Научная статья на тему 'Изучаем Active-HDL 7. 1. Урок 2. Как задавать внешние воздействия с помощью стимуляторов'

Изучаем Active-HDL 7. 1. Урок 2. Как задавать внешние воздействия с помощью стимуляторов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
323
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Шалагинов Александр

Active-HDL 7.1. - что это такое. Продолжение цикла статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучаем Active-HDL 7. 1. Урок 2. Как задавать внешние воздействия с помощью стимуляторов»

Продолжение. Начало в№ 3 '2009

Александр ШАЛАГИНОВ

[email protected]

Изучаем Active-HDL 7.1.

Урок 2. Как задавать внешние воздействия с помощью стимуляторов

Прежде чем начать моделирование схемы, надо определить сигналы на ее входах. В среде Active-HDL 7.1 внешние воздействия задаются несколькими способами:

• с помощью виртуальных генераторов сигналов, называемых стимулами или стимуляторами (Stimulators);

• с использованием VHDL- или Veribg-описания входных сигналов (создание испытательных стендов — Test Bench);

• представлением силовых команд (force) в текстовом формате и вводом их в систему из командной строки окна Console;

• с применением существующих или рисованием новых временных диаграмм в графическом редакторе Waveform Editor. Большинство разработчиков цифровой

аппаратуры предпочитают моделировать свои проекты, ориентируясь на временные диаграммы, то есть привычные описания сигналов в графической форме (waveform). Кому-то больше нравится текстовое описание сигналов на языках HDL (испытательные векторы — test vectors). Однако для оптимальной верификации проекта, вероятнее всего, потребуются и те, и другие способы описания. Поэтому придется познакомиться со всеми разновидностями.

На данном уроке мы обсудим только работу со стимулами, остальные варианты будут рассмотрены на третьем уроке.

Схемотехнику, имеющему дело с реальной аппаратурой, ближе и понятнее всего стимуляторы (или стимулы) — виртуальные генераторы сигналов. В некоторых САПР, например в DesignLab 8.0 фирмы MicroSim, такие генераторы имеют даже графические образы и помещаются на схеме подобно другим реальным компонентам: логическим вентилям, триггерам, цифровым узлам и блокам.

В пакете Active-HDL 7.1 стимуляторы — это «генераторы-невидимки», они назначаются (приписываются) сигналам или портам, но на схеме не отображаются. Мы уже познакомились с ними на первом уроке. Теперь предстоит более серьезная работа.

Всего в среде Active-HDL 7.1 имеется восемь типов стимуляторов, что позволяет описать практически любую форму цифрового сигнала, какой бы сложной она не была.

Стимуляторы типа Value и Hotkey

Самые простые (и в чем-то похожие между собой) типы стимуляторов — это Value (значение) и Hotkey (горячая клавиша). С их помощью выбранному сигналу или порту задается постоянное значение, например '0' или '1'.

Эти стимуляторы напоминают работу обычного механического тумблера. В одном положении тумблера сигнал получает значение '0', в другом — '1'. Самое ценное в том, что значения можно менять непосредственно в процессе одного модельного эксперимента.

Виртуальные генераторы сигналов типа Hotkey меняют текущее значение при нажатии пользователем соответствующей горячей клавиши, генераторам типа Value можно задать новое значение на открытой диалоговой панели Stimulators в паузе между соседними шагами моделирования. Другими словами, сигналы разрешается изменять интерактивно в ходе моделирования. Посмотрим, как это делается на практике.

В том же самом рабочем пространстве Lessons (мы его организовали на первом уроке) создадим новый проект Lesson_2. Это можно сделать многими способами. Проще всего раскрыть крайнюю левую пиктограмму на инструментальной панели Standard и выбрать кнопку New Design (рис. 1). Процедура создания нового проекта подробно рассматривалась на первом уроке, и мы не станем погружаться в детали. Отметим только, что новый проект автоматически станет активным (будет выделен жирным шрифтом).

