6. Попов, Д. В. Физиологические основы оценки аэробных возможностей и подбора тренировочных нагрузок в лыжном спорте и биатлоне / Д. В. Попов, А. А. Грушин, О. Л. Виноградова. - М. : Сов. спорт, 2014. - 78 с.
7. Рыбина, И. Л. Особенности биохимической адаптации к нагрузкам различной направленности биатлонистов высокой квалификации / И. Л. Рыбина, Е. А. Ширковец // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 3. - С. 28-33.
8. Федерация биатлона Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biathlon.com.ua/speed.php. - Дата доступа: 19.01.2018.
9. Ширковец, Е. А. Оценка реакции организма спортсменов на соревновательную деятельность разной длительности / Е. А. Ширковец // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 5. -С. 27-30.
10. Davis, J. Anaerobic threshold: review of the concept and directions for future research // Med. and Sc. in Sports and Exerc. - 1985. - № 1 (17). - P. 6-21.
11. Maximal lactate steady state, respiratory compensation threshold and critical power / J. Dekerle [et al.] // Eur. J. Appl. Physiol. - 2003. - Vol. 89. - № 3-4. - P. 281-288.
12. Faude, O. Lactate threshold concepts: how valid are they? / О. Faude, W. Kindermann, T. Meyer // Sports Med. - 2009. - Vol. 39. - № 6. - P. 469-490.
13. Niederberger, M. Prinzipien der Ergometrie/ M. Niederberger // Herz. - 2002. - № 7 (1). -P. 1 -19.
14. Olsen, R. Comparison of two intense interval training programs / R. Olsen, K. Berg // J. Sports Med. - 1988. - № 2 (28). - P. 158-164.
26.03.2018
УДК 796.61+796.015.83
ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ РАСТЯЖКИ
В ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ 11-14 ЛЕТ
Е. Г. Тычина, К. С. Тихонова, А. В. Стрельников,
Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр
спорта», Республика Беларусь
Аннотация
В статье представлены материалы о влиянии регулярного использования динамической растяжки в разминочной части тренировочного занятия на уровень развития скоростно-силовых способностей велосипедистов 11-14 лет на этапе предварительной базовой подготовки. Внедрение в тренировочный процесс стретчинга привело к достоверному приросту результатов выполнения тестовых упражнений у спортсменов. Полученные сдвиги показали эффективность использования динамической растяжки в процессе воспитания скоростно-силовых способностей юных велосипедистов.
STUDY OF EFFICIENCY OF DYNAMIC STRETCH USAGE IN THE CYCLISTS OF THE AGE OF 11-14'S TRAINING ACTIVITY
Abstract
The article gives a prospective on the impact of regular usage of dynamic stretching usage in a warm up part of a training session to the level of speed and power capabilities development of the cyclists if the age of 11-14 on the preliminary base preparation stage. Usage of stretching in the training process led to an accurate increase of sportsmen's performance testing exercises' results. Obtained shifts shown the efficiency of dynamic stretching usage during young cyclists' speed and power capabilities' educational process.
Введение
Уровень спортивных достижений в спорте вообще и в велосипедном спорте в частности резко возрос, что требует совершенствования системы подготовки спортсменов не только высокого класса, но и спортивного резерва. Для дальнейшего роста спортивного мастерства необходимо расширение круга средств и ме-
36
тодов подготовки, повышающих эффективность тренировочных занятий велосипедистов без значительного возрастания объема и интенсивности тренировочной работы, позволяющих полнее раскрыть резервные возможности организма спортсмена [1].
В настоящее время широкое применение в спортивной деятельности получили упражнения на растягивание - стретчинг. Это специальная система упражнений, направленных на работу с суставами, связками и мышцами тела. Главное назначение стретчинга - удлинить мышечные волокна путем растягивания (чтобы повысить их сократительную способность), увеличить амплитуду движения в суставах, ускорить восстановление организма после интенсивных физических нагрузок.
Существует несколько видов растягивания. Одними из самых популярных являются следующие:
статическая растяжка - это растягивание мышцы (группы мышц) путем медленного придания телу человека определенной позы (положения) и удержания ее в течение определенного времени;
динамическая растяжка - это медленные пружинящие движения, завершающиеся удержанием статических положений в конечной точке амплитуды движений.
