Научная статья на тему 'Изучение духовности в психологии дискурсивным и другими методами познания'

Изучение духовности в психологии дискурсивным и другими методами познания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
396
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ДУХ / SPIRIT / СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ ДУХОВНОСТИ / WAYS OF SPIRITUALITY COGNITION / ДИСКУРСИВНЫЙ И ИНТУИТИВНЫЙ МЕТОДЫ / DISCURSIVE AND INTUITIVE METHODS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фролова Ольга Петровна

Освещены некоторые вопросы изучения духовности личности в психологии разнообразными методами: экспериментальным, дискурсивным анализом, интуитивным способом. Дается представление о дискурсивном описании У. Джеймсом духовной составляющей сознания и подсознания личности. Предлагается рассматривать дискурсивный (основанный на умозаключениях) и интуитивный методы познания как необходимые для изучения сознания и духовности в психологии, построенной на новых основаниях целостной современной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying of Spirituality in Psychology Discursive and by Other Methods of Cognition

The paper is concerned with some issues of spirituality study in psychology using different methods, particularly experimental method, discursive analysis, intuitive method. Insight into discursive study of spiritual constituent of personality’s consciousness and sub-consciousness by W. Lames is provided. The author treats discursive (based on inference) and intuitive methods of cognition as essential for the study of consciousness and spirituality in psychology based on new foundations of contemporary holistic paradigm.

Текст научной работы на тему «Изучение духовности в психологии дискурсивным и другими методами познания»



Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Серия «Психология»

2015. Т. 11. С. 55-61

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 13.03

Изучение духовности в психологии дискурсивным и другими методами познания

О. П. Фролова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск E-mail: frolga5@yandex.ru

Аннотация. Освещены некоторые вопросы изучения духовности личности в психологии разнообразными методами: экспериментальным, дискурсивным анализом, интуитивным способом. Дается представление о дискурсивном описании У. Джеймсом духовной составляющей сознания и подсознания личности. Предлагается рассматривать дискурсивный (основанный на умозаключениях) и интуитивный методы познания как необходимые для изучения сознания и духовности в психологии, построенной на новых основаниях целостной современной парадигмы.

Ключевые слова: духовность, дух, способы познания духовности, дискурсивный и интуитивный методы.

Отношение ученых-психологов к сфере духовности личности проявлялось во все времена амбивалентно. Одни считали ее несомненной данностью, не подверженной исследованию. Другие неожиданно обнаруживали ее как психическое проявление, нуждающееся в описании и изучении. В подтверждение этого тезиса приведем высказывания двух великих психологов прошлого века.

По мнению Зигмунда Фрейда, дух - это все. Человек всегда знал, что он обладает Духом. Фрейд считал, что должен был показать существование такой вещи, как инстинкт.

С другой стороны, Виктор Франкл чувствовал, что человечество за последние годы до отвращения продемонстрировало свои инстинкты и влечения. Сегодня представляется более важным напомнить человеку, что у него имеется Дух, что он - духовное существо.

Конечно, в соответствии с парадигмой и методологической основой собственного подхода в познании этого явления выбиралась и система познавательных средств. Однако к нашим дням так и не сложилось единого мнения психологов ни о феноменологии, ни о структуре духовности, ни в отношении исследовательских средств и методов познания этой сферы личности.

Хотя в философии и описательной психологии накоплен достаточный материал о проявлениях и особенностях религиозного и духовного опыта человека, понятия «дух», «духовность» редко становились предметом рассмотрения психологии как науки. В последние десятилетия предпринимались попытки включить содержание этого понятия в смысловое пространство научной пси-

хологии. Духовная составляющая личности предметом выступает в экзистенциально-гуманистическом и трансперсональном направлениях психологии. В настоящее время для обозначения непосредственного переживания духовного опыта применяется термин «трансперсональный», обозначающий выход за пределы обычного способа восприятия и интерпретации мира с позиций ограничений социального и материального Эго.

В толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова слово «дух» имеет несколько значений, наиболее применимых к контексту психологии. Дух - это: 1) психические способности, ум; 2) в идеалистической философии - основная сущность, нематериальное начало явлений; 3) сущность, истинный смысл.

Только первое толкование понятия «дух» подходит для рассмотрения в рамках ортодоксальной психологии. Как пример можно указать на изучение духовных способностей В. Д. Шадриковым. Он определяет их как способности духовного состояния, которое формируется на основе как духовных ценностей, так и искушения отказа от долга следовать идее, вере, духовным ценностям. В представлении ученого это способности состояния постижения истины, целостного понимания; это интегральное проявление интеллекта и духовности личности. Духовность, как правило, связывают с духовной сущностью человека, с духовным началом, в качестве которого выступает «дух», «душа». Под духовными способностями в этом случае понимают свойства духа, некоего идеального познающего начала - «Я». В. Д. Шадриков считает, что «научной психологии нет необходимости исходить из принципа духа как активного начала личности» [7, с. 159-160] и оставить онтологические вопросы философам.