DD— Этот порт запрограммируем «акУаІие СВ- Этот порт запрограммируем какНмкеу

File £drt Search View

-G£ Ы £851

Wrakspace

ÆÊJ ßesign

¿1 VHDI .Snurj.

, New Design Veliog зиілсе

Рис. 2. «Схема» для тестирования стимуляторов типа Value и Hotkey

Вызовем схемный редактор Block Diagram Editor (с этой работой мы тоже познакомились на первом уроке), назовем схемный файл value_hotkey и определим для него два входных порта — D и C. Мы даже не станем подрисовывать к ним проводники (рис. 2). Откомпилируем пустую схему.

Затем вызовем редактор Waveform Editor (иконка Ш) и добавим в него имеющиеся входные порты D и С (иконка 0). Выделим первый из них и активизируем команду Stimulators (иконка ЕЛ). В окне Туре найдем нужный тип стимулятора Value и справа от него в поле Force value выберем желаемое значение, например '0'. После этого нажмем кнопку Apply — «применить» (рис. 3).

Порту C назначим стимулятор типа Hotkey. С этой целью, не закрывая панель Stimulators, щелкнем в окне редактора Waveform Editor на сигнале C. Он окажется в списке сигналов открытой панели Stimulators.

Выберем для него тип Hotkey и в поле Press new hotkey (рис. 4) определим горячую клавишу (например, C), которая будет им управлять. В данном примере мы назвали горячую клавишу тем же именем, что и порт, только для того, чтобы не запутаться. Вы можете «привязать» стимул к любой другой клавише.

По умолчанию горячая клавиша переключает сигнал между двумя уровнями: '0' и '1'

Рис. 1. Пиктограмма на инструментальной панели Standard

Рис. 3. Задаем постоянное значение входному порту D с помощью стимулятора Value

Стимуляторы типа Clock(синхронизация) и Formula (формула)

Стимуляторы Clock применяются для моделирования периодических сигналов (рис. 7).

Скважность

Начальное смещение Период (коэффициент заполнения)

Рис. 4. Назначаем порту C стимулятор типа Hotkey с управляющей клавишей C

(Toggled 0,1). Зафиксируем сделанные назначения, нажав кнопку Apply. Диалоговую панель Stimulators оставим открытой, она нам пригодится в ходе моделирования.

Попробуем выполнить моделирование. Кноикой Run for Ш продвинем модельное время на один шаг (по умолчанию на 100 ns), и нажмем горячую клавишу C. Мы увидим, что сигнал C переключился с '0' на '1' (см. столбец Value на рис. 5). Другой сигнал D сохранил прежний уровень. Продвинемся еще на один шаг и снова нажмем клавишу C. Отметим, что сигнал C вернулся на прежний (низкий) уровень (рис. 5).

Теперь проделаем то же самое с сигналом D. Выделим его на панели Stimulators, в поле Force value определим для него новое значение '1' и нажмем кнопку Apply. Вы обнаружите, что сигнал D изменил свое значение, и последующий шаг моделирования подтвердит это. Проделайте еще несколько экспериментов, чтобы получить временные диаграммы, показанные на рис. 5.

Работая со стимулами Value и Hotkey, вы, конечно, заметили, что кроме '0' и '1' они могут принимать еще семь значений: 'U', 'X', 'Z', 'W', 'L', 'H', '-' (определяя полный набор цифрового сигнала типа std_logic).

Чтобы просмотреть весь спектр возможных значений для стимула C типа Hotkey, выделим его на панели Stimulators и активизируем закладку Hotkey. Мы увидим, что заданная по умолчанию последовательность (Sequence) содержит только '0' и '1'.

Именно они и появлялись, циклически сменяя друг друга, в предыдущем эксперименте. Добавим в эту строку все оставшиеся значения и повторим моделирование (рис. 6). Обратите внимание, некоторые значения, например '0' и 'L', '1' и 'H', 'X' и 'W', отличаются только цветом, и при черно-белой печати станут практически неразличимы.