Чаще всего в спортивной деятельности используется статическая растяжка. Однако некоторые авторы считают более функциональными динамические упражнения на растяжку. В них используются мышечные действия, характерные для определенного вида спорта. Как правило, это наклоны, прыжки или специфические для данного вида спорта движения, выполняемые несколько утрированно, чтобы конечности за счет инерции совершали движения в более широком диапазоне, чем обычно, что вызывает рефлекс растяжения. Поскольку динамическая растяжка одновременно повышает температуру мышц, она считается предпочтительной для спортсменов [2].
Растяжка мышц как неотъемлемая часть любой тренировки обязательно входит в состав комплексной подготовки профессиональных спортсменов в различных видах спорта и используется с целью развития гибкости, а также как средство разминки и восстановления.
Во многих видах спорта гибкость выступает залогом успеха. Она позволяет быстрее и лучше овладеть рациональной техникой выполнения движений, экономнее использовать силу, быстроту и другие физические качества и на этой основе достичь наилучших практических результатов [3, 4].
Так, на примере баскетбола изучена и обоснована степень воздействия стретч-упражнений на организм спортсмена в зависимости от технологии их применения в спортивной практике. Доказана эффективность стретч-упражнений на функциональные системы организма как в подготовительной части - разминке, так и в процессе восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок [5].
При этом Джо Фрил, профессиональный тренер по велосипедному спорту, отмечает, что использование растяжки перед началом упражнений приводит к высокому уровню травматизма, а после тренировки - помогает процессу восстановления [6].
Также существует точка зрения, что стретчинг оказывает влияние не только на снижение риска возникновения травм у спортсменов, но и способствует достижению ими высоких спортивных результатов. Однако на сегодняшний день нет ни одной работы, достоверно доказывающей положительное влияние стретчинга на соревновательный результат, в то время как во многих исследованиях была выявлена даже негативная закономерность [7, 8].
Многочисленные исследования показывают, что статическая растяжка перед выступлением снижает максимальный показатель мышечной активности, в результате чего спортсмены демонстрируют худшие результаты в таких дисциплинах, как, к примеру, прыжки в высоту. Однако есть немало свидетельств того, что статическая растяжка после тренировки имеет массу преимуществ. Что касается соревнований по бегу, то и здесь мнения ученых расходятся: стретчинг не влияет или влияет отрицательно на скорость бега [7, 8].
На фоне негативных факторов, которыми сопровождается традиционная статическая растяжка перед соревнованиями, все большую популярность в последнее время приобретает динамическая растяжка.
Американские ученые А. Нельсон, Ю. Кокконен, занимающиеся изучением влияния растяжки мышц на работоспособность организма, утверждают, что динамические упражнения стимулируют проприоцепторы и вызывают в них реакцию, заставляющую мышцы укорачиваться после каждого растягивающего движения. Такая активизация проприоцепторов помогает добиваться результатов в тех видах спорта, где движения носят быстрый и взрывной характер. Так, например, спортсмен сможет прыгнуть дальше или выше, если сделает несколько быстрых сгибаний и разгибаний ног в тазобедренных и коленных суставах [2].
Подвергался исследованию также вопрос - как именно влияют на спортивные достижения регулярные упражнения на растяжку. В этом случае большинство ученых сходятся на том, что регулярно растягивая мышцы, спортсмен чаще всего достигает более высоких результатов за счет увеличения показателя произвольного сокращения мышц. В настоящее время механизм этого явления, как и его практическая применимость в тренировочном процессе, остаются изученными крайне слабо. Ученым только предстоит установить причины выявленного парадокса, при котором упражнения на растяжку перед выступлением ухудшают биомеханику мышечных сокращений, в то время как регулярные упражнения - напротив, ее улучшают [8].
Большинство исследователей, изучающих влияние растягивания на организм спортсмена, сходятся во мнении - следует избегать статических растяжек до тренировки. Такая растяжка отрицательно сказывается на силовых показателях и показателях в беге. В то время как динамическая растяжка увеличивает силовые показатели перед «взрывной» силовой тренировкой или во время отдыха между подходами [9].
Поэтому в качестве разминки многие специалисты советуют применять динамическую растяжку. Она подготавливает опорно-двигательный аппарат к нагрузке, стимулирует нервно-мышечную систему, является профилактикой предотвращение травм, дает психологический настрой на тренировку, повышает качество движений и улучшает техническое выполнение упражнений. Выполняется после кардионагрузки легкой интенсивности.
Статическую растяжку рекомендуется использовать в конце тренировки для ускорения процессов восстановления мышечной системы, снятия психоэмоционального напряжения, мышечного напряжения и усталости, улучшения подвижности и диапазона движений в суставах, уменьшения мышечных болей [10].