Определение понятия «духовность» в том же словаре Д. Н. Ушакова полностью соотносится с представлениями о научном предмете в области психологии, что и отмечает В. Д. Шадриков. Под духовностью человека понимается отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.

Изучение духовности в психологии в рамках естественно-научной парадигмы началось еще со времен У. Джеймса (психологи его все-таки причисляют к «своим»). На рубеже Х1Х-ХХ вв. он рассматривал духовные способности как свойства, характеризующие функциональную индивидуальность человека. Применяя дискурсивный анализ (рассудочный, понятийный, логический, опосредованный, в отличие от созерцательного интуитивного, непосредственного), он исследует многообразие религиозного опыта людей. Из размышлений и анализа ситуаций психической или душевной жизни людей У. Джеймс делает умозаключения о том, что такое духовность и сознание. Однако, применяя рассуждения и умозаключения на основе множества примеров, в то же время считал, что «суждения о ценности, о назначении явлений и событий человеческой жизни должны быть обоснованы только на эмпирическом исследовании» [1, с. 187]. То есть как психолог он настаивал на сочетании разнообразных методов для приближения к истине.

Во времена становления научной психологии метод эксперимента как общенаучный (точный, измерительный), а с ним и тестовая диагностика (пси-

хотехника) утверждались как ведущие в психологии. Вместе с этим процессом описательные, дискурсивные, герменевтические методы были вытеснены, отошли на второй план, а то и вообще отрицаются до сих пор отдельными учеными-психологами.

Более того, из предисловия к русскому изданию (редактор С. Лурье) книги У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта» следует, что не только размышление, а больше мистический опыт автора вмешался в написание работы. Иначе говоря, У. Джеймс пользовался не столько научными способами познания, сколько некими скрытыми возможностями, позволившими ему сделать ряд высказываний о сознании и духовности личности, которые мало согласуются с представлениями естественно-научной парадигмы. Например, он пишет, что «психология, как естественная наука, должна допустить существование потока психических состояний, из которых каждое связано со сложными объектами познания, переживает по отношению к ним различные эмоции и делает между ними свой выбор» [1, с. 157]. Здесь хорошо просматривается указание им на такую характеристику сознания, как потоковость, что обнаруживается при вхождении в измененные состояния сознания и не очевидно при обыденном сознании.

В представлениях У. Джеймса, сознание характеризуется проявлениями эмоций, воли, мыслей, которые находятся в «поле сознания». И если раньше, по замечанию автора, психологи единицей сознания считали представления, то на момент написания (1902 г.) книги такой элементарной единицей он определил все душевное состояние целиком, всю волну сознания, иначе говоря, всю «совокупность мыслимых в данный момент объектов», т. е. психических проявлений. Это состояние мы сейчас называем сознанием. Причем автор отмечает, что границы «поля сознания» размыты, не определены в каждый момент, оно может расширяться или сужаться. Существует вершина сознания человека, которая определяется ведущей идеей и направляет волю и которую Джеймс назвал «центром личной энергии» человека. Этот центр может занять другая идея, а предыдущая - смещаться на периферию. Так происходит смена представлений и мировоззрения человека. У Джеймса «поле духовного зрения» совпадает с полем сознания, оно у разных людей различной широты. Средние люди лишены широты горизонтов их духовного видения. Так он объясняет духовное восхождение разных людей.

То, что У. Джеймс применял дискурс, показывают его умозаключения, например, о подсознании. Он отметил факт, что, кроме поля сознания, в 1886 г. в психологии сделано открытие другой сферы: «... Сознание не ограничивается обыкновенным «полем», с его «центром» и «окраинами», но охватывает еще целый ряд воспоминаний, мыслей, ощущений, которые находятся совершенно за пределами основного сознания и тем не менее должны быть признаны своеобразными фактами сознания.» [1, с. 183], так называемого сублимального сознания (Myers). У. Джеймс назвал его подсознанием.

Содержательная сторона представлений о духовности У. Джеймса и других ученых дает нам возможность сформулировать свое определение. Термин

«духовность» мы применяем в своих статьях [5] (вслед за В. В. Козловым [3]) для обозначения ситуаций, когда человек вовлекается в переживания, имеющие отчетливый надличностный и сакральный («нуминозный») характер и находящиеся за пределами повседневного, обыденного состояния сознания. Духовность - экзистенциально-смысловой центр индивидуального Эго-сознания. Ядро духовного Эго составляют интимные, сакральные смыслы, которые касаются стержневых проблем человеческого бытия, связанные со смыслом жизни. Они касаются наиболее важных социальных чувств человека: одиночества, экзистенциальной грусти, тоски, духовной любви, сострадания и сопереживания, радостности бытия, служения, чувств счастья и гармонии. В структуре духовного Эго традиционно рассматриваются морально-нравственные индивидуальные ценности, которые преобразуются в систему требований, норм и моделей поведения. На наш взгляд, именно в духовном Эго содержание сознания приобретает глобальную регулятивную функцию личности.