Частота

Рис. 7. Настраиваемые параметры периодического сигнала, задаваемого стимулятором типа Clock

Для настройки доступны все основные параметры такого сигнала: начальное значение, частота (или период повторения), скважность (коэффициент заполнения), начальное смещение (задержка).

С помощью стимулятора Formula можно описать сигнал произвольной формы как последовательность переключений (событий). На самом деле формулы как математического понятия здесь нет, есть просто текстовая строка в формате:

<value> [<time>] [, <value> <time> ...] [ -r <period>]

Из этой «формулы» видно, что в простейшем случае стимулятор Formula превращается в стимулятор Value. В общем случае — это цепочка событий (транзакций) «значение - время» произвольной длины. К тому же, созданную последовательность вы можете заставить повторяться (-г от слова repeat — повторение) с желаемым периодом (period). В частном случае легко задать обычный тактируемый сигнал, описываемый стимулом Clock. Другими словами Formula — это универсальный инструмент описания внешних воздействий.

Рассмотрим на практике, как работать с такими стимуляторами. В том же самом проекте Lesson_2 создадим еще один схемный файл и назовем его clock_formula. В отличие от предыдущего эксперимента не станем даже задавать входные порты, пропустив в «мастере» эту процедуру.

В любом месте схемы нарисуем проводник (команда Wire) и назовем его Clk. Откомпилируем схему и, раскрыв рабочую библиотеку Lesson_2 library, убедимся, что в ней появился откомпилированный модуль clock_formula

(clock_formula). Щелкнем на нем ПКМ и исполним команду Set as Top-Level. Тем самым мы установили ему статус модуля верхнего уровня, и теперь он стал доступен программе моделирования.

Обратите внимание, в верхнем поле окна просмотра проекта Design Browser появилось (рис. 8) имя модуля верхнего уровня.

Добавим сигнал Clk в окно редактора сигналов Waveform Editor. Похожим образом мы действовали, исследуя стимулы Value и Hotkey.

Вызвав панель Stimulators (иконка В), активизируем стимулятор Clock и зададим параметры периодического сигнала, как показано на рис. 9.

Рис. 9. Программируем периодический сигнал Clk с помощью стимула Clock

Мы специально поменяли все установленные по умолчанию значения, включая и коэффициент заполнения (в примере 20%). Промоделируем схему с шагом 25 ns и, включив режим измерения Measurement Mode (кнопка 0), проставим на временной диаграмме «размеры» всех ранее запрограммированных интервалов времени (рис. 10).

Обратите внимание, первые 10 ns (начальное смещение или задержка) сигнал Clk имел значение 'U', то есть не был инициализирован.

Попробуем воспроизвести в точности такую же форму временной диаграммы с помощью другого стимулятора — Formula. Нарисуем на той же схеме еще один проводник и назовем его Form. Проделав уже известную работу, запрограммируем сигнал Form, как показано на рис. 11.

Промоделировав новую схему, убедимся, что все было сделано правильно (рис. 12).

Рис. 5. Выполняем в пошаговом режиме моделирование пустой схемы, изменяя вручную сигналы на входах D иC

Рис. 6. Выводим на экран монитора все возможные значения сигнала C типа std_logic

Рис. 10. С помощью измерения временных интервалов убеждаемся, что стимулятор Clock сформировал требуемую периодическую последовательность

Рис. 11. Программируем периодический сигнал Form с помощью стимула Formula

Щелкнув правой кнопкой мыши в зоне временных диаграмм, исполним команду Add Cursor. Расставим курсоры так, как показано на рис. 12.

Это еще один способ проконтролировать интересующие нас временные интервалы. Заметим, что в отличие от некоторых других САПР, например DesignLab 8.0 или OrCAD 9.1, среда Active-HDL 7.1 не имеет ограничений на число курсоров.

Когда событий (переключений) не более трех, то их предпочтительнее вводить в специальные поля value и time offset (как в только что рассмотренном примере, показанном на рис. 11). По мере заполнения этих полей вы обнаружите, что копии событий дублируются и в поле Enter formula.

