УДК 81’373.611 ББК Ш102-211
Е. И. Пипко
Екатеринбург, Россия
ИЗУЧАЕМ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС С МЕТОДИЧЕСКИМИ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИМИ КОММЕНТАРИЯМИ
Аннотация. Автором статьи создан дидактический комплекс, который может быть использован для изучения словообразования в школьном курсе русского языка. В статье представлена система тренировочных, творческих и проблемных заданий, содержащих методический и психолингвистический комментарий.
Ключевые слова: дидактический комплекс, словообразование, способы словообразования, психолингвистический комментарий.
E. I. Pipko
Yekaterinburg, Russia
WE STUDY WORD FORMATION: DIDACTIC COMPLEX WITH METHODICAL AND PSYCHOLINGUISTIC COMMENTS
Abstract. The author of the article made up a didactic complex which can be used to study word formation in a school course of Russian language. The system of drilling, creative and problem tasks with methodological and psycholinguistic comment is presented in the article.
Keywords: didactic complex, word formation, ways of word formation, psycholinguistic comment.
Русский язык - один из двух обязательных экзаменов как в 9-м классе (ГИА), так и в 11-м классе (ЕГЭ). В тестовые задания ГИА и ЕГЭ обязательно входят вопросы на определение способа словообразования.
В ФГОС ООО сформулированы следующие предметные результаты, относящиеся к теме «Словообразование»:
- расширение и систематизация научных знаний о языке;
- осознание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
- формирование навыков проведения словообразовательного анализа слова.
Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
В задачи изучения раздела «Словообразование» в основной школе входят: а) закрепление и совершенствование умения учащихся осознанно членить по составу слова разных частей речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия) с разным значением словообразовательных морфем; б) формирование на этой основе орфографических навыков, связанных с правописанием приставок и суффиксов слов разных частей речи.
Предлагаем дидактический комплекс с методическими и психолингвистическими комментариями,
который может быть использован учителями при изучении словообразования в школе.
• ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗЫ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Задание 1. Составить таблицу о знакомых формообразующих суффиксах.
Вариант задания: учитель предлагает составленную таблицу, которая должна быть дополнена самостоятельно подобранными примерами.
Нужно иметь в виду, что УМК В. В. Бабайцевой трактует показатели неопределенной формы глагола -ТЬ, -ТИ, -ЧЬ как суффиксы (в УМК М. Т. Баранова, Александровой они рассматриваются как окончания) и включает в число формообразующих суффиксы причастий и деепричастий, которые в разделе «Морфология» рассматриваются не как отдельные части речи, а как формы глагола, хотя и особые. Формообразующими являются и показатели сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий. При графическом разборе по составу такие суффиксы не должны быть включены в состав основы.
Чтобы помочь учащимся не смешивать слово- и формообразующие суффиксы, целесообразно предложить для каждой части речи записать возможные формы слова (парадигму) и параллельно показать процесс образования новых слов от данных (словообразовательные цепочки), выделяя в обоих случаях меняющиеся морфемы. Можно воспользоваться однокоренными словами, например: прилагательное ДОБРЫЙ (формы слова: ДОБРОГО, ДОБРАЯ, ДОБРЫЕ, ДОБР, ДОБРЕЕ, ДОБРЕЙШИЙ... - изменение качественного прилагательного по числам, родам, падежам, образование степеней сравнения, полных и кратких форм) - ср. новые слова, образованные от данного: добренький, добряк, добро и др.
Задания подобного характера развивают логическое мышление левополушарных учащихся, по-
зволяют структурировать материал для правополушарных.
Задание 2. В «Школьном словообразовательном словаре» найдите словарную статью с исходным словом (вершиной) ЗЕМЛЯ. Сколько слов входит в словообразовательное гнездо? Какие слова образуют словообразовательные цепочки? От каких слов и какими способами образованы однокоренные слова?
Вариант задания 2: Составьте из данных слов словообразовательные гнезда. Покажите, как связаны между собой слова внутри гнезда, найдите исходное слова (вершину). Сверьте свой ответ с данными словообразовательного словаря.
Островок, полуостров, островитянка, полуостровной, остров, островной, островитянин.
Вариант задания 2: Восстановите недостающие звенья в словообразовательных цепочках. Выделите основы в исходном и образованном слове, покажите словообразующие аффиксы, назовите способ образования каждого слова.
Образец: Земля ® земляк ® землячество
1. Дерзить® дерзкий®... ® дерзостный ® ...
2. Добавить ® ... ® добавочный ® ...
3. ... ® грузить ® погрузить ® ... ® ... ®ле-сопогрузочный
Данные упражнения способствуют усвоению основных теоретических понятий, а также проверяют умение учащихся устанавливать способ словообразования, восстанавливать недостающие звенья в цепочках, т.е. поднимают словообразовательную компетенцию на новый уровень сложности. Отказ от анализа связи слов по смыслу приводит к типичным ошибкам, к числу которых относится неумение понять, какое слово является производным, а какое производящим, например, в парах бегать и бег, глухой и глушь. В решении задач по словообразованию учитываем следующее: производное и производящее слово должны быть максимально близки по морфемной структуре и семантическому значению.
