Научная статья на тему 'Изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития'

Изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
974
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лашманова О. А.

В статье представлен опыт работы с проблемными детьми старшего дошкольного возраста, поставлена актуальность проблемы, цель экспериментального исследования. Описаны методы исследования, использованные методики, представлен анализ результатов диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

4. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. - М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.

5. Habib M. The neurological basis of developmental dyslexia. An overview and working hypothesis / M. Habib // Brain. - 2000.- V. 123, N. 12. -P. 2373-2399.

6. Lishman W.A. Developmental dyslexia / W.A. Lishman // Journal of Neurology Neurosurgery and Psychiatry. - 2003. - N. 74. - P. 1603-1605.

7. Ramus F. Theories of developmental dyslexia: insights from a multiple case study of dyslexic adults / F. Ramus, S. Rosen, S.C. Dakin [et al.] // Brain. - 2003. - April - V 126, N. 4. - P. 841-865.

ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© Лашманова O.A.*

Нижегородский государственный педагогический университет, г. Нижний Новгород

В статье представлен опыт работы с проблемными детьми старшего дошкольного возраста, поставлена актуальность проблемы, цель экспериментального исследования. Описаны методы исследования, использованные методики, представлен анализ результатов диагностики.

Проблема эмоционального развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) на протяжении многих лет является актуальной в специальной психологии.

Над этой проблемой работали многие ученые, особое место занимают исследования, посвященные детям с ЗПР дошкольного возраста (Е.Б. Аксенова, Н.Ю. Борякова, Н.Л. Белопольская, E.H. Васильева, Е.Е. Дмитриева, И.А. Коробейников, К.А. Некрасова, Е.С.Слепович, Т.А. Стрекалова, УВ. Ульенкова, Н.В. Шутова и другие).

Анализ имеющихся исследований и обобщение опыта экспериментального изучения различных аспектов эмоционального развития дошкольников с ЗПР показывают, что оно отличается от нормы и имеет ряд характерных особенностей. Дети с ЗПР дошкольного возраста неспособны правильно выражать свои чувства: их скованность, неловкость, неадекватность затрудняет общение ме^ду сверстниками и взрослыми. У них не сформирован

* Аспирант кафедры Возрастной и педагогической психологии.

механизм понимания эмоциональных состояний других людей, отмечаются трудности при определении эмоций. Для детей с ЗПР характерны слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствие критики. Все это затрудняет процесс социальной адаптации детей с ЗПР, а также сказывается на качестве процесса воспитания и обучения данной категории детей. Несмотря на это, дети с ЗПР обладают достаточными компенсаторными возможностями.

Наше исследование проводилось на базе специализированного дошкольного учреждения № 1 Автозаводского района, дошкольного учреждения № 451 Приокского района и МДОУ № 447 Советского района г. Нижнего Новгорода.

В нашем исследовании приняли участие 80 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) с нормальным (40 человек) и задержанным (40 человек) темпом психического развития.

Целью нашего экспериментального исследования явилось выявление уровня развития эмоциональной сферы, а именно эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста с нормальным и задержанным темпом психического развития с выходом на прогноз их дальнейшего развития.

В нашей исследовательской работе мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников; экспериментальный метод, который включал - наблюдение за детьми в различных ситуациях, беседа с педагогами и воспитателями, анкетирование родителей.

Обратимся к полученным результатам.

1. Анализируя данные, касающиеся уровня социальной адаптации испытуемых (вСЯ), можно увидеть следующее: у детей с НПР наблюдается более высокий показатель успешности адаптации (22,5 %), а у детей с ЗПР (7,5 %). Хотелось бы отметить, что показатели данного уровня наблюдаются у наименьшего числа испытуемых. Это свидетельствует о том, что большинство детей, в основном, дети с ЗПР недостаточно хорошо адаптированы к социуму, испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими их людьми, конфликтуют с ними. Тем самым, неадекватно реагируют на многие ситуации, воспринимая их как угрожающие.

