М. В. Колмакова
ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ в 70-е гг. ХХ в.
Изучение деятельности нетрадиционных религиозных движений в России особенным образом оформляется с середины ХХ в. До этого времени проблема возникновения и распространения форм нетрадиционной религиозности находилась под достаточно серьезным наблюдением церковных и около церковных кругов, а также немногочисленных заинтересованных лиц. С середины 60-х гг. ХХ в. в Российской научной среде возрастает интерес к изучению деятельности нетрадиционных религиозных движений, что было обусловлено рядом социо-культурных и исторических причин. В это время начинает формироваться устойчивая тенденция исследования области деятельности нетрадиционных религиозных движений, вырабатываемые приемы и особенности которой, дают нам возможность говорить о формировании в нашей стране нового направления развития научного знания.
В данной работе мы ставим целью изучение академической традиции 70-х гг. ХХ в. в России в отношении проблемы возникновения и распространения нетрадиционных религиозных движений. Выбор данного периода не случаен, так как именно тогда начинает достаточно четко оформляться особое направление, которое предметно занимается изучением деятельности нетрадиционных религиозных движений и их влияния на жизнь советского общества. Конечно, подобные исследования существовали и задолго до 70-х гг. и мы можем говорить, что исследования послереволюционного и послевоенного периода дали определенный старт для изучения данной проблемы, но в этот период они получили специфическое и широкое распространение.
70-е гг. ХХ в. были ознаменованы борьбой против теизма как такового. В связи с чем, многие исследователи и ученые мужи особенно не лестно отзывались о «главном враге советского человека» — христианстве в целом и Православии в частности, а так же тех течениях, которые выделялись на его основе и вели свою деятельность на просторах Советского Союза. Это настроение достаточно четко прослеживается в словах А. И. Клибанова: «В самом конечном счете всякая вера в бога слепа и иной быть не может. Сектантство открывает глаза своим последователям на культово-обрядовые нелепицы православия, но проповедует столь же нелепые представления о божествен-
52
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Том 14. Выпуск 1
ном предопределении, наступлении второго пришествия, непосредственном общении верующего с богом и т. д.» 1. Достаточно широкий ряд работ выходит в указанный нами период, и наиболее яркими представителями «борьбы с религиозностью», и особенно нетрадиционными ее проявлениями, можно назвать труды А. И. Клибанова «Религиозное сектантство в наши дни», Ф. И. Гарковенко «Что такое религиозное сектантство», Федоренко Ф. «Секты, их вера и дела», Л. Н. Мтрохина «Современное христианское сектантство» и многих других. Наряду с монографическими исследованиями выделяется достаточно интересный блок литературы, в основном представленный в виде брошюр и лекций авторов, географическая принадлежность которых достаточно широка и позволяет судить о том, что проблема религиозности, и православного сектантства в частности, является актуальной и достаточно интересной для рассмотрения, а также противостояния деятельности данных общественных движений в самых различных уголках нашей страны. Можно выделить наиболее интересующий нас в данном исследовании, ряд работ, а именно: Чистяков И. В., Чистякова Е. М. «Правда о религиозном сектантстве» (Краснодар, 1960); Ольховский Н. В «Современное религиозное сектантство и его идеология. Материал в помощь лекторам-общественникам дорпрофсожей и райпрофсожей» (М., 1965); Минаев П. Е., Черняк Р. И. «Кто такие сектанты» (Тамбов, 1963); стенограмма лекции К. З. Литвина «Идеология и тактика современного религиозного сектантства» (Киев, 1963 г.); брошюра Антоновой О. А., Филатова А. Н. «Кто такие сектанты?» (Омск, 1960); Цветогорова Э. «Сектанты и что они проповедуют» (Новосибирск, 1960), а так же достаточно занимательная работа Москаленко В. А. и Артамошина Ю. Н. «Правда о религиозных сектантах» (М., 1963); Яковлева В. «Кто такие сектанты и что они проповедуют» (Алма-Ата, 1963); Мартиросова Г. А. «Религиозное сектантство (лекции по курсу “Основы научного атеизма”)» (Мн., 1961) и другие. Все эти работы призывают верующих найти правильный путь свободный от религиозных предрассудков.
Вполне понятно, что исследователи рассматриваемого нами периода относились к деятельности нетрадиционных религиозных движений как к некоторому вольнодумству, своеволию, как к попытке отдельного члена общества возвыситься над остальной структурой мировоззрения русского человека. Сектантство всегда было таким же неизменным спутником господствующей в той или иной стране религии, как борьба различных социальных групп, угнетенных и угнетателей, эксплуатируемых и эксплуататоров — является неизменным спутником общества, породившего религии. В каждую эпоху сектантство имеет свою специфику. На различных этапах развития общества в соответствии с условиями классовой борьбы, степенью ее обострения оно приобретает различный характер: наступательный или соглашательский, компромиссный, примиренческий, непротивленческий 2. Сектантство — один из важных проявлений тех изменений, которые претерпевает религиозная вера под влиянием изменившихся общественно-политических условий в различные эпохи 3.
Исследователи деятельности нетрадиционных религиозных движений, являющихся ответвлениями христианства и православия в частности, считали появление данного
1 Клибанов А. И. Религиозное сектантство в наши дни. М., 1964.-С. 9.
2 Федоренко Ф. Секты, их вера и дела.— М.: Издательство политической литературы, 1965 — С. 25.
3 Федоренко Ф. Секты, их вера и дела.— М.: Издательство политической литературы, 1965 — С. 30-31.
феномена далеко не новым реакционным элементом жизни всякого религиозного общества. Появление такого феномена как «сектантство» они связывают не столько с разногласиями, основанными на догматах, сколько с противоречием экономических и политических интересов различных классов и социальных групп общества. Более того, одну из наиболее значимых причин возникновения сектантства исследователи указывают классовую борьбу, социальную основу которой они видели в крестьянской среде. История сектантских движений является составной частью истории крестьянских движений в России 4. Сам факт роста в крестьянской среде сектантства и рационализма является известным, а оформление политического протеста с религиозным подтекстом — явление, характерное для многих народов на определенной стадии их развития. Наличность революционных элементов в крестьянстве не подлежит, таким образом, никакому сомнению 5. Потому очень важным представлялось изучение деятельности таких движений, так как они понимались в качестве необходимого показателя религиозного умонастроения большей части населения страны. Вместе с тем, достаточно четко обрисовано понимание того, что само по себе сектантство — тонкий и хрупкий инструмент, обращаться с которым необходимо крайне деликатно. Сектантство является рафинированной религией не благодаря ловкости своих проповедников, а потому, что представляет собой разновидность буржуазной идеологии 6.
Это обстоятельство отчасти является объяснением тому, что лидеры и проповедники нетрадиционных религиозных движений обладают очень эффективными методиками работы с людьми, нацеленные на извлечение собственной выгоды — черты, которые сложились исходя из особенностей социально-экономического развития страны, в которой эти организации возникают.
Мнения авторов сходятся в одном — сектантство есть явление не только и религиозное по своей сути, но и протестное, люди не могут смириться со складыванием советских ценностей и идеалов, выступают против деятельности правящих верхов, и форма этого протеста выбрана наиболее яркая и болезненная — религиозность (именно она явилась камнем преткновения в борьбе за коммунистическое будущее и послужила эффективным орудием для организации и выбора направления противоборствующих масс). Потому исследователи так вдумчиво относятся к проблеме сектантства, ведь именно это «идеологическое оружие» при определенном настрое способно качественно изменить ситуацию, а особенности этих изменений могут крайне негативно сказаться на жизни общества. Так в брошюре «Кто такие сектанты» авторы П. Е. Минаев и Р. И. Черняк обозначают данную проблему: «Вот, оказывается, к чему привели “новые” секты простых людей. К выражению признательности царскому строю, который беспощадно их давил, обрек на нищету и страдание» 7. Возврат к прошлому и неприятие новой идеологии — вот ключевые параметры, в соответствии с которыми та или иная организация с религиозным центром становилась объектом для «перевоспитания». Одним из направлений в борьбе с таким проявлением общественного протеста исследователи усматривают в критике воззрений данных организаций и самого принципа построения их идей. «В условиях капитализма принуждение носит
4 Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в.— 1917 г.).— М.: Наука, 1965 — С. 3.
5 Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 4.— С. 228.
6 Клибанов А. И. Религиозное сектантство в наши дни. М., 1964.— С. 5.
7 Минаев П. Е., Черняк Р. И. Кто такие сектанты. Тамбов, 1963.— С. 24.
экономический характер. И соответственно тому, как цепи крепостные сменяются невидимыми, но еще более тяжелыми цепями экономической зависимости трудящихся, авторитарная религия постепенно уступает место “сознательной” вере — такому орудию идеологического воздействия господствующего класса, которое еще глубже вторгается в духовный мир верующего и еще больше опустошает его. Верующий, закрепощенный феодалом, принимал веру на веру, с закрытыми глазами он погружался в религиозный сон. Проповедники религиозных учений, возникших в буржуазном обществе, распространяют такую веру, при которой верующие спят с открытыми глазами, думают что бодрствуют, а на самом деле пребывают в глубоком религиозном сне. К таким религиям относится и сектантство» 8. Таким образом, мы видим, что возникновение и распространение нетрадиционных религиозных движений воспринимался исследователями 70-х гг. ХХ в. все больше как процесс, имеющий своей основой социальное недовольство, нежели попытку отстаивать чистоту исполнения догматов и правильности обрядовых действий. Сектантство воспринимается, как «бунт низов общества», постепенно подтачивающий прочность советской власти. Уже в 80-е гг. отношение к данным общественным движениям кардинально изменится, но это предмет следующих исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в.— 1917 г.).— М., 1965.
2. Клибанов А. И. Религиозное сектантство в наши дни. Лекция, прочитанная на семинаре лекторов по научному атеизму в Ленинграде.— М., 1964.
3. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 4.
4. Минаев П. Е., Черняк Р. И. Кто такие сектанты.— Тамбов, 1963.
5. Федоренко Ф. Секты, их вера и дела.— М., 1965.
8 Клибанов А. И. Религиозное сектантство в наши дни. Лекция, прочитанная на семинаре лекторов по научному атеизму в Ленинграде.— М.: Знание. 1964 — С. 4.