Если переключений более трех, вы можете просто дописать их в нижнее поле. Чтобы многократно повторить введенную последовательность, достаточно приписать в конце строки символ повторения (-г) и указать период, например 50 ns.

Предопределенные стимуляторы типа Predefined

Названный тип стимулятора удобен тем, что не требует программирования. Достаточно сослаться на его имя. Допустим, нам нужен генератор импульсов с частотой 25 МГц.

В списке поставляемых с системой предопределенных стимулов он находится под именем Clock B2 (рис. 13). Указав это имя на закладке Signals, мы решаем задачу одним щелчком мыши.

Если подходящего стимулятора нет, его легко создать самостоятельно, внести в список предопределенных стимулов и в дальнейшем ссылаться на него, когда возникает необходимость. Обычно рассматриваемый прием эффективен для часто используемых сигналов с неизменной временной диаграммой. Такими сигналами могут быть сброс (Reset), установка (Set), синхронизация (Clock) и т. п.

Создадим предопределенные стимуляторы Reset и Reset_n с временными диаграммами, описываемыми «формулами»: 0 0 ns, 1 30 ns, 0 50 ns и 1 0 ns, 0 30 ns, 1 50 ns соответственно. В первом случае сброс осуществляется высоким уровнем, во втором — низким. Мы уже умеем программировать стимулы типа Formula, поэтому никаких проблем возникнуть не должно.

Откройте на панели Stimulators закладку Predefined и нажмите кнопку Add (рис. 13). Введите имя Reset и в поле Stimulator type укажите тип стимула Formula. В поле Enter formula введите требуемый текст:

0 0ns, 1 30ns, 0 50ns

Рис. 13. Просматриваем список предопределенных стимуляторов

Переключитесь на закладку Signals, и в окне Predefined вы увидите созданный стимул.

Аналогичным образом создайте стимул Reset_n. Протестируйте полученные стимулы так, как мы это делали ранее. Надеюсь, что предлагаемая работа не вызовет у вас особых затруднений.

Ожидаемые результаты показаны на рис. 14.

Заметим, что предопределенные стимуляторы сохраняются в системных регистрах, а не в волновых файлах, имеющих расширение *.awf.

Поэтому при переносе проекта на другой компьютер могут возникнуть определенные проблемы: вы их просто не обнаружите в наличии. По этой причине увлекаться такими стимулами не следует.

Описание шинных сигналов стимуляторами типа Counter и Formula

В принципе все стимуляторы, кроме Clock, позволяют программировать как одиночные, так и шинные сигналы. Значения шинных сигналов могут представляться как символьной литеральной строкой, например 1101, так и числами в двоичной (2#1101), восьмеричной (8#15), десятичной (10#13) или шестнадцатеричной (16#D) системе счисления. В данном примере описано одно и то же число 13 всеми возможными способами. Для периодических шинных сигналов предпочтение следует отдать стимулятору типа Counter, весьма мощному и эффективному средству. Одиночные сигналы он не поддерживает.

Создадим новый схемный файл stim_ counter.bde. Нарисуем в нем 4-разрядную шину A(3:0) и запрограммируем ее с помощью стимулятора Counter как двоичный суммирующий счетчик (рис. 15).

В левом верхнем поле Count type укажем тип счетчика Binary (двоичный), а в соседнем справа поле Count Direction — направление счета Up (суммирующий). Далее зададим начальное значение счетчика (поле Starting value), шаг изменения (Modify by) и время сохранения каждого состояния (Count every).

Наконец, надо задать систему счисления, в которой будет восприниматься стартовое значение (возможны двоичный, восьмеричный, десятичный и шестнадцатеричный форматы). Впрочем, описанный режим установлен по умолчанию, так что можно получить результат без всяких усилий (рис. 16).