Отсутствие обоснований степени воздействия динамической растяжки на организм спортсменов в зависимости от технологии их применения в спортивной практике делает актуальным изучение специфики применения таких упражнений в тренировочном процессе в качестве разминки.
Велосипедный спорт предъявляет высокие требования к уровню развития скоростно-силовых способностей, которые составляют основу физической подготовленности спортсменов, специализирующихся в этом виде спорта, и развитие которых является важным составляющим тренировочного процесса.
Задача повышения специальной скоростно-силовой подготовленности диктует необходимость научного поиска оптимизации тренировочного процесса, а также использования нетрадиционных тренировочных средств.
Целью исследования явилось изучение эффективности применения динамической растяжки в разминочной части спортивной тренировки для развития ско-ростно-силовых способностей юных велосипедистов 11-14 лет на этапе предварительной базовой подготовки.
Методы и организация исследования
В ходе исследования применялись следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы статистической обработки данных. Все вычисления производились с помощью компьютерной программы IBM SPPS Statistics 22.
Для реализации цели на базе Минского городского центра олимпийского резерва по велосипедным видам спорта было проведено исследование по изучению влияния динамической растяжки в качестве разминки на уровень развития ско-ростно-силовых способностей юных велосипедистов.
В исследовании в составе контрольной и экспериментальной групп приняли участие 22 велосипедиста в возрасте 11-14 лет, занимающиеся в группах начальной подготовки свыше 1 года обучения. Эксперимент проводился в течение 3 месяцев с октября 2017 по январь 2018 г.
Велосипедисты контрольной группы тренировались по традиционной программе. В программу тренировок экспериментальной группы 2 раза в неделю в качестве разминки в течение 10 мин включалась динамическая растяжка, после которой спортсмены выполняли упражнения на развитие скоростно-силовых способностей. В комплекс стретч-упражнений, входили упражнения на растягивание мышц шеи и туловища, а также упражнения на различные группы мышц ног, которые непосредственно участвуют в специальных двигательных действиях, направленных на развитие скоростно-силовых способностей, характерных для данного вида спорта.
Именно ноги являются основной рабочей группой для велосипедиста. А основные рабочие группы мышц - это задняя поверхность бедра, ягодицы, передняя поверхность бедра, икры и камбаловидные мышцы.
Исходя из этого для растягиваний мышц ног нами были подобраны следующие упражнения:
- наклон вперед сидя или стоя (растягивание мышц задней поверхности бедра и мышц голени);
- наклон к прямой ноге с приседанием на другую (растягивание мышц задней поверхности бедра и подколенных связок);
- выпад правой, левой ногой вперед (растягивание мышц передней поверхности бедра, мышц голени и мышц разгибатели тазобедренного сустава);
- полувыпад правой, левой ногой вперед (растягивание мышц внутренней и передней поверхности бедра);
- подъем на носки (30 раз) (растягивание мышц и связок голеностопного сустава).
При выполнении упражнений со сменой ног, спортсмены осуществляли 15 динамических повторений на каждую ногу, при выполнении наклона вперед -30. После каждого 3-го повторения происходило удержание позы до 1-2 с и возврат в исходное положение.
В начале и в конце эксперимента у спортсменов обеих групп фиксировался уровень развития скоростно-силовой подготовленности с помощью следующих тестов: количество оборотов при вращении педалей за 1 мин на велосипедном станке на передаче 42х18, время выполнения 30 оборотов педалей на аналогичной передаче, время выполнения 20 прыжков через скамейку, прыжок в длину с места.
39
Результаты и их обсуждение
Проверка нормальности распределения признака в контрольной и экспериментальной группах с помощью критерия Шапиро-Уилка показала, что распределения не являются нормальными. Это было ожидаемо, ввиду небольшой размерности выборок.
Для оценки статистической значимости различий выборок до и после эксперимента использовался ранговый критерий Вилкоксона, который является традиционным непараметрическим тестом для сравнения двух зависимых выборок. Он основан на построении ранговой последовательности абсолютных разностей пар значений для выборок размером 2-50 человек.
Результаты расчетов статистической значимости и сравнения средних значений контрольной и экспериментальной групп приведены в таблицах 1-2.