Исходя из полученных результатов, можно сделать следующий вывод, что большинство детей, как правило, дети с ЗПР обладают низким уровнем эмоциональной устойчивости, что подтверждается методикой Розенцвейга на выявление склонности к фрустрации;

2. На основе полученных данных по тесту тревожности можно сказать, что наблюдается ярко выраженный средний уровень тревожности у 55 % детей с НПР, а у детей с ЗПР он составляет - 35 %. Низкий уровень тревожности занимает приблизительно равное положение: у детей с ЗПР -25 %, а у детей с НПР - 30 %. А у детей, обладающий высоким уровнем тревожности наблюдаются существенные различия: у детей с НПР - 15 %,

а у детей с ЗПР - 40 %, что является наиболее выраженным, в отличие от показателей у детей с НПР.

Таким образом, можно сказать, что дети с ЗПР имеют предрасположенность к среднему и в большей степени к низкому уровню эмоциональной устойчивости, в отличие от детей с НПР, которые в большей степени будут обладать средним уровнем эмоциональной устойчивости, что подтверждается тестом тревожности Р. Теммла, М. Дорки и В. Амена.

3. По методике изучения страхов А.И. Захарова наибольшее количество детей с ЗПР (М = 8,8) обеспокоены группой страхов, связанных с причинением физического ущерба. У детей с НПР данная группа страхов почти в два раза меньше (5,0). Так же наблюдаются различия в группе страхов смерти у детей с ЗПР (6,8), а у детей с НПР (2,5). Чуть меньше наблюдается группа медицинских страхов: у детей с ЗПР (5,2), а у детей с НПР (5,0), различия незначительны. В группе социально опосредованных страхов у детей с ЗПР (5,2), также как и в группе медицинских страхов, показатели совпадают. А у детей с НПР социально опосредованные страхи составляют (4,0). Показатели в группе пространственных страхов: у детей с ЗПР (4,2), а у детей с НПР (2,5), имеют существенные различия. В показателях группы страхов животных и сказочных персонажей у детей с ЗПР (4,0), а у детей с НПР (3,4), небольшие различия. Интересные показатели наблюдаются в группе страхов кошмарных снов и темноты: у детей с ЗПР (2,3), а у детей с НПР показатель чуть выше (2,9). Это единственная группа страхов, где показатели детей с НПР немного превышают показатели детей с ЗПР. Возможно, это свидетельствует о повышенной тревожности детей с НПР в сравнении с детей с ЗПР, об их замкнутости и низкой самооценке.

Таким образом, на основе полученных данных можно предположить, что дети с ЗПР имеют наибольшее количество страхов, особенно страхов, связанных с причинением физического ущерба. Это, возможно, связано с тем, что дети с ЗПР чаще, чем дети с НПР конфликтуют со сверстниками, редко идут на контакт, что дает нам возможность предположить о повышенном уровне тревожности и, тем самым, о низком уровне эмоциональной устойчивости. Страх смерти также свидетельствует о повышенной тревожности детей данной группы.

4. Опросник I З^'апБОп для родителей, направленный на оценку особенностей поведения ребенка.

Анализируя данные, можно сказать, что у детей с ЗПР наиболее ярко выражены все четыре области проявлений особенностей поведения, в отличие от детей с НПР, у которых данные проявления расположены чуть ниже. Тем не менее, можно выделить высокий показатель оппозиционных расстройств у детей с ЗПР (12,1) и невнимательность у детей с НПР (9,8). Оппозиционные расстройства определяются наличием негативистского, враждебного, вызывающего, непослушного, провокационного поведения. Обычно такие дети раздражительны, обидчивы, им легко досаждают другие лю-

ди, которых они обвиняют за свои собственные ошибки и трудности. Они легко теряют самообладание, становятся зачинщиками ссор, проявляя чрезмерную грубость, нежелание взаимодействия и сопротивления авторитетам.