Бесспорны достижения современной экспериментальной психологии в изучении сознания в рамках естественно-научной парадигмы. Можно заметить, что традиционный методический комплекс изучения способностей, интеллекта, ценностей обеспечен, однако обычные психологические методы изучения смысловой сферы сознания, бессознательного (над- и подсознания) весьма субъективны. Получаемые с их помощью результаты в существенной, если не определяющей, степени зависят от уровня квалификации специалиста и от теоретических позиций, на которых этот специалист основывается. Эмпирическое изучение этих психологических проявлений возможно современными методами, в том числе психосемантики (В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев).

Изучая влияние интенсивных интегративных психотехник на духовный рост личности, мы задались вопросами выявления изменений в смысловой структуре личности под влиянием летних «Духовных странствий». Объектом изучения была смысловая «архитектоника» личности, а предметом - динамика экзистенциальных смыслов под воздействием тренингов. Наше предположение состояло в том, что участники тренингов духовного развития испытывают духовные кризисы, а тренинговая среда способствует их преодолению со снижением интенсивности и длительности. Чтобы подтвердить данную гипотезу, мы изучали протекание духовных кризисов через динамику экзистенциальных смыслов, которые проявляются как стрессогенные в кризисных условиях [5].

Для изучения динамики семантических пространств личности была выбрана компьютерная методика объективного анализа вызванных ЭЭГ-реакций в ответ на подпороговое предъявление семантических стимулов (комплекс программ неосознаваемой психодиагностики - С. В. Квасовец, А. В. Иванов, Ю. А. Бубеев). При таком подходе подсознание пациента выступает в роли «семантического фильтра», когда на входе подается неструктурированная семантическая информация, а на выходе получается информация о содержании его субъективного мира.

Результаты, полученные с помощью компьютерной методики, позволили оценить семантическую структуру субъективного опыта с точки зрения функ-

ционирования защитных механизмов, уровней организации, модальности эмоциональных переживаний участников тренингов. На практике данные компьютерные технологии используются, например, для исследования неосознаваемых механизмов зависимостей, для анализа внутригрупповых и внутриличностных конфликтов и пр.

Пример объединения возможностей измерительных приемов и способов изучения смысловой сферы человека указывает на допустимость интеграции теоретических и методических основ для изучения самых глубинных и высоких сфер сознания. Описательные и дискурсивные методы стоят в ряду применяемых в этих целях.

Изучение сознания и высшего его проявления - духовности подвигает методологов задумываться о расширении естественно-научной парадигмы. В последние десятилетия утвердилось системное исследование научных объектов и его синергетическая конкретизация в изучении саморегулируемых систем, одной из которых является психика. В соответствии с системным видением возможность изучения объекта связана с выходом из наличной системы в более широкую. Как утверждает А. В. Карпов, методология системного и метаси-стемного изучения психических явлений человека существует. Однако изучение целостного сознания человека по принципу выхода в метасистему на теоретическом уровне затруднительно. Но «правильно» построенные человеком вторичные образы предоставляют такую возможность, дают мостик перехода и соединения индивидуального сознания с универсумом. Переход на другую сторону, выход в метасистему сопровождается разотождествлением с этими образами и картинами [2]. Это на практике выглядит как выход из обыденного сознания в некое измененное.

В вероятностно ориентированной модели личности В. В. Налимовым дис-курсивно описаны уровни сознания [4]. В его карте существуют как индивидуальное сознание, так и сознание метауровня. Один из уровней индивидуального сознания, а именно уровень предмышления, связан с метауровнем (космическим сознанием). Еще более древний уровень индивидуального сознания - созерцание образов - тоже связан с уровнем, выходящим за пределы индивидуального сознания, а именно - с коллективным бессознательным, так хорошо описанным К.-Г. Юнгом.

Духовность как высший уровень развития индивидуального сознания является первой возможностью выхода в метасистему, возможностью соединения с Духом. Из опыта многих духовных практиков, да и ученых, подобный выход в метасистему возможен. Например, медитация как психопрактика позволяет трансцендировать индивидуальный или узкогрупповой опыт и в науке тоже.

