pedagogical University, Guiyang, Guizhou Province, People's Republic of China, Post-graduate Student of the Department of Pedagogy and Psychology, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0009-0002-9947-8671, 191092294@qq.com.

Kuznetsova, Lyudmila Vasilyevna - Doctor of Pedagogics, Professor, Senior Researcher at the Institute of Ethnopedagogy named after Academician of the Russian Academy of Sciences G. N. Volkov, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0009-0000-0992-0012, ludmilakuznet@mail.ru.

Aleksandrova, Galina Aleksandrovna - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Postgraduate and Doctoral Studies, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0002-6449- 4199, nochgpu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.