УДК 687.016:687.12
ИЗУЧЕНИЕ АССОРТИМЕНТА ШВЕЙНЫХ И ТРИКОТАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ
ТУРИЗМА И СЕРВИСА
Таран Арина Николаевна, кандидат технических наук, доцент,
Медведева Татьяна Викторовна, доктор технических наук, профессор, кафедра «Конструирование, технология и экспертиза изделий», [email protected], [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва,
Российская Федерация
The results of the first phase of the research work of the department of design, technology and product expertise on the problem "The development of technologies for the design and manufacture of garments and knitwear for tourism and service" are given in the article. The object of the study is different types of garments and knitwear used both in the tourist industry and at the enterprises of service. The purpose of the research is the determination the structure of the typical variants of art and design solutions of different types of clothing for tourism and service. The application of the results obtained will develop the classifications and nomenclature of garments and knitwear for tourism and service.
В статье приведены результаты первого этапа научно-исследовательской работы кафедры КТЭИ по теме: «Разработка технологий проектирования и изготовления швейных и трикотажных изделий для туризма и сервиса». Объектом исследования являлись различные виды швейных и трикотажных изделий, применяемые как в туристическом бизнесе, так и на предприятиях сферы сервиса, а целью исследования — определение состава типовых вариантов художественно-конструктивных решений различных видов одежды для туризма и сервиса. Применение полученных разработок позволит разработать классификаторы и номенклатуру швейных и трикотажных изделий для туризма и сервиса.
Keywords: assortment, corporate clothing, tourism, service, structure
Ключевые слова: ассортимент, корпоративная одежда, туризм, сервис, структура
В последнее время корпоративная одежда стала столь же непременным атрибутом деятельности многих российских компаний, как и фирменное наименование. Вместе с тем, современный отечественный рынок товаров и услуг не может обеспечить всех желающих качественной корпоративной одеждой. Это обусловлено использованием устаревшей нормативно-технической документации (НТД) на проектирование и изготовление производственной и медицинской одежды, а также отсутствием соответствующей документации применительно к корпоративной одежде.
В связи с этим назрела острая необходимость разработать НТД на проектирование и изготовление корпоративной одежды, поэтому кафедра КТЭИ определила для себя приоритетным следующее направление научно-исследовательской работы (НИР): «Разработка технологии проектирования и изготовления швейных и трикотажных изделий для туризма и сервиса». В результате чего предполагается: разработать номенклатуру и классификаторы швейных и трикотажных изделий для туризма и сервиса; определить особенности художественно-колористического оформления, проектирования и технологии изготовления швейных и трикотажных изделий для туризма и сервиса; разработать методологию и сформировать принципы технологии проектирования и изготовления швейных и трикотажных изделий для туризма и предприятий сервиса.
Для достижения обозначенных выше результатов определены пять этапов НИР:
1) изучение ассортимента швейных изделий для туризма и сервиса;
2) разработка номенклатуры швейных изделий для туризма и сервиса;
3) разработка классификаторов швейных изделий для туризма и сервиса;
4) изучение особенностей проектирования конструкций и технологии швейных изделий для туризма и сервиса;
5) разработка рекомендаций по проектированию и изготовлению швейных изделий для туризма и сервиса.
Ввиду большого разнообразия в специфике предприятий сервиса для проведения НИР выбраны следующие направления: туристический, гостиничный и ресторанный бизнес.
В рамках первого этапа НИР определена следующая цель: изучить ассортимент швейных и трикотажных изделий для туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса. В качестве объекта исследования выбраны различные виды швейных и трикотажных изделий, применяемых как в туристическом бизнесе, так и формирующих корпоративный
образ сотрудников предприятий сферы сервиса различной направленности. Объем выборки из генеральной совокупности составил 2400 изделий.
Методология НИР основана на системном подходе, теории инженерного проектирования промышленных объектов. Для выполнения первого этапа НИР использованы методы: математического анализа и логики, стандартизации — симплификация.