Интересные показатели можно наблюдать при рассмотрении таких областей, как невнимательность и невнимательность без гиперактивности. У детей с ЗПР они занимают почти равное положение (10,8 и 10,9), в отличие от детей с НИР, у которых невнимательность все же выше (9,8). Возможно, это связано с тем, что гиперактивное, подвижное поведение отвлекает детей и поэтому страдает их невнимательность. О детях с ЗПР можно сказать обратное, по-видимому, их невнимательность не зависит от поведенческих особенностей. Скорее всего, это связано со специфическими особенностями эмоциональной сферы ребенка, имеющего задержку психического развития. Импульсивность и гиперактивность у детей с НИР (8,5) менее выражена, чем у детей с ЗПР (10,6). Это говорит о том, что дети с ЗПР более гиперак-тивны, подвижны, неуравновешенны, чем дети с НИР. Это связано со специфическими особенностями эмоциональной сферы детей с ЗПР.

5. Опросник «Оценочная шкала эмоциональных проявлений». Данная методика дала возможность определить общий уровень эмоциональных проявлений. Это позволило установить взаимосвязь уровней аффективного профиля и эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста с нормальным (НИР) и задержанным (ЗПР) темпом психического развития.

Таким образом, на основе анализа полученных данных, можно сделать следующие выводы:

1. высокие показатели наблюдаются по шкалам «ласковость» (83,8 %), «веселость» (77,5 %) и «нетерпеливость» (71,3 %), чуть меньше «сочувствие» (65 %) у детей с ЗПР. Менее ярко проявляется шкала «возбуждаемость» (61,3 %). Из показателей видно, что к двум наиболее высоким уровням психологической дезадаптации дети с НИР не относятся, наблюдаются лишь дети с ЗПР;

2. средние показатели наблюдаются по шкалам «упрямство» (56,3 %) и такие шкалы как «обидчивость» (53,8 %) и «капризность» (52,5 %) у детей с ЗПР, и шкалы «ласковость», «сочувствие» - 53,8 % и «нетерпеливость» - 52,5 % у детей с НИР занимают приблизительно равное положение;

3. низкие показатели наблюдаются по следующим шкалам: «завистливость» (30 %), «агрессивность» (20 %) и наименее выражены «жестокость» и «злобность», которые занимают равное положение. Это присуще детям с ЗПР. Для детей с НИР характерны следующие показатели: «завистливость» (17,5 %) и «агрессивность» (16,3 %) и меньше всего выражены «злобность» (6,3 %) и «жестокость» (3,8 %).

Таким образом, мы видим, что у детей с ЗПР наблюдается большая вариабельность эмоциональных проявлений, что, в свою очередь, обусловливает своеобразие формирования их эмоциональной сферы. Им необхо-

димы позитивные взаимоотношения с их ближайшим окружением (родители, воспитатели, сверстники). Все это свидетельствует о низком уровне развития эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста с задержанным темпом психического развития. Говоря о детях с НПР можно отметить, что они обладают меньшими показателями психологической дезадаптации и их можно отнести к среднему уровню развития эмоциональной устойчивости.

Общий вывод: Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы, что большинство детей, как правило, дети с ЗПР обладают низким уровнем эмоциональной устойчивости, что подтверждается методикой Розенцвейга на выявление склонности к фрустрации. По тесту тревожности (Р. Теммла, М. Дорки и В. Амена), а также по анкетам и беседе о наличии страхов, можно сказать, что дети с ЗПР обладают в большей степени высоким уровнем тревожности и наибольшим количеством страхов, что нельзя сказать о детях с НПР, которые проявляют наименьшую тревожность.

Таким образом, можно сказать, что дети с ЗПР обладают низким уровнем эмоциональной устойчивости, а дети с НПР имеют предрасположенность к среднему и низкому уровню эмоциональной устойчивости, что подтверждается данными методиками.

Список литературы:

1. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская. - М.: МГХ 1990. - 197 с.

2. Ульенкова УВ. Шестилетние дети с задержкой психического развития / УВ. Ульенкова. - М., 1990.

3. Ульенкова УВ. Актуальные проблемы развития психики ребенка на этапах раннего онтогенеза: учебное пособие / УВ. Ульенкова. - Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2006. - 92 с.

4. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / С.Г. Шевченко. - М., 2001.

ПРОПЕДЕВТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

© Нарыкова B.C.*

Уренгойская средняя общеобразовательная школа № 2, п. Уренгой

Статья посвящена профилактике нарушений письма у младших школьников. Автор предлагает алгоритм логопедического сопровож-

* Учитель-логопед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.