Подобного рода упражнения развивают мышление в процессе выделения морфематических единиц, произведения аналитико-синтетического разбора отношений между единицами в слове, словообразовательной паре, парадигме, гнезде. Особенно важным, на наш взгляд, являются механизмы обнаружения отношений словообразовательной произ-водности при создании мотивационного перифраза.
• ЗАДАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА
Задание 1. Ученикам даются слова, объединенные в группы на основе сходного суффикса
Имена существительные
Учитель Быстрота Посольство
Преподаватель Доброта Представительство
Строитель Нищета
Мечтатель
Имена прилагательные
ветряной голубоватый находчивый
нефтяной беловатый сговорчивый
торфяной сладковатый устойчивый
Организуя работу над словами, с точки зрения способов их образования, учитель создает
проблемную ситуацию при помощи таких вопросов и заданий:
1. Для чего разные слова объединены в одной записи? Какую мысль это передает?
2. Какой вывод о словообразовании имен существительных (имен прилагательных, глаголов, наречий) можно сделать, рассмотрев эти слова? Выделите суффиксы.
3. В «Теории» найдите правило, которым нужно пользоваться для правильного написания этих слов.
4. Добавьте свои примеры.
5. Проиллюстрируйте этими словами свое изложение материала Учебника «Теория» (при сопоставлении содержания упражнений с материалом Учебника заостряется внимание на логике изложения теоретических сведений, проверяется их осознание и усвоение, формируются умения самостоятельно осмысливать языковой материал).
При выполнении упражнений этого типа выявляются «орфографические точки», связанные как с повторением ранее изученных орфограмм, так и с освоением написания суффиксов существительных. Учащиеся практически осваивают терминологические сочетания исходное слово и словообразовательная морфема. Развиваются восприятие, наглядно-образное мышление, так как слова наглядно представлены; суффиксы графически выделены; поиск правила по «Теории» развивает внимание и память; подбор собственных примеров слов развивает мышление, память, речь, словообразовательные умения и навыки.
Задание 2. Формулирование правила самими учащимися. Понаблюдайте за правописанием суффиксов -чик и -щик в словах и сформулируй правило
Слова для наблюдения: каменщик, стекольщик, паркетчик, электросварщик, бетонщик, экскаваторщик, крановщик, водопроводчик и др.
Для освоения орфограммы, связанной с выбором суффикса -чик- или -щик-, целесообразно сначала показать учащимся, что в ряде слов эти суффиксы совпадают в произношении. Так, например, мы произносим в конце слов бетонщик и грузчик одинаковое сочетание звуков [ш'ик]. А пишем эти слова по-разному. Различить их написание помогает знание правила о выборе суффикса -чик- или -щик -. Такое начало урока наглядно покажет учащимся, почему и зачем нужно изучать правило о суффиксах -чик-, -щик-, заострит восприятие орфографических сведений.
В результате наблюдения за предложенными учителем словами с суффиксами -чик-, -щик- учащиеся должны самостоятельно сформулировать правило: «В суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ. Опознавательный признак орфограммы - согласной - стечение согласных.
Это правило оформляется в виде таблицы:
В суффиксе существительных -чик (-щик)
ч щ
после букв: д, т, з, с, ж в остальных случаях:
объездчик барабанщик
Опознавательный признак орфограммы - стечение
согласных.
Учащиеся самостоятельно подводят итог своих наблюдений над словом, формулируют орфографическое правило написания суффиксов -чик- и -щик-.
Задание 3. Какие правила правописания суффиксов нужно использовать (правописание суффиксов -ик-, -чик-).
Слова для наблюдения: калачик, кирпичик, рукавчик, тюльпанчик, переводчик, грузчик, объездчик, ключик, сарайчик, летчик, супчик, фонтанчик.
Такое задание используется для активизации самостоятельной мысли учащихся при изучении и применении правила, выработки внимания ко всем его деталям. В упражнение включены слова с суффиксом -ик- и предшествующим ч в корне, что создает сходство с суффиксом -чик- : калачик, кирпичик; ряды слов, где суффикс -чик- не имеет значения лица, а придает названиям предметов уменьшительное значение: рукавчик, тюльпанчик и др. Разбор слов по составу, выделение словообразовательной морфемы, осмысление ее значения позволяют точно определить сферу применения изучаемых правил. Повторное обращение учащихся к формулировке правила (для разгадки противоречивых, на первый взгляд, написаний: в словах пишется -чик- там, где «по правилу» должно быть -щик-) убеждает, что к словам, обозначающим предметы, а не лиц, это правило (о выборе суффикса) не относится. Повышенная трудность этого задания определяет его место в предложенной последовательности упражнений: работа проводится после закрепления и тренировки в применении основного тезиса правила (о выборе суффикса -чик- или -щик-).
