Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ БЫТОВОЙ СКАЗКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ'

ИЗУЧЕНИЕ БЫТОВОЙ СКАЗКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ / БЫТОВАЯ СКАЗКА / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрчук Л.А.

Изучение отечественного фольклора на уроках литературы в школе - инструмент, обеспечивающий передачу духовного опыта народа, самоидентификацию формирующейся личности. Большим потенциалом обладает изучение бытовой сказки, которое может осуществляться с привлечением регионального материала. Исходя из анализа программ по литературе для средней школы и учебно-методических комплектов, автор статьи обосновывает методические подходы к изучению бытовой сказки и предлагает примерные планы уроков. Исходя из посылки о необходимости более глубокого освоения фольклорного сказочного материала средней школе, рассматриваются те возможности, содержит в себе региональный фольклор. С этой целью привлекаются бытовые сказки Псковской области «Как солдат на ведьме катался», «Сказка о попе и работнике», «Мужик и черт», «Мужик и медведь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрчук Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING AN EVERYDAY FAIRY TALE IN LITERATURE LESSONS AT SCHOOL

The study of Russian folklore in literature lessons at school is a tool that ensures transferring the spiritual experience of the people, the self-identification of a developing personality. The study of an everyday fairy tale, which can be carried out with the involvement of regional material, has a great potential. The article provides a substantiation of methodological approaches to the studying everyday fairy tales at school. Based on the analysis of literature programs for secondary schools and educational and methodological kits, the author of the article substantiates methodological approaches to studying everyday fairy tales and offers approximate lesson plans. Based on the premise of the need for a deeper development of folklore fairy-tale material in high school, those possibilities that contain regional folklore are considered. For this purpose, everyday fairy tales of Pskov region like “How a Soldier Rode a Witch”, “The Tale of the Priest and the Worker”, “The Man and the Devil”, “The Man and the Bear” are involved.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ БЫТОВОЙ СКАЗКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ»

УДК 398+82.0 Ы^:/^.от§/10.34680/24П-7951.2022.4(43).479-483

Л.А.Юрчук

ИЗУЧЕНИЕ БЫТОВОЙ СКАЗКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

Изучение отечественного фольклора на уроках литературы в школе — инструмент, обеспечивающий передачу духовного опыта народа, самоидентификацию формирующейся личности. Большим потенциалом обладает изучение бытовой сказки, которое может осуществляться с привлечением регионального материала. Исходя из анализа программ по литературе для средней школы и учебно-методических комплектов, автор статьи обосновывает методические подходы к изучению бытовой сказки и предлагает примерные планы уроков. Исходя из посылки о необходимости более глубокого освоения фольклорного сказочного материала средней школе, рассматриваются те возможности, содержит в себе региональный фольклор. С этой целью привлекаются бытовые сказки Псковской области «Как солдат на ведьме катался», «Сказка о попе и работнике», «Мужик и черт», «Мужик и медведь».

Ключевые слова: методика изучения литературы в школе, бытовая сказка, методы обучения, методические приемы

Трансляция и воспроизведение знаний, обеспечивающих целостность, преемственность культуры и

самоидентификацию личности, является важнейшей задачей современной школы. Ее решению способствует изучение фольклора на уроках литературы в школе, приобщающее школьников к сокровищнице национальной культуры, развивающее их познавательную деятельность, формирующее навыки, необходимые для анализа литературных произведений.

Каждый жанровый раздел фольклора, включенный в школьную программу, нацелен на формирование различных аспектов понимания народной культуры и обладает широким диапазоном глубины и подробности изучения. На знакомство с народными сказками программа ориентирует в начальной школе, после чего в пятом классе происходит углубление и систематизация знаний. При этом, как показывает изучение программ и учебников, одобренных приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 № 254, основное внимание современная школа уделяет волшебной сказке. На изучение бытовой сказки и сказки о животных отводится 1—2 учебных часа. В составе УМК по литературе за пятый класс встречаются лишь отдельные методические разработки относительно их изучения. Авторы УМК предлагают к изучению бытовые сказки «Дочь-семилетка» [1, с. 31], «Солдатская шинель» [2], «Чего не свете не бывает» [3], «Мудрая дева», «Мужик и заяц», «Мена» [4, с. 22], «Жена-доказчица» [5, с. 6, 20-22; 1, с. 31]. Предлагаются преимущественно традиционные формы работы на уроке: выразительное чтение сказки учителем или чтение школьниками по ролям [4, 6, 7], анализ сюжета и образов героев. В отдельных случаях методисты предлагают формы работы, способствующие творческому развитию учащихся: иллюстрирование либо работа с готовыми иллюстрациями или репродукциями картин, создание собственной сказки [2], ее инсценирование, создание киносценария анимационного (мультипликационного) фильма [7, 8]. В процессе изучения акцентируется нравственный аспект содержания сказки, предлагается работа над речью и образами героев, работа по выявлению жанровых особенностей бытовой сказки. При этом специализированных пособий, к которым мог бы обратиться учитель при подготовке урока по бытовой сказке, методистами не создано.