Ведущими преподавателями кафедры КТЭИ проведены научно-исследовательские работы и решены следующие задачи:
- выявлены типовые структуры основных служб по каждому изучаемому направлению туризма и сервиса;
- определен перечень требований, предъявляемых к корпоративной одежде с учетом должности работника в структуре выбранного направления индустрии туризма, ресторанного и гостиничного бизнеса;
- выявлен состав художественно-конструктивных показателей (ХКП) исследуемого ассортимента изделий, определены особенности их художественно-колористического оформления.
В направлении изучения ассортимента одежды для гостиничного бизнеса выполнены научно-исследовательские работы [1]. В качестве объекта исследования выбраны швейные изделия, формирующие корпоративный образ сотрудников гостиничного бизнеса. Первоначально авторами выявлена типовая структура служб гостиниц (рис. 1). Для каждой службы установлен состав персонала, определены их функции. Детально изучены различные виды одежды сотрудников гостиничного бизнеса. Весь ассортимент форменной одежды персонала гостиничного бизнеса разделен на три основные группы по схожим художественно-конструктивным и технологическим решениям: офисная одежда (администраторы, менеджеры, портье); рабочая одежда (горничные, уборщицы, разнорабочие); униформа - спецодежда (швейцары, метрдотели, охрана). Установлено, что форменная одежда сегодня должна отвечать ряду требований, основными из которых являются: единый корпоративный стиль; соответствие моде; обеспечение комфортности.
Рис. 1. Структура служб и персонал гостиниц [1]
В направлении развития методологии проектирования одежды историко-туристического бизнеса выполнен ряд научно-исследовательских работ А.Н. Таран и Л.В. Сильчевой [2]. Авторами проведено исследование, целью которого стало изучение художественно-конструктивного построения народного костюма Ивановской и Владимирской губерний, входящих в состав гостиничной ассоциации «Золотое кольцо России». В связи с этим использован принцип систематизации элементов русского народного костюма, разработанный Ф.М. Пармоном [2], и метод стандартизации -симплификация. В качестве объекта исследования выбран комплект женской народной одежды, состоящий из рубахи и сарафана, Ивановской и Владимирской губерний ХУШ-Х1Х веков. Объем выборки из генеральной совокупности фасонов женских народных костюмов составил 50 моделей по каждой губернии. Построены диаграммы встречаемости ХКП женской народной одежды (рис. 2, 3), которые позволили установить варианты типовых ХКП, формирующих исторический образ костюма.
1 3 6 7 9 11 14 15 18 22 26 28 31 34 36 37
Код ХКП
Рис. 2. Диаграмма частоты встречаемости ХКП сарафана Ивановской губернии
Состав типовых ХКП, формирующих исторический образ костюма Ивановской и Владимирской губерний XVIII—XIX веков, выявлен на основе 10% частоты встречаемости ХКП. Процент ограничения, равный 10, выбран с учетом объема выборки. Полученные результаты исследования оформлены в виде информационных баз, фрагмент одной из них дан на примере русского народного костюма Ивановской губернии (табл. 1).
КодХКП
Рис. 3. Диаграмма частоты встречаемости ХКП рубахи - «воротушки» Ивановской
губернии
Таблица 1
Фрагменты информационной базы художественно-конструктивных показателей фасонов женского народного костюма Ивановской губернии XVIII—XIX веков.