Рис. 12. С помощью дополнительных курсоров убеждаемся,

что оба стимула (Clock и Formula) воспроизводят одинаковую форму сигналов

Рис. 14. Тестируем предопределенные стимуляторы Reset и Reset_n

Рис. 15. Задаем для шины A(3:0) параметры двоичного суммирующего счетчика

Очевидно, что для получения вычитающего счетчика достаточно сменить в поле Count Direction значение Up (вверх) на Down (вниз). Причем сделать это можно непосредственно в ходе моделирования.

Для получения двоично-десятичного счетчика следует поступить так. Когда в пошаговом режиме моделирования в счетчике окажется число 9, надо на диалоговой панели Stimulators нажать кнопку Apply и «заставить» счетчик начать счет заново (по умолчанию — с нуля).

Кроме двоичного счетчика (Binary) вы можете имитировать работу счетчиков Грея (Gray Code), Джонсона (Johnson Code) или организовать циклический счет, гоняя по кругу '1' (Circular One) или '0' (Circular Zero) в одну или в противоположную ей сторону (счет в унитарном коде — кольцевой счетчик).

Для описания непериодических шинных сигналов предпочтение следует отдать стимулятору типа Formula. Показанная на рис. 16 временная диаграмма шинного сигнала B(3:0) получена с помощью следующей строки:

0 0ns, 16#F 250ns, 10#13 500ns, 8#16 750ns, 0101 1000ns, 2#0111 1250ns, 2#1 1500ns

Она специально «запутана», чтобы показать все возможные форматы записи значений шинного сигнала.

Стимуляторы типа Random

Стимулятор типа Random (случайный) основывается на использовании генератора случайных чисел, который возвращает значения целых чисел, распределенные согласно стандартным вероятностным функциям. В поле Distribution (рис. 17) можно установить желаемый закон распределения, в частности рав-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 17. Для программирования сигналов со случайными числовыми последовательностями используем стимулятор Random

номерный (Uniform), нормальный (Normal), экспоненциальный (Exponential) и некоторые другие (всего восемь распределений).

По умолчанию будут генерироваться псевдослучайные числа с равномерным распределением. Для настройки данного генератора доступно несколько полей.

В поле Seed задается начальное число, порождающее случайную числовую последовательность. В соседнем справа поле Period устанавливается временной интервал, с которым меняются числа.

В полях Start и End задается диапазон изменения случайных чисел (по умолчанию — отрезок 0-1).

Создадим схемный файл Random.bde, разместим в нем один шинный сигнал D(3:0) и два одиночных сигнала A и B. Подключим к первым двум стимулятор Random с параметрами, заданными умолчанием, а для сигнала B зададим диапазон 2-3.

Выполним моделирование на интервале 2000 ns (рис. 18).

Временная диаграмма шинного сигнала D(3:0) показывает последовательность целых чисел: 10001100111111100010. На этом интервале число 0 выпало 9 раз, а 1 — 11 раз. Даже на такой небольшой выборке уже проявляется основное свойство данного распределения — равная вероятность появления случайных чисел.

А вот эпюра одиночного сигнала A выглядит несколько неожиданно: вместо битовой последовательности нулей и единиц мы наблюдаем хаотичную смену двух значений сигнала — 'U' и 'X'.

Впрочем, все легко объясняется: это первые два значения цифрового сигнала перечислимого типа std_logic, который может принимать 9 значений: 'U', 'X', '0', '1', 'Z', 'W',

'L', 'H', '-'. Целому числу 0 соответствует значение цифрового сигнала 'U', а числу 1 — 'X'. Можно предположить, что числу 2 будет поставлено в соответствие значение '0', числу 3 — значение '1', числу 4 — значение 'Z' ит. д.

Наши догадки подтверждает эксперимент с одиночным сигналом B (рис. 18). С ним тоже ассоциирован стимулятор типа Random с равномерным законом распределения, но диапазон генерируемых чисел установлен иным — 2.. .3. Как видите, все получилось наилучшим образом: перед нами действительно битовая последовательность 10001100111111100010 двоичных чисел.

