Научная статья на тему 'ИЗУЧАЕМ ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ С++'

ИЗУЧАЕМ ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ С++ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
620
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ключевые слова: язык программирования С++ / среда программирования / исходный текст программы / компилятор / exe-файл / проект / принцип умолчания / директивы препроцессора. / Keywords: C++ programming language / programming environment / program source code / compiler / exe-file / project / default principle / preprocessor directives.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дагмирзаев О.А.

В статье изучены вопросы, которые представляют интерес для тех, кто хочет иметь начальные представления о языке программирования С++. Следует подчеркнуть, что С++ является компилируемым языком программирования. Важный момент: у разработчика С++ программы будет возможность сохранить в тайне содержание исходного текста своей программы. Насчет выбора среды программирования: вариантов достаточно, начиная от Borland С++ Builder до Microsoft Visual Studio. В принципе, подходит любая среда программирования. Для первоначального освоения языка программирования С++ рекомендуем выбрать более простую среду программирования, например Borland С++ Builder. При сохранении исходного текста программы в виде файла с помощью среды программирования Borland C++ Builder создается проект, который состоит из множества файлов. Особенностью языка C++ является отсутствие принципа умолчания. Это означает, что в С++ программе необходимо объявить все переменные и константы с указанием их типов. Для любой С++ программы доступны только те возможности языка, которые были указаны в начале программы с помощью соответствующих директив препроцессора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING OF THE C++ PROGRAMMING LANGUAGE

The article explores issues that are of interest to those who want to have an initial understanding of the C++ programming language. It should be emphasized that C++ is a compiled programming language. An important point: the developer of a C++ program will be able to keep the content of the source code of his program secret. As for the choice of a programming environment: there are enough options, ranging from Borland C++ Builder to Microsoft Visual Studio. In principle, any programming environment is suitable. For the initial mastering of the C++ programming language, we recommend choosing a simpler programming environment, for example, Borland C++ Builder. When you save the source code of the program as a file using the Borland C++ Builder programming environment, a project is created that consists of many files. A feature of the C++ language is the absence of a default principle. This means that in a C++ program it is necessary to declare all variables and constants with an indication of their types. For any C++ program, only those language features are available that were indicated at the beginning of the program using the corresponding preprocessor directives.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧАЕМ ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ С++»

«етуушиим-лшшау» #мш, 2021 / pedagogical sciences

17

Список лггератури:

1. 5 Stages of Team Development: Tuckman's Group Development - URL : https://project-manage-ment.com/stages-of-team-development/

2. Командна робота: суть, мотиващя, досяг-нення i розвиток. Командна робота: складовi ycnixy. - URL : https://klubfedotova.ru/uk/zhiroszhiganie/komandnaya -rabota-sut-motivaciya-dostizheniya-i-razvitie/

3. Развитие людей и работа в команде. - URL

УДК: 378.147

: http://www.klubok.net/article2423 .html

4. Хоторнские эксперименты. - URL : http ://www. management.com.ua/hrm/hrm224.html

5. Эдэйр, Джон. Не боссы, но лидеры: Лестница успеха : пер. с англ. / Джон Эдэйр; Пер. Т. Новикова.- М. : ФАИР-ПРЕСС, : Издательско-торго-вый дом Гранд, 2004.- 184 с.

6. Этапы развития команды по Такману. -URL : https://trainingtechnology.ru/etapy-razvitiya-komandy-po-takmanu/

Дагмирзаев О.А.,

канд. техн. наук, ст.преподаватель кафедры информационно-коммуникационных технологий Казахского агротехнического университета им.С.Сейфуллина, г.Нур-Султан, Казахстан DOI: 10.24412/2520-2480-2021-390-17-19 ИЗУЧАЕМ ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ С++

Dagmirzaev O.A.,

candidate of tech. sciences, senior lecturer of the department of information and communication technologies of the Kazakh agrotechnical University named after S.Seifullin, Nur-Sultan, Kazakhstan

LEARNING OF THE C++ PROGRAMMING LANGUAGE

Аннотация

В статье изучены вопросы, которые представляют интерес для тех, кто хочет иметь начальные представления о языке программирования С++. Следует подчеркнуть, что С+ + является компилируемым языком программирования. Важный момент: у разработчика С+ + программы будет возможность сохранить в тайне содержание исходного текста своей программы. Насчет выбора среды программирования: вариантов достаточно, начиная от Borland С++ Builder до Microsoft Visual Studio. В принципе, подходит любая среда программирования. Для первоначального освоения языка программирования С+ + рекомендуем выбрать более простую среду программирования, например Borland С++ Builder. При сохранении исходного текста программы в виде файла с помощью среды программирования Borland C+ + Builder создается проект, который состоит из множества файлов. Особенностью языка C++ является отсутствие принципа умолчания. Это означает, что в С++ программе необходимо объявить все переменные и константы с указанием их типов. Для любой С+ + программы доступны только те возможности языка, которые были указаны в начале программы с помощью соответствующих директив препроцессора.