Таблица 1 - Сравнение средних значений экспериментальной группы до и после эксперимента__
Тестовое упражнение Экспериментальная группа (п=11)
До После Разница (в %) Z-значение критерия Вилкоксона Значимость P
Ql Ме Qз Ql Ме Qз
30 оборотов педалей,с 13,06 15,09 21,84 11,24 12,63 14,61 -16,3 -2,934 0,003
Обороты педалей за 1 мин, кол-во 89,00 105,0 118,0 119,0 127,0 142,0 +21,0 -2,937 0,003
20 прыжков через скамейку, с 13,68 20,75 23,05 10,01 13,36 18,97 -35,6 -2,845 0,004
Прыжок в длину с места, см 140,0 160,0 173,0 161,0 175,0 201,0 +9,4 -2,405 0,016
В экспериментальной группе до начала эксперимента среднее значение (медиана) в тесте «30 оборотов педалей» составляла 15,09 с, после проведенного эксперимента среднее время выполнения этого тестового упражнения в группе сократилось до 12,63 с. Испытуемая группа улучшила свои показатели по этому тесту на 16,3 %.
Экспериментальная группа до начала эксперимента в среднем выполняла 105 оборотов педалей за 1 мин, после эксперимента этот показатель улучшился до 127 оборотов, прирост результата составил 21,0 %.
На 20 прыжков через скамейку группе в среднем требовалось 20,75 с, проведенный эксперимент позволил улучшить данный результат на 7,39 с (35,6 %).
Средние результаты прыжка в длину с места экспериментальной группы в начале исследования составляли 160 см, после эксперимента прирост по данному тестовому упражнению составил 15 см (9,4 %).
Рассчитанные Z-значения критерия Вилкоксона во всех тестах экспериментальной группы превышают критические (р<0,05), что свидетельствует о наличии достоверных различий между двумя замерами. Учитывая, что полученная значимость (р) у всех показателей меньше или равна 0,01 (р<0,01), то можно говорить о наличии высоко достоверных различий результатов до и после эксперимента.
Таблица 2 - Сравнение средних значений контрольной группы до и после эксперимента_
Тестовое упражнение Контрольная группа (п=11)
До После Разница (в %) Z-значение критерия Вилкоксона Значимость P
Ql Ме Qз Ql Ме Qз
30 оборотов педалей, с 12,87 14,89 16,93 11,89 13,83 15,94 -7,1 -1,778 0,075
Обороты педалей за 1 мин, кол-во 79,0 94,0 122,0 98,0 109,0 131,0 + 16 -2,934 0,003
20 прыжков через скамейку, с 12,48 12,54 13,50 11,82 12,65 14,05 +0,9 -0,445 0,657
Прыжок в длину с места, см 172,0 185,0 190,0 164,0 174,0 205,0 +5,9 -0,356 0,772
В контрольной группе прирост результатов не на столько впечатляющий, как в экспериментальной: наибольшее повышение результатов наблюдается в тестовом упражнении «количество оборотов педалей за 1 мин» (на 16 %), среднее время выполнения 20 прыжков через скамейку и вовсе ухудшилось на 0,11 с. Улучшение показателей в тесте «30 оборотов педалей» составило 7,1 %, что более чем в 2 раза меньше прироста в экспериментальной группе. Результаты прыжка в длину увеличились лишь на 5,9 %.
В целом, в контрольной группе достоверные различия между замерами обнаружены лишь в тесте «количество оборотов педалей за 1 мин», в остальных случаях Z-значения критерия Вилкоксона не превышают критическое, что позволяет сделать вывод об отсутствии достоверных различий до и после проведенного эксперимента.
Важно отметить, что до начала эксперимента средние значения (медианы) экспериментальной и контрольной групп не были одинаковыми - уровень физической подготовленности двух групп имел изначальные различия (контрольная группа превосходила экспериментальную по всем средним показателям).
Проведенный эксперимент позволил не только значимо улучшить результаты в экспериментальной группе, но и выровнять группы по скоростно-силовой подготовленности.
Заключение
Таким образом, полученные результаты наглядно демонстрируют положительное воздействие регулярного применения динамической растяжки в разми-ночной части тренировочного занятия на развитие скоростно-силовых качеств юных велосипедистов.
Проведенное исследование позволяет рекомендовать стретч-разминку к использованию в тренировочном процессе в качестве средства повышения уровня физической подготовленности юных спортсменов, специализирующихся в велосипедном спорте, а также может являться основой для углубленных исследований в данной области.
Список использованньж источников
1. Николенко, О. В. Воспитание скоростно-силовых качеств методом круговой тренировки / О. В. Николенко, В. Ф. Кровяков, Г. Г. Генус / / Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 39. - С. 109-113.
2. Нельсон, А. Анатомия упражнений на растяжку / А. Нельсон, Ю. Кокконен ; пер. с англ. С. Э. Борич. - Минск : Попурри, 2014. - 224 с. : ил.
3. Венгерова, Н. Н. Физкультурно-оздоровительные технологии кондиционной направленности: учеб. пособие / Н. Н. Венгерова, Л. Т. Кудашова, Л. В. Люйк. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015. -С. 63-65.
4. Алтер, М. Дж. Наука о гибкости / М. Дж. Алтер; пер. с англ. Г. Гончаренко. - Киев : Олимпийская литература, 2001. - 424 с.
5. Планида, Е. В. Влияние комплексов стретч-упражнений на функциональное состояние квалифицированных баскетболистов : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 14.00.51 / Е. В. Планида ; ВНИИФК. - М., 2006. - 24 с.
6. Фрил, Д. Бибилия велосипедиста / Д. Фрил ; пер. с англ. В. Миронов. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 432 с.
7. Simic, L. Does pre-exercise static stretching inhibit maximal muscular performance? A meta-analytical review / L. Simic, N. Sarabon, G. Markovic // Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. - 2013. - Vol. 23. - № 2. - Р. 131-148.
8. Magnusson, P. The role of stretching exercises in sports / P. Magnusson, P. Renstrôm // Eur J Sport Sci. - 2006. - Vol. 6. - № 2. - Р. 87-91.
9. Неретин, А. В. Использование различных вариантов стретчинга в разминке для повышения эффективности высокоскоростных упражнений в тренировке профессиональных футболистов / А. В. Неретин, Д. В. Таможников, А. А. Шамардин // Современный футбол: тенденции развития, методики спортивных тренировок, менеджмент и маркетинг: материалы совместной конф. кафедры «Менеджмента и экономики спорта им. В. В. Кузина» и кафедры
«Теории и методики футбола», Москва, 21 апреля 2016 г. / Российский гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма. - М., 2016. - С. 176-184.
10. Горбунова, Ю. В. Стретчинг и его влияние на развитие мышечной системы человека / Ю. В. Горбунова, О. В. Панина, Т. Г. Шишкина // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях минсельхоза России: материалы IV междунар., межвуз., учеб.-метод. и науч.-практ. конф., Саратов, 10 мая 2016 г. / Саратовский гос. аграрный ун-т им. Н. И. Вавилова ; редкол. : А. В. Милехин [и др.]. - Саратов, 2016. - С. 103-106.
06.03.2018
УДК 796.8+378:371.71-057.87-044.3
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ
А. А. Чуйко,
Приднепровская государственная академия физической культуры и спорта,
Украина;
А. П. Куница,
Днепропетровский государственный университет внутренних дел, Украина
Аннотация
В статье представлена характеристика показателей физического состояния студентов 17-19 лет. Целью исследования является определение физического состояния студентов для разработки методики секционных занятий по тайскому боксу. Результаты исследования показали соответствие антропометрических характеристик возрастным нормам, удовлетворительное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физической работоспособности, ниже среднего уровень соматического здоровья, разный уровень развития физических качеств. Варьирование результатов внутри выборки дает возможность распределять студентов на группы в зависимости от уровня физического состояния для подбора физических упражнений и дозирования нагрузки.
CHARACTERISTICS OF INDICATORS OF STUDENTS' PHYSICAL CONDITION
Abstract
The article presents the characteristics of indicators of students physical condition aged 17-19. The aim of the research is determination of physical condition of students for the development of methods for sectional classes in Thai Boxing. The results of the study showed that the anthropometric characteristics according to age norms, the satisfactory condition of the cardiovascular and respiratory systems, physical preparedness, below average level of physical health, the different levels of development of physical qualities. Variation of results within the sample makes it possible to distribute the students into groups depending on the level of physical condition for the selection exercise and dispensing of the load.
Введение
В последние десятилетия наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья, функционального состояния и снижение работоспособности студенческой молодежи. Установлено, что у большинства студентов вузов Украины вследствие нарушения режима труда и отдыха, наличия вредных привычек, на фоне гиподинамии наблюдается неудовлетворительный уровень физического состояния [4, 5].
Исследованиями ученых [2, 3, 11] доказано, что студенты первого года обучения ни психологически, ни физически не подготовлены к занятиям физической культурой в рамках требований программы по физическому воспитанию для высших учебных заведений. К тому же, одно-, двухразовые занятия физическим воспитанием в неделю не могут решить проблему улучшения физического состояния студентов. Условия и организация учебного процесса по физическому воспи-