Наименование ХКП Частота встречаемости ХКП, в Эскиз ХКП Код ХКП от 1 до к
ед. %
Основные ХКП сарафана:
3. Покрой сарафана
1 р^ 1
3.1 косоклинный 43 86 7
Неосновные ХКП сарафана:
8. Художественно-конструктивные средства
8.1 вытачки 1 2 - 13
8.2 складки 34 68 - 14
9. Форма выреза горловины
9.1 фантазийная 6 12 21
9.2 без выреза 3 6 22
6.1 застежка 8 16 - 9
Анализ разработанных информационных баз выявил высокую степень тесноты связи в элементах русского народного костюма Ивановской и Владимирской губерний. Установлено, что при формировании художественно-конструктивного исторического образа русского народного костюма Ивановской и Владимирской губерний преобладают следующие ХКП: для сарафана - силуэт «трапеция», косоклинный покрой, вертикальные членения, односторонние складки, в качестве отделки - вышивка золотом, тесьма; для
рубахи-«воротушки» характерен: полуприлегающий силуэт, цельнокроеный или рубашечный покрой рукава, объемная форма, складки в верхней части рукава и сборки по линии низа, манжета. Также установлено, что в формировании композиционного решения русского народного костюма весомую роль играют цвет и отделка, которые сообщают дополнительную информацию о его носителе (региональной, сословной принадлежности, возрасте и поле, назначении костюма).
Для Ивановской и Владимирской губерний характерны: цвета - белый, красный, синий, голубой, «слоновая кость», золотой; отделка - вышивка золотыми нитями. Анализ гербов данных губерний (рис. 4 и 5) позволил также определить характерные черты, которые могут быть перенесены на стилизованный образ при проектировании корпоративной одежды для сотрудников ассоциации гостиничного бизнеса «Золотое кольцо России».
В оформлении герба Владимирской губернии в большей степени преобладает красный цвет (щит) с вкраплением золотого (золотой лев в железной, украшенной золотом и цветными камнями короне, держащий в правой лапе длинный серебряный крест, щит увенчан императорскою короной и окружен золотыми дубовыми листьями) и синий цвет (Андреевская лента на ветвях); для герба Ивановской губернии - преобладание синего цвета (поле герба), а также имеется красный цвет (сарафан и кокошник пряхи) и вкрапления золотого (прялка, веретено) и серебряного (платок, рубаха и пряжа). Данная информация по оформлению гербов также включена в разработанную информационную базу.
Рис. 4. Герб Владимирской губернии Рис. 5. Герб Ивановской губернии
Разработанная информационная база с типовыми ХКП женского народного костюма, цветовые решения, отделка, изображения гербов Ивановской и Владимирской губерний, могут быть использованы при создании перспективной, а также промышленной коллекций одежды для сотрудников гостиничного бизнеса. Практическая значимость
полученных результатов научных работ подтверждена созданием коллекции корпоративной одежды для сотрудников (отельеров) гостиничной ассоциации «Золотое кольцо России», которая была продемонстрирована на международном конкурсе молодых дизайнеров и заняла призовое место (см. рис. 6).
Рис. 6. Коллекция «Золотое кольцо России»
Любая развитая структура гостиничного бизнеса предполагает в своем составе дополнительные службы, в которые входит медперсонал. Научные разработки в данном направлении выполнены Е.Ю. Волковой. Детально изучен ассортимент медицинской одежды для каждой группы медперсонала (табл. 2).
Таблица 2
Ассортимент медицинской одежды
Группа медицинского персонала Состав одежды
1 Старший медперсонал (главврач, зам. главврача, заведующий отделением, врачи-специалисты, такие как анестезиолог, хирург терапевт и т. д.) Блузы и брюки; куртки; брюки на резинке; халаты прямого силуэта, платья под халаты
2 Средний медперсонал (главные медсестры, старшие медсестры, медсестры, медбратья, массажисты, сотрудники салонов красоты) Блузы и брюки, куртки и брюки, халаты
3 Младший медперсонал (младшие медсестры санитарки, санитары, сиделки) Халаты, малого прилегания, костюмы из блузы и брюк, фартуки
Проведено исследование художественно-конструктивных форм, декоративно-конструктивных элементов (ДКЭ), характерных для младшего медицинского персонала. Установлено, что при конструировании медицинской одежды необходимо учитывать ряд условий труда персонала [1]:
• физические факторы - температура и влажность воздуха, наличие интенсивность ионизирующих излучений и т.д.;
• химические факторы - состав воздуха, вероятность контакта с химреактивами, химическая активность минеральной воды и лечебной грязи и вероятность их контакта с одеждой персонала и т.д.;
• биологические факторы - контакт медперсонала с биологическими средами человека: слюной, кровь, потом и т.д.;
• интенсивность физической нагрузки на персонал;
• специальность, пол, возраст и стаж работы персонала.
В результате определен состав базовых медицинских форм одежды, в которую вошла как качественная, так и количественная информация, позволяющая проектировать медицинские изделия с оптимальными свойствами. Фрагмент данного состава представлен в таблице 3.
Таблица 3
Фрагмент информационной базы модных форм медицинской одежды
Масса Степень Характеристика
Геометричес кий вид формы формы прилегания формы пальто к фигуре человека, см плечевого пояса, см Длина издел ия, см Ширина изделия, см
Пг Пт Пб Ширина плеча Высот а плеча
Блузоны медицинские женские
1 Прямоугольн ик От малой до большой 10,0 5,0 Естеств енная Чуть ниже линии бедер Равна ширине по линии бедер
2 Гиперболоид Средняя 7,0 - 5,0 Естеств - Чуть Равна
енная ниже линии бедер ширине по линии бедер
3 Прямоугольн От малой 7,0 6,0 5,0 Естеств - До Немного
ик до большой енная серед расширен
и-ны а по
бедра отношени
ю к
ширине
по линии
бедер
4 Гиперболоид Средняя 7,0 5,0 5,0 Естеств енная До линии бедер Равна ширине по линии бедер
Практическая значимость данных научных разработок подтверждена разработанной проектно-конструкторской документацией (ПКД) на семейство моделей одежды для младшего медперсонала.
Анализ ассортимента одежды персонала ресторанного бизнеса выполнен Л.В. Сильчевой [1]. Первоначально была изучена классификация структурных подразделений современного ресторанного бизнеса и его персонала. Установлено, что проблемы выбора одежды для обслуживающего персонала и фирм по производству униформы полностью зависят от вкуса и опыта рестораторов, поскольку документации, регламентирующей выбор и процесс проектирования униформы для ресторанного бизнеса, не существует. В этой связи назрела необходимость разработки соответствующей документации. Указанным автором был детально исследован ассортимент одежды персонала ресторанного бизнеса и выявлены наиболее характерные его черты.
В качестве объекта исследования выбраны различные виды одежды для хостесс. Объем выборки из генеральной совокупности составил 200 моделей. В исследовании использован метод симплификации. В результате детально изучен состав ХКП указанных видов одежды и разработана диаграмма встречаемости, которая позволила сформировать информационную базу элементов костюма для хостесс. Ее фрагмент представлен в
таблице 4. Результаты работы апробированы на примере спроектированной одежды для хостесс.
Таблица 4
Фрагмент информационной базы элементов костюма для хостесс
Геометрии-ческий вид фигур Степень прилегания формы костюма к фигуре человека, см Характеристика плечевого пояса, см Длина изделия, см Ширина изделия, см
Пг Пт Пб Ширина плеча Высота плеча
1 Прямоугольник Средняя Малая Средняя Естественная Естественная Ниже колен Средняя
2 Две перевернутые трапеции Большая Малая Больша Немного удлиненная Естественная Ниже колен Большая
Выполнены исследования и костюмов для игровых видов спорта (снукер, пейнтбол, футбол), верховой езды, в результате чего сформирован ассортимент одежды по каждому виду спорта.
Научная новизна определена тем, что впервые проведено детальное исследование ассортимента швейных и трикотажных изделий для туризма и сервиса.
Практическая значимость состоит в том, что определен состав типовых вариантов художественно-конструктивных решений различных видов одежды для туризма и сервиса. Полученные результаты применяются в учебном процессе студентов специальностей 260901.65 «Технология швейных изделий», 260902.13 «Конструирование швейных изделий».
Литература
1. Отчет НИР по теме ГБ-ФТД-01-10 «Разработка технологий проектирования и изготовления швейных и трикотажных изделий для туризма». М., РГУТиС, 2010. 96 с.
2. Пармон Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. М., Легпромбытиздат, 1994. 272 с.