Отдельные рекомендации содержат диссертационные исследования, посвященные изучению народной сказки в школе. В частности, С.Н.Полькина в диссертации «Методика изучения произведений фольклора в 5 классе» (2000) предлагает методику изучения жанрового своеобразия волшебной сказки на основе ассоциативных связей с произведениями других жанров и видов искусства. Автор исходит из положения о том, что применение этой методики требует «региональной корректировки, учитывающей местные особенности народного творчества», и предлагает комплекс занятий по изучению произведений фольклора Оренбургского края; одно из них посвящено осмыслению бытовых сказок. М.В.Бамбаева в диссертации «Взаимосвязанное изучение калмыцких, бурятских и русских сказок на уроках родной литературы в 5—7 классах школ Республики Калмыкия» (2003) предлагает методику сравнительно-сопоставительного изучения калмыцких, бурятских и русских сказок; бытовые сказки вводятся в программу 6 класса, где предлагается прослушивание живой речи сказителей и система самостоятельных заданий творческого характера. Понятие о народной сказке в контексте диалога русской и татарской культур предлагает формировать у школьников Л.А.Камалова в диссертации «Изучение русских народных сказок в контексте «диалога культур» в школах с родным (нерусским) языком обучения республики Татарстан» (2005), один из параграфов которой содержит рекомендации по изучению бытовых сказок в форме групповой работы с элементами инсценирования. Л.Ф.Григорьева в диссертации «Взаимосвязанное изучение русской, родной, зарубежной сказки в 5 классе якутской школы» (2003) предлагает аналогичную работу на якутском материале.

В целом современная методика обращается к поиску наиболее эффективных подходов к изучению народной сказки в школе, акцентирует необходимость привлечения регионального компонента, но интерес методистов к изучению бытовой сказки школьниками является незначительным.

Представляется, что обращение к региональному фольклорному материалу как части традиционной русской культуры целесообразно не только на территориях автономий Российской Федерации, но и в других регионах страны, в которых большинство местного населения составляют русские. Знакомство школьников с образцами регионального фольклора научит ценить культуру родного края, позволит ощутить собственную причастность к ней, усилит «ощущение личной причастности к глубоким народным корням, чувство связи многих поколений, подлинного национального достоинства и любви к родной земле» [9, с. 137].

В Псковской области такая возможность обеспечивается наличием изданных в 2004 и в 2016 годах сборников псковских сказок [8, 10]. Сборник «Народные сказки Псковского края» (2016) снабжен аудиодиском с записями сказок в исполнении жителей псковских деревень. Их использование на уроке «оживит» народное слово и позволит учителю обратить внимание на особенности местных говоров. Из текстов, включенных в сборник «Народные сказки Псковского края» (2016), к школьному изучению можно рекомендовать бытовые сказки «Как солдат на ведьме катался», «Сказка о попе и работнике», «Мужик и черт», «Мужик и медведь», с которыми можно познакомить школьников на уроках внеклассного чтения. При организации уроков учитель может использовать самые разные методы и приемы обучения литературе, которые будут активизировать интерес школьников к местному фольклору как части общерусского культурного наследия. Возможно проведение уроков как в традиционной форме, так и в форме урока-исследования, урока-инсценирования, урока-викторины, при этом главной задачей учителя становится активизация деятельности школьников. Предпочтительным поэтому представляется применение эвристического метода обучения, который предполагает, что знания школьники будут добывать самостоятельно: рассуждения, анализ и обобщение изученного будут осуществляться самими школьниками под руководством учителя. Помимо этого конкретные формы и приемы освоения материалы будут обусловлены своеобразием материала: эта работа может включать анализ отдельного эпизода, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, анализ образа героя, сравнительную характеристику. Могут использоваться устное словесное рисование, иллюстрирование, инсценирование, письменные творческие работы.

Первый урок по теме мы предлагаем посвятить «Сказке о попе и работнике». Данный урок может быть организован в форме урока открытия новых знаний с использованием технологии «Маршрутный лист», которая предполагает, что ученики получают от учителя своего рода план урока — маршрутный лист. Руководствуясь им, они совершают переход от одного этапа к другому. Выполнение заданий первого этапа предусматривает письменную работу и требует от школьников дать определение сказки как вида устного народного творчества, перечислить известные им сказочные жанры и вспомнить, какими жанровыми чертами обладает бытовая сказка в отличие от волшебной сказки и сказки о животных (выполняя это задание, ученики выбирают верное утверждение из ряда предложенных в маршрутном листе). На втором этапе урока (новый пункт маршрута) ученики получают первоначальные знания о принципах сбора сказочного фольклорного материала и истории записи фольклора на Псковщине, знакомятся со сборником «Народные сказки Псковского края» (2016) и выполняют работу в парах: читают подготовленный учителем текст о собирателях псковских сказок и дают краткие письменные ответы на предложенные вопросы. Задания третьего этапа носят творческий характер и нацелены на закрепление полученных знаний и ознакомление с псковской бытовой «Сказкой о попе и работнике», прослушать которую учитель предлагает детям в исполнении сказительницы из поселка Усвяты Псковской области Анастасии Алексеевны Паничевой. Обсуждение прослушанного нацелено на уяснение сюжета, осмысление способов создания образов героев сказки и ее нравственных уроков. В завершение урока ученики создают проект обложки к отдельному изданию изученной сказки.

Разработка и апробация урока по данной технологии была осуществлена студенткой 5 курса ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» М.В.Медведевой в 2020 г. в МБОУ «Пушкиногорская средняя общеобразовательная школа им. А.С.Пушкина» и показала эффективность выбранных подходов.

В основу организации второго урока по теме (урока-исследования) может быть положен проблемный метод. Урок может строиться с использованием приема сравнительного анализа, что позволяет ввести и проработать со школьниками понятие «варианты сюжета», отработать навыки сравнения и сопоставления, логического мышления, необходимые в исследовательской деятельности. Для сравнения предлагаются сказки, являющие собой варианты одного сюжета: «Мужик и черт» и «Мужик и медведь» (СУС 1030 Дележ урожая). Начав урок с прослушивания сказок с исполнении псковских сказителей, учитель спросит школьников, знаком ли им данный сюжет. Программа начальной школы предполагает знакомство со сказкой «Вершки и корешки», что позволяет учителю включить прослушанные варианты сказки в общерусский фольклорный контекст.

В ходе урока предлагается к заполнению таблица (работа в парах с раздаточным материалом), наглядно представляющая сходства и отличия в сюжетном развитии двух сказок. Заполняя ее, учащиеся отвечают на вопросы: Кто является героями сказок? Какую злаковую культуру мужик посеял в первый раз? Какую часть урожая забрал антагонист? Как антагонист понял, что мужик перехитрил его? и т.д. Анализ позволяет выйти на обсуждение нравственно-этической проблематики сказок, чему будет способствовать поиск ответов на вопросы о том, кто и почему является положительным и отрицательным героем сказки, какое качество преувеличивается и высмеивается. Выполняя задания, ученики идут за учителем по пути открытия новых знаний, обнаруживая в знакомом материале новое, открывая в фольклорных текстах закономерности, которые ложатся в основу самостоятельных выводов. В итоге проделанной работы учащиеся отметят, что сказки различаются героями, которые противостоят мужику (медведь / черт), злаковыми культурами, которые мужик сеет в первый раз (рожь

/ пшеница), своими финальными эпизодами и рядом других деталей сюжета. Вместе с тем отличие в деталях не означает отличия по существу: сюжет обеих сказок составляет дележ урожая; у героя всегда есть антагонист, который претендует на результаты его труда; в финале мужик одерживает победу над антагонистом с помощью находчивости. Проделанная работа станет основанием для самостоятельных выводов, сделанных учащимися, и для введения учителем понятия «варианты сюжета». В ходе анализа учащиеся приходят к выводу, что сказки «Мужик и черт» и «Мужик и медведь» являют собой варианты одного и того же сказочного сюжета. Подводя итоги урока, учитель сообщит школьникам о вариативности как общем свойстве фольклорных произведений, которые живут в процессе постоянных изменений, но продолжают при этом сохранять соответствие фольклорной традиции.

Работа с бытовой сказкой позволяет обратиться к осмыслению лексико-этнографического уровня текстов. К осмыслению незнакомых слов предлагаем привлечь Псковский областной словарь с историческими данными [11] — уникальный региональный словарь полного типа, в котором представлены все бытующие в крестьянской речи общерусские и диалектные слова, зафиксированные на Псковской земле. Знакомство со ним приобщит школьников к исследовательской работе, расшит их кругозор, подчеркнет самобытность псковской сказки. В ходе словарной работы могут быть уяснены слова «вторнуть», «верешки», «ошалевать», «ухват», «чугунок», «колода», «дровни», «ботва» и другие. Учитель расскажет об особенностях жизни псковской деревни, познакомит школьников с новыми для них сторонами крестьянского быта.

Третий урок может быть нацелен на ознакомление учащихся со сказкой «Как солдат на ведьме катался», записанной от Анастасии Алексеевны Паничевой и проведен в форме урока-инсценирования, что будет способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся, их творческих способностей, умения целесообразного распределения обязанностей внутри небольшого коллектива. Инсценирование сказки расширит круг культурных представлений школьников знакомством с некоторыми понятиями из области театральной жизни, такими как «труппа», «репертуарный театр», «антреприза», «афиша», «читка» и др. Введение последнего понятия предполагает обращение к чтению текста по ролям и эвристической беседе о характерах действующих лиц, к анализу их поступков.

Поиск ответа на вопрос учителя о том, почему сказка «Как солдат на ведьме катался» лучше всего воспринимается при чтении по ролям, позволит сделать вывод, что бытовая сказка всегда строится как диалог персонажей, сопровождаемый комментариями рассказчика, и отметить, что сказители, с исполнением которых учащиеся познакомились, обыгрывали голоса персонажей при рассказывании, пытались передать с помощью интонации их характеры и обозначить их принадлежность к той или иной социальной группе. Закономерным будет обсуждение особенностей речи героев и того, какую интонацию стоит придать голосу каждого из героев этой сказки (Иван, ведьма). Наблюдения над своеобразием речи солдата («Нет, старая плутовка, <...> я тебя не отпущу! Дашь спасибо, что за обман прощу! Да вези побыстрей, а то ремнем угощу!», «<...> обещаю и вас прокатить, если вздумает со мной шутить» [10, с. 270]), подкрепленные воспоминаниями о характере речи героя «Сказки о попе и работнике» («<...> два покосил, а за неделю плату спросил. Всё равно поп заплатил яму, раз пробыл он у яво. И больше ничаво!» [10, с. 210]), приведут к мысли о том, что для бытовой сказки характерна ритмизированная речь, которая способствует придает сказке юмористический характер, делает ее занимательной.

На следующем этапе урока предполагается групповая работа по подготовке инсценировки сказки, включающая распределение ролей (персонажи сказки, автор-рассказчик, режиссер-постановщик, художники-декораторы), репетицию и изготовление афиши в технике коллажа с использованием элементов, заранее подготовленных учителем. В завершение урока следует предложить ученикам оценить выступление представителей другой группы и подвести итоги в процессе коллективной рефлексии.

Ценность приема драматизации (инсценирования), по мнению ученых-методистов, весьма высока. Она определяется тем, что данный прием помогает учащимся зримо увидеть содержание произведения, развивает воссоздающее воображение школьников, без которого будет невозможно полноценное восприятие художественной литературы.

Заключительный урок по теме проводится с целью обобщения и систематизации знаний, полученных школьниками при изучении бытовых сказок. Целесообразно организовать его в форме урока-викторины с целью закрепления и совершенствования литературных умений учащихся на основе их самостоятельной работы под руководством учителя. Класс делится на команды по 3—4 человека, которые выбирают капитана, придумывают название команды и девиз. После представления команд, за которое начисляются баллы, учитель предлагает первое задание: команды должны распределить записанные заранее на бумажном листе пословицы на две группы, причем в качестве основания для группировки пословиц выступают положительные и отрицательные черты характеров героев псковских бытовых сказок. Отвечая, представители команд дают развернутое обоснование выбора. Подведение итогов позволяет подчеркнуть, что хитрость и находчивость — это те свойства характеров героев сказок, которые помогают им одержать победу, в то время как жадность и глупость становятся объектами народной насмешки.

В ходе второго конкурса баллы зарабатывают команды, верно ответившие на вопрос о том, кто из героев псковских сказок мог бы составить телеграмму, текст которой выведен учителем на экран. Например: «Завтрак, обед и ужин съел. Ложусь спать» (ответ: работник — герой «Сказки о попе и работнике»).

Выполняя третье задание, команды разгадывают кроссворд.

Выполняя в игровой соревновательной форме задания в группах, школьники обобщают полученные знания о проблематике бытовых сказок, о типичных сюжетных положениях и персонажах и специфических чертах, отличающих бытовую сказку от волшебной сказки и сказки о животных. На этапе обобщения материала рекомендуется включить псковскую сказку в общерусский фольклорный контекст и показать сходство со сказками, известными ученикам из основного курса литературы в школе. В финале учитель подводит итог урока, называя количество баллов, набранных участниками команд, и комментирует оценки.

Бытовая сказка несет в себе высокие моральные принципы, нравственные ценности, эстетические идеалы народа. Ее изучение в школе решает одну из важнейших проблем гуманизации образования — приобщение к истокам национальной культуры и искусства. Бытовой сказке уделено недостаточно внимания в программах изучения литературы в школе. Подобный дисбаланс создает у школьников неполное представление о многообразии сказок как вида народного творчества и не позволяет учителю в полной мере использовать воспитательный и образовательный потенциал народных сказок. Исходя из посылки о необходимости более глубокого освоения фольклорного сказочного материала средней школе, мы рассмотрели те возможности, которые предлагает для учеников региональный фольклор, сделав это на примере изучения бытовых сказок Псковской области. На предложенных нами уроках происходит постоянная смена деятельности учащихся, индивидуальная форма работы чередуется с парной или групповой. Уроки организованы с применением как традиционных методов и приемов обучения литературе, так и нетрадиционных. Методическими приемами, которые целесообразно применять в ходе изучения данной темы, мы считаем приемы эвристической беседы с учителем, выразительного чтения учителя, иллюстрирования, инсценирования, самостоятельного выполнения задания; предлагаем привлекать на уроке аудиозаписи аутентичного исполнения сказок жителями деревни, в которой эти сказки бытуют; знакомить с современными изданиями сказок, со словарем диалектных слов; предлагаем сопоставительную работу по заполнению таблицы при проработке понятия «варианты сюжета», создание афиши для инсценировки псковской бытовой сказки, а на итоговом уроке — проведение викторины, включающей разные формы творческих заданий.

1. Архангельский А.Н., Смирнова Т.Ю. Литература 5—9 классы: рабочая программа. М.: Дрофа, 2017. 126 с.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. 5-е издание. М.: Просвещение, 2015. 306 с.

3. Меркин Г.С. Литература: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1. 2-е изд. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. 328 с.

4. Рыжкова Т.В., Сухих И.Н., Гуйс И.Н., Малкова Ю.В. Литература: программа для 5—9 классов: основное общее образование / Под ред. И.Н.Сухих. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 157 с.

5. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А., Мамонтова И.В. Уроки литературы. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Под ред. В.Ф.Чертова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 2-е изд., перераб. (Академический школьный учебник). М.: Просвещение, 2014. 159 с.

6. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе [Электр. ресурс] // Sinykova.ru: справочный портал. URL: https://www.sinykova.rU/biblioteka/urok_lit_5/1.html#d3 (дата обращения: 16.03.2022).

7. Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л., Николаева И.Р., Сухих И.Н. Литература: учебник для 5 класса общеобразоват. организаций: основное общее образование: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. И.Н.Сухих. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 272 с.

8. Сказки Псковской области / Под ред. Г.И.Площук. Псков: ПГПИ, 2004. 620 с.

9. Площук Г.И. К вопросу об использовании фольклорно-краеведческого материала на уроках литературы // Тезисы областной научно-практической конференции «Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе школы. Проблема, опыт, решения». Псков: ПГПИ, 1992. С. 136-137.

10. Народные сказки Псковского края: В 2 ч. Ч. 1: Тексты. Комментарии. Исследования. Аудиоприложение / Под ред. Н.В.Большаковой, Г.И.Площук. Псков: Логос, 2016. 618 с. + 1 CD.

11. Псковский областной словарь с историческими данными. Вып. 27 / Под ред. Л.А.Ивашко, И.С.Лутовиновой, М.А.Тарасовой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017. 504 с.

References

1. Arkhangel'skiy A.N., Smirnova T.Yu. Literatura 5—9 klassy: rabochaya programma [Literature. Grades 5—9: work program]. Moscow, 2017. 126 p.

2. Korovina V.Ya., Zhuravlev V.P., Korovin V.I. Literatura. 5 klass. Ucheb. dlya obshcheobrazovat. Organizatsiy [Literature. Grade 5. Textbook for general education organizations] in 2 parts, part 1. Moscow, 2015. 306 p.

3. Merkin G.S. Literatura: uchebnik dlya 5 klassa obshcheobrazovat. Uchrezhdeniy [Literature: textbook for the 5th grade of general education institutions] in 2 parts, part 1. Moscow, 2013. 328 p.

4. Sukhikh I.N., ed. Literatura: programma dlya 5—9 klassov: osnovnoe obshchee obrazovanie [Literature: program for grades 5—9: basic general education]. Moscow, 2014. 157 p.

5. Chertov V.F., ed. Uroki literatury. 5 klass: posobie dlya uchiteley obshcheobrazovat. organizatsiy [Literature lessons. Grade 5: a guide for teachers of general education organizations]. Moscow, 2014. 159 p.

6. Eremina O.A. Uroki literatury v 5 klasse [Literature lessons in the 5th grade]. Available at: https://www.sinykova.ru/biblioteka/urok_lit_5/1.html#d3 (accessed: 16.03.2022).

7. Sukhikh I.N., ed. Literatura: uchebnik dlya 5 klassa obshcheobrazovat. organizatsiy: osnovnoe obshchee obrazovanie [Literature: textbook for the 5th grade of general education organizations: basic general education] in 2 parts, part 1. Moscow, 2015. 272 p.

8. Ploshchuk G.I., ed. Skazki Pskovskoy oblasti [Fairy tales of Pskov region]. Pskov, 2004. 620 p.

9. Ploshchuk G.I. K voprosu ob ispol'zovanii fol'klorno-kraevedcheskogo materiala na urokakh literatury [On the issue of using folklore and local history material in literature lessons]. Proc. of "Innovatsionnaya deyatel'nost' uchitelya v uchebno-vospitatel'nom protsesse shkoly. Problema, opyt, resheniya". Pskov, 1992, pp. 136-137.

10. Bol'shakova N.V., Ploshchuk G.I., eds. Narodnye skazki Pskovskogo kraya v 2 ch., ch. 1: Teksty. Kommentarii. Issledovaniya.

Audioprilozhenie [Folk tales of Pskov region: in 2 parts. Part 1: Texts. Comments. Researches. Audio Application]. Pskov, 2016. 618 p. +

1 CD.

11. Ivashko L.A. [et al], eds. Pskovskiy oblastnoy slovar' s istoricheskimi dannymi, iss. 27 [Pskov regional dictionary with historical data]. St.

Petersburg, 2017. 504 p.

Yurchuk L.A. Studying an everyday fairy tale in literature lessons at school. The study of Russian folklore in literature lessons at school is a tool that ensures transferring the spiritual experience of the people, the self-identification of a developing personality. The study of an everyday fairy tale, which can be carried out with the involvement of regional material, has a great potential. The article provides a substantiation of methodological approaches to the studying everyday fairy tales at school. Based on the analysis of literature programs for secondary schools and educational and methodological kits, the author of the article substantiates methodological approaches to studying everyday fairy tales and offers approximate lesson plans. Based on the premise of the need for a deeper development of folklore fairy-tale material in high school, those possibilities that contain regional folklore are considered. For this purpose, everyday fairy tales of Pskov region like "How a Soldier Rode a Witch", "The Tale of the Priest and the Worker", "The Man and the Devil", "The Man and the Bear" are involved.

Keywords: methodology for studying literature at school, everyday fairy tale, teaching methods, methodological techniques.

Сведения об авторе. Любовь Алексеевна Юрчук — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного факультета русской филологии и иностранных языков ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»; ORCID: 0000-0002-3749-1478; lk2185@rambler.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.05.2022. Принята к публикации 01.06.2022.

Ссылка на эту статью: Юрчук Л.А. Изучение бытовой сказки на уроках литературы в школе // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 4(43). С. 479-483. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.4(43).479-483

For citation: Yurchuk L.A. Studying an everyday fairy tale in literature lessons at school. Memoirs of NovSU, 2022, no. 4(43), pp. 479-483. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.4(43).479-483

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.