Поскольку указанная тренировка проводится на фонетической основе (путем сопоставления написания и произношения), приведенный в упражнениях дидактический материал может быть использован для повторения изученных ранее фонетических закономерностей (в частности, оглушения согласных), для развития речевого слуха учащихся. Они должны уметь выделять (слышать) те места в слове, где произношение и написание «расходятся». Это помогает осознавать и запоминать орфографический облик слова. В качестве приема работы здесь возможно и послоговое проговаривание.
• ЗАДАНИЯ НА МОДЕЛИРОВАНИЕ Задание 1: разбери слова по составу. Подумай и ответь на вопрос: Можно ли эти слова считать родственными? Почему?
Слова для разбора по составу: воротник и вратарь полотно и платок бережливый и небрежный переворот и превращение наволочка и облако волокита и увлечение
Эти слова можно отнести к числу интересных для разбора слов, прежнее родство которых открывается благодаря знанию чередования звуков. На примере морфемного и орфографического разбора таких слов учащиеся осваивают значение чередования в определении родственных связей слов и их орфографии. Решение подобных морфемно-
орфографических задач развивает внимание, мышление, языковое чутье, расширяет диапазон оперирования словом, облегчает подбор родственных слов и выделение морфем, понимание лексического значения корневой морфемы, выделение суффиксов, приставок.
Варианты заданий на моделирование, занимательных заданий, в т.ч. и на ложную этимологию представлены в приложении
• ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Изобрази части слова в рисунках (образах).
Задание служит для запоминания и осознания значения частей слова - корня, приставки, окончания и т.д. Ассоциации, которые использует ребенок для изображения частей слова, помогают ему лучше осознать и запомнить значение каждой части слова.
Части слова и состав слова в рисунках детей
Задание 2. Изобрази родственные (однокоренные) слова в виде рисунка или схемы.
Задание способствует лучшему запоминанию и осознанию понятия «родственные (однокоренные) слова», развитию умения подбирать однокоренные слова разных частей речи. Изображая родственные (однокоренные) слова в придуманных образах, учащиеся развивают творческое воображение, внимание, мышление.
Рисунки детей на тему «Родственные (однокоренные) слова»
Задание 3. Придумай и нарисуй карту воображаемой страны «Словообразование» Изобрази на ней горы, реки, озера, города, поселки и т.д. дай им название.
Задание 4. Придумай сказку о жителях страны «Словообразование» Можешь нарисовать их.
Эти задания служат для повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Словообразование». Задания творческого характера способствуют запоминанию и осознанию понятий и терминов, развивают творческое воображение, память, мышление, речь.
• ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Игра «Кто быстрее» - моделирование слов по заданной схеме.
Игра проводится по рядам (количество учащихся в каждом ряду должно быть одинаковым). Ученику, сидящему за последней партой каждого ряда, дается слово, которое он должен разобрать по составу и затем передать тому, кто сидит перед ним. Следующий ученик должен придумать слово с таким же составом, записать его, разобрать по составу и передать карточку впереди сидящему ученику и т.д.
Подведение итогов игры. Выигрывает та команда учащихся, которая быстрее и правильнее выполнила задание. Подсчитывается количество правильно подобранных и разобранных по составу слов. Это делается коллективно, перед всем классом. Учитель записывает на доске слова каждой команды и разбор по составу, который был выполнен каждым учеником. Вместе с учащимися всего класса отмечаются и подсчитываются только те слова, которые соответствуют заданной изначально схеме и разбор по составу которых выполнен правильно. Таким образом, победителем может оказаться не та команда, которая быстрее всего выполнила задание, а та, которая выполнила его более правильно.
Игра-соревнование позволяет активизировать познавательную активность и интерес учащихся, способствует развитию навыков разбора слова по составу, умения подбирать слова по аналогии с заданной схемой. Игры, в которых есть элемент состязательности, привлекают учащихся, они вносят разнообразие в урок. Направлены на развитие внимательности, быстроты ума, воспитывают чувства ответственности, коллективизма.
ЛИТЕРАТУРА
Виноградов В. В. Вопросы современного русского словообразования // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. - М.: Просвещение, 1975.
Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг: учеб. пособие. - М.: Наука: Флинта, 2007. - 160 с.
Земская Е. А. Современный русский язык. Слово-
образование. - М.: Академический проект, 2006. - 379 с.
Литневская Е. И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 240 с.
Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Телен-кова. - М.: Просвещение, 1989. - 358 с.
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. - М.: «Просвещение», 1978. - 727 с.
Данные об авторе
Елена Ивановна Пипко - учитель высшей категории МБОУ «Гимназия № 2», председатель ассоциации учителей-словесников Екатеринбурга; магистрант кафедры общего языкознания и русского языка Уральского государственного педагогического университета.
Адрес: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.
E-mail: [email protected]
About the author:
Elena Ivanovna Pipko is a Teacher of the Higher Category Gymnasium № 2, Chairman of the Teachers Association in Yekaterinburg; Graduate Student of the Department of General Linguistics and Russian Language of Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg).