Научная статья на тему 'Изучение деятельности нетрадиционных религиозных движений в России в 70-е гг. Хх в'

Изучение деятельности нетрадиционных религиозных движений в России в 70-е гг. Хх в Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
268
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / СЕКТАНТСТВО / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / NOT TRADITIONAL RELIGIOUS MOVEMENTS / SECTARIANISM / SOVIET AUTHORITY / ACADEMIC TRADITION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колмакова Мария Владимировна

Изучение академической традиции 70-х гг. ХХ в. в России в отношении проблемы возникновения и распространения нетрадиционных религиозных движений. Сектантство как противоречие экономических и политических интересов различных классов и социальных групп общества, как «бунт низов общества», постепенно подтачивающий прочность советской власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Researching of Activity of Nonconventional Religious Movements in Russia in the 70 th Years of the XX Century

Studying of the academic tradition of the 70th years of the XX century in Russia concerning a problem of the emergence and the distribution of nonconventional religious movements. Sectarianism is perceived, a contradiction of economic and the political interests of various classes and the social groups of society, as “revolt of bottoms of society”, gradually undermining durability of the Soviet power.

Текст научной работы на тему «Изучение деятельности нетрадиционных религиозных движений в России в 70-е гг. Хх в»

М. В. Колмакова

ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ в 70-е гг. ХХ в.

Изучение деятельности нетрадиционных религиозных движений в России особенным образом оформляется с середины ХХ в. До этого времени проблема возникновения и распространения форм нетрадиционной религиозности находилась под достаточно серьезным наблюдением церковных и около церковных кругов, а также немногочисленных заинтересованных лиц. С середины 60-х гг. ХХ в. в Российской научной среде возрастает интерес к изучению деятельности нетрадиционных религиозных движений, что было обусловлено рядом социо-культурных и исторических причин. В это время начинает формироваться устойчивая тенденция исследования области деятельности нетрадиционных религиозных движений, вырабатываемые приемы и особенности которой, дают нам возможность говорить о формировании в нашей стране нового направления развития научного знания.

В данной работе мы ставим целью изучение академической традиции 70-х гг. ХХ в. в России в отношении проблемы возникновения и распространения нетрадиционных религиозных движений. Выбор данного периода не случаен, так как именно тогда начинает достаточно четко оформляться особое направление, которое предметно занимается изучением деятельности нетрадиционных религиозных движений и их влияния на жизнь советского общества. Конечно, подобные исследования существовали и задолго до 70-х гг. и мы можем говорить, что исследования послереволюционного и послевоенного периода дали определенный старт для изучения данной проблемы, но в этот период они получили специфическое и широкое распространение.

70-е гг. ХХ в. были ознаменованы борьбой против теизма как такового. В связи с чем, многие исследователи и ученые мужи особенно не лестно отзывались о «главном враге советского человека» — христианстве в целом и Православии в частности, а так же тех течениях, которые выделялись на его основе и вели свою деятельность на просторах Советского Союза. Это настроение достаточно четко прослеживается в словах А. И. Клибанова: «В самом конечном счете всякая вера в бога слепа и иной быть не может. Сектантство открывает глаза своим последователям на культово-обрядовые нелепицы православия, но проповедует столь же нелепые представления о божествен-

52

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Том 14. Выпуск 1

ном предопределении, наступлении второго пришествия, непосредственном общении верующего с богом и т. д.» 1. Достаточно широкий ряд работ выходит в указанный нами период, и наиболее яркими представителями «борьбы с религиозностью», и особенно нетрадиционными ее проявлениями, можно назвать труды А. И. Клибанова «Религиозное сектантство в наши дни», Ф. И. Гарковенко «Что такое религиозное сектантство», Федоренко Ф. «Секты, их вера и дела», Л. Н. Мтрохина «Современное христианское сектантство» и многих других. Наряду с монографическими исследованиями выделяется достаточно интересный блок литературы, в основном представленный в виде брошюр и лекций авторов, географическая принадлежность которых достаточно широка и позволяет судить о том, что проблема религиозности, и православного сектантства в частности, является актуальной и достаточно интересной для рассмотрения, а также противостояния деятельности данных общественных движений в самых различных уголках нашей страны. Можно выделить наиболее интересующий нас в данном исследовании, ряд работ, а именно: Чистяков И. В., Чистякова Е. М. «Правда о религиозном сектантстве» (Краснодар, 1960); Ольховский Н. В «Современное религиозное сектантство и его идеология. Материал в помощь лекторам-общественникам дорпрофсожей и райпрофсожей» (М., 1965); Минаев П. Е., Черняк Р. И. «Кто такие сектанты» (Тамбов, 1963); стенограмма лекции К. З. Литвина «Идеология и тактика современного религиозного сектантства» (Киев, 1963 г.); брошюра Антоновой О. А., Филатова А. Н. «Кто такие сектанты?» (Омск, 1960); Цветогорова Э. «Сектанты и что они проповедуют» (Новосибирск, 1960), а так же достаточно занимательная работа Москаленко В. А. и Артамошина Ю. Н. «Правда о религиозных сектантах» (М., 1963); Яковлева В. «Кто такие сектанты и что они проповедуют» (Алма-Ата, 1963); Мартиросова Г. А. «Религиозное сектантство (лекции по курсу “Основы научного атеизма”)» (Мн., 1961) и другие. Все эти работы призывают верующих найти правильный путь свободный от религиозных предрассудков.

Вполне понятно, что исследователи рассматриваемого нами периода относились к деятельности нетрадиционных религиозных движений как к некоторому вольнодумству, своеволию, как к попытке отдельного члена общества возвыситься над остальной структурой мировоззрения русского человека. Сектантство всегда было таким же неизменным спутником господствующей в той или иной стране религии, как борьба различных социальных групп, угнетенных и угнетателей, эксплуатируемых и эксплуататоров — является неизменным спутником общества, породившего религии. В каждую эпоху сектантство имеет свою специфику. На различных этапах развития общества в соответствии с условиями классовой борьбы, степенью ее обострения оно приобретает различный характер: наступательный или соглашательский, компромиссный, примиренческий, непротивленческий 2. Сектантство — один из важных проявлений тех изменений, которые претерпевает религиозная вера под влиянием изменившихся общественно-политических условий в различные эпохи 3.

Исследователи деятельности нетрадиционных религиозных движений, являющихся ответвлениями христианства и православия в частности, считали появление данного

1 Клибанов А. И. Религиозное сектантство в наши дни. М., 1964.-С. 9.

2 Федоренко Ф. Секты, их вера и дела.— М.: Издательство политической литературы, 1965 — С. 25.

3 Федоренко Ф. Секты, их вера и дела.— М.: Издательство политической литературы, 1965 — С. 30-31.

феномена далеко не новым реакционным элементом жизни всякого религиозного общества. Появление такого феномена как «сектантство» они связывают не столько с разногласиями, основанными на догматах, сколько с противоречием экономических и политических интересов различных классов и социальных групп общества. Более того, одну из наиболее значимых причин возникновения сектантства исследователи указывают классовую борьбу, социальную основу которой они видели в крестьянской среде. История сектантских движений является составной частью истории крестьянских движений в России 4. Сам факт роста в крестьянской среде сектантства и рационализма является известным, а оформление политического протеста с религиозным подтекстом — явление, характерное для многих народов на определенной стадии их развития. Наличность революционных элементов в крестьянстве не подлежит, таким образом, никакому сомнению 5. Потому очень важным представлялось изучение деятельности таких движений, так как они понимались в качестве необходимого показателя религиозного умонастроения большей части населения страны. Вместе с тем, достаточно четко обрисовано понимание того, что само по себе сектантство — тонкий и хрупкий инструмент, обращаться с которым необходимо крайне деликатно. Сектантство является рафинированной религией не благодаря ловкости своих проповедников, а потому, что представляет собой разновидность буржуазной идеологии 6.

Это обстоятельство отчасти является объяснением тому, что лидеры и проповедники нетрадиционных религиозных движений обладают очень эффективными методиками работы с людьми, нацеленные на извлечение собственной выгоды — черты, которые сложились исходя из особенностей социально-экономического развития страны, в которой эти организации возникают.

Мнения авторов сходятся в одном — сектантство есть явление не только и религиозное по своей сути, но и протестное, люди не могут смириться со складыванием советских ценностей и идеалов, выступают против деятельности правящих верхов, и форма этого протеста выбрана наиболее яркая и болезненная — религиозность (именно она явилась камнем преткновения в борьбе за коммунистическое будущее и послужила эффективным орудием для организации и выбора направления противоборствующих масс). Потому исследователи так вдумчиво относятся к проблеме сектантства, ведь именно это «идеологическое оружие» при определенном настрое способно качественно изменить ситуацию, а особенности этих изменений могут крайне негативно сказаться на жизни общества. Так в брошюре «Кто такие сектанты» авторы П. Е. Минаев и Р. И. Черняк обозначают данную проблему: «Вот, оказывается, к чему привели “новые” секты простых людей. К выражению признательности царскому строю, который беспощадно их давил, обрек на нищету и страдание» 7. Возврат к прошлому и неприятие новой идеологии — вот ключевые параметры, в соответствии с которыми та или иная организация с религиозным центром становилась объектом для «перевоспитания». Одним из направлений в борьбе с таким проявлением общественного протеста исследователи усматривают в критике воззрений данных организаций и самого принципа построения их идей. «В условиях капитализма принуждение носит

4 Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в.— 1917 г.).— М.: Наука, 1965 — С. 3.

5 Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 4.— С. 228.

6 Клибанов А. И. Религиозное сектантство в наши дни. М., 1964.— С. 5.

7 Минаев П. Е., Черняк Р. И. Кто такие сектанты. Тамбов, 1963.— С. 24.

экономический характер. И соответственно тому, как цепи крепостные сменяются невидимыми, но еще более тяжелыми цепями экономической зависимости трудящихся, авторитарная религия постепенно уступает место “сознательной” вере — такому орудию идеологического воздействия господствующего класса, которое еще глубже вторгается в духовный мир верующего и еще больше опустошает его. Верующий, закрепощенный феодалом, принимал веру на веру, с закрытыми глазами он погружался в религиозный сон. Проповедники религиозных учений, возникших в буржуазном обществе, распространяют такую веру, при которой верующие спят с открытыми глазами, думают что бодрствуют, а на самом деле пребывают в глубоком религиозном сне. К таким религиям относится и сектантство» 8. Таким образом, мы видим, что возникновение и распространение нетрадиционных религиозных движений воспринимался исследователями 70-х гг. ХХ в. все больше как процесс, имеющий своей основой социальное недовольство, нежели попытку отстаивать чистоту исполнения догматов и правильности обрядовых действий. Сектантство воспринимается, как «бунт низов общества», постепенно подтачивающий прочность советской власти. Уже в 80-е гг. отношение к данным общественным движениям кардинально изменится, но это предмет следующих исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в.— 1917 г.).— М., 1965.

2. Клибанов А. И. Религиозное сектантство в наши дни. Лекция, прочитанная на семинаре лекторов по научному атеизму в Ленинграде.— М., 1964.

3. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 4.

4. Минаев П. Е., Черняк Р. И. Кто такие сектанты.— Тамбов, 1963.

5. Федоренко Ф. Секты, их вера и дела.— М., 1965.

8 Клибанов А. И. Религиозное сектантство в наши дни. Лекция, прочитанная на семинаре лекторов по научному атеизму в Ленинграде.— М.: Знание. 1964 — С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.