Abstract

The article explores issues that are of interest to those who want to have an initial understanding of the C+ + programming language. It should be emphasized that C++ is a compiled programming language. An important point: the developer of a C+ + program will be able to keep the content of the source code of his program secret. As for the choice of a programming environment: there are enough options, ranging from Borland C+ + Builder to Microsoft Visual Studio. In principle, any programming environment is suitable. For the initial mastering of the C+ + programming language, we recommend choosing a simpler programming environment, for example, Borland C+ + Builder. When you save the source code of the program as a file using the Borland C+ + Builder programming environment, a project is created that consists of many files. A feature of the C++ language is the absence of a default principle. This means that in a C+ + program it is necessary to declare all variables and constants with an indication of their types. For any C+ + program, only those language features are available that were indicated at the beginning of the program using the corresponding preprocessor directives.

Ключевые слова: язык программирования С++, среда программирования, исходный текст программы, компилятор, exe-файл, проект, принцип умолчания, директивы препроцессора.

Keywords: C++ programming language, programming environment, program source code, compiler, exe-file, project, default principle, preprocessor directives.

18

PEDAGOGICAL SCIENCES / «ШЦУШШУМ-ЛШШаИ» #319©), 2©21

Данная статья поможет тем, кто имеет опыт написания программ на языках программирования высокого уровня и хочет иметь начальные представления о языке С++.

Главная особенность.

С++ является компилируемым языком, т.е. из файла исходного текста программы создается исполняемый модуль (exe-файл). Это означает, что любая среда программирования, разработанная для работы С++ программой, снабжена компилятором. Конечный продукт любой С++ программы - exe-файл не нуждается в «услугах» среды программирования. Т.е., у разработчика С++ программы будет возможность сохранить в тайне содержание исходного текста своей программы.

Первый шаг - изучение основ языка программирования С++.

Для этого, в принципе, компьютер и не нужен: можно поработать с литературными источниками по С++ [1, 2]. Достаточно освоить базовые возможности языка С++ с использованием простых типов данных.

Допустим, написали свою первую С++ программу для решения некоторой задачи.

Второй шаг - установка на компьютер среды программирования.

Установка на компьютер программного комплекса - соответствующей среды программирования. Насчет выбора среды программирования: вариантов достаточно, начиная от Borland С++ Builder до Microsoft Visual Studio. В принципе, подходит любая среда программирования. Для первоначального освоения языка программирования С++ рекомендуем выбрать более простую среду программирования, например Borland С++ Builder.

Третий шаг - создание файла с исходным текстом программы.

Набираем текст программы (используя возможности среды программирования), далее сохраняем программу, т.е. создаем файл. Стандартная команда меню File->Save All последовательно выводит диалоговые окна для сохранения двух файлов. Мы написали только одну программу, а тут предлагается сохранить два файла.

В чем дело? Дело в том, что в среде программирования Borland С++ Builder всё иначе. Попробуем объяснить.

При сохранении любой программы в виде файла Borland С++ Builder создает проект. В свою очередь, проект состоит из множества файлов. Из них только два файла доступны пользователю в части уточнения имен: основной файл проекта Pro-jecti (где i - номер проекта, к примеру 1,2, 3...) и файл с исходным текстом программы Uniti.cpp (кстати, имена Project и Unit - по умолчанию).

Таким образом, сохранение проекта предполагает уточнение имени двух

файлов: Projecti и Uniti.cpp, в результате чего в каталоге образуются

и специальные файлы проекта (Projecti.bpr; Projecti. res;

Projecti.tdc; Projecti.bpf и т.д).

Система Borland C++ Builder по умолчанию сохраняет все файлы всех проектов в одном каталоге Projects:

QVProgram Files(x86)\Borland\CBuild-ers6\Projects\

Так неудобно. Мы каждый проект Borland С++ Builder предлагаем сохранить в отдельной папке (создаем папку там, где это удобно). Т.е. каждый проект - отдельная папка.

Четвертый шаг - компиляция. После успешной компиляции создается исполняемый модуль - файл Projecti (exe-файл), т.е. файлов проекта станет больше на один файл. Оговоримся, что решили не комментировать процедуру сборки, тем более, компиляция в современном понимании «подразумевает» и сборку.

Специфические особенности языка С++. Особенностью языка C++ является отсутствие принципа умолчания. Т.е., в программе необходимо объявить все переменные и константы с указанием их типов.

Считается, что С++ программа - это набор функций. Причем, только одна функция программы должна быть main функцией, т.е. главной. Выполнение любой С++ программы начинается с первого оператора именно main функции. Возможен частный случай, когда программа состоит только из одной main функции. В учебном процессе, как правило, так и есть: одна С++ программа с одной main функцией.

Структура любой С++ программы, состоящая только из одной main функции, выглядит следующим образом:

директивы препроцессора объявления

int main() {

операторы главной функции }

Директивы препроцессора.

Отдельно стоит объяснить директивы препроцессора. Любая С++ программа начинается со строк со знаком #. Это означает, что при компиляции программы сперва обрабатываются строки с подобным знаком. Обработкой

строк со знаком # занимается специальная программа - препроцессор.

Соответствующие строки (со знаками #) для препроцессора являются директивами. Отсюда и их название - директивы препроцессора.

Для чего присутствуют директивы препроцессора? Например, на языке Pascal нет подобного инструмента. Объясняем более подробно. Любой Pascal-программе доступны все возможности языка. Причем, Pascal-программа «не озабочена» в следующем вопросе: для неё ресурсы языка в полном объеме необходимы или нет. В С++ программе всё иначе. Программе доступны только те возможности языка, которые были указаны в начале программы с помощью соответствующих директив препроцессора.

«шушетим-лшигмау» #мш, 2©21 / pedagogical sciences

19

Важный момент. Допустим, разработчик добавил в С++ программу некоторую директиву препроцессора без необходимости. Будет ли такая ситуация идентифицироваться как ошибка? Нет.

А вот, если в С++ программе нет нужной директивы препроцессора, то еще при компиляции будет сообщение об ошибке. Например, #include <iostream.h> - это подключение директивы, необходимой для работы команд ввода/вывода. При отсутствии в С++ программе подобной директивы оператор вывода на экран cout и оператор ввода из клавиатуры cin не смогут работать (причина сообщения компилятора об ошибке).

Еще один момент.

Если в С++ программе предусмотрен вывод текста на экран, то при выполнении программы соответствующий результат просто мелькнет на экране дисплея. Т.е., что выводит программа, мы не увидим.

Причина мелькания на экране дисплея результата связана со следующим обстоятельством. Система Borland С++ Builder функционирует в графической операционной системе Windows. А для ввода и вывода данных используются возможности операционной системы предыдущего поколения Borland MS DOS.

Необходимо задержать экран дисплея с результатом, а для этого имеются несколько приемов. Во всех случаях в С++ программу после оператора вывода cout добавляются определенные строки. Вкратце перечислим возможные случаи.

1 - случай. Добавление строки Sleep(1000), в скобках следует указать требуемое время задержки в миллисекундах.

Пример:

#include <iostream.h>

#include <vcl.h>

int main()

{

cout<<"Hello !!!"<<endl;

Sleep(1000);

return 0;

УДК: 378.147

}

2 - случай. Добавление функции getch() с обязательным включением директивы препроцессора #include <conio>.

Пример:

#include <iostream.h> #include <vcl.h> #include <conio>

int main()

{

cout<<"Hello !!!"<<endl; cout<<"-Piress any key to continue ... ";

geteh();

return 0;

}

3 - случай. Добавление строки sys-tem("pause>nul");

Пример:

#include <iostream.h> #include <vcl.h>

int main() {

cout<<"Hello !!!"<<endl; cout<<"-Piress any key to continue ... "; system("pause>nul");

return 0;

}

В случае использования среды программирования Microsoft Visual Studio обеспечение необходимой паузы при выводе результата на экран дисплея достигается с помощью настройки соответствующего пункта меню системы. Литература

1. Васильев А.Н. Программирование на С++ в примерах и задачах. - Москва: Издательство «Э», 2017. - 368 с.

2. Павловская Т.А. С/С++. Процедурное и объектно-ориентированное программирование: Учебник для вузов. Стандарт 3-го поколения. -СПб.: Питер, 2015. - 496 с.

Дементьева И. С.

старший преподаватель ФГАОУВО «Сибирский Федеральный Университет»

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Dementeva I. S.

Senior Lecturer Siberian Federal University

REFLECTIVE-EVALUATIVE COMPONENT AS AN INTEGRAL PART OF THE FORMATION OF STUDENTS ' READINESS FOR FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION IN PROFESSIONAL

ACTIVITIES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.