Для нормального закона распределения доступными становятся другие поля: Mean (среднее значение) и Standard Deviation (стандартное отклонение).

Заканчивая разговор о генераторах псевдослучайных чисел, заметим, что они широко применяются в процедурах тестового диагностирования цифровой аппаратуры и, в частности, в сигнатурных анализаторах.

Логическая сила сигнала (Strength)

Основное назначение стимуляторов — генерировать значения сигналов на входных цепях цифровых устройств. Но этим область их применения не ограничивается. В принципе стимуляторы позволяют подменить любой сигнал, вырабатываемый в схеме, невзирая на его истинные значения, вычисляемые моделью. Такая необходимость возникает, например, при разработке проверочных векторов (test vectors) для процедур внутрисхемного тестирования печатных плат с помощью подпружиненных игольчатых контактов.

Допускается даже принудительное (Override) задание тестового сигнала на выходе вентиля, вырабатывающего противоположное значение сигнала. Неприятностей удастся избежать, если тестовые сигналы в реальных схемах подавать в течение короткого времени.

Понятно, что тестовый сигнал должен «побороть» выходной сигнал вентиля, то есть иметь силу большую, чем логический выход. По умолчанию стимулятору как раз и назначается такой уровень силы — Override. Вы без труда обнаружите это значение в раскрывающемся списке Strength (сила) в правом нижнем углу диалоговой панели Stimulators (рис. 17).

Рис. 16. Результаты моделирования шинного сигнала типа Counter на примере двоичного суммирующего счетчика

Рис. 18. Тестируем стимулятор Random, генерирующий псевдослучайные последовательности

Рис. 19. Выходной сигнал F1 является инверсией входного сигнала A и автоматически вычисляется в процессе моделирования

Рис. 20. Стимул, подключенный к внутренней цепи F1, преодолевает сигнал, вырабатываемый моделью в этом узле

Проведем простой эксперимент, подтверждающий только что сказанное. В окне просмотра проектов Design Browser щелкнем ПКМ на проекте Lesson_1 и сделаем его активным (команда Set as Active Design). Откроем файл с временными диаграммами mux2_schema.awf и добавим в него сигнал F1, формируемый на выходе инвертора U3 (см. урок 1, рис. 11).

Промоделируем схему еще раз, чтобы убедиться, что сигнал F1 является инверсией входного сигнала A (на рис. 19 они выделены красным цветом).

А теперь «повесим» на сигнал F1 стимулятор типа Hotkey (или любой другой) и повторим моделирование, управляя значением сигнала на проводнике F1 с помощью клавиши F (рис. 20).

Пока значение, выдаваемое стимулом, повторяет истинное значение, вычисляемое моделью в узле F1 (до момента времени 300 ns), реакция на выходе мультиплексора не искажается. Но потом мы нажимаем клавишу F и стимул принудительно (Override) задает в узле F1 значение 0, перекрывая вычисляемый моделью сигнал. Очередной импульс с входа D0 не попадает на выход Y мультиплексора, то есть оба его канала оказываются отключенными.

Повторим эксперимент еще раз, изменив уровень логической силы стимула, прикрепленного к узлу F1, на значение Deposit (хранение). В этом режиме «навязанное» стимулом значение отменяет текущее значение сигнала, вычисленное в имитационной модели. Но его действие будет распространяться только до ближайшего события в данном узле,

после чего стимул потеряет силу, если его не инициировать новым значением.

В третьем режиме Drive присоединенный стимул ассоциируется с дополнительным драйвером сигнала, действующего в данном узле, например в узле F1. Теперь стимул не в состоянии преодолеть сигнал, вычисленный моделятором. Если они имеют разные значения, то в управляемом ими узле возникнет конфликт и результирующее состояние станет равным 'X'.

Практическое применение этот режим находит при моделировании двунаправленных сигналов и тристабильных шин.

У нас остался не рассмотренным только стимулятор типа Custom — заказной стимулятор. Он имеет особое назначение, и о нем мы поговорим на следующем уроке. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.