По словам Рудольфа Штайнера, путем медитации возможно подняться к тому, что связывает человека с Духом. «Медитация есть средство, ведущее к сверхчувственному познанию. Ибо каждый человек несет внутри себя, наряду со своим - назовем его так - обыденным человеком, еще и другого, высшего человека... И каждый может лишь сам пробудить в себе этого высшего человека» [8, с. 143]. Введение в методический комплекс психологии интуитивных

методов на настоящем этапе развития науки не стоит даже как методологическая проблема, однако в истории науки самые выдающиеся открытия сделаны именно посредством интуиции. Изучение же духовной сферы личности во многом связано с интеграцией разнообразных методов, включая и способы транс-ценденции.

Из традиционной методологии психологии к основаниям изучения духовности, духовной самореализации личности относим в первую очередь подход к изучению сложных саморегулирущихся психических систем В. Е. Клочко, ме-тасистемный подход А. В. Карпова, принципы интегративной психологии и основные представления В. В. Козлова о сущности сознания и структуре личности и некоторые другие.

Духовность как экзистенциально-смысловой локус индивидуального эго-сознания содержит образец картины мира личности, от переживания целостности которой зависит ее социальное благополучие. Феноменологически этот уровень сознания проявляется как интеграция эмоций и чувств, мыслей и действий. Это не просто знания и переживания, а еще и совокупность свойств личности, через которые это сознание проявляется. Более того, говоря о духовности как состоянии и переживании, имеем в виду и переживания единения личности с некими высшими, непостижимыми проявлениями сознания. Рамки естественно-научной парадигмы ограничивают познание духовности в этом аспекте.

Как показывают современные исследования, в силу разных причин, главная из которых - отсутствие в науке и целостного, и единого видения самой сущности психического, не определен предмет и разрознена методология науки. Вопросы использования современной психологией способов познания неразрывно связаны с проблемой объединения в единое поле всех отраслей и предметных направлений со своими парадигмами. Интегральная, или интегра-тивная психология (К. Уилбер, С. Гроф, В. В. Козлов), объединяющая множество разрозненно изученных сторон психического, может явиться первоначалом будущей единой научной и практической психологии [3]. Предметом ее выступает индивидуальное и групповое сознание как основание разнообразных форм его проявления в психическом и поведенческом.

Однозначно, что сознание, будучи предметом интегративной психологии, позволит не только объединить изученные объектные области психического, поведения, бессознательного и др., но и расширить познаваемую объектную область, «узаконит» уже изучаемые духовные уровни сознания человека. Для познания этой сферы психического потребуются адекватные способы и методы, к которым можно отнести как экспериментальные и точно-измерительные способы, так и методы понимающей и описательной психологии, дискурсивные и интуитивные, объединенные не только по принципу комплексности, но интегральной согласованности и сензитивности.

Список литературы

1. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта : пер с англ. / У. Джеймс ; под общ. ред. П. С. Гуревич. - М. : Наука, 1993. - 432 с.

2. Карпов А. В. Предпосылки и перспективы метасистемного подхода в психологических исследованиях / А. В. Карпов // Теория и методология психологии: Постне-классическая перспектива : отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. - М., 2007. -С. 213-229.

3. Козлов В. В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности / В. В. Козлов. - М. : Изд-во ин-та психотерапии, 2007. - 528 с.

4. Налимов В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности / В. В. Налимов. - М. : Прометей, 1989. - 288 с.

5. Радионова С. В. Психологический анализ духовного развития личности / О. П. Фролова, С. В. Радионова // ЧФ: Социальный психолог. Вып. 1(19). -Ярославль, 2010. - С. 63-65.

6. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1949. - 4 т.

7. Шадриков В. Д. Происхождение человечности / В. Д. Шадриков. - М. : Логос, 1999. - 288 с.

8. Штайнер Р. Духовное водительство человека и человечества: Духовно-научное рассмотрение развития человечества / Р. Штайнер. - Калуга : Духовное познание, 1992. - 72 с.

Studying of Spirituality in Psychology Discursive and by Other Methods of Cognition

O. P. Frolova

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. The paper is concerned with some issues of spirituality study in psychology using different methods, particularly experimental method, discursive analysis, intuitive method. Insight into discursive study of spiritual constituent of personality's consciousness and subconsciousness by W. Lames is provided. The author treats discursive (based on inference) and intuitive methods of cognition as essential for the study of consciousness and spirituality in psychology based on new foundations of contemporary holistic paradigm.

Keywords: spirituality, spirit, ways of spirituality cognition, discursive and intuitive methods.

Фролова Ольга Петровна кандидат педагогических наук, доцент Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1 e-mail: frolga5@yandex.ru

Frolova Olga Petrovna Candidate of Sciences (Pedagogy) Associate Professor Irkutsk State University 1, K. Marx st, Irkutsk, 664003 e-mail